Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чернецовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Чернецовской СОШ Приказ от ______________№ _____ __________________Дмитриев А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
основное общее образование 7 класс
количество часов 170
учитель Курносова Наталья Николаевна
Программа составлена с использованием материалов ФГОС, на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект» (М.: Просвещение, 2011г.) и в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2011г.)
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
Ученик сможет:
считать русский язык одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознать ведущую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
осознать эстетическую ценность русского языка;
уважительно относиться к родному языку, гордиться им;
стремиться к речевому самосовершенствованию;
получить достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
развить способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ученик получит возможность научиться:
· основам гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
· основам социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
· готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
Метапредметные
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий
основное внимание ученик направит на:
· формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
· умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
· развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Ученик получит возможность научиться:
· ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
· действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
· устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
· удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
· определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
· формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
· осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
· В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
· практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
· развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
· практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Предметные
Ученик научится:
· владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
· владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
· участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
· использовать знание алфавита при поиске информации;
· различать значимые и незначимые единицы языка;
· проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
· классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
· членить слова на слоги и правильно их переносить;
· определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
· опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
· проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
· проводить лексический анализ слова;
· опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
· опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
· проводить морфологический анализ слова;
· применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
· опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
· анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно смысловой организации и функциональных особенностей;
· находить грамматическую основу предложения;
· распознавать главные и второстепенные члены предложения;
· опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
· проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
· соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
· опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
· опираться на грамматико интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
· использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· опознавать различные выразительные средства языка;
· писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
· участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
· использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание тем учебного курса.
РАЗДЕЛ I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Раздел II
Повторение пройденного в 5-6 классах. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Тексты и стили. Текст. Диалог. Стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Раздел III
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
V . Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел VI.. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
Разделы науки о языке. Текст и стили речи.
Организация учебного процесса: классно-урочная система, урок- лекция, урок- игра, урок – путешествие, контрольный урок, урок – семинар.
Основные виды учебной деятельности:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Календарно-тематическое планирование ( 7 класс )
2017 – 2018 уч. год
№ | Дата |
Тема урока |
1 | 2 | 3 |
1 | | Русский язык как развивающееся явление |
2 |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (15 часов) Синтаксис и пунктуация |
3, 4 | | Синтаксис и пунктуация |
5 | | Лексика и фразеология |
6 | | Фонетика и орфография |
7 | | Фонетика и орфография |
8 | | Словообразование и орфография |
9 | | Словообразование и орфография |
10 | | Морфология и орфография |
11, 12 | | Морфология и орфография |
13 | | Входной контроль. Контрольный диктант |
14 | | Анализ контрольного диктанта |
15 | | Текст |
16 | | Стили литературного языка |
17 | | МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (138 часов) Причастие (31 час) Причастие как часть речи |
18 | | Публицистический стиль |
19 | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
20 | | Причастный оборот |
21 | | Выделение причастного оборота запятыми |
22 | | Описание внешности человека |
23 | | Действительные и страдательные причастия |
24 | | Краткие и полные страдательные причастия |
25 | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит.причастий наст.времени |
26 | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит.причастий наст.времени |
27, 28 | | Изложение |
29 | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател.причастий наст.времени |
30 | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател.причастий наст. времени |
31 | | Страдательные причастия прошедшего времени |
32 | | Гласные перед Н в полных и кратких страдател. причастиях |
33 | | Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. |
34 | | Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. |
35 | | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательн.причастий и в кратких отглагольных прилагател. |
36, 37 | | Выборочное изложение |
38 | | Морфологический разбор причастия |
39 | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
40 | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
41 | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. прич. прош.вр. |
42, 43 | | Сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы» |
44 | | Повторение и обобщение изученного о причастии |
45 | | Контрольный диктант по теме «Причастие» |
46 | | Анализ контрольного диктанта |
47 | | ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12 часов) Деепричастие как часть речи |
48 | | Деепричаст.оборот. Запятые при деепричастном обороте |
49 | | Деепричаст. оборот. Запятые при деепричастном обороте |
50 | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями |
51 | | Деепричастия совершенного несовершен. вида |
52 | | Морфологический разбор деепричастия |
53, 54 | | Повторение и обобщение изученного о деепричастии |
55 56 | | Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц |
57, 58 | | Повторение и обобщение изученного о деепричастии |
59 | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» |
60 | | Анализ контрольного диктанта |
61 | | НАРЕЧИЕ (35 часов) Наречие как часть речи |
62 | | Смысловые группы наречий |
63 | | Смысловые группы наречий |
64 | | Степени сравнения наречий |
65 | | Морфологический разбор наречия |
66, 67 | | Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» |
68 | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е |
69 | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е |
70 | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицател. наречий |
71 | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий |
72 | | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е |
73 | | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е |
74 | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий |
75 | | Промежуточный контроль. Контрольный диктант |
76 | | Буквы О и А на конце наречий |
77, 78 | | Изложение с элементами сочинения |
79 | | Дефис между частями слова в наречиях |
80, 81 | | Дефис между частями слова в наречиях |
82 | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован-ных от сущ-х и количеств.числительных |
83 | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-х и количеств.числительных |
84 | | Мягкий знак после шипящих |
85, 86 | | Описание действий человека |
87,88, 89 | | Повторение и обобщение изученного о наречии |
90 | | Контрольный диктант по теме «Наречие» |
91 | | Анализ контрольного диктанта |
92 | | КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (7 часов) Категория состояния как часть речи |
93 | | Категория состояния как часть речи |
94 | | Морфологический разбор категории состояния |
95, 96 | | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») |
97 | | Повторение и обобщение изученного о категории состояния |
98 | | Сочинение на лингвистическую тему |
99 | | СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Самостоятельные и служебные части речи |
100 | | ПРЕДЛОГ (12 часов) Предлог как часть речи |
101 | | Употребление предлогов |
102 | | Непроизводные и производные предлоги |
103 | | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога |
104, 105 | | Репортаж на основе увиденного на картине по данному началу |
106 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов |
107, 108 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов |
109, 110 | | Повторение и обобщение изученного о предлоге |
111 | | Контрольный диктант по теме «Предлог» |
112 | | Анализ контрольного диктанта |
113 | | СОЮЗ (16 часов) Союз как часть речи |
114 | | Простые и составные союзы |
115 | | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
116 | | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
117 | | Сочинительные союзы |
118 | | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении |
119 | | Сочинительные союзы |
120 | | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза |
121, 122 | | Сочинение-рассуждение |
123 | | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы |
124 | | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы |
125 | | Повторение и обобщение изученного о союзе |
126, 127 | | Зачет по теме «Союз» |
128, 129 | | Контрольное изложение |
130 | | Итоговый контроль. Контрольный диктант |
131 | | ЧАСТИЦА (20 часов) Частица как часть речи |
132 | | Формообразующие частицы |
133 | | Смысловые частицы |
134, 135 | | Смысловые частицы |
136 | | Раздельное и дефисное написание частиц |
137 | | Морфологический разбор частицы |
138 | | Отрицательные частицы НЕ и НИ |
139 | | Отрицательные частицы НЕ и НИ |
140 | | Различение НЕ и НИ |
141 | | Различение НЕ и НИ |
142 | | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- |
143 | | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- |
144 | | Частица НИ, приставка НИ- союз НИ - НИ |
145 | | Частица НИ, приставка НИ- союз НИ - НИ |
146 | | Повторение и обобщение изученного о частице |
147, 148 | | Контрольное изложение |
149 | | Анализ контрольного изложения |
150 | | Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный) |
151 | | МЕЖДОМЕТИЕ (4 часа) Междометие как часть речи |
152 | | Дефис в междометиях |
153 | | Знаки препинания при междометиях |
154 | | Знаки препинания при междометиях |
155 | | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (16 часов)
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи |
156, 157 | | Контрольное сочинение |
158 | | Анализ контрольного сочинения |
159 | | Фонетика. Графика |
160 | | Лексика и фразеология |
161 | | Морфемика. Словообразование |
162,163 | | Морфология |
164,165 | | Синтаксис и пунктуация |
166,167 | | Орфография и пунктуация |
168 | | Итоговый контрольный диктант |
169 | | Анализ итогового диктанта |
170 | | Разделы науки о русском языке. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Чернецовской СОШ Головченко В.Г.___________ от____________2017 года Дата_____________________ №____ Руководитель МС: __________/Головченко В.Г./
14