МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №36 ИМЕНИ А.М. ГОРОДНЯНСКОГО»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 6А-В КЛАССОВ
Составитель: Н.П. Лютикас
2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, а также авторской программы С.И. Львовой.
Цели и задачи изучения предмета
Основные цели программы:
– формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции;
– формирование коммуникативных навыков;
– освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;
– развитие языкового эстетического идеала (представления о прекрасном в языке и речи).
Задачи:
– формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
– овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
– формирование общеучебных умений: работе с книгой, со справочной литературой; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
– познавательно-практическая направленность обучения;
– формирование языковых и речевых умений;
– формирование научно-лингвистического мировоззрения.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю при 34 неделях), что соответствует Авторской программе. В том числе: часов развития речи – 21 час, контрольных диктантов – 8, контрольных изложений – 2, контрольных сочинений – 2.
Расхождение Авторской и рабочей программы
Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе в полном объёме:
№ | Раздел | Авторская программа | Рабочая программа |
1. | Родной язык | 6 часов | 5 часов (1 Р/Р) |
2. | Русская орфография как система правил | 17 часов | 15 часов (1 Р/Р) |
3. | Синтаксис и пунктуация | 17 часов | 16 часов (2 Р/Р) |
4. | Текстоведение | 20 часов | 16 часов (3 Р/Р) |
5. | Морфология Имя существительное Имя прилагательное Глагол и его формы - глагол - деепричастие - причастие Имя числительное Местоимение | 132 часа 16 часов 20 часов 48 часов - 11 часов - 11 часов - 24 часа 22 часа 26 часов | 132 часа (12 Р/Р) 16 часов (2 Р/Р) 17 часов (2 Р/Р) 48 часов (5 Р/Р) - 11 часов (1 Р/Р) - 11 часов (1 Р/Р) - 24 часа (3 Р/Р) 21 час (1 Р/Р) 26 часов + 4 (2 Р/Р) |
6. | Повторение изученного в 6 классе | 9 часов | 12 часов (1 Р/Р) |
7. | Разделы лингвистики | 9 часов | 10 часов (1 Р/Р) |
Возникшее расхождение объясняется учебно-каникулярным распределением учебного времени и наиболее эффективным усвоением учебного материала, а также его систематизацией, особенно в рамках часов, отведённых на повторение.
Планируемые результаты изучения предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися основной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
– свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
– овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность преобразования, сохранения и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса «Русский язык» в 6 классе учащиеся должны знать/уметь:
Речь. Речевая деятельность
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Анализ текста. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Предметные результаты обучения
Фонетика и орфоэпия. Использовать транскрипцию; правильно произносить употребительные сложносокращенные слова, а также широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи; проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечание к нему).
Графика. Свободно пользоваться алфавитом при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений; последовательно употреблять букву Ё; объяснять несоответствие звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам, опираясь на морфемную модель; выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки, включающие 3-5 звеньев; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания; проводить морфемный и элементарный словообразовательный разборы слов, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечание к нему).
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова; употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное в данной речевой ситуации слово; различать по значению паронимы (без использования термина) и правильно употреблять их в речи; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечание к нему).
Морфология и культура речи. Определять и комментировать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания; проводить морфологический разбор изученных частей речи, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечание к нему).
Синтаксис и культура речи. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи; проводить синтаксический разбор предложений изученных синтаксических конструкций, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем в слове; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма; усвоить орфографический минимум, представленный в учебнике; соблюдать орфографические нормы в процессе письма, а также обнаруживать и исправлять орфографические ошибки (в объеме изученных орфографических правил).
Пунктуация. Правильно применять изученные пунктуационные правила; аргументированно объяснять постановку знаков препинания; строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма, а также обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки (в объеме изученных правил).
Универсальные учебные действия
1. Осознавать и устно формулировать цель выполнения упражнения учебника, заданий учителя и делать выводы по итогам работы; устно формулировать цель учебной деятельности при проведении индивидуального, парного и группового мини-исследования (упражнения серии «Проводим самостоятельное мини-исследование»).
2. Выстраивать рациональную последовательность учебных действий при выполнении индивидуальной работы по образцу памяток-инструкций учебника; соблюдать намеченную последовательность действий в процессе индивидуальной деятельности.
3. На основе специальных упражнений учебника и рабочих тетрадей проводить сопоставительный анализ текстов, речевых высказываний, основанный на наблюдении за использованием языкового явления в речи, формулировать выводы на основе проведенного наблюдения.
4. Пользоваться Интернетом для поиска информации, необходимой при выполнении поставленной учебной задачи (упражнения серии «Обращаемся к Интернету», «Слушаем и анализируем звучащую речь», работа с онлайн-словарями и др.), для работы с сайтами и порталами о русском языке при проведении мини-исследования и оформлении его результатов в виде небольшого сообщения на лингвистическую тему.
5. Систематически контролировать собственные действия при выполнении учебных задач и самостоятельно оценивать результаты работы; самостоятельно контролировать ход выполнения индивидуальной, парной или групповой исследовательской работы.
6. Формулировать аргументированные выводы по итогам проведённой учебной работы (после выполнения упражнения, задания; по итогам контрольной работы; в конце урока; в конце изучения учебной темы, параграфа учебника и т.п.).
7. Совершенствовать учебно-логические умения в процессе изучения всех тем курса; определять объект анализа; проводить анализ, классификацию, сопоставление, сравнение изученных языковых явлений; определять их существенные признаки; различать родовые и видовые понятия, соотносить их при анализе родо-видовых определений понятий; устанавливать причинно-следственные отношения между единицами языка и речевыми фрагментами; выполнять индуктивные и дедуктивные обобщения, систематизировать информацию разными способами и т.п.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов в разделе | Дата | Примечания |
1 четверть |
| Родной язык | 5 (1) | | |
1 | Родной язык. Роль родного языка в жизни человека. | | 02.09. | |
2 | Функциональные разновидности языка. Разговорный язык. | | 03.09. | |
3 | Функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой). | | 04.09. | |
4 | Язык художественной литературы. Словарный диктант (упр.14). | | 05.09. | |
5 | Р.р. Стилистический анализ художественного текста. | | 07.09. | |
| Повторение изученного в 5 классе. Русская орфография как система правил |
15 (1) | | |
6 | Орфография. Правописание гласной в корнях слов. | | 08.09. | |
7 | Правописание согласных в корнях слов. | | 09.09. | |
8 | Правописание приставок существительных, прилагательных, глаголов. | | 10.09. | |
9 | Группы приставок по выбору написания. | | 11.09. | |
10 | Правописание суффиксов существительных и прилагательных. | | 12.09. | |
11 | Правописание суффиксов глаголов совершенного и несовершенного вида. | | 14.09. | |
12 | Правописание окончаний существительных и прилагательных. | | 15.09. | |
13 | Правописание личных окончаний глаголов. Самостоятельная работа. | | 16.09. | |
14 | Правописание букв ё (е) – о после шипящих и ц. Словарный диктант (упр. 60). | | 17.09. | |
15 | Употребление ь и ъ при написании слов. | | 18.09. | |
16 | Слитные, раздельные и дефисные написания слов. | | 19.09. | |
17 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Орфография». | | 21.09. | |
18 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография». | | 22.09. | |
19 | Работа над ошибками контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Орфография». | | 23.09. | |
20 | Р.р. Сжатое изложение «Берёза» (по тексту упражнения 70). | | 24.09. | |
| Синтаксис и пунктуация | 16 (2) | | |
21 | Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксические единицы. | | 25.09. | |
22 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | | 26.09 | |
23 | Главные члены предложения. Грамматическая основа. | | 28.09. | |
24 | Второстепенные члены предложения и их роль. | | 29.09. | |
25 | Двусоставные и односоставные предложения. | | 30.09. | |
26 | Р.р. Контрольное сжатое изложение «Заячьи лапы» (по тексту упражнения 96). | | 01.10. | |
27 | Простое осложнённое предложение и знаки препинания в нём. | | 02.10. | |
28 | Осложнённое предложение. Словарный диктант (упр. 114). | | 03.10. | |
29 | Сложное предложение и его виды. Знаки препинания в сложном предложении. | | 05.10. | |
30 | Виды сложных союзных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. | | 06.10. | |
31 | Р.р. Практикум «Как различить простое, осложнённое и сложное предложение». | | 07.10. | |
32 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. | | 08.10. | |
33 | Пунктуация как система правил. Знаки препинания в простом, осложнённом и сложном предложении. | | 09.10. | |
34 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | | 10.10. | |
35 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». | | 12.10. | |
36 | Работа над ошибками контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Повторение». |
| 13.10. | |
| Текстоведение | 16 (3) | | |
37 | Текст как произведение речи. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). | | 14.10. | |
38 | Строение и смысловые части текста. Простой и сложный план. | | 15.10. | |
39 | Тезисный план. Устное высказывание по заданному плану. | | 16.10. | |
40 | Р.р. Сжатое изложение «Четвероногие друзья» (по тексту упражнения 152). | | 17.10. | |
41 | Развитие мысли в тексте. Словарный диктант (упр. 153). | | 19.10. | |
42 | Смысловая связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь. | | 20.10. | |
43 | Р.р. Средства связи предложений в тексте. Анализ текста. | | 21.10. | |
44 | Параллельная связь предложений в тексте. Словарный диктант (упр. 166). | | 22.10. | |
45 | Смысловые отношения между предложениями в тексте. | | 23.10. | |
46 | Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. | | 24.10. | |
47 | Повествование как тип речи. Рассказ и его композиция. Словарный диктант (упр. 184). | | 26.10. | |
48 | Описание как тип речи. Подготовка к сочинению-описанию картины. | | 27.10. | |
49 | Р.р. Сочинение-описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками». | | 28.10. | |
50 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Текстоведение». | | 29.10. | |
51 | Контрольная работа по теме «Текстоведение». | | 30.10. | |
52 | Текст и культура речи. Соблюдение норм языка при создании текста. | | 31.10. | |
2 четверть |
| Морфология Имя существительное | 132 (10) 16 (2) | | |
53 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке. | | 09.11. | |
54 | Имя существительное как часть речи: значение, грамматические признаки и синтаксическая роль. | | 10.11. | |
55 | Способы образования имён существительных. | | 11.11. | |
56 | Образование имен существительных путем сложения. | | 12.11. | |
57 | Р.р. Устный рассказ о способах образования имен существительных. | | 13.11. | |
58 | Слитное и дефисное написание сложных имен существительных. | | 14.11. | |
59 | Образование и правописание существительных. Словарный диктант (упр. 227). | | 16.11. | |
60 | Употребление имён существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы. | | 17.11. | |
61 | Лексические нормы употребления имён существительных. | | 18.11. | |
62 | Роль имён существительных в словосочетании и предложении. Словарный диктант (упр. 241). | | 19.11 | |
63 | Синтаксическая роль имён существительных. | | 20.11. | |
64 | Роль имён существительных в тексте. Анализ текста. | | 21.11. | |
65 | Р.р. Сжатое изложение по заданному плану «Осина» (по упражнению 265). | | 23.11. | |
66 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное». | | 24.11. | |
67 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | | 25.11. | |
68 | Работа над ошибками контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | | 26.11. | |
| Имя прилагательное | 17 (2) | | |
69 | Имя прилагательное как часть речи: значение, грамматические признаки и синтаксическая роль. | | 27.11. | |
70 | Морфологические признаки имён прилагательных. | | 28.11. | |
71 | Основные способы образования имен прилагательных. Морфемные модели. | | 30.11. | |
72 | Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо, цепочка, пара. | | 01.12. | |
73 | Р.р. Контрольное сочинение по картине. Г.Г. Мясоедова «Косцы». | | 02.12. | |
74 | Правописание суффиксов прилагательных. Словарный диктант (упр. 293). | | 03.12. | |
75 | Правописание Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных. | | 04.12. | |
76 | Правописание сложных имён прилагательных. | | 05.12. | |
77 | Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных. | | 07.12. | |
78 | Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными. | | 08.12. | |
79 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными и прилагательными. | | 09.12. | |
80 | Правильное употребление имён прилагательных. Словарный диктант (упр. 318). | | 10.12. | |
81 | Нормы употребления имён прилагательных. | | 11.12. | |
82 | Имя прилагательное словосочетании и предложении. Словарный диктант (упр. 328). | | 12.12. | |
83 | Синтаксическая роль имени прилагательного. | | 14.12. | |
84 | Роль имени прилагательного в тексте. Анализ текста. | | 15.12. | |
85 | Р.р. Сочинение-описание картины Н.А. Пластова «Саня Маликов». | | 16.12. | |
| Глагол и его формы Глагол | 48 (5) 11 (1) | | |
86 | Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | | 19.12. | |
87 | Постоянные морфологические признаки глагола. | | 21.12. | |
88 | Непостоянные морфологические признаки глагола. Словарный диктант (упр. 360). | | 22.12. | |
89 | Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели. | | 23.12. | |
90 | Правильное употребление глаголов. Словарный диктант (упр. 380). | | 24.12. | |
91 | Глагол в словосочетании и предложении. | | 25.12. | |
92 | Синтаксическая роль глагола. Повторение по теме «Глагол». |
| 26.12. | |
3 четверть |
93 | Роль глагола в тексте. Анализ текста художественного стиля. | | 11.01. | |
94 | Р.р. Устный пересказ текста «Пешком из Россоши» (по тексту упражнения 409). | | 12.01. | |
95 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол». | | 13.01. | |
96 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | | 14.01. | |
| Деепричастие | 11 (1) | | |
97 | Деепричастие и причастие как глагольные формы. | | 15.01. | |
98 | Морфологические признаки деепричастия. | | 16.01. | |
99 | Деепричастный оборот и его строение. | | 18.01. | |
100 | Знаки препинания при деепричастном обороте. | | 19.01. | |
101 | Знаки препинания при одиночном деепричастии. | | 20.01. | |
102 | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | | 21.01. | |
103 | Правописание НЕ с деепричастиями. Словарный диктант (упр. 439). | | 22.01. | |
104 | Правильное употребление деепричастий. | | 23.01. | |
105 | Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. | | 25.01. | |
106 | Роль деепричастия в тексте. Анализ текста. | | 26.01. | |
107 | Р.р. Аудирование текста с деепричастием и деепричастным оборотом. | | 27.01. | |
| Причастие | 24 (3) | | |
108 | Морфологические признаки причастия. |
| 28.01. | |
109 | Образование действительных и страдательных причастий. | | 29.01. | |
110 | Грамматическая связь причастий с существительными. | | 30.01. | |
111 | Правописание окончаний причастий. | | 01.02. | |
112 | Причастный оборот. Словарный диктант (упр. 469). | | 02.02. | |
113 | Знаки препинания при причастном обороте. | | 03.02. | |
114 | Р.р. Строение предложения с причастным оборотом. | | 04.02. | |
115 | Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. | | 05.02. | |
116 | Правописание действительных и страдательных причастий. | | 06.02 | |
117 | Образование и правописание суффиксов причастий. Объяснительный словарный диктант. | | 08.02. | |
118 | Полные и краткие причастия. Правописание суффиксов страдательных причастий. | | 09.02. | |
119 | Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий. | | 10.02. | |
120 | Правописание Ё в суффиксах страдательных причастий. | | 11.02. | |
121 | Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. | | 12.02. | |
122 | Роль причастия и причастного оборота в текстах различных стилей. | | 13.02. | |
123 | Р.р. Контрольное сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | | 15.02. | |
124 | Правильное употребление причастий. | | 16.02. | |
125 | Роль причастия и деепричастия в языке и речи. | | 17.02. | |
126 | Повторение изученного по теме «Причастие и деепричастие». | | 18.02. | |
127 | Р.р. Устный пересказ текста «За спасение больных» (по упр. 528). | | 19.02. | |
128 | Глагол и его формы. Объяснительный словарный диктант. | | 20.02. | |
129 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол и его формы». | | 22.02. | |
130 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол и его формы». | | 23.02 | |
131 | Работа над ошибками контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Глагол и его формы». |
| 23.02. | |
| Имя числительное | 21 (1) | | |
132 | Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | | 24.02. | |
133 | Постоянные признаки имени числительного. Разряды по значению и грамматическим признакам. | | 25.02. | |
134 | Количественные и порядковые числительные. | | 26.02. | |
135 | Написание Ь в количественных числительных. | | 27.02. | |
136 | Правописание количественных и порядковых числительных. | | 29.02. | |
137 | Непостоянные признаки имени числительного. Склонение. | | 01.03. | |
138 | Склонение количественных числительных. | | 02.03. | |
139 | Правописание количественных числительных. | | 04.03. | |
140 | Склонение собирательных числительных. Словарный диктант (упр. 565). | | 05.03. | |
141 | Склонение дробных числительных. | | 07.03. | |
142 | Склонение составных количественных числительных. | | 08.03. | |
143 | Склонение порядковых числительных. Словарный диктант (упр. 577). | | 09.03. | |
144 | Обобщение и систематизация знаний теме «Склонение имени числительного». | | 10.03. | |
145 | Контрольная работа по теме «Склонение имени числительного». | | 11.03. | |
146 | Правильное употребление имён числительных. | | 12.03. | |
147 | Имя числительное в словосочетании и предложении. | | 14.03. | |
148 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». | | 15.03. | |
149 | Работа над ошибками контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». | | 16.03. | |
150 | Роль имени числительного тексте. | | 17.03. | |
151 | Р.р. Анализ текста с числовым материалом. Объяснительный словарный диктант. | | 18.03. | |
152 | Роль имени числительного в языке и речи. | | 19.03. | |
4 четверть |
| Местоимение | 26 + 4 (2) | | |
153 | Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | | 01.04. | |
154 | Употребление местоимений в речи в зависимости от значения. | | 02.04. | |
155 | Разряд как постоянный признак местоимений. | | 04.04. | |
156 | Личные местоимения. Склонение личных местоимений. | | 05.04. | |
157 | Р.р. Личные местоимения как средство связи предложений в тексте. Анализ текста. | | 06.04. | |
158 | Возвратное местоимение. Словарный диктант (упр. 627). | | 07.04. | |
159 | Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений. | | 08.04. | |
160 | Отличие притяжательных местоимений от личных местоимений. | | 09.04. | |
161 | Общее значение и грамматические признаки вопросительно-относительных местоимений. | | 11.04. | |
162 | Неопределённые местоимения. Словарный диктант (упр. 645). | | 12.04. | |
163 | Общее значение и грамматические признаки неопределенных местоимений. | | 13.04. | |
164 | Общее значение и грамматические признаки отрицательных местоимений. | | 14.04. | |
165 | Правописание отрицательных местоимений. | | 15.04. | |
166 | Отличие неопределённых местоимений от отрицательных. | | 16.04. | |
167 | Общее значение и грамматические признаки указательных местоимений. Словарный диктант (упр. 662). | | 18.04. | |
168 | Склонение указательных местоимений. | | 19.04. | |
169 | Значение и грамматические признаки определительных местоимений. | | 20.04. | |
170 | Употребление в речи определительных местоимений. | | 21.04. | |
171 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Разряды местоимений». Самостоятельная работа. | | 22.04. | |
172 | Нормы употребления местоимений. | | 23.04. | |
173 | Правильное употребление местоимений. | | 25.04. | |
174 | Местоимение в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль местоимений. | | 26.04. | |
175 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение». | | 27.04. | |
176 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». | | 28.04. | |
177 | Местоимение в тексте различных стилей и типов речи. | | 29.04. | |
178 | Способность местоимений заменять другие части речи. | | 30.04. | |
179 | Повторение изученного в 5-7 классах по теме «Самостоятельные части речи». | | 02.05. | |
180 | Самостоятельные части речи и их назначение. | | 03.05. | |
181 | Роль самостоятельных частей речи в построении текста. | | 04.05. | |
182 | Р.р. Написание текста по заданному плану (по упражнению 701). | | 05.05. | |
| Повторение изученного в VI классе | 12 (1) | | |
183 | Слово как основная единица языка речи. | | 06.05. | |
184 | Языковые признаки слова. Текстоведческий анализ. | | 07.05. | |
185 | Смысловые и грамматические признаки слова. | | 09.05. | |
186 | Р.р. Контрольное сжатое изложение «Неизвестный цветок». | | 10.05. | |
187 | Правописание: орфография и пунктуация. | | 11.05. | |
188 | Разделы орфографии. Правописание Ь после шипящих. | | 12.05. | |
189 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | | 13.05. | |
190 | Основной принцип русской орфографии. Объяснительный словарный диктант. | | 14.05. | |
191 | Знаки препинания в простом и осложнённом предложении. | | 16.05. | |
192 | Знаки препинания в сложном предложении. | | 17.05. | |
193 | Подготовка к итоговому контрольному диктанту. | | 18.05. | |
194 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | | 19.05. | |
| Разделы лингвистики | 10 (1) | | |
195 | Язык как развивающееся явление. Этимология как наука о происхождении языка. | | 20.05. | |
196 | Лингвистика как наука о языке. Разделы языка. Фонетика и орфоэпия. | | 21.05. | |
197 | Словообразование самостоятельных частей речи. Способы образования слов. | | 23.05. | |
198 | Лексика и лексические явления (синонимия, антонимия, омонимия). | | 24.05. | |
199 | Фразеология. Фразеологическое богатство русского языка. | | 25.05. | |
200 | Морфология и грамматика как науки о частях речи и способах их связи. | | 26.05. | |
201 | Синтаксис и пунктуация. Единицы речи и способы их оформления. | | 27.05. | |
202 | Орфография как наука о правильном написании слов. | | 28.05. | |
203 | Р.р. Культура речи и нормы речевого этикета. | | 30.05. | |
204 | Подведение итогов года. Рекомендации для учащихся. | | 31.05. | |
Учебно-методические средства обучения
Учебная литература
1. Васильевых И.В., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. В 2-х ч. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2013.
2. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2006.
3. Прохватилина Л.В. Проверь себя. 6 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В. Прохватилина, под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2011.
4. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2013.
Методическая литература
1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс» / И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
2. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. – М., 1989.
3. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000.
4. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000.
5. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. – М., 2004.
Дидактическая литература
1. Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. – М., 2004.
2. Прохватилина Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс/ Книга для учителя. – Под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2009.
3. Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова» Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений» / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 (Серия «Учебно-методический комплект»).
Ресурсы ИКТ
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
http://www.gramota.ru – Онлайн-словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
Интернет-ресурсы (для учителя):
Справочно-информационные ресурсы:
http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»
http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности
http://www.edu.ru – Образовательный портал
Контрольно-измерительные материалы (6 класс)
Контрольные диктанты
1. Контрольный словарный диктант с заданием
1. Словарный диктант (упр. 14, 60 – орфографический минимум).
Примечание. Учитель составляет диктант объёмом 15 словосочетаний на материале двух упражнений. Например: Получить благословение, неофициальная обстановка, чудесное превращение, инструкция по применению, устранение недостатков, объяснительная записка, каменистая местность, безжалостный грабёж, сердечное приветствие, беззаботное детство, привлечь внимание, рассматривать иллюстрации, рассчитывать на помощь, желейные конфеты, жилетный карман.
2. Затранскрибируйте слово: обстановка.
3. Укажите морфемное строение слов.
Превращение, применение, приветствие.
4. Произведите морфологический разбор слов: чудесное (1 вариант) и сердечное (2 вариант).
5. Проведите синтаксический разбор словосочетаний получить благословение (1 вариант) и привлечь внимание (2 вариант).
Примечание. Словарный диктант и задания 2-5 оцениваются отдельно.
2. Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Повторение»
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.
(104 слова)
Задания
1. Произведите фонетический разбор слова: срезаю.
2. Выполните морфемный разбор слов (по составу):
подосиновики, собирать, окрестных.
3. Проведите синтаксический разбор предложения.
За деревней расстилаются широкие поля. (1 вариант)
Целая семейка разрослась у осинки. (2 вариант)
3. Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Имя существительное»
Лесные силачи
Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.
Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.
Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона – награда победителю.
(По Н. Сладкову)
(56 слов)
Задания
Определите тип речи текста.
Запишите существительные подосиновик, соревнование (вариант l) и подберёзовик, победитель (вариант 2) в составе словообразовательных пар.
Выпишите из первого предложения текста слова дождя (вариант l) и соревнования (вариант 2) и проведите их морфологический разбор.
Проведите синтаксический разбор предложений:
вариант l. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.
вариант 2. Алая шапка чемпиона – награда победителю.
Выпишите пример метафоры (вариант 1), олицетворения (вариант 2).
4. Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Глагол»
День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины слезки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. Только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки, и в голубые их рупоры совали головки шмели. Они надолго замирали, выставляли мохнатые зобы. Должно быть, они заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары. Боярка доцветала и сорила в воду. Сосняк был синим. Над Енисеем чуть мерцало. Леса на скалах стояли неподвижно, и железнодорожный мост в городе колыхался тонким кружевцем. И если долго смотреть на него, он истощался, и кружевце рвалось.
(По В. Астафьеву)
(101 слово)
Задания
1. Укажите морфемный состав слов замирали (1 вариант) и выставляли (2 вариант).
2. Проведите морфологический разбор слов колыхался (1 вариант), истощался (2 вариант).
3. Проведите синтаксический разбор предложения Должно быть, они заслушивались музыкой.
5. Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Глагол и его формы»
У костра
Кругом ни одного живого звука. Только дует ветер, шумит лес, качая высокими вершинами, и скрипит подгнившая сосна. В сумерках, кружась, реют снежинки.
Вспыхнув, быстро разгорается береста, свертываясь в трубку, давая копоть, пахнущую дегтем. Затрещали сухие сучки. Огонь, перебегая от одного к другому, ласково лижет их острыми длинными языками. Над костром вьется, кудрявясь, сизый дым. Он становится все гуще, ширится, вырастая в волнующиеся клубы. Через минуту, пробившись сквозь толщу наложенных дров, высоко поднялось пламя и весело пылает, раздвигая навалившуюся тьму, щедро разбрасывая золото искр. Заметались вокруг тени, населяя лес привидениями.
(По А. Новикову-Прибою)
(89 слов)
Задания
1. Укажите морфемный состав деепричастий: гребнем (1 вариант) и крыльями (2 вариант).
2. Произведите морфологический разбор причастий подгнившая (1 вариант) и наложенных (2 вариант).
3. Произведите синтаксический разбор предложения Над костром вьется, кудрявясь, сизый дым. Постройте его схему.
6. Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Имя числительное»
Я ступил на необитаемый остров 30 сентября 1659 года, чтобы провести на нём двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. Шестнадцать из них моим надёжным помощником была наша корабельная собака, которая почти заменила мне человеческое общество.
Я поселился в пещере, которую огородил двойным частоколом. Для этого мне пришлось вбить триста или четыреста кольев.
На третий год моего пребывания на острове я испёк первый хлеб, а на одиннадцатый год решил приручить нескольких козлят. Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.
Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды на прибрежном песке увидел след человеческой ноги.
(По роману Д. Дефо « Робинзон Крузо» в переводе К.И. Чуковского)
(104 слова)
Задания
1. Укажите морфемный состав числительного: одиннадцатый
2. Проведите морфологический разбор числительного: триста (1 вариант); четыреста (2 вариант).
3. Подчеркните числительные как члены предложения: Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.
7. Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Местоимение»
Левитан
Невольные слезы обожгли мне глаза…Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание появлением такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете…
Все семь дней, которые я тогда пробыл в Москве, я провел в галерее у полотен Левитана…
Всё дрожало у меня на душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.
А происходило какое-то величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы моей души и молодого сердца.
(По К. Паустовскому)
(106 слов)
Задания
1. Укажите морфемный состав местоимений: что-то (1 вариант), какое-то (2 вариант).
2. Проведите морфологический разбор местоимений у меня (1 вариант), со мною (2 вариант).
3. Выпишите все местоимения из последнего предложения (определите разряд).
8. Итоговый контрольный диктант
Сердитые чайники Поляна была похожа на какой-то круглый стол, покрытый золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтя и булькая от нетерпения, были расставлены посредине. Затевалось грандиозное чаепитие!
Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел кое-что такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.
Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!
Вы, любящие поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир глухарей, который вы так беспечно проспали.
(76 слов)
Задания
1. Произведите морфемный разбор слов: какой-то, покрытый, раскалённые (1 вариант); кое-что, расставлены, любящие (2 вариант).
2. Выполните морфологический разбор причастия: пыхтя (1 вариант); булькая (2 вариант).
3. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Контрольные изложения
1. Контрольное сжатое изложение «Заячьи лапы»
(по тексту упражнения 96)
Однажды осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Холодные созвездия, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник.
Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар. От него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.
За чаем дед рассказал мне историю о зайце.
В августе дед охотился на северном берегу озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг встревожился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Поднялся ветер, и дым густел. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под его ног выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Старый лесной житель знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются.
Дед побежал за зайцем. Бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый!"
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
- А перед тем зайцем я сильно провинился, милый человек, – сердито сказал дед.
- Чем же ты провинился?
- А ты выйди и погляди на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.
2. Контрольное сжатое изложение «Неизвестный цветок» (по тесту Ю. Яковлева)
Дети прибежали домой и рассказали о своём открытии:
– Мама, мы нашли странный цветок!
– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок. Он действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой и на солнце с белыми лучами тоже.
– Значит, не ты посадила его? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика, все записал в книжечку, сфотографировал открытие и сказал:
– Возможно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, семечко которого занесло потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о столетней бабушке. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
– Это ромашка, – тихо сказала бабушка,
– Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?
– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал тёплый летний снег. Из ромашек плели венки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали...
– Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:
– Срывали просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей и сказала:
– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, поэтому он стал для вас чужим, как инопланетянин.
Контрольные сочинения
1. Контрольное сочинение
по картине Г.Г. Мясоедова «Косцы»
План
I. Сюжет картины Мясоедова «Косцы (Страдная пора)».
II. Пейзаж.
1. Ржаное поле.
2.Небо и облака.
III. Косцы.
1. Описание косарей:
а) старший косарь;
б) косарь в белой рубахе;
в) молодой косарь в красной рубашке;
г) женщины – крестьянки.
2. Отношение крестьян к труду.
IV. Настроение, которое создает картина.
Мастерство художника.
2. Сочинение
по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (домашнее)
(по самостоятельно составленному плану)
28