МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
142900, Московская область, тел. 31-540
г. Кашира, улица Маршала Астахова, д.1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы ____________Е.А. Терёшина Протокол ШМО №1 от «30» августа 2017 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________Т.А.Лемешко «_____» ______________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №1» ____________Т.Е.Шустрова «_____»_____________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Класс: 7 «А»
Составитель: Ширяева Наталья Валерьевна
Кашира
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
- материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями);
- на основе основной программы Основного общего образования;
- на основе учебно-методического комплекта:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей ОУ. М.: Просвещение, 2016г.
Учебник для общеобразовательных организаций Русский язык 7 класс. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Москва, «Просвещение», 2015.
Поурочные разработки под редакцией Н.В. Егорова (Универсальное издание к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой), Москва, «Вако», 2016.
Рабочая программа для _7__ класса рассчитана на 140 учебных часов по _4__ часа в неделю.
Форма промежуточной и итоговой аттестации – осложненное списывание.
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения русского языка в 7 классе:
Личностные:
- воспитание у обучаемых гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- развитие языкового и эстетического идеала.
- освоение знаний: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- формирование умений: обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Предметные:
- определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Метапредметные:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Русский язык – национальный язык русского народа.
Тема 2. Повторение пройденного в V-VI классах.
Система стилей в русском языке.
Сочинение по картине в художественном стиле.
Тема 3. Морфология. Орфография. Культура речи.
Тема 3.1. Морфология. Причастие.
I.Причастия. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастия в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий .
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом –СЯ-, согласовывать причастие с определяемым существительным, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям.
Виды публичных общественно – политических выступлений. Их структура.
Тема 3.2. Деепричастие.
I. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия в предложении. Текстообразующая роль деепричастия. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастие совершенного и несовершенного вида и их образования.
НЕ с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
Ш. Рассказ по картине.
Тема 3.3. Наречие.
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречия в предложении. Степени сравнения наречий и их образования. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание НЕ с наречиями на –о –е; НЕ и НИ в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на –о –е.
Буквы –о и –е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия – синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Сочинение – описание действий.
Тема 3.4.Категория состояния.
I. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Тема 4. Служебные части речи. Культура речи.
Тема 4.1. Предлог.
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов. Дефис в предлогах.
II. Умение правильно употреблять предлоги В и НА, С и ИЗ. Умение правильно употреблять существительные с предлогами ПО, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ.
Умение пользоваться в речи предлогами - синонимами.
III. Доклад на лингвистическую тему.
Тема 4.2.Союз.
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союза в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия ТАК и частицы ЖЕ.
II. Умение пользоваться в речи союзами – синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Сочинение – рассуждение на публицистическую тему с привлечением научных сведений.
Тема 4.3. Частица.
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частицы в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложение с модальными частицами.
Тема 5. Междометие. Звукоподражательные слова.
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометия в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложение с междометиями.
Тема 6. Повторение и систематизация пройденного в VII классе.
Текст. Стилистический анализ теста (практикум). Комплексный анализ языковой структуры текста.
Тематическое календарно-поурочное планирование курса
«Русский язык»7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Повторение |
-
| Русский язык как развивающееся явление | 1 | | |
-
| Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | | |
-
| Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. | 1 | | |
-
| Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | | |
-
| Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | |
-
| Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | | |
-
| Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | | |
-
| Р/Р Сочинение-описание в художественном стиле по картине: И.И. Бродского «Осень в летнем саду». | 1 | | |
Тексты и стили. |
-
| Текст. | 1 | | |
-
| Диалог как текст. | 1 | | |
-
| Виды диалога. | 1 | | |
-
| Стили литературного языка. | 1 | | |
-
| Публицистический стиль. Р.Р. Устное выступление в публицистическом стиле. | 1 | | |
Морфология и орфография. Культура речи |
Причастие |
14. | Причастие как часть речи. | 1 | | |
15. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | | |
16. | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | |
17. | Описание внешности человека. Р.Р. Классное сочинение. | 1 | | |
18. | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | |
19. | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | | |
20. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | | |
21. | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
22. | Р.Р. Изложение по фрагменту книги Т. Сухотиной. | 1 | | |
23. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | | |
24. | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
25. | Практикум по орфографии причастий. | 1 | | |
26. | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | | |
27. | -Н-\-НН- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | | |
28. | -Н-\-НН- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | | |
29. | Практикум по правописанию частей речи с Н – НН. | 1 | | |
30. | Р/Р Выборочное изложение по тексту М. А. Шолохова «Отец и сын» (подготовка) | 1 | | |
31. | Р/Р Выборочное изложение по тексту М. А. Шолохова «Отец и сын» (написание). | 1 | | |
32. | Морфологический разбор причастия. | 1 | | |
33. | Контрольная работа. Диктант. | 1 | | |
34. | Работа над ошибками | 1 | | |
35. | Правописание НЕ с причастиями. | 1 | | |
36. | Правописание НЕ с причастиями. | 1 | | |
37. | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | |
38. | Повторение. | 1 | | |
Деепричастие |
39. | Грамматическое значение деепричастия. | 1 | | |
40. | Деепричастный оборот. Обособление деепричастных оборотов. | 1 | | |
41. | Деепричастный оборот. Обособление деепричастных оборотов. | 1 | | |
42. | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 | | |
43. | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | | |
44. | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | |
45. | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | |
46. | Р/Р Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (подготовка). | 1 | | |
47. | Р/Р Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (написание). | 1 | | |
48. | Морфологический разбор деепричастий. | 1 | | |
49. | Тестовый практикум. | 1 | | |
50. | Контрольная работа. Диктант. | 1 | | |
51. | Работа над ошибками. | 1 | | |
52. | Повторение. | 1 | | |
Наречие |
53. | Морфологические признаки наречия. | 1 | | |
54. | Разряды наречий. | 1 | | |
55. | Разряды наречий. | 1 | | |
56. | Степени сравнения наречий. | 1 | | |
57. | Морфологический разбор наречий. | 1 | | |
58. | Тестовый практикум. | 1 | | |
59. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. | 1 | | |
60. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. | 1 | | |
61. | Буквы е - и в приставках не-/ни- отрицательных наречий. | 1 | | |
62. | Буквы е - и в приставках не-/ни- отрицательных наречий. | 1 | | |
63. | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е. | 1 | | |
64. | Р/Р Описание действий. Подготовка к написанию сочинения. | 1 | | |
65. | Р/Р Описание действий. Сочинение на свободную тему. | 1 | | |
66. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
67. | Буквы о и ф на конце наречий. | 1 | | |
68. | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | |
69. | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | |
70. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
71. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
72. | Повторение. | 1 | | |
73. | Тестовый практикум. | 1 | | |
74. | Контрольная работа.Тест. | 1 | | |
75. | Работа над ошибками. | 1 | | |
76. | Р/Р Учебно – научная речь. Отзыв. | 1 | | |
77. | Учебный доклад. | 1 | | |
Категория состояния |
78. | Грамматические признаки категории состояния. | 1 | | |
79. | Грамматические признаки категории состояния. | 1 | | |
| | | |
80. | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | | |
81. | Контрольная работа. Р/Р Сжатое изложение. К.Паустовский «Обыкновенная земля». | 1 | | |
82. | Повторение. | 1 | | |
Служебные части речи. |
83. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | |
Предлог |
84. | Грамматическая функция предлога. | 1 | | |
85. | Употребление предлогов в речи. | 1 | | |
86. | Производные и непроизводные предлоги. | 1 | | |
87. | Простые и составные предлоги. | 1 | | |
88. | Морфологический разбор предлога. | 1 | | |
89. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | | |
90. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | | |
91. | Тестовый практикум. | 1 | | |
92. | Самостоятельная тестовая работа | 1 | | |
Союз |
93. | Грамматическая функция союза. | 1 | | |
94. | Простые и составные союзы. | 1 | | |
95. | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | | |
96. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | | |
97. | Тестовый практикум. | 1 | | |
98. | Сочинительные союзы. | 1 | | |
99. | Подчинительные союзы. | 1 | | |
100 | Морфологический разбор союза. | 1 | | |
101 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик», по отрывку И. Гончарова «Обломов» (подготовка) | 1 | | |
102 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик», по отрывку И. Гончарова «Обломов» (написание) | 1 | | |
103 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | | |
104 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | | |
105 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | 1 | | |
106 | Контрольная работа. Диктант. | 1 | | |
107 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Частица |
108 | Грамматическая функция частицы | 1 | | |
109 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | | |
110 | Модальные (смыслоразличительные) частицы. | 1 | | |
111 | Модальные (смыслоразличительные) частицы. | 1 | | |
112 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | | |
113 | Тестовый практикум. | 1 | | |
114 | Морфологический разбор частиц. | 1 | | |
115 | Отрицательные частицы не и ни. | | | |
116 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | | |
117 | Различение НЕ в функции частицы и приставки. | 1 | | |
118 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | 1 | | |
119 | Повторение. | 1 | | |
120 | Тестовый практикум. | 1 | | |
121 | Контрольная работа. Тест. | 1 | | |
122 | Р/Р Служебные части речи как средство грамматической связи. | 1 | | |
Междометие |
123 | Междометие как часть речи. | 1 | | |
124 | Правописание междометий. | 1 | | |
Повторение и обобщение изученного. |
125 | Разделы науки о языке. | 1 | | |
126 | Р/Р Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | 1 | | |
127 | Контрольная работа. Диктант. | 1 | | |
128 | Фонетика. Графика. | 1 | | |
129 | Лексика и фразеология. | 1 | | |
130 | Морфемика и словообразование. | 1 | | |
131 | Морфология. | 1 | | |
132 | Орфография. | 1 | | |
133 | Синтаксис. | 1 | | |
134 | Пунктуация. | 1 | | |
135 | Повторение. | 1 | | |
136 | Итоговый урок. | 1 | | |
137-140 | Резервные уроки. | 4 | | |
15