СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по учебнику Л.М. Рыбченковой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по учебнику Л.М.Рыбченковой, О.В.Загоровской и др. Количество часов - 140 ( 4 урока в неделю). Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, тематическое планирование и календарное планирование. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по учебнику Л.М. Рыбченковой»


.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г.Балтийска



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /Ухабина М.Г./

Протокол №____ от

«___» сентября 201__г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____/Назарова О.Н../

«___» сентября 201__г.


«Утверждено»

Директор школы

_______/Захаренко Л.А./

Приказ № ______ от

«___» сентября 201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Казарлыги Елены Константиновны,

учителя русского языка

первой квалификационной категории





по русскому языку для 7 «А», «Б» классов







2015 - 2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; тематическое планирование (указывается содержание раздела, тематическое планирование и требования к уровню подготовки обучающихся); развёрнутое календарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенции.

1.Нормативная база.

Закон РФ об образовании.

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год.

Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 06.10.2009. № 373 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации»).

Программа по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова).

Учебный план МБОУ СОШ №6 на 2015-2016 учебный год.

2.Роль и место дисциплины.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.


Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое иинтеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

3.Адресат.

Программа адресована обучающимся 7 «А», « «Б» классам МБОУ СОШ №6

4.Цели и задачи.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, урок- беседа, урок-исследование, урок развития речи, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, а так же:

УОНМ – урок освоения нового материала,

ПОУ – повторительно-обобщающий урок,

УОНЗ – урок освоения новых знаний,

УЗИ – урок закрепления изученного.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Итоговый контроль.

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового контрольного диктанта.

Текущий контроль по изучению каждого основного раздела проводится в форме проверочной работы: устное сообщение на лингвистическую тему, тесты, контрольные работы и диктанты, изложения с творческим заданием, сочинения, осложнённые и творческие списывания.








Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Предмет - русский язык

Классы – 7 «А», «Б»

Учитель – Казарлыга Елена Константиновна

Количество часов

Всего – 140 часов; в неделю – 4 часа

Плановых контрольных уроков – 6

Уроков развития речи –

Административных контрольных уроков –

Планирование составлено на основе Программы

по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). М.: «Просвещение», 2013

Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях . Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2013


Учебно-тематическое планирование



Кол-во часов

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

1

10 (8+ 2 часа развития речи)

Введение.

Роль языка в жизни общества и государства в современном мире. Место языка в кругу славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка. Основные формы функционирования современного русского языка. Нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения. Несловесные средства общения

Язык как средство общения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

2

32 (27+4 часа развития речи)

Морфология. Причастие..

Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки и грамматическое значение причастий. Употребление причастий.

Причастие. Причастный оборот

Контрольный диктант с грамматическим заданием

3

18 (12+ 6 часов развития речи)

Деепричастие.

Деепричастие как особая форма глагола. Морфологические признаки и грамматическое значение деепричастий. Употребление причастий

Деепричастие. Деепричастный оборот

Контрольный диктант с грамматическим заданием

4

29 (24 + 5 часов развития речи)

Наречие.

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки наречия

Наречие. Степени сравнения наречий.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

5

13 (11+ 2 часа развития речи)

Предлог.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги

Предлог. Производные и непроизводные предлоги

Контрольный диктант с грамматическим заданием

6

19 (17+ 2 часа развития речи)

Союз.

Союз как часть речи. Разряды союзов.

Союз. Сочинительные и подчинительные союзы.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

7

13 (11+ 2 часа развития речи)

Частица.

Частица как часть речи. Формообразующие и смысловые частицы.

Частица. Формообразующие и смысловые частицы.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

8

2

Междометие.

Синтаксическая роль междометий, отличие междометий от частей речи.

Междометие.


9

2

Итоговый урок.



Контрольный диктант с грамматическим заданием



Календарно-тематическое планирование

Дата

Фактически проведено

Тема урока

Содержание урока

Самостоятельная работа

Формы контроля

Примечание

1

1.09


Русский язык в современном мире (§1)

Знакомство с учебником. Роль языка в жизни общества и государства в современном мире. Место языка в кругу славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка. Основные формы функционирования современного русского языка.

Постановка учебной задачи. Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации.

Письменные упражнения


2

3.09


Речь. Речевое общение (§2)

Знакомство с учебником. Представление о речевом общении (коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче.

Сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, принадлежности и использования языковых средств. Монологи различных видов

Письменные упражнения


3-4

5.09, 7.09


Речевой этикет (§3)

Нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения. Несловесные средства общения

Изучающее чтение. Анализ и характеристика образцов письменной и устной речи, соотнесение их с целями и ситуациями общения. Сравнение диалогической и монологической речи.

Письменные упражнения


5-6

10.09, 12.09

10.09

Сочинение-рассуждение

Развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи

Речевая практика и наблюдение за собственной речью, её коррекция.

Сочинение


7-8

8.09,10.09

8.09, 12.09

Функциональные разновидности языка (§4)

Различия разговорной и книжной речи. Языковые средства выразительности

Анализ и характеристика языкового материала. Деление текста на смысловые части. Информационная переработка текстов. Кодирование и декодирование информации. Систематизация материала по заданным характеристикам.

Письменные упражнения


9

14.09

14.09(7а), 15.09 (7б)

Текст, его основная и дополнительная информация (§5)

Ключевые слова и сочетания слов. Речевая задача текста. Стратегия ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового способов (видов) чтения.

Анализ текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи;

Письменные упражнения


10

17.09


Вводный контрольный диктант


Самостоятельная работа

Диктант с грамматическим заданием


11

19.09

7б-14.09

Морфология. Система частей речи в русском языке (§6)

Система частей речи в русском языке. Принципы группировки частей речи.

Анализ языкового материала (слов, текста). Восстановление деформированного текста.

Письменные упражнения


12

21.09


Понятие о причастии (§7)

Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки и грамматическое значение причастий. Употребление причастий.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Группировка слов по заданным признакам.

Письменные упражнения


13-14

22.09, 24.09


Признаки глагола и прилагательного в причастии (§8)

Грамматические признаки глагола и имени прилагательного у причастий.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Подбор антонимичных словосочетаний.

Письменные упражнения


15-16

26.09, 28.09


Причастный оборот (§9)

Понятие о причастном обороте, способах его обособления. Правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

Анализ языкового материала. Употребление причастий в словосочетаниях.

Письменные упражнения


17-18

29.09, 1.10


Действительные и страдательные причастия (§10)

Признаки действительных и страдательных причастий.

Анализ языкового материала. Различение действительных и страдательных причастий в тексте.

Письменные упражнения


19

3.10


Сжатое изложение


Использование разных приемов сжатия текста.

Изложение


20

5.10


  1. Полные и краткие формы причастий (§11)

Образование полных и кратких страдательных причастий.

Анализ языкового материала. Создание алгоритма (схемы) Решение лингвистических задач.

Письменные упражнения


21

6.10


  1. Причастия настоящего и прошедшего времени (§ 12)

Образование причастий настоящего и прошедшего времени.

Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Решение лингвистических задач.

Письменные упражнения


22-23

8.10, 10.10,


  1. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 13)

Образование причастий настоящего и прошедшего времени.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Решение лингвистических задач.

Письменные упражнения


24-25

12.10, 13.10


  1. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 14)
  1. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Решение лингвистических задач. Прогнозирование текста.

Письменные упражнения


26-27

15.10, 17.10


  1. Работа с информацией, представленной в различном виде

Различия разговорной и книжной речи.

Передача информации, представленной в таблице, в виде связного текста, Сравнение текстов по заданным параметрам

Письменные упражнения


28-29

19.10-20.10


  1. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (§ 15)
  1. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях

Анализ языкового материала, установление зависимости выбора гласной от того, на что оканчивается глагол.

Письменные упражнения


31-32

22.10, 24.10


  1. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных (§16)
  1. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Различие частей речи.

Анализ языкового материала. Замена отглагольных прилагательных однокоренными страдательными причастиями с приставками.

Письменные упражнения


34-35

26.10-27.10


  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками




36

29.10


  1. Морфологический разбор причастия (§18)
  1. Порядок морфологического разбора причастия.

Анализ языкового материала. Поиск информации в различных источниках. Создание письменных высказываний.

Письменные упражнения



31.10- 9.11, 10.11, 12.11

31.10, 9.11

  1. Правописание НЕ с причастиями (§ 19)
  1. Правописание НЕ с причастиями.

Анализ языкового материала. Работа с текстовым материалом: аудирование. Создание алгоритма правила.

Письменные упражнения


39

14.11

14.11

  1. Изложение

Применение приёмов сжатия материала.

Изложение


40

16.11


  1. Буквы Е|Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (§ 20)
  1. Правописание Е|Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Анализ языкового материала. Совершенствование орфографической грамотности

Письменные упражнения


41-42

17.11, 19.11


Повторение темы «Морфемика, Причастие» (§ 21)


Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Письменные упражнения


43

21.11


  1. Понятие о деепричастии (§ 22)

Деепричастие как особая форма глагола.

Анализ и характеристика языкового материала. Дополнение предложений словами заданной грамматической формы, поиск в тексте заданной грамматической формы

Письменные упражнения


44-45

23.11, 24.11


  1. Деепричастный оборот (§ 23)

Понятие о деепричастном обороте, способах его обособления. Правильный порядок слов в предложениях с деепричастными оборотами и в деепричастном обороте.

Сочинение лингвистической сказки по рисунку и схеме предложений. Анализ и характеристика языкового материала. Составление предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Письменные упражнения


46

26.11


  1. Тезисный план текста


Анализ языкового материала

Письменные упражнения


47-48

28.11, 30.11


  1. Правописание не с деепричастиями (§24)

Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Выполнение синтаксической замены.

Письменные упражнения


49-51

3.11,5.11


  1. Деепричастия совершенного и несовершенного вида (§ 25)

Образование и грамматические признаки деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Анализ роли языковых единиц в тексте

Письменные упражнения


52

7.12

08.12

  1. Сочинение-описание картины Б.Кустодиева «Сирень».


Анализ языкового материала. Поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Сочинение


53

08.12

07.12

  1. Рассуждения и его виды (§ 26)

Рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление. Структура текстов.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Создание рассуждений-доказательств на предложенные темы.

Письменные упражнения



12.12

12.12

  1. Сочинение-рассуждение по рассказу «Коллекционная вещь» Тибора Фишера


Анализ языкового материала.

Сочинение


56

10.12

1012

  1. Морфологический разбор деепричастия (§ 27)
  1. Порядок морфологического разбора деепричастия.

Анализ языкового материала. Поиск информации в различных источниках. Создание письменных высказываний.

Письменные упражнения


57-58

14.12, 15.12


Повторение темы «Морфология. Деепричастие» (§28)


Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Письменные упражнения


59-60

17.12, 19.12

22.12, 24.12

Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками.


Самостоятельная работа.

Диктант с грамматическим заданием


61-62

22.12, 24.12

17.12, 19.12

  1. Наречие как часть речи (§ 29)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки наречия.

Анализ языкового материала. Орфографический тренинг. Выборочное чтение. Работа с текстами. Кодирование и декодирование информации.

Письменные упражнения


63-64

21.12,26.12


  1. Разряды наречий по значению (§ 30)

Разряды наречий.

Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Изучающее чтение.

Письменные упражнения


65-66

28.12, 29.12

28.12, 29.12

  1. Сочинение-рассуждение по тексту В.Ю.Постникова «Как растения-иностранцы Россию осваивали»

Употребление наречий в письменной речи.

Анализ языкового материала.

Сочинение


67-68

11.01, 12.01


  1. Степени сравнения наречий (§ 31)

Образование степеней сравнения наречий.

Анализ и классификация языкового материала. Освоение содержания изучаемых материалов и составление алгоритмов действий. Кодирование и декодирование информации.

Письменные упражнения


69-70

14.01,16.01


  1. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е) (§ 32)
  1. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е)

Анализ и классификация языкового материала. Освоение содержания изучаемых материалов и составление алгоритмов действий. Кодирование и декодирование информации.

Письменные упражнения


71-72

18.01-19.01


  1. Морфологический разбор наречия (§ 33)
  1. Порядок морфологического разбора наречия.

Совершенствование правописных умений. Анализ языкового материала.

Письменные упражнения


73-74

21.01, 23.01


  1. Одна и две буквы н в наречиях на –о (-е) (§34)

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е).

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Создание монологического высказывания.

Письменные упражнения


75-76

25.01.26.01


  1. Буквы о и е после шипящих на конце наречий (§ 35)
  1. Правописание о и е после шипящих на конце наречий. О и Е после шипящих в разных частях речи.

Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Кодирование и декодирование информации.

Письменные упражнения


77

28.01


  1. Буквы о и а на конце наречий (§ 36)

Орфографическое правило и алгоритмы его использования.

Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Составление алгоритма выполнения правила.

Письменные упражнения


78

30.01


  1. Дефис между частями слова в наречиях (§ 37)

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

Анализ языкового материала. Образование наречий от местоимений и прилагательных, классификация по заданному основанию

Письменные упражнения


79-80

1.02, 2.02


  1. Подробное изложение


Чтение и анализ языкового материала.

Изложение


81-82

4.02, 6.02


  1. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (§ 38)

Правописание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Анализ языкового материала. Работа с орфографическим словарём. Кодирование и декодирование материала.

Письменные упражнения


83

8.02,


  1. Мягкий знак после шипящих на конце наречий (§ 39)

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Составление алгоритма.

Письменные упражнения


84-85

8.02,11.02,


  1. Речевая характеристика героя по отрывку из рассказа В.Астафьева


Написание изложения с заданной степенью свёрнутости.

Письменные упражнения


86-87

13.02, 15.02


  1. Повторение темы «Наречие» (§ 40)


Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Письменные упражнения


88-89

16.02. 18.02


Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками


Самостоятельная работа по анализу языкового материала.

Диктант с грамматическим заданием


90

20.02


  1. Предлог как часть речи (§ 41)

Углубление знаний о предлоге как части речи

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Анализ и характеристика общего грамматического значения предлогов.

Письменные упражнения


91-92

22.02, 23.02


  1. Предлоги производные и непроизводные (§42)

Представление о грамматических омонимах.

Анализ языкового материала. Составление рассказа на лингвистическую тему. Кодирование и декодирование материала.

Письменные упражнения


93-94

25.02, 27.02


  1. Сочинение по заданному жанру


Анализ языкового материала.

Сочинение


95

29.02


  1. Предлоги простые и составные (§ 43)

Углубление знаний о предлоге как части речи, предлогах простых и составных.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

Письменные упражнения


96-98

1.03, 3.03, 5.03


  1. Правописание предлогов (§ 44)

Омонимичные части речи. Морфологическая характеристика предлогов.

Анализ языкового материала. Объяснение правописания предлогов. Кодирование и декодирование материала. Редактирование текста.

Письменные упражнения


99-100

7.03, 8.03


  1. Употребление предлогов в речи (§45)

Предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Соблюдение грамматических норм при выборе падежа при управлении.

Письменные упражнения


101

10.03


  1. Морфологический разбор предлога (§46)

Порядок разбора местоимения.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

Письменные упражнения


102

12.03,


  1. Повторение темы «Предлог» (§ 47)


Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Письменные упражнения


103

14.03


  1. Контрольный диктант





104

15.05


  1. Союз как часть речи (§ 48)

Морфологические признаки, значение и особенности союза. Синтаксическая роль.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Моделирование предложений по данному началу.

Письменные упражнения


105

17.03


  1. Разряды союзов (§49)
  1. Разряды союзов по грамматическому значению и по структуре.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

Письменные упражнения


106

19.03


  1. Сочинительные союзы (§ 50)

Употребление в речи сочинительных союзов.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Моделирование предложений по данным схемам.

Письменные упражнения


107-108

21.03, 2.04


  1. Подчинительные союзы (§ 51)

Употребление в речи подчинительных союзов.

Анализ языкового материала. Моделирование предложений по данным схемам.

Письменные упражнения


109-111

4.04,5.04, 7.04


  1. Правописание союзов (§ 52)

Омонимичные части речи.

Анализ языкового материала. Определение принадлежности слова к определённой части речи, развитие орфографической грамотности.

Письменные упражнения


112-113

9.04, 11.04


  1. Сочинение-рассуждение


Самостоятельная работа

Сочинение


114-116

12.04, 14.04, 16.04


  1. Союзы и союзные слова (§ 53)

Различие союзов и союзных слов.

Анализ языкового материала. Составление схем сложноподчинённого предложения.

Письменные упражнения


117-118

18.04, 19.04


  1. Союзы в простых и сложных предложениях (§ 54)

Использование союзов в речи.

Анализ языкового материала. Составление схем сложных предложений. Кодирование и декодирование.

Письменные упражнения


119

21.04


  1. Морфологический разбор союза (§ 55)

Порядок разбора союза.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Сочинение на лингвистическую тему.

Письменные упражнения


120

23.04


  1. Повторение темы «Союз» (§ 56)


Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Письменные упражнения


121-122

25.04, 26.04


  1. Контрольная работа по теме «Союз». Работа над ошибками.


Самостоятельная работа.

Диктант с грамматическим заданием


123

228.04, 30.04


  1. Частица как часть речи (§ 57)

Функции частиц в речи. Морфологические признаки частиц.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала.

Письменные упражнения


124-125

2.05, 3.05


  1. Разряды частиц (§58)
  1. Формообразующие и смысловые частицы.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

Письменные упражнения


126

5.05


  1. Правописание частиц (§ 59)

Разряды частиц

Анализ текста, определение его основной мысли, темы, стиля и типа речи.

Письменные упражнения


127-128

7.05, 9.05


  1. Правописание частицы не (§ 60)

Правописание не с различными частями речи).

Орфографический практикум. Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Кодирование и декодирование материала.

Письменные упражнения


129-130

10.05, 12.05


  1. Разграничение частиц не и ни (§ 61)
  1. Разграничение частиц не и ни. Их употребление в речи.

Орфографический практикум. Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Кодирование и декодирование материала.

Письменные упражнения


131-132

14.05, 16.05


  1. Сочинение-рассуждение


Планирование. Подбор материала к сочинению. Создание текста.

Сочинение


133

17.05


  1. Повторение темы «Частицы» (§ 62)


Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Письменные упражнения


134-135

19.05, 21.05


Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Работа над ошибками


Самостоятельная работа.

Диктант с грамматическим заданием


136-137

23.05, 24.05


  1. Междометие (§ 63)

Синтаксическая роль междометий, отличие междометий от частей речи. Морфологический разбор междометий.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Систематизация знаний о междометии. Кодирование информации.

Письменные упражнения


138-139

26.05, 28.05


Итоговая контрольная работа


Самостоятельная работа.

Тестирование


140

30.05


Резервный урок







Содержание тем учебного курса.

Введение – 10 ч.

Морфология, орфография, культура речи -130:

Система частей речи-1

Причастие-32

Деепричастие-18

Наречие-29

Предлог-13

Союз-19

Частица13-

Междометие-2

Заключительный урок – 1 ч.

В том числе развития речи -23

Резервный урок 1

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение (20ч)

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность (15ч)

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности.

Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринима-емого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтении я(поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст (45ч)

1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка (40ч)

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, интервью, статья, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональныз стилей. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление,резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.


Раздел 5. Общие сведения о языке (15ч)

1. Русский язык—национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия (15ч)

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Основные выразительные средства фонетики.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.

Раздел 7. Графика (5ч)

1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Прописные и строчные буквы.

2. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование (40ч)

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Особенности словообразования слов различных частей речи.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.

Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.

Раздел 9. Лексикология и фразеология (40ч)

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.

Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.

2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология (165ч)

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 11. Синтаксис (126ч)

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отн отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 12. Культура речи. (20ч)

1.Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка:орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.

Нормативные словари русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.

2. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устны и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация (110ч)

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.


Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


Раздел 14. Язык и культура (5ч)

1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текста;, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов

Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка в современном мире, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:

Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/

Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map

Для учителя:

Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012. - 66 с. - (Академический школьный учебник).

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!