Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Черногорск Рекомендована школьным методическим объединением гуманитарного цикла Протокол № 6 от « 30 » мая 2017 г. | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 1 ____________Кантеева О.В. Приказ №_____ «____» _____ 201__г. | | |
| |
| |
| |
Рабочая программа по русскому языку,
8 б класс
срок реализации 01.09.2017-31.05.2018г.
Составлена на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений
Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский - для 5-9 классов
Составитель программы: Макарова Евгения Александровна
учитель русского языка и литературы
г. Черногорск – 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку, уровень изучения – базовый, составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня: Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями), локальными нормативными актами МБОУ СОШ № 1: Основной образовательной программой основного общего образования, с учетом Учебного плана МБОУ СОШ № 1 г. Черногорска, Положения о рабочей программе учебного предмета, принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 8 от 09.03.2016г.), рабочей программе по учебному предмету русский язык.
Программа отражает обязательное для усвоения на уровне основного общего образования содержание обучение русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения русскому языку происходит формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оцениваниеи классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В основной и средней (полной) школе "Русский язык" относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 класс).
Рабочая программа реализует следующие цели, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего образования по русскому языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Коррекционная цель:опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Коррекционные задачи:
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать своё речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Реализация целей языкового образования происходит в процессе формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.Исходя из уровня обученности класса используются репродуктивный, продуктивно-творческий, поисковый и исследовательский методы; индивидуальные, групповые и коллективные формы работ.Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся. Например: подготовка докладов или иллюстрированных альбомов и т.д.
Проведение олимпиад по русскому языку имеет следующие цели: повышение престижа лингвистических знаний; оценка уровня сформированности языковых компетенций учащихся, повышение мотивации школьников в изучении предмета; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.
Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом) в 8 классе 3 часа в неделю, в объеме 102 часа.
Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности учеников 8б класса.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов и форм обучения и их сочетания:
элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий;
элементы развивающего обучения;
диалог;
беседа,
проблемные задания,
наблюдение,
рассказ,
выполнение творческих работ,
упражнения, работа с текстом,
работа с иллюстративным материалом,
анализ языкового материала,
разного рода конструирование,
работа с алгоритмами,
работа с таблицей,
проверочные, контрольные работы,
работа с учебником,
фронтальный опрос,
грамматические разборы,
работа с опорным материалом,
работа со справочной литературой,
разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, сочинение (по картине, по данному сюжету и др.),
изложение (сжатое, подробное, выборочное).
Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.
Формы организации работы учащихся:
1. Индивидуальная
2. Коллективная: фронтальная, парная, групповая
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; рефлексия и другие.
Формы контроля:
Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя»), с языковым анализом текста, по памяти, комментированный).
Комплексный анализ текста.
Сочинения разных жанров.
Устное высказывание на лингвистическую тему.
Текущий, фронтальный опрос, словарный диктант, тематический контроль, самостоятельные работы, проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы.
Элементы проектно-исследовательской работы.
Рефераты, доклады на лингвистические темы
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в виде фрагментов урока (карточки отдельным учащимся).
В процессе изучения предмета используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль и письменные проверочные работы.
Рабочая программа ориентирована на использование в 8 б классе следующего УМК (Приказ №2-2 от 17. 01. 2017.Об утверждении списка учебников используемых для реализации программ начального общего, основного общего образования в 2017-2018 учебном году)
Характеристика класса
Рабочая программа реализуется в 2016-2017 учебном году в классе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам основного общего образования с учетом особенностей класса. Учащиеся 6 «б» класса имеют невысокий уровень мыслительных способностей, несформированность учебной самостоятельности, слабо развито пространственное мышление.
Для учащихся характерно неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля. Они быстро устают, становятся пассивными. Также наблюдаются трудности с восприятием, что говорит о недостаточности и ограниченности фрагментарности знаний. Учащиеся имеют слабую мотивацию к обучению и слабо развитые речевые умения, культурологические навыки, испытывают сложности в усвоении программного материала, нуждаются в постоянном контроле их деятельности на уроке. В целом, отмечается недостаток памяти, причем, это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного.
Исходя из характеристики класса, особое внимание уделяется развитию творческого мышления и познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим используется объяснительно-иллюстративный материал, ИКТ. Также результативны следующие методы и способы преподавания, где основная роль принадлежит учителю: рассказ, беседа, объяснение; упражнения, самостоятельные и практические работы, то ест приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам. Эффективны также словесные методы (описание, рассказ, объяснение, беседа), наглядные методы (с использованием ИКТ), практические методы, а также использование игровых технологий. На уроках будут использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие творческие способности (сочинения, устное иллюстрирование), способствующие выработке орфографической зоркости (орфографическое проговаривание, графическое обозначение орфограмм), вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся таких важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и словесной инструкции, алгоритму. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей. При изучении учебного материала необходимо создать специальные условия в системе коррекционно-развивающего обучения: конкретность указания действий и вариативных тренировочных упражнений, поэтапного обобщения, памяток-инструкций, опоры на наглядность, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Программой предусмотрены уроки развития речи в соответствии с особенностями изучаемой темы. Развитие речи учащихся осуществляется в направлениях: - ознакомление, овладение нормами русского литературного языка; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; - формирование навыков выразительного чтения. Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащегося уровне. Ввиду психологических особенностей учащихся, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Используемый учебно-методический комплекс
Учебник «Русский язык. 8 класс» для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. М. : Просвещение, 2016. – 271 с.
Данный УМК даёт возможность учителю использовать современные личностно-ориентированные технологии на уроках русского языка. Бесспорным преимуществом является то, что теоретические сведения, практический материал, материалы для развития связной речи собраны в одной книге. Ценным является яркое оформление учебника. Хорошими помощниками при изучении орфографии и пунктуации являются опорные конспекты и схемы на форзацах учебников. Конспекты на форзацах несут информацию на какой странице размещено правило на правописание этой орфограммы. Это даёт возможность обучающимся самостоятельно проверить свои знания по орфографии. Задания в учебнике сформулированы, так, что способны подготовить учащегося к экзамену в 9 классе.
Домашние задания
Домашние задания в системе обучения являются одним из компонентов технологии формирования учебного действия и направлены на решение основной задачи – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Домашние задания выполняют следующие функции: формируют составляющие учебного действия контроля и оценки; являются средством поддержания познавательного интереса; помогают отрефлексировать работу учащихся на уроках; формируют навыки счета, письма, чтения; формируют индивидуальное (самостоятельное) действие учащихся.
Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно.
По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. 2.6. Обучающимся следует предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.
Сохраняя основное содержание домашнего задания , можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
Виды домашних заданий:
К урокам изучения нового материала 1) Заучивание материала учебника и его пересказ; 2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3) Сбор материалов из дополнительных источников;
К урокам обобщения: 1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; 6) Подборка дополнительного материала по теме;
К урокам обучения применять знания: 1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц); 2) Решение задач, аналогичных классным; 3) Решение нестандартных упражнений; 4) Решение упражнений с межпредметными связями; 5) Самостоятельное составление упражнений; 6) Самостоятельное изучение несложного материала; 7) Работа над ошибками;
К урокам контроля и проверки знаний: 1) Письменные ответы на вопросы; 2) Домашняя контрольная работа; 3) Решение нестандартных упражнений;
Способы задачи домашнего задания 1) Выполнение домашнего задания по заданному образцу. На карточке - решение упражнения, аналогичной домашнему (слабому ученику) 2) Самостоятельное изучение материала учебника. Составление плана ответа, определение главного в изучаемом материале. 3) Коллективное домашнее задание, при котором класс делится на группы по 5-6 человек, приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание. 4) Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …) 5) Карточки для слабых учащихся: с пропусками, которые нужно заполнить с ошибками, которые нужно исправить с неоконченными решениями. 6) На доске чертеж: составление и решение задачи, аналогичной классной (средним ученикам) решение задачи по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам) составление возможных задач к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).
Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)
Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.
Способы проверки домашнего задания:
У доски ученик решил домашнее задание: Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
На доске запись упражнения, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек).
Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся Выполняется это задание у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.
У доски ученик записывает выполненное упражнение. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.
Содержание учебного предмета
Русский язык в современном мире (1)
Функции русского языка в современном мире. Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в 5-7 классах (9)
Повторение изученного в V–VII классах. Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5)
Словосочетание. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Простое предложение (6)
Синтаксис, пунктуация, культура речи. Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (18)Простое предложение. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.Главные члены предложения. Повторение пройденного о подлежащем.Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.Второстепенные члены предложения. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Односоставные предложения (10)
Простые односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.Рассказ на свободную тему.
Неполное предложение. Понятие о неполных предложениях.Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Простое осложнённое предложение (29
)Простое осложненное предложение. Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.Однородные члены предложения. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.Вариативность постановки знаков препинания.Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.Ораторская речь, ее особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (20)Обращение Вводные и вставные конструкции. Повторение изученного об обращении.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.Текстообразующая роль обращений.Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.Публичное выступление на общественно значимую тему.Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.Текстообразующая роль вводных слов и междометий.Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.Чужая речь. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4)
Повторение и систематизация изученного в VIII классе. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Требования к учащимся в конце 8 класса
К концу 8 класса учащиеся должны
Знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-8 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
-функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка, изученные в 5-8 классах; нормы речевого этикета.
Уметь:
-различать изученные стили речи;
- проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Результаты с учётом коррекционных задач:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, план, конспект);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть основами разного вида монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулировка межличностных отношений);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- извлекать информацию из различных источников; первичные навыки пользования лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе представленной в электронном виде на различных носителях.
Календарно-тематическое планирование, 8б Русский
№ | Тема (содержание) | Кол.час. | Ключевые компетенции | Домашнее задание | |
Дата пров. |
Русский язык в современном мире (1) |
1. | Функции русского языка в современном мире. | 1 | Объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?» | Стр. 3 Выучить теорию. | 01.09 |
Повторение изученного в 5-7 классах (9) |
2. | Пунктуация и орфография. | 1 | Составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания. | § 1, 2 | 04.09 |
3. | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений. | § 3 | 06.09 |
4. | Состав слова. Морфемный разбор. | 1 | Опознавать слова с изученными орфограммами, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи. | Упр. 10 *Данил – упр.11 | 08.09 |
5. | Лексика и фразеология. | 1 | | 12 | 11.09 |
6 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | | § 4, 23 *повторить спряжение глаголов | 13.09 |
7. | НЕ с разными частями речи. | 1 | Объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания. | §5, 29 | 15.09 |
8. | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Повторение» | 1 | Применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | Подготовка к контрольному диктанту. | 18.09 |
9. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | 1 | | Раб.со слов. | 20.09 |
10. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | 36 | 22.09 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5) |
11. | Основные единицы синтаксиса. Текст. | 1 | Отличать слова, словосочетания от предложения, из отдельных слов составлять словосочетания, а из словосочетаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение. | § 6, § 7 40, 47 | 25.09 |
12. | Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 | | § 8, § 9, 58 | 27.09 |
13. | Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетании. | 1 | Вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять их в речи.Определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. | §10, § 11 63, 70 | 29.09 |
14. | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | Делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по теме «Словосочетания». Вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания; составлять словосочетания по заданным схемам. | § 12, 71 | 02.10 |
15. | Сочинение на заданную тему «Дом, который украшает нашу улицу» (по упр. 72) | 1 | Развитие речи. Подготовка к ОГЭ (15.3) | Написать сочинение | 04.10 |
Простое предложение (6) |
16. | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. | 1 | Осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте. | § 13, § 14, 75 | 06.10 |
17. | Интонация. | 1 | . | § 15, 83 | 09.10 |
18. | Ударение. | 1 | С помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты. | 87 | 11.10 |
19. | Описание памятника культуры. | 1 | Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целямиВладетьосновными нормами русского литературного языка (грамматическими, орфографическими, пунктуационными) | § 16 , 89 – подготовка к сочинению. | 13.10 |
20. | Сравнительное сочинение по картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С.Баулин «Храм Покрова на Нерли» | 1 | Развитие речи. Подготовка к ОГЭ (15) | Сочинение | 16.10 |
21. | Анализ сочинения. Работа над ошибками. | 1 | Применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | | 18.10 |
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (18) |
22. | Подлежащее. | 1 | Находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего. | § 17, 93 | 20.10 |
23. | Сказуемое. | 1 | Различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; | § 18, 95 (4-6 пр.) | 23.10 |
24. | Простое глагольное сказуемое. | 1 | Находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим. | § 19, 97 (4-6 пр.) | 25.10 |
25. | Составное глагольное сказуемое. | 1 | Различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые. | § 20, 104 | 27.10 |
26. | Составное именное сказуемое. | 1 | Определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. | § 21, 110 | 06.11 |
27. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения; писать сочинения-миниатюры с использованием тире. | § 22, 117 (4-6) | 08.11 |
28. | Роль второстепенных членов в предложении. | 1 | Находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. | § 23, 121 9(4-6) | 10.11 |
29. | Дополнение.
| 1 | Находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления. | §24, 122(8) | 13.11 |
30. | Дополнение, выраженное словосочетанием. | 1 | Распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений. | 128 | 15.11 |
31. | Определение. | 1 | Находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия; определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения. | §25, 133(2) | 17.11 |
32 | Несогласованное определение. | 1 | | 137 | |
33. | Приложение. Знаки препинания при нем. | 1 | | §26, 142 | 20.11 |
34. | Обстоятельство. | 1 | | § 27, 144 (2) | 22.11 |
35. | Виды обстоятельств. | 1 | | 159 | 24.11 |
36. | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | Выполнять синтаксический разбор предложения | § 28, 161 | 27.11 |
37. | Характеристика человека как вид текста. | 1 | Пользоваться терминологией; уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения..Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме. Отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы. | § 29 | 29.11 |
38. | Сочинение-портрет по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения». | 1 | Владеть основными нормами русского литературного языка (грамматическими, орфографическими, пунктуационными).Определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения. | | 01.12 |
39. | Анализ сочинения. | 1 | | | 04.12 |
Односоставные предложения (10) |
40. | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. | 1 | Сопоставлять односоставные и двусоставные предложения. Проводить наблюдение над стилистическими возможностями односоставных предложений. Находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять их роль, пользоваться ими в описании для обозначения места и времени. | §30, §31, 177 *183 | 06.12 |
41. | Определенно-личные предложения. | 1 | Проводить наблюдение; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе. | § 32, 186(5-9) | 08.12 |
42. | Неопределенно-личные предложения | 1 | Находить неопределённо-личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными предложениями. | § 33, 192 | 11.12 |
43. | Безличные предложения. | 1 | Находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. | § 35, 205 | 13.12 |
44. | Рассуждение. | 1 | Повторить стили речи | § 36, 207 | 15.12 |
45. | Подготовка к изложению «Мещерский край» (по упр. 208) | 1 | Подготовка к ОГЭ (Изложение) | Составить план и выписать опорные слова | 18.12 |
46. | Контрольная работа №2 по теме «Односоставные предложения» в виде изложения. | 1 | Изложение | | 20.12 |
47. | Работа над ошибками | 1 | | | 22.12 |
48. | Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | Находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные. Производить синтаксический разбор односоставного предложения. Определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам. | § 37§ 38, 216 | 25.12 |
49. | Повторение по теме «Односоставное предложение» | 1 | | 219, *220 | 27.12 |
Простое осложнённое предложение (29) |
50. | Понятие об осложненном предложении. Понятие об однородных членах предложения. | 1 | Находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. | §39, 40 223(4-6) | 08.01 |
51. | Характер сочинительной связи между однородными членами предложения. | 1 | Находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. | 232 | 10.01 |
52. | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | Находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию, уместно употреблять предложения с однородными членами. | § 41, 235 (6-10) | 12.01 |
53. | Однородные члены предложения при сравнительной характеристике. | 1 | Составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения. 238 | 242 | 15.01 |
54. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. | § 42, 246 | 17.01 |
55. | Изложение–сравнительная характеристика по отрывку из текста А.Куприна. | 1 | Составлять сравнительную характеристику, используя данный план, озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. | 247 | 19.01 |
56. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, составлять схемы предложений; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым. | § 43, 258 | 22.01 |
57. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | § 44, 272 | 24.01 |
58. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | Разбирать предложения с однородными членами; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами. | § 45, 46 277(4), 280 (3) | 26.01 |
59. | Повторение по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | Применять изученные орфограммы и пунктограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. | С.155 | 29.01 |
60. | Контрольная работа №3 по теме «Предложения с однородными членами». | 1 | Правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении. | | 31.01 |
61. | Анализ контрольной работы | 1 | | | 02.02 |
62. | Понятие об обособлении. | 1 | Заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте. | § 47, 289 | 05.02 |
63. | Обособленные определения. | 1 | Правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев). | § 48, 293 | 07.02 |
64. | Выделительные знаки препинания при обособленных определениях. | 1 | | 299 | 09.02 |
65. | Обособленные приложения. | 1 | Выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным значением.Знать о таком типе речи, как рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения. | § 50, 308 (6-9) | 12.02 |
66. | Обособленные обстоятельства. | 1 | Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением | §51, 317 (1-2) | 14.02 |
67. | Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | 1 | | 319 (8-9) | 16.02 |
68. | Случаи обязательного обособления. | 1 | | 321 | 19.02 |
69 | Обособленные уточняющие члены предложения. | 1 | Выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. | § 52, 325 (8-9) | 21.02 |
70. | Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | | 327 | 26.02 |
71. | Целесообразное использование знаков препинания. | 1 | | 329 | 28.02 |
72. | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | 1 | Выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте. | § 53,330 (4-5) | 02.03 |
73. | Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | 1 | | § 54, 333 | 05.03 |
74. | Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | | 302 | 12.03 |
75. | Способы убеждения. | 1 | | 304 | 14.03 |
76. | Повторение по теме «Обособленные члены». Контрольные вопросы. | 1 | | 337 | 19.03 |
77. | Повторение по теме «Обособленные члены». Работа в группах. | 1 | | 341 | 21.03 |
78. | Контрольная работа №4 по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | | | 23.03 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (20) |
79. | Назначение обращения. | 1 | Находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением. Правильно ставить знаки препинания при обращении. Выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений. | § 55, 345 | 02.04 |
80. | Распространенные обращения. Знаки препинания. Употребление обращений. | 1 | Правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения с учётом содержания стиля высказывания. | § 56-58, 357 | 04.04 |
81. | Вводные конструкции. | 1 | Находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах; выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | §59, 363 (4) | 06.04 |
82. | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. | 1 | Производить текст с заданной степенью свёрнутости. | §60, 369 | 09.04 |
83. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 | Находить вставные слова, словосочетания и предложения в текстах художественных и публицистических произведений. | § 61, 384 | 11.04 |
84. | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | Уметь составлять публичное выступление. | §62,390 | 13.04 |
85. | Междометия в предложении. | 1 | Различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и сферу использования данных слов. | § 63, 393 | 16.04 |
86. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями, водными и вставочными конструкциями. | 1 | Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | § 64, 398 | 18.04 |
87. | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями». | 1 | Применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения. | 399 | 20.04 |
88. | Повторение по теме «Предложения с обращениями. Междометия в предложении». | 1 | Применять изученные орфограммы и пунктограммы; соблюдать основные правила орфографии. | 400 | 23.04 |
89. | Контрольная работа №5 по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | 1 | | | 25.04 |
90. | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | Распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем. | § 65, 66, 403 | 27.04 |
91. | Косвенная речь. | 1 | Находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью. | § 67-68, 406 | 30.04 |
92. | Прямая речь. | 1 | Находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведений; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комментирующей частью; выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам; самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью. | §69, 411 | 02.05 |
93. | Диалог. | 1 | Составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь. | § 70, 415 | 04.05 |
94. | Рассказ | 1 | Перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи. | § 71, 420 | 07.05 |
95. | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | Составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть предложения. | § 72, 424 | 11.05 |
96. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». | 1 | Выполнять устный и письменный разбор предложений с чужой речью. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. | 432 | 14.05 |
97. | Контрольная работа №6. Итоговая контрольная работа. | 1 | | | 16.05 |
98. | Анализ контрольной работы | 1 | Составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения. | § 73 | 18.05 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4) |
99. | Синтаксис и морфология. | 1 | Анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи. | § 74 | 21.05 |
100. | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений. | § 75, 76 | 2.05 |
101. | Синтаксис и культура речи. | 1 | Применять изученный материал при решении грамматических задач. | | 25.05 |
102. | Синтаксис и орфография. | 1 | Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста. | | 28.05 |
12