СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку ФГОС УМК Перспектива 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попредметная разработка для 2 класса УМК Перспектива. Отвечает требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку ФГОС УМК Перспектива 2 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе программы, разработанной  Л. Ф. Климановой и тематического планирования по предмету «Русский язык.» 2 класс учебно–методического комплекта для начальной школы «Перспектива»в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, национально-регионального компонента, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа составлена на основе учебного плана МБОУ «Гимназия №14», рассчитана на 140 часов (4 недельных часа).

В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание

собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.


Цели обучения:


Программа направлена на достижение следующих целей:

  • Познавательная цель - формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • Социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного , безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:


  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;

  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:

  1. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык». Учебник. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение,2012.

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение,2014.


Общая характеристика учебного предмета, курса.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствующего социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 1-4 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками, использование языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для начальной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его.

Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

  Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а по том переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.)

Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями:

1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).

2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рас смотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Раздели тельные ь и ъ».

Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Для любознательных».

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».



Содержание учебника «Русский язык» для 2 класса включает следующие разделы:

  1. «Мир общения»

  2. «Звуки и буквы. Слог. Ударение»

  3. «Слово и его значение»

  4. «Состав слова»

  5. «Части речи»

  6. «Предложение. Текст»

В течение учебного года планируется проведение следующих работ:

- контрольные работы (включая диктанты)-10

- словарные диктанты- 8

- контрольное списывание- 2

- изложение- 2

-сочинение- 2

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год





контр.раб. -10

слов. дик. -8

контр. списыв. -2

излож. -2

сочин. -2



Методы изучения предмета (курса):

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

1.Урок постановки учебной задачи.

2.Урок решения частных задач.

3.Урок контроля.

4.Урок оценки способа.    

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.Словесные, наглядные, практические.

2.Индуктивные, дедуктивные.

3.Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4.Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1.Стимулирование и мотивация интереса к учению.

2.Стимулирование долга и ответственности в учении.









ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


В соответствии с базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

На изучение русского языка во 2 классе отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 140 часов (35 уч. недели), из них 35 часов (1 час в неделю) из школьного компонента. Эти часы (35 часов) отданы на изучение следующих тем:

1.Требования к устной и письменной речи.

2.Типы текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

3.Сравнение звуков и и й.

4.Сохранение традиций в написании буквосочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк,чн,щн».

5.Произношение слов с верным ударением как признак грамотной культурной речи.

6. Развитие навыков работы с орфографическим словарем.

7. Способы проверки парных по звонкости - глухости согласных звуков путем изменения слова или подбора родственных слов.

8. Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

9. Различение в слове двух сторон: звучание и значения.

10. Слова с несколькими значениями. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).

11. Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.

12. Тематические группы слов.

13. Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

14. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию.

15. Правописание разделительного твердого знака.

16. Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.

17. Наблюдения за строением слова на наглядно – образных моделях.

18. Наблюдения за группой слов, объединенных общим вопросом и значением.

19. Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

20. Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе.

21. Изменение глагола по числам.

22. Роль глаголов в речи.

23. Роль имен прилагательных в речи.

24. Обобщение знаний об основных частях речи.

25. Тест по теме: «Основные части речи».

26. Закрепление. Правописание предлогов со словами.

27. Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении.

28. Закрепление. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

29. Записка как вид текста, ее особенности.

30. Творческая работа по теме: «Текст. Типы текста».

31. Повторение темы «Состав слова».

32. Повторение темы «Состав слова».

33. Повторение темы «Предложение. Текст».

34-35. Работа над ошибками.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год







При составлении тематического планирования учтён национально- региональный компонент, который предусматривает материал краеведческого содержания:

-Государственные языки РТ.

-Минутка красивого письма «Моя Родина – Татарстан».

-Рассказ о родном крае.

-Татарский и русский фольклор.

-Названия городов РТ.

- Минутка красивого письма «Казань – столица Татарстана».

-Как люди жили раньше.

- Достопримечательности родного города.

-Основные профессии в моём городе.

- Названия рек РТ.

- Улицы нашего посёлка.

- Минутка красивого письма «Одна ласточка весны не делает».

- Изучение стихов на татарском языке.

- Минутка красивого письма «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.







Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно - диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


  • Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как яв­ления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

  • Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

  • Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение приме­нять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изучен­ного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть ре­чи, член предложения, простое предложение; способность конт­ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.


Планируемые результаты освоения предмета

 Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации принципов:

1)коммуникативного;

2)познавательного;

Коммуникативный принцип предусматривает:

1.Осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

2.Развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

3.Знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

4.Формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

5.Развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

6.Организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

1.Усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

2.Развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

3.Поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

4.Осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

5.Освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

6.Осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

7.Рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

Предметные результаты:                                        

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

1.Ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);

2.Различать устные и письменные формы общения;

3.Составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

4.Составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;

5.Понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

6.Понимать необходимость осознания значения слова и его написания;

7.Называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

8.Писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.Поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;

2.Понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

3.Составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;

4.Составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);

5.Иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА и КУРСА

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст.

  • Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

  • Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

  • Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

  • обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

  • Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

  • высказывания (текста).

  • Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

  • Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

  • Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

  • Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

  • Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

  • Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

  • Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

  • в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

  • Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

  • Язык в речевом общении

  • Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.

  • Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.

  • Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

  • Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

  • Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

  • Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).

  • Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).

  • Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

  • Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).

  • Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.

  • Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.

  • Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.

  • Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.

  • Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.

  • Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).

  • Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

  • Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.

  • Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.

  • Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.

  • Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

  • Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

  • Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

  • Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).

  • Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.

  • Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.

  • Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.

  • Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.

  • Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.

  • Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является

  • подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.

  • Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).



Требования к уровню подготовки учащихся

К концу второго класса обучающиеся должны знать:

1.Три типа предложений по цели высказывания, правильно ставят знаки препинания при письме;

2.Функции языка – возможность выражать мысли; получать информацию; вызывать у людей добрые чувства;

3.Различия между звуками и буквами, умеют о них рассказать. Выделяют буквы парных и непарных согласных звуков;

4.Как проверить написание буквы в слабой позиции;

5.Какие гласные буквы указывают на мягкость предыдущего согласного;

6.Два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме и умеют ими пользоваться;

7.Что написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ является традиционным;

8.Как произносится ударный слог;

9.Какие функции может выполнять мягкий знак в словах;

10.Как проверить написание безударного гласного в корне слова;

11.Роль главных и второстепенных членов предложения в выражении его смысла;

К концу второго класса обучающиеся должны уметь:

1.Выбирать слова-приветствия в зависимости от адресата. Знают схему составления письма;

2.Оформлять предложение на письме;

3.Определить тип предложения и прочитать его с нужной интонацией;

4.Роль алфавита в различных справочниках;

5.Неоднозначность  соотношения «звук-буква»;

6.Правильно произносить и правильно записывать слова с буквой Э;

7.Переносить слова с мягким знаком в середине слова и на конце;

8.Определить, сколько звуков обозначают йотированные буквы;

9.Применять правило при написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ;

10.Делить слова для переноса с одной строки на другую;

11.Подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным;

12.Правильно писать слова с  непроверяемыми безударными гласными;

13.Правильно писать слова с удвоенными согласными;

14.Использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных;

15.Классифицировать слова на группы на основе лексического значения;

16.Правильно подбирать проверочные  родственные слова;

17.Проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем;

18.Определять части речи в связном тексте;

19.Находить и выделять в предложении главные члены предложения.


Учебно – тематическое планирование


Тема раздела

Кол-во часов в плане гимназии

1.

«Мир общения»

14 часов

2.

«Звуки и буквы. Слог. Ударение»

52 часа

3.

«Слово и его значение»

17 часов

4.

«Состав слова»

12 часов

5.

«Части речи»

26 часов

6.

«Предложение. Текст»

12 часов

7.

«Повторение»

7 часов

ИТОГО


140 часов






Календарно – тематическое планирование








Тема урока










Кол-во часов

Тип урока



Дата

проведения

План

Факт.

Раздел: «Мир общения» - (14 часов)

1

Собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения.

1

Урок наблюдения, практикум

3.09


2

Язык – самое удобное и основное средство общения. Различие устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. Государственные языки республики Татарстан.

1

Урок наблюдения, практикум

4.09


3

Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи.

1

Урок наблюдения, практикум

5.09


4

Различия функции слова и предложения.

1

Урок наблюдения, практикум

7.09


5

Типы предложений по цели высказывания и по интонации.

1

Урок наблюдения, практикум

10.09


6

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Урок наблюдения, практикум

11.09


7.

Основные свойства текста . Выделение самых общих признаков текста. Озаглавливание текста.

1

Урок наблюдения, практикум

12.09


8

Типы текстов: текст – описание, текст - повествование, текст - рассуждение.

2

Урок наблюдения, практикум

14.09

17.09


9

Входной контрольный диктант.

1

Контроль

18.09


10

Анализ работ

Основные языковые единицы, их особенности.

1

Урок наблюдения, практикум

19.09


11

Общее представление о языке как знаковой системе.

1

Урок наблюдения, практикум

21.09


12

Простейшие наглядно – образные модели слов и предложений.

1

Урок наблюдения, практикум

21.09


13

Обучающее изложение.

1

Практикум

25.09


14

Работа над ошибками.


1

Практикум

26.09


Раздел: «Звуки и буквы. Слог. Ударение» - (52 часа)

15

Классификация гласных и согласных звуков.

Минутка красивого письма «Моя Родина – Татарстан».

1

Урок наблюдения, практикум

28.09


16

Ударные и безударные гласные.

1

Урок наблюдения, практикум

1.10


17

Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.

1

Урок наблюдения, практикум

2.10


18

Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв в речи.

1

Урок наблюдения, практикум

3.10


19

Роль гласных и согласных звуков в речи.

1

Урок наблюдения, практикум

5.10


20

Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания. Понятие орфограммы.

Рассказ о родном крае.

1

Урок наблюдения, практикум

8.10


21

Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного).

1

Урок наблюдения, практикум

9.10


22

Перенос слов с буквой й в середине слова.

1

Урок наблюдения, практикум

10.10


23

Слова с буквой э в начале и в середине слова.

1

Урок наблюдения, практикум

12.10


24

Парные и непарные по мягкости – твердости согласные звуки.

1

Урок наблюдения, практикум

15.10


25

Обозначение мягкости согласного звука на письме с помощью мягкого знака.

1

Урок наблюдения, практикум

16.10


26

Обозначение мягкости согласного звука на письме с помощью гласных е, ё, я, ю, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука.

1

Урок наблюдения, практикум

17.10


27

Позиции, в которых буквы е, ё, я, ю обозначают два звука. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

19.10


28

Закрепление. Позиции, в которых буквы е, ё, я, ю обозначают два звука. Контрольное списывание.

1

Урок наблюдения, практикум, контроль

22.10


29

Сохранение традиции в написании буквосочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк, чн, щн».

1

Урок наблюдения, практикум

23.10


30

Образование слов и форм слов с буквосочетаниями «жи - ши», «ча - ща», «чу -щу», «чк, чн, щн».

1

Урок наблюдения, практикум

24.10


31

Написание в словах буквосочетаний «жи - ши», «ча - ща», «чу - щу».

1

Урок наблюдения, практикум

26.10


32

Написание в словах буквосочетаний «чк, чн, щн».

1

Урок наблюдения, практикум

29.10


33

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Написание буквосочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк, чн, щн».

1

Контроль

30.10


34

Работа над ошибками.

Гласные звуки как слогообразующие.

1

Урок наблюдения, практикум

31.10


35

Определение количества слогов в слове.

1

Урок наблюдения, практикум


9.11


36

Правила переноса слов. Контрольный словарный диктант.

1

Урок наблюдения, практикум

12.11


37

Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове.

Татарский и русский фольклор.

1

Урок наблюдения, практикум

13.11


38

Различение слов - омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением).

1

Урок наблюдения, практикум

14.11


39

Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарем.

1

Урок наблюдения, практикум

16.11


40

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами.

1

Урок наблюдения, практикум

19.11


41

Алгоритм проверки безударных гласных в слове.


1

Урок наблюдения, практикум

20.11


42

Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

21.11


43

Закрепление. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

1

Урок наблюдения, практикум

23.11


44

Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова».

1

Контроль

26.11


45

Работа над ошибками. Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

1

Урок наблюдения, практикум

27.11


46

Развитие навыков работы с орфографическим словарем.

Написание названий городов РТ.

1

Урок наблюдения, практикум

28.11


47

Парные по звонкости – глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

1

Урок наблюдения, практикум

30.11


48

Способы проверки парных по звонкости - глухости согласных в конце и в середине слова.

1

Урок наблюдения, практикум

3.12


49

Алгоритм проверки парных по звонкости - глухости согласных звуков.

1

Урок наблюдения, практикум

4.12


50

Способы проверки парных по звонкости - глухости согласных звуков путем изменения слова или подбора родственных слов. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

5.12


51

Закрепление. Способы проверки парных по звонкости - глухости согласных звуков путем изменения слова или подбора родственных слов.

1

Урок наблюдения, практикум

7.12


52

Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме: «Правописание сомнительной согласной в корне слова».

1

Контроль

10.12


53

Работа над ошибками. Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарем.

1

Урок наблюдения, практикум

11.12


54

Перенос слов с удвоенными согласными.

Минутка красивого письма «Казань – столица Татарстана».

1

Урок наблюдения, практикум

12.12


55

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

Урок наблюдения, практикум

14.12


56

Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки. Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

Урок наблюдения, практикум

17.12


57

Закрепление темы: «Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.»

1

Урок наблюдения, практикум

18.12


58

Закрепление. Непроизносимые согласные.

1

Урок наблюдения, практикум

19.12


59

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Непроизносимые согласные».


1

Контроль

21.12


60

Работа над ошибками.

Рассказ «Как люди жили раньше».


1

Урок наблюдения, практикум

24.12


61

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

25.12


62

Закрепление. Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

1

Урок наблюдения, практикум

26.12


63

Первичные наблюдения за употреблением разделительного твердого знака. Контрольный словарный диктант.

1

Урок наблюдения, практикум, контроль

28.12


64

Закрепление. Разделительный твердый знак.

1

Урок наблюдения, практикум

11.01


65

Разделительные мягкий и твердый знаки.

1

Урок наблюдения, практикум

14.01


66

Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме: «Разделительный мягкий и твердый знаки».


1

Контроль






15.01


Раздел «Слово и его значение» - (17 часов)

67

Работа над ошибками. Слово как двусторонняя единица языка.

1

Урок наблюдения, практикум

16.01


68

Различение в слове двух сторон: звучание и значения.

1

Урок наблюдения, практикум

18.01


69

Обобщающее значение слова. Этимология слова.

1

Урок наблюдения, практикум

21.01


70

Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные).

1

Урок наблюдения, практикум

22.01


71

Имена нарицательные и имена собственные.

1

Урок наблюдения, практикум

23.01


72

Слова с несколькими значениями. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).

1

Урок наблюдения, практикум

25.01


73

Омонимы.

1

Урок наблюдения, практикум

28.01


74

Синонимы, их роль в речи.

1

Урок наблюдения, практикум

29.01


75

Антонимы, их роль в речи.

1

Урок наблюдения, практикум

30.01


76

Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.

1

Урок наблюдения, практикум

1.02


77

Употребление в речи омонимов, синонимов, антонимов и устойчивых сочетаний.

1

Урок наблюдения, практикум

4.02


78

Тематические группы слов. Изучение нового материала.

Достопримечательности родного города.

1

Урок наблюдения, практикум

5.02


79

Закрепление. Тематические группы слов.


1

Урок наблюдения, практикум

6.02


80

Контрольная работа по теме: «Слово и его значение».

1

Контроль

8.02


81

Работа над ошибками.

1

Урок наблюдения, практикум

11.02


82

Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обобщение изученных орфограмм».

1

Контроль

12.02


83

Работа над ошибками.

Основные прфессии в моём городе.

1

Урок наблюдения, практикум

13.02


Раздел «Состав слова» - (12 часов)

84

Слово как объединение морфем. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

1

Урок наблюдения, практикум

15.02


85

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

Урок наблюдения, практикум

18.02


86

Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию.

1

Урок наблюдения, практикум

19.02


87

Единообразное написание корня в родственных словах.

1

Урок наблюдения, практикум

20.02


88

Правописание безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова.

1

Урок наблюдения, практикум

22.02


89

Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придает слову.

1

Урок наблюдения, практикум

25.02


90

Правописание разделительного твердого знака.

1

Урок наблюдения, практикум

26.02


91

Суффикс, его роль в слове. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

27.02


92

Закрепление. Суффикс.

1

Урок наблюдения, практикум

29.02


93

Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.

1

Урок наблюдения, практикум

3.03


94

Наблюдения за строением слова на наглядно – образных моделях.

1

Урок наблюдения, практикум

4.03


95

Проверочный диктант. Тест по разделу «Состав слова».


1

Контроль

5.03


Раздел «Части речи» - (26 часов)

96

Части речи как группы слов, объединенных общим вопросом и значением.

1

Урок наблюдения, практикум

7.03


97

Создание представления о грамматическом значении, свойственном целой группе слов.

Написание названий рек РТ.

1

Урок наблюдения, практикум

10.03


98

Наблюдения за группой слов, объединенных общим вопросом и значением.

1

Урок наблюдения, практикум

11.03


99

Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Урок наблюдения, практикум

12.03


100

Имена существительные собственные и нарицательные, их функциональные различия.

Улицы нашего посёлка.

1

Урок наблюдения, практикум

14.03


101

Основные семантические группы собственных имен существительных. Контрольный словарный диктант.

1

Урок наблюдения, практикум, контроль

17.03


102

Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе.

1

Урок наблюдения, практикум

18.03


103

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обобщение изученных орфограмм».

1

Контроль

19.03


104

Глагол как часть речи.

Минутка красивого письма «Одна ласточка весны не делает».

1

Урок наблюдения, практикум

21.03


105

Изменение глагола по числам.

1

Урок наблюдения, практикум

1.04


106

Наблюдения за изменением глаголов по временам. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

2.04


107

Закрепление. Изменение глаголов по временам.

1

Урок наблюдения, практикум

4.04


108

Роль глаголов в речи.

1

Урок наблюдения, практикум

7.04


109

Имя прилагательное как часть речи.

1

Урок наблюдения, практикум

8.04


110

Изменение имен прилагательных по числам.

1

Урок наблюдения, практикум

9.04


111

Роль имен прилагательных в речи.

1

Урок наблюдения, практикум

11.04


112

Обучающее изложение.

1

Урок наблюдения, практикум

14.04


113

Работа над ошибками.

1

Урок наблюдения, практикум

15.04


114

Обобщение знаний об основных частях речи.

1

Урок наблюдения, практикум

16.04


115

Тест по теме: «Основные части речи».

1

Контроль

18.04


116

Предлог, его роль в речи.

1

Урок наблюдения, практикум

21.04


117

Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

22.04


118

Закрепление. Правописание предлогов со словами.

1

Урок наблюдения, практикум

23.04


119

Закрепление. Различие написания приставок и предлогов.

1

Урок наблюдения, практикум

25.04


120

Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме: «Написание приставок и предлогов».

1

Контроль

28.04


121

Работа над ошибками.


1

Урок наблюдения, практикум

29.04


Раздел «Предложение. Текст» - (12 часов)

122

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении.

Стихи на татарском языке.

1

Урок наблюдения, практикум

30.04


123

Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

5.05


124

Закрепление. Типы предложений по интонации и по цели высказывания.

1

Урок наблюдения, практикум

6.05


125

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Изучение нового материала.

1

Урок наблюдения, практикум

7.05


126

Закрепление. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

1

Урок наблюдения, практикум

12.05


127

Текст, определение текста, типы текстов.

1

Урок наблюдения, практикум

13.05


128

Записка как вид текста, ее особенности.

1

Урок наблюдения, практикум

14.05


129

Письмо как вид текста, требования к его написанию.

Минутка красивого письма «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».

1

Урок наблюдения, практикум

16.05


130

Приглашение как вид текста, его особенности.

1

Урок наблюдения, практикум

19.05


131

Творческая работа по теме: «Текст. Типы текста»

1

Практикум

20.05


132

Обучающее изложение.

1

Практикум

21.05


133


Работа над ошибками.

1

Урок наблюдения, практикум

23.05


Раздел «Повторение» - (7 часа)

134

Повторение изученных орфограмм. Контрольный словарный диктант.

1

Обобщение, контроль

26.05


135

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Контроль

27.05


136

Работа над ошибками.

1

Анализ результатов

28.05


137

Повторение темы «Состав слова»


1

Урок-практикум

28.05


138

Повторение темы «Части речи»


1

Урок-практикум

30.05


139

Повторение темы «Предложение. Текст»


1

Урок-практикум

30.05


140

Обобщающий урок


1

Обобщение

31.05














































ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

I. Учебное оборудование:

а) технические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)

б) учебные (столы, доска)

в) Собственно учебные средства:

1.Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.

2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.

3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2012 год.

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 2012 год.

г) наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы, плакаты, таблички с терминами).


II. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение )

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2012год.

2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 1998.

3. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2012.

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». Диктанты, срезовые работы. М., «Просвещение», 2012 год.

5. Перфокарты, карточки.


III. Дидактические материалы:

1.Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И.. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. М., «Экзамен», 2012 год.

2.Ракитина М.Г. Тесты. М., «Айрис-Пресс», 2011 год.

3.Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 год.