СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по программе Т.А.Ладыженской (175 часов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику Т.А.Ладыженской  6 класса рассчитана на 175 ч., сопровождается аннотацией (в конце программы) ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по программе Т.А.Ладыженской (175 часов)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов:

всего 175 часов

в неделю 5 часов


Составитель программы Михеева Галина Ивановна


Программа составлена на основе ФГОС основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку для 5–9 классов под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (2011 г.)

































Москва, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г., Примерной программой основного общего образования,0 авторской Программой курса «Русский язык. 5-9 классы» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский)0, которая входит в состав УМК, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Целями изучения русского языка в основной школе являются:

• воспитание гражданственности и патриотизма, осознанного отношения к языку как явлению культуры; пробуждение и развитие интереса, любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; обогащение лексикона и грамматического строя речи школьников;

• освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

• осознание русского языка как одной из главных национально-культурных ценностей русского народа;

• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским литературным языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его использования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

• усвоение системы знаний о русском языке;

• развитие метапредметных умений: определять цели будущей деятельности, последовательность действий; оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; извлекать информацию из различных источников, преобразовывать её.

Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и деятельностном.

Основными принципами обучения русскому языку при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие:

  • принцип коммуникативности. Он определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех её видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика коммуникативности;

  • принцип сознательности. В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание учебного курса «Русский язык» распределено по классам следующим образом:

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет совершенствовать устную и письменную речь.

6–7 классы имеют морфологическую направленность. В 6 классе завершается изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола; представлены местоимение и числительное. Как и в 5 классе, курс начинается с раздела «Речь». В 7 классе завершается изучение морфологии: наречия, причастия, деепричастия и служебных частей речи.

В 8–9 классах начинается систематическое изучение синтаксиса. В 8 классе рассматриваются словосочетание и предложение: простое; двусоставное и односоставное; простое осложненное (предложение с однородными членами; предложение с обособленными членами; предложение с обращениями, вводными конструкциями). В 9 классе изучается синтаксис сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с разными видами связи, прямая и косвенная речь).

В 8–9 классах продолжается углубленное изучение материала по разделам «Язык» и «Речь» (текст, типы речи, стили речи, жанры).

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому большое место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года предназначены специальные часы.

Авторская рабочая программа0 рекомендует в 6 классе 210 часов на изучение предмета «Русский язык» (т.е. 6 часов в неделю при 35 неделях в учебном году).

В соответствии с базисным учебным планом школы «Инеснэк» в 6 классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 175 часов (5 часов в неделю), поэтому в данную Рабочую программу внесены изменения, касающиеся сокращения часов.

Характер изменений, внесенных в тематическое планирование данной Рабочей программы, отражается в следующей сопоставительной таблице:


Тематическое планирование в 6 классе

№ п/п

Разделы курса

Авторская программа

Рабочая программа

1

Общие сведения о языке

3+1

1

2

Повторение изученного в 5 классе. Текст.

9+4

17+5

3

Лексика. Фразеология. Культура речи.

13+3


14+4

4

Словообразование и орфография. Культура речи.

31+4

18+5

5

Морфология и орфография. Культура речи.

113 +19, в том числе:

83+16,

в том числе:


  1. Имя существительное.

22+3

16+3


  1. Имя прилагательное.

22+3

21+2


  1. Имя числительное.

16+2

16+2


  1. Местоимение.

23+3

15+3


  1. Глагол.

30+6

19+6

6

Повторение и систематизация изученного в 5-6-м классах. Культура речи.

10+2

10


ИТОГО

210

175




Содержание программы учебного курса

6 класса


Общие сведения о языке (1 ч.)

Русский язык — один из развитых языков мира, язык, речь, общение. Ситуация общения.

Повторение изученного в 5 классе. Текст - 17 ч. (в т.ч. 1 КР , 5 РР)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Текст, его особенности. Тема и основная мысль. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Сочинение по картине.

Лексикология и фразеология. Культура речи - 18 ч. (в т.ч. 1 КР, 4 РР)

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

Приемы сжатия текста. Сжатое изложение. Описание помещения.

Словообразование. Орфография. Культура речи - 23 ч. (в т.ч. 1 КР, 5 РР)

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас- - - кос-. Буквы а и о в корне –гар- - - гор-. Буквы а и о в корне –зар- - - зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Анализ текста с точки зрения состава и способа образования слов.

Сложный план сочинения. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине. Сжатое изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное - 19 ч. (в т.ч. 1 КР, 3 РР)

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Составление текста сжатого изложения с элементами сочинения. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Сочинение-рассуждение на нравственную тему.

Имя прилагательное - 23ч. (в т.ч. 1 КР, 2 РР)

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных и -ск. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Сочинение по картине.

Имя числительное - 16 ч. (в т.ч. 1 КР, 2 РР)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Раз­ряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного.

Сжатое изложение.

Местоимение - 18 ч. (в т.ч. 1 КР, 3 РР)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные ме­стоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения.

Анализ текста. Сочинение - рассуждение.

Глагол - 25 ч. (в т.ч. 2 К.Р., 6 РР)

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Пра вописание гласных в суффиксах глагола.

Сочинение-рассказ на основе услышанного. Простой и сложный план. Изложение с изменением лица. Сочинение – описание действий.

Повторение изученного в 6 классе - 10 ч. (в т.ч. 1 КР)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.


Обучение ведется по учебнику «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. – М.: «Просвещение», 2014.


Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие и т. д.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.


Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса


I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


Поурочное планирование по русскому языку в 6 классе

№ урока

п/п

№ урока

по разделу

Наименование разделов и тем

Раздел I. Введение. (1 ч.)

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

Раздел II. Повторение пройденного в 5 классе. Текст (22 ч, в т.ч. РР 5 ч, КР 1.)

Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Фонетический разбор. Орфография.

Морфемика. Орфограммы в приставках и корнях слов.

Морфемный разбор

Части речи. Морфологический разбор слова.

Части речи. Морфологический разбор слова.

Орфограммы в окончаниях слов.

Орфограммы в окончаниях слов.

Текст и его особенности. Типы текста.

Текст. Стили речи. Типы речи.

Официально-деловой стиль речи.

Словосочетание.

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

Синтаксический и пунктуационный разбор.

Прямая речь. Диалог.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращением.

Систематизация материала по теме «Повторение изученного в 5 классе»

Контрольный диктант №1 «Повторение изученного в 5 классе»

Подготовка к написанию сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя» (упр.61-62).

Написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Раздел III. Лексикология и фразеология (18ч., в т.ч. 4 РР , КР 1.)

Повторение изученного по разделу «Лексикология» в 5 классе.

Общеупотребительные слова.

Профессионализмы.

Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту М. Булатова (упр.75).

Написание сжатого изложения по тексту М. Булатова (упр.75).

Анализ сжатого изложения. Диалектизмы.

Жаргонизмы

Стилистически окрашенные слова.

Устаревшие слова.

Неологизмы.

Исконно русские и заимствованные слова.

Фразеологизмы.

Источники фразеологизмов.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексикология».

Контрольный диктант №2 по теме «Лексикология и фразеология».

Анализ контрольного диктанта №2.

РР Описание помещения. Подготовка к сочинению. Сложный план.

РР Сочинение-описание.

Раздел IV Словообразование. Орфография. (23 ч., в т.ч. 5 РР , КР 1.)

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке.

Этимология слов.

Буквы О и А в корнях -кас- - -кос-.

Буквы О и А в корнях -гор- - -гар- и -зор- - -зар-.

Буквы О и А в корнях -гор- - -гар- и -зор- - -зар-.

Правописание корней с чередованием О и А, Е и И.

Буквы И и Ы после приставок.

Подготовка к подробному изложению.

Написание подробного изложения.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Трудные написания слов с пре- и при-.

Выборочное изложение (упр.166).

Анализ выборочного изложения. Соединительные О и Е в сложных словах. Словарный диктант.

Сложносокращённые слова.

Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

Написание сочинения по картине Т. Н. Яблонской «Утро».

Морфемный и словообразовательный разборы.

Морфемный и словообразовательный разборы.

Анализ сочинения. Повторение по теме «Словообразование. Орфография».

Повторение по теме «Словообразование. Орфография».

Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография».

Раздел V. Морфология

Имя существительное (19 ч., в т.ч. 3 РР , 1 КР.)

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имен существительных.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

РР Сжатое изложение с элементами сочинения.

НЕ с существительными.

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК- и –ЩИК-.

Гласные в суффиксах существительных -ЕК и –ИК.

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

РР Сочинение-описание природы.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное».

Анализ контрольного диктанта.

РР Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственную тему на основе прочитанного текста.

Имя прилагательное (23 ч., в т.ч. 2 РР , 1 КР.)

Обобщение и систематизация изученного об имени прилагательном в 5 классе.

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень.

Значение, образование и изменение имён прилагательных в превосходной степени.

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

Разряды прилагательных. Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного

Правописание НЕ с именами прилагательными.

Правописание НЕ с именами прилагательными

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

РР Подготовка к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»

РР Сочинение–описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

Образование прилагательных при помощи суффиксов –Н-, -ЕНН-, -ОНН-

Образование прилагательных при помощи суффиксов –ИН-, -АН-, -ЯН-

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -К- и –СК-.

Образование прилагательных сложением основ.

Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное».

Анализ контрольного диктанта.

Имя числительное (16 ч., в т.ч. 2 РР, 1 КР.)

Имя числительное как часть речи.

Простые, сложные и составные числительные.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Разряды количественных числительных.

Числительные, обозначающие целые числа.

Словарный диктант. Склонение количественных числительных.

Дробные числительные.

Собирательные числительные.

РР Подготовка к сжатому изложению.

РР Сжатое изложение.

Порядковые числительные.

Склонение порядковых числительных. Правописание и употребление в речи.

Составление монологов и диалогов. Морфологический разбор числительного.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя числительное».

Контрольная работа № 2 по теме «Имя числительное».

Анализ контрольной работы.

Местоимение (18 ч., в т.ч. 3 РР , 1 КР)

Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений. Личные местоимения.

Возвратное местоимение СЕБЯ.

РР Сочинение - рассказ по сюжетным картинкам (упр. 405).

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.

Относительные местоимения.

Неопределённые местоимения.

Отрицательные местоимения.

Написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Притяжательные местоимения.

РР Подготовка к сочинению – рассуждению.

РР Сочинение – рассуждение

Анализ сочинения. Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Морфологический разбор местоимения.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Местоимение».

Местоимение. Повторение.

Контрольный диктант №5 по теме «Местоимение».

Глагол (25 ч., в т.ч. 6 РР , 2 КР)

Глагол. Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе

Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе.

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы переходные и непереходные.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.

РР Подготовка к подробному изложению

РР Подробное изложение

Условное наклонение.

Повелительное наклонение.

Контрольная работа № 3 по теме «Глагол».

Различение повелительного наклонения и будущего времени. Употребление глаголов изъявительного и повелительного наклонения в речи.

Безличные глаголы.

РР Простой и сложный план. Подготовка к сочинению-описанию действий (на основе наблюдений).

Употребление глаголов в безличной форме.

Морфологический разбор глагола.

РР Сочинение-рассказ на основе услышанного.

Правописание гласных в суффиксах глагола.

Правописание гласных в суффиксах глагола.

РР Подготовка к изложению с изменением лица. У.526

РР Написание изложения с изменением лица.

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол».

Словарный диктант. Обобщение и систематизация изученного по теме Глагол».

Контрольный диктант №6 по теме «Глагол».

Анализ диктанта.

Повторение изученного в 6 классе (10 ч., в т.ч. 1 КР)

Анализ контрольного диктанта. Разделы науки о языке. Словообразование самостоятельных частей речи. Морфемный и словообразовательный разборы.

Орфография. Орфографический разбор. Безударные гласные в корнях и суффиксах слов.

Морфология. Морфологический разбор слова. Части речи в русском языке.

Лексика и фразеология. Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор слов.

Итоговый контрольный диктант №7 за курс 6 класса

Анализ контрольного диктанта.

Систематизация знаний.

Обобщающий урок.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:


Литература для учителя

  • Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011.

  • ФГОС. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2014 г.

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. - М.: Просвещение, 2012 г.

  • ФГОС. Русский язык. Тематический и итоговый контроль. Рабочая тетрадь: 6 класс / под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2017.


Литература для учеников

  • «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. – М.: «Просвещение», 2014.

  • Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь: 6 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. - М.: Просвещение, 2017 г.

  • Русский язык. Итоговая работа. Типовые тестовые задания. 6 класс. ФГОС. / Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. (Серия «Итоговая работа. ТТЗ»)



Интернет- ресурсы

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gramota.ru

Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Сайт Министерства образования и науки РФ:[Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru






Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык»

в 6 классе


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Русский язык», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения русского языка в средней общеобразовательной школе.

В системе школьного образования дисциплина «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


  1. Цель изучения дисциплины

Совершенствованиеречемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.


  1. Структура дисциплины

Обучение ведется по учебнику «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. – М.: «Просвещение», 2014.

Тематические разделы:

  1. Русский язык - один из развитых языков мира.

  2. Повторение пройденного в 5 классе. Текст.

  3. Лексика. Фразеология. Культура речи

  4. Морфемика. Орфография. Культура речи

  5. Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол

  6. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.

  7. Развитие речи (в течение года)


  1. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие и т. д.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса


I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


  1. Учебная нагрузка обучающихся:

Программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю).


  1. Формы контроля

Контрольные работы (тесты с вариантом выбора ответа, тесты с краткой записью ответа), контрольные, проверочные, словарные диктанты, контрольные диктанты с грамматическим заданием, изложения, сочинения.


0 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

0 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011.


0 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011.