СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по учебнику Бабайцевой (5 часов в неделю)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по учебнику Бабайцевой (5 часов в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 7 классе по учебнику Бабайцевой (5 часов в неделю)»

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия №5 г. Морозовска»




«Утверждаю»


Директор МБОУ «Гимназия №5г.Морозовска»


Приказ от___________№ _____


Подпись директора_____________ /Л.Н.Мухортова/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Уровень образования - основное общее образование, 7-Б, 7-В классы

Количество часов: 170

Учитель: Матвеева Ольга Ивановна

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам «Русский язык» 5-9 классы. М. «Просвещение» 2010 г., в соответствии с ФГОС.



Структура документа


  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Место учебного предмета в учебном плане.

  4. Содержание учебного предмета.

  5. Тематическое планирование.

  6. Календарно-тематическое планирование.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  8. Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения предмета и система их оценки.




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Законы:

1.ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

2.ФЗ от 01.12.2007 №309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»

3.Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

2. Основная образовательная программа МБОУ гимназии №5 г.Морозовска основного общего образования в рамках реализации ФГОС.

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г.,

Постановления:

1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

2.Приказ МО РО от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

3. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»

4.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»

5.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6.Приказ МО Ростовской области от 30.04.2014 №263 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2014-2015 учебный год»

Распоряжения:

1.Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

2.Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

1. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Уставом МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»


Цели изучения русского (родного) языка в школе:

1.

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • осознание эстетической ценности родного языка;

2.

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

3.

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;

  • расширение объема используемых в речи грамматических средств;

  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

формируются на основе

  • овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • освоения основных норм русского литературного языка;

  • обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;

  • умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает

  • осознание родного языка как формы выражения национальной культуры,

  • понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,

  • освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;

  • способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенцияпредполагает

овладение

  • видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

  • базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется

в умении

  • определять цели коммуникации,

  • оценивать речевую ситуацию,

  • учитывать намерения и способы коммуникации партнера,

  • выбирать адекватные стратегии коммуникации,

  • быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения

Формирование универсальных учебных действий.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностныйподход,предполагающийпредъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностнойнаправленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметныерезультаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные :

  • владение всеми видами речевой деятельности,

  • построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • адекватное восприятие устной и письменной речи;

  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

  • соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).


Познавательные :

  • формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;

  • осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;

  • определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).

Регулятивные:

  • постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

  • осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).


Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Ученик 6 класса научится:

  •  подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

  •  соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

  •  правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  •  осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  •  выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  •  соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.


Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Метапредметныеобразовательныефункцииродного языка определяют

универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Русский язык —

  • это родной язык русского народа,

  • государственный язык Российской Федерации;

  • средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;

  • основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Русский (родной) язык является

  • основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;

  • средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

  • неразрывно связан со всеми школьными предметами,

  • влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активностьявляются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Учебно-методические комплекты по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реализуют его основные идеи:

  • Утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом

  • Ориентация на планируемые результаты обучения

  • Усиление метапредметной образовательной функции

родного языка в учебно-воспитательном процессе

  • Реализация системно-деятельностного подхода в образовании

  • Формирование функциональной грамотности как способности

максимально быстро адаптироваться во внешней среде и

активно в ней функционировать

  • Реализация компетентностного подхода в обучении:

формирование коммуникативной, языковой, лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций.


Место учебного предмета в решении общих целей и задач

образования школьников

Базисный учебный план гимназии предусматривает изучение русского языка в объеме 4 часа в неделю. 1 час выделен из гимназического компонента. Согласно учебно-календарному графику гимназии в 7 классе – 170 часов.


Содержание тем учебного курса:

  1. Общие сведения о языке – 1 ч.

  2. Повторение изученного в 5-6 классе- 9 ч.

  3. Причастие - 41 ч.

  4. Деепричастие- 17 ч.

  5. Предлог- 14 ч.

  6. Союз - 17 ч.

  7. Частица - 15 ч.

  8. Междометие- 8 ч.

  9. Повторение изученного - 12 ч.

  10. Развитие речи – 35 ч.




Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды организации деятельности учащихся

1

1.09

Общие сведения о языке (1)

Нормы современного русского языка, их изменчивость

1

План лекции учителя. Работа с текстом.

2

2.09

Систематизация изученного в 5-6 классах(9+1р/р)

Предложение. Знаки препинания в предложении.

1

Редактирование текста.

3

5.09


Фонетика и орфоэпия.


1

Объяснительный диктант

4

6.09


Повторение орфограмм-гласных.


1

Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами. Взаимодиктант.

5

7.09


Повторение орфограмм-согласных.


1

Редактирование текста.

6

8.09


Повторение синтаксиса и пунктуации.


1

Диктант «Проверяю себя».

7

9.09


Р/Р Что такое текст.


1

Устное сочинение – миниатюра. Анализ текста.

8

12.09


Повторение грамматических норм.


1

Деформированный текст, работа по индивидуальным карточкам.

9

13.09


Повторение грамматических разборов.


1

Грамматические разборы

10

14.09


Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 6 классе».

1

диктант

11

15.09


Анализ контрольного диктанта №1 по теме «Повторение изученного в 6 классе».

1

Работа над ошибками

12

16.09

Грамматика. Морфология.

Причастие (41+16 р/р)

Понятие о причастии.


1

Выборочный диктант.

13

19.09


Понятие о причастии.


1

Списывание, определить роль причастия в тексте.

14

20.09


Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий.


1

Устное сообщение с опорой на афористичное определение В.И. Даля: «Часть речи, причастия к глаголу, в образе прилагательного»

15

21.09


Признаки прилагательного у причастия.


1

Объяснительный диктант

16

22.09


Признаки прилагательного у причастия.


1

Анализ текста

17

23.09



Признаки глагола у причастия.


1

Сообщение о причастии по плану

18

26.09


Признаки глагола у причастия.


1

Сообщение о причастии по плану

19

27.09


РР Типы речи.


1

Анализ текстов разных типов

20

28.09


РР Описание общего вида местности.

1

Составление сложного плана к описанию местности.

21

29.09


РР Сочинение-описание общего вида местности

(по упр.23)

1

сочинение

22

30.09


Причастный оборот.


1

объяснительный диктант

23

3.10


Причастный оборот.


1

Выборочный диктант

24

4.10


Причастный оборот.


1

Творческий диктант

25

5.10


Причастный оборот.


1

тест

26


6.10


Р/Р Описание действий.


1

« Немой» диктант-демонстрация действий по сюжету. Составление связного высказывания.

27

28

7.10

10.10


РР Изложение « Четвертая высота» (по упр.40)


2

изложение

29

11.10


Правописание НЕ с причастиями.


1

Составление таблицы « НЕ с причастиями»

30

12.10


Правописание НЕ с причастиями.




1

Высказывание на лингвистическую тему.

31

13.10


Правописание НЕ с причастиями.


1


32

14.10


Контрольный диктант №2

по теме «Причастный оборот».


1

диктант

33

17.10


Анализ контрольного диктанта №2

по теме «Причастный оборот».


1

Работа над ошибками

34

35

18.10

19.10


РР Сочинение-описание действий (по упр.39)


2

сочинение

36

37

20.10

21.10


Действительные и страдательные причастия.


2

Выборочный диктант

38


24.10



РР Устное сочинение-рассуждение

«Почему я люблю…» (по упр.46)


1

Высказывание на лингвистическую тему. Составление таблицы «Суффиксы причастий»

39

40


25.10

26.10



Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.


2

Деформированный текст. Дополнить таблицу «Суффиксы причастий»

41

42

2

четверть


27.10

28.10



Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.

2

Сопоставление плана текста с типовой композицией рассказа. Коллективная работа над преамбулой прослушанного текста, оформление рабочих записей

43

44


7.11

8.11


Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени


2

Дополнить таблицу «Суффиксы причастий». Творческое списывание.

45

46


9.11

10.11


Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.




2

Ответить на вопрос: что общего в способах образования действительных и страдательных причастий прошедшего времени? Распределительный диктант

47


11.11




Р/Р Повествование.

Рассказ на основе услышанного (стр.42)


1

рассказ

48

49


14.11

15.11


Р/Р Подробное изложение текста

(по упр.50-51)

2

изложение

50

51

16.11


Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


2

Диктант «Проверяю себя»

52

53

54

17.11

18.11

21.11


Правописание гласных перед -н- и –нн-.


3

Работа с деформированным текстом

55

56

22.11

23.11


Р/Р Сочинение-рассказ на основе услышанного (по упр.55)


2

сочинение

57

58

24.11

25.11


Краткие причастия.


2

Выборочный диктант.

59

60

28.11

29.11


НЕ с краткими и полными причастиями.


2

Свободный диктант. Устное сообщение «Правописание НЕ с полными и краткими страдательными причастиями».

61

62

63

64

30.11

1.12

2.12

5.12


Правописание НН в причастиях.


4

Графический диктант

65

66

6.12

7.12


Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

2

Диктант «Проверяю себя»

67

8.12


Контрольный диктант №2 по теме «Причастие».


1

диктант

68

9.12


Анализ контрольного диктанта №2

по теме «Причастие».


1

Работа над ошибками

Работа по индивидуальным карточкам

69

12.12


Р/Р Как создавать киносценарий в разных формах?

1

киносценарий

70

13.12

Деепричастие


(17+8 рр)

Понятие о деепричастии


1

Объяснительный диктант.

71

72

14.12

15.12


Признаки глагола и наречия у деепричастия.




2

Конкурс на лучшее редактирование небольшого текста

73

74

16.12

19.12


НЕ с деепричастием.


2

Конструирование предложений

75

76

20.12

21.12


Р/Р Отзыв о художественной книге

2

Чтение и обсуждение отзывов-образцов

77

78

22.12

23.12


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.


2


79

80

24.12

26.12


Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.


2

Составление плана текста, отражающего его композицию, пересказ текста по цепочке. Анализ тем сочинений. Прослушивание телепередачи

81

3 четверть

27.12


Р/Р Отзыв о научно-популярной книге


1

Комментированное письмо

82

9.01


Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.


1

Объяснительный диктант

83

10.01


Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».


1

Свободный диктант

84

11.01


Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие».


1

Осложненное списывание. Конструирование предложений

85

12.01


Анализ контрольного диктанта №4 по теме «Деепричастие».


1

Работа над ошибками

86

13.01


Р/Р Характеристика литературного героя.


1

Составление плана характеристики. Выборочный пересказ характеристики. Обсуждение образцов

87

88

16.01

17.01


Р/Р Выборочное изложение-характеристика литературного героя (по упр.81 или83)

2

Составление плана характеристики. Выборочный пересказ характеристики. Обсуждение образцов

89

18.01


Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.



1

Устное сообщение на основе теоретического материала §145 «Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие»

90

91

19.01

20.01


Повторим орфографию.


2

Свободный диктант

92

93

23.01

24.01


Р/Р Книжные стили речи.

Публицистический стиль.


2

Устное выступление «Знания важны»

94

25.01


Повторим пунктуацию.


1

Конструирование предложений по схемам. Составить устное сообщение на тему «Что я знаю о пунктуации».

95

26.01

Служебные части речи.

Понятие о служебных частях речи.


1

Выборочный диктант

96

27.01

Предлог

(14+2 рр)

Понятие о предлоге.


1

Объяснительный диктант

97

30.01


Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов.


1

Распределительный диктант. Ответить на вопрос: как вы понимаете слова лингвиста В.А. Богородицкого, что предлоги – это «словечки отношений?». В чём же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность?

98

31.01


Употребление предлогов.



1

Составить текст «Круг моих интересов»

99

100

1.02

2.02


Производные и непроизводные предлоги.


2

Работа с текстом: заменить непроизводные предлоги производными

101

102

3.02

6.02


Правописание производных предлогов.


2

Взаимодиктант

103

104

7.02

8.02


Правописание предлогов.


2

Творческое списывание

105

9.02


Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.


1

Диктант «Проверь себя»

106

107

10.02

13.02


Р/Р Интервью – жанр публицистики.


2

Прослушивание интервью, его озаглавливание, запись по памяти 3-4 реплик из интервью, формулирование вопросов и ответов на них, работа с памяткой «Как работать над сочинением в жанре интервью»

108


14.02


Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог».


1

Выписать из словаря 4-5 устойчивых выражений, в состав которых входили были производные предлоги. Составить с ними предложения

109


15.02


Контрольный диктант №5 по теме «Предлог».


1

Контрольный диктант


110

16.02


Анализ контрольного диктанта №5 по теме «Предлог».


1

Работа над ошибками

111

112

17.02

20.02

Союз (17+5 рр)


Понятие о союзе.


2

Составление предложений по схемам. Устное сообщение «Что я знаю о союзе»

113

21.02



Сочинительные союзы.


1

Составление предложений по схемам. Устное сообщение «Что я знаю о союзе»

114

22.02


Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении.

1

Графический диктант. Конструирование предложений по схемам

115

116

27.02

28.02


Подчинительные союзы.


2

Объяснительный диктант. Конструирование предложений. Ответить на вопрос: чем отличаются предлоги и подчинительные союзы?

117

118

1.03

2.03


Р/Р Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста.

2

Анализ текста, Выразительное чтение текста. Определение его основной мысли, темы, способов и средств связи частей текста.

119

120

121


3.03

6.03

7.03



Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ.


3

Составить таблицу «Отличие союзов от других частей речи». Комментированное письмо

122

123

9.03

10.03


Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз».

2

Подготовить устное высказывание «Общее и отличное между предлогом и союзом». Конструирование предложений. Составление предложений с союзами, которые употребляются в официально -деловом и разговорном стиле

124

13.03


Контрольный диктант №6 по теме « Союз».



1

диктант

125

14.03


Анализ контрольного диктанта по теме «Союз».


1

Работа над ошибками

126

127

15.03

16.03


РР Изложение, близкое к тексту (по упр.112)



2

Изложение

128

129

17.03

18.03


Повторим орфографию.


2

Анализ текста. Работа по индивидуальным карточкам

130

131

20.03

21.03


Повторим пунктуацию.


2

Работа со схемами предложений. Графический диктант

132

22.03


РР Морфологические средства сравнения


1


133

23.03

Частица(15+1рр)

Понятие о частице.

1

Упр.384. пользуясь образцом доказательства в опорном материале, доказать принадлежность выделенных слов к частицам

134

24.03


Формообразующие частицы.

1

Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительного наклонения с частицами ПУСТЬ, ДАВАЙТЕ

135

136

3.04

4.04


Разделительное и дефисное написание частиц.


2

Работа с деформированным текстом. Конструирование предложений.

137

5.04


Значения частиц


1

Заполнить таблицу «Отрицательные, модальные, формообразующие частицы» примерами. Преобразовать предложение, включая в его состав разные частицы, сделать вывод: как меняются интонация и смысл предложений?

138

139

6.04

7.04


Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ.


2

Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонимами с НЕ

140

141

10.04

11.04


Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ.


2

Взаимодиктант

142

12.04


Различение на письме частиц НЕ и НИ .


1

Диктант «Проверяю себя». Упр. 420, на основе таблицы подготовить устное сообщение «Значение и правописание частиц НЕ и НИ»

143

13.04


Различие на письме частицы НИ и союза НИ-НИ .


1

Осложненное списывание

144

14.04


Различие на письме частицы НЕ и приставки НЕ.

1

Выборочный диктант. Упр. 422 (привести свои примеры к каждой графе таблицы)

145

17.04


Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы».


1

Выписать из басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» частицы, объяснить их роль. Написать небольшое сочинение: объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т.М. Николаевой, что частицы – «это слова, максимально ответственные за передачу общения?

146

18.04


Контрольный диктант №7 по теме «Частицы».


1

диктант

147

19.04



Анализ контрольного диктанта №7 по теме «Частицы».


1

Работа над ошибками

148

20.04


РР Сообщение в научном стиле (по упр.119)


1

Сообщение, доклад

149

21.04

Междометия (8+1рр)


Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий.


1

Составить таблицу «Междометия, используемые для: 1) выражения эмоций; 2) некоторых форм общения; 3) команды приказа». Подготовить устное высказывание на основе таблицы о группах междометий

150

24.04


Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометия.


1

Анализ текста

151

25.04


Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях.


1

Составить и записать предложения, в которых междометия выражали бы разные чувства

152

26.04


Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи в художественном произведении.


1

Образовать от глаголов междометия и звукоподражательные слова. Продолжить ряд междометий, которые произошли от других частей речи и сохранили некоторые их признаки

153


27.04


РР Сочинение по картине (по упр.120)


1

сочинение

154

155


28.04

2.05


Повторим орфографию.

2

Работа с текстом, с отдельными предложениями.

156

157

3.05

4.05


Повторим пунктуацию.

2

Работа с текстом, с отдельными предложениями.

158

5.05

Повторение изученного в 5-7 классе(12+1рр)

Культура речи. Орфоэпическая норма.

1


159


6.05


Р/Р Текст. Стили речи.


1

Анализ текстов разных типов и стилей


160

10.05


Лексические нормы.

1

Редакторская правка. (текстоведческий анализ)

161

162

11.05

12.05


Грамматические нормы.


2

Редакторская правка. (текстоведческий анализ)

163

15.05


Итоговая контрольная работа.

1

Диктант

164

16.05


Анализ итоговой контрольной работы


1

Работа над ошибками

165

166

18.05

17.05


Повторение морфологических норм.


2

Практикум по морфологии

167

19.05



Практикум по морфологии.


1

Практикум по морфологии

168

169

22.05

23.05


Повторение орфографии.


2

Практикум по орфографии

170

171

24.05

25.05


Практикум по орфографии.


2

Практикум по орфографии

172

173

26.05

29.05


Повторение синтаксических норм.


2

Практикум по синтаксису и пунктуации

174

175

30.05

31.05


Практикум по синтаксису и пунктуации.


2

Практикум по синтаксису и пунктуации



Текущий контроль происходит на основе проверочных работ, тестов, контрольных диктантов, самостоятельных работ.

Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов.


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.



  • Проектная деятельность (дети, увлечённые изучением предмета, в течение года работают над созданием проекта)

  • Накопительная оценка (характеристика в конце учебного года)


Виды контроля.

  • Стартовый контроль. Сентябрь

  • Промежуточный контроль. Декабрь.

  • Итоговый контроль. Апрель.

В конце года строится диаграмма успешности.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен научиться:

  • определению основных изученных в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфо­графических и пунктуационных правил;

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную ин­формацию;

  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

  • выразительно читать художественные и научно – учебные тексты;

говорение:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • строить письменное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности тек­ста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова место­имением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию;

  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

  • пользоваться орфоэпическим словарем;

  • обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

  • давать структурно – грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразо­вательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаго­лов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значе­нием, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой си­туации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фра­зеологизмов, эпитетов и др.);

  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим сло­варем;

  • владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по пред­ложенной схеме;

  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи.

  • правильно применять изученные пунктуационные правила;

  • устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графиче­ские обозначения;

  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изучен­ные пунктуационные правила.



Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся

Для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакци­ей С.Н. Пименевой. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. – М.: Дрофа 2010.

  3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2015.

  4. Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. – М.: Дрофа, 2015.

  5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Дрофа, 2005.

  6. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М.: Дрофа, 2001.

  7. Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 7класс – М.: Дрофа, 2005.

  8. Капинос В.И. и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2004.

  9. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы – М.: Дрофа, 2005.

  10. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы – М.: Просвещение, 1998.

Для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. – М.: Дрофа, 2015.

  2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник / Под редакцией С.Н.Пименовой. – М.: Дрофа, 2015.

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.







Согласовано Согласовано


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета __________________ Ф.И.О.

МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»

От________ 2016 года № _____ _______________2016 года

___________________________

Подпись члена МС ____________________Ф.И.О.

КИМы


ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА МИКЛУХО-МАКЛАЯ С ПАПУАСАМИ


Маклай раздвинул ветки и осмотрелся. Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке, вокруг которой стояли хижины. Их крыши были сделаны из пальмовых листьев, окон не было. Свет проникал в жилище только через единственную дверь. Маклай заглянул в одну хижину, с трудом рассмотрел в непроглядной темноте очаг из камней, помост из бамбука, связки перьев и раковин.

Ученый отошел от хижины на несколько шагов и остановился на середине площадки. В сочно-зеленой листве деревьев мирно пели птицы, на земле колыхались тени от веток, в траве трещали насекомые.

Маклай стоял, присматривался к незнакомым растениям, прислушивался к пению птиц, звону цикад, шуму стремительного горного ручья. Шорох позади привлек его внимание. Он быстро оглянулся и увидел темнолицего человека. Человек в нерешительности замер на месте, потом вздрогнул и бросился бежать.


(По А.Чумаченко)

(124 слова)

Задания (по вариантам)


1 Произведите морфемный разбор слов:

I – раздвинул;

II – прислушивался.


2. Произведите фонемный разбор слов:

I – заглянул;

II – темнота.


3.* Произведите морфологический разбор слов:

I – (к) песчаной (площадке);

II – (через) единственную (дверь);





Проверочная работа № 2 по теме «Морфология»

   Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых черною массой лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро бегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

   Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стал на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха.  Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью.  ( В. Короленко).

Дополнительные задания.

1 вариант. 1) Выписать предложение с обособленным причастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все деепричастия и произвести их морфемный разбор.

2 вариант.  1) Выписать предложение с деепричастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все причастия произвести их морфемный разбор.





Проверочная работа № 3 по теме «Орфография»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)



Проверочная работа № 4 Изложение.


Деревня

Последний день июня; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край.

Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.

И дымком пахнет, и травой, и дёгтем, и маленько кожей.

Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые ракиты. По оврагам бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце края земли и неба, - синеватая черта большой реки.

Вдоль оврага по одной стороне опрятные амбарчики, по другой – пять – шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком железный крутогривый конёк. Кувшины с букетами намалёваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки.

Я лежу у самого края оврага; кругом целые вороха душистого сена.

О, тишь и благодать! (159 слов) (И. Тургенев)


Задания:

  1. Выполните стилистический разбор текста.

  2. Каким предстаёт в этом отрывке автор?

Ответьте письменно.





Проверочная работа № 6 по теме «Предлог и союз»



Контрольный диктант по «Союз и предлог»

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Грамматическое задание.

1.Выписать союзы, указав их разряд. Один из союзов разобрать морфологически

2. Произвести морфологический разбор одного предлога.



Проверочная работа № 7 по теме «Частицы, предлоги, союзы»

Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.


Летом наш старый дом просто утопал в зелени. Стоило хотя(бы) пр_открыть окно в комнату врывались ветки с_рени. Даже в солнечные дни в кв_ртире царил зелёный (полу)мрак потому(что) лучи не проникали сквозь густые зар_сли дикого винограда оплетавшего стены дома и закрывавшего окна.

Сразу за кустами с_ренир_сли молоденькие деревца ч_рёмухар_бинас_р_бристыйт_поль. А над ними возвышалась могучая сарая ветла и её гибкие дли(н,нн)ые ветви спускались на низенькую крышу нашего дома.

Трудно было поверить что наш дом в Москве что в (не)скольких шагах от него шумит широкий проспект мчатся автомобили и тро(л,лл)ейбусы автобусы и тра_ваи. А в доме стояла тишина. Уд_вительная иногда и даже (не)правдободобная. Особе(н,нн)о ночью.

Но однажды я услышал осторожный стук…

(По Ю.Дмитриеву)




Задания к тексту


  1. Найдите в третьем предложении текста предлог, союз, частицу и проведите их морфологический разбор.

  2. Выпишите из первого предложения любую самостоятельную часть речи и проведите его морфологический разбор.

3.Составьте схему второго предложения.

4.Проведите синтаксический разбор последнего предложения.

5.Озаглавьте текст.

6.Придайте тексту законченность: письменно расскажите о событии, которое могло быть описано автором в продолжении.


Итоговая контрольная работа

Тест 1

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А6, В1 – В10.

(1)Непрерывными потоками вливаются в нашу жизнь научные открытия. (2) Но, как и прежде, природа манит и удивляет нас своими многоликими явлениями, а нередко пугает мощью своих сил. (3) Как и сотни лет назад, несмотря на гигантские успехи научного познания, в окружающем нас мире много загадок.

(4) Наверное, самое замечательное в научном исследовании окружающего нас мира в том и состоит, что перед нами всегда и неизменно « сосуществуют» известное с неизвестным, познанное – с непознанным, открытое – с ещё с найденным…(5) Вечный поиск науки непременно ведёт её первопроходцев от одного открытия к другому.

(6) Удивление перед неизвестным, желание разгадать его сущность, увидеть, как рождается в природе чудесное…(7) Это замечательное свойство человеческой натуры всегда вело нас к познанию, к открытиям, которые обогащали и обогащают нашу жизнь. (8) И так будет впредь.

(9) По-настоящему счастлив тот человек, для которого маяками на жизненном пути светят его желанные цели, когда неизменным его спутником идёт по жизни неувядаемая Мечта Открытий.

( По В. Мезенцеву)

К каждому заданию А1 – А6 даны 4 ответа, из которых только один правильный. Выпишите номер этого ответа.




А1) В каком предложении выражена главная мысль текста?

  1. Непрерывными потоками вливаются в нашу жизнь научные открытия.

  2. Как и сотни лет назад, несмотря на гигантские успехи научного познания, в окружающем нас мире много загадок.

  3. Вечный поиск науки непременно ведёт её первопроходцев от одного открытия к другому.

  4. По-настоящему счастлив тот человек, для которого маяками на жизненном пути светят его желанные цели, когда неизменным его спутником идёт по жизни неувядаемая Мечта Открытий.

А2) Какой стиль и тип речи используются в тексте?

  1. Научный; повествование

  2. Публицистический; рассуждение

  3. Публицистический; повествование

  4. Художественный; рассуждение

А3) Укажите ряд, в котором наречие не примыкает к глаголу.

  1. Нередко пугает 3) будет впредь

  2. Всегда вело 4) счастлив по-настоящему

А4) Укажите ряд, в котором предлог употребляется с существительным в родительном падеже.

  1. В научном исследовании 3) К познанию вело

  2. От одного открытия 4) На жизненном пути

А5) Укажите вариант ответа, в котором перечислены все слова, правописание которых соответствует правилу: « Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется одна буква Н, то и в наречии пишется одна Н».

  1. Неизме..о 3) позна..ое

  2. Непрерыв..о 4) жела..ые

А6) Укажите ряд слов, в котором частица НЕ пишется раздельно.

  1. (не)прерывным потоком 3) удивление перед (не)известным

  2. (не)пременно ведёт 4) с ещё (не)найденным

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.




В1) Из четвёртого (4) предложения выпишите наречие, в котором букв больше, чем звуков.

В2) Укажите способ образования наречия ПО-НАСТОЯЩЕМУ (предложение 9).

В3) Укажите, из каких морфем состоит слово НЕРЕДКО (предложение 2).

В4) В предложениях 1 – 3 найдите производный предлог. Напишите этот предлог.

В5) Замените наречие ПРЕЖДЕ (предложение 2) синонимом. Напишите этот синоним.

В6) Из четвёртого (4) предложения выпишите слово, в котором букваАв конце слова не является окончанием.

В7) Среди предложений 6 – 9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия.

В8) Укажите количество грамматических основ в девятом (9) предложении.

В9) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

Наверное(1), самое замечательное в научном исследовании окружающего нас мира в том и состоит, (2)что перед нами всегда и неизменно « сосуществуют» известное с неизвестным, (3)познанное – с непознанным, (4)открытое – с ещё с найденным…

В10) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных дополнениях.

Удивление перед неизвестным,(1) желание разгадать его сущность, (2)увидеть,(3) как рождается в природе чудесное… Это замечательное свойство человеческой натуры всегда вело нас к познанию,(4) к открытиям, (5)которые обогащали и обогащают нашу жизнь.

Часть 2

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: « Как образуются наречия? » .При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Тест 2

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А6, В1 – В10.

(1)Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (2) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами мелькнул огонёк. (3) Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…

(4) – Ну, слава богу! – сказал я с радостью, - близко ночлег!

(5) Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огнь и опять апатично налёг на вёсла.

(6) – Далече!

(7) Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из определённой тьмы. (8) Но гребец был прав: оказалось, действительно далеко. (9) Свойства этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (10) Кажется, вот-вот – ещё два – три удара веслом, - и путь кончен…(11) А между тем – далеко!

(12) И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке. (13) Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, - всё так же близко, и всё так же далеко…

(14) Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (15) Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью.

(16) Но жизнь течёт, по-моему, всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. (17) И опять приходится налегать на вёсла…(18) Но всё-таки…всё-таки впереди – огни!.

( По В. Г. Короленко)

К каждому заданию А1 – А6 даны 4 ответа, из которых только один правильный. Выпишите номер этого ответа.




А1) В каком предложении выражена главная мысль текста?

  1. 4 2) 9 3) 16 4) 18

А2) Какой стиль и тип речи используются в предложениях 1 – 11?

  1. Художественный, повествование с элементами описания

  2. Художественный, описание

  3. Художественный, повествование с элементами рассуждения

  4. Научный, повествование

А3) Укажите ряд, в котором наречие не примыкает к глаголу.

  1. Мелькнул близко 3) действительно далеко

  2. Оставались назади 4) стоял впереди

А4) Укажите ряд, в котором предлог употребляется с существительным в родительном падеже.

  1. Выступал из тьмы 3) посмотрел через плечо

  2. По угрюмой реке 4) в бесконечной дали

А5) Укажите вариант ответа, в котором перечислены все слова, правописание которых соответствует правилу: « Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется одна буква Н, то и в наречии пишется одна Н».

  1. Осе..им вечером 3) из неопределё..ой тьмы

  2. Апатич..о налёг 4) затенё..ая река

А6) Дайте верную морфологическую характеристику слова как-то (предложение 1).

  1. Союз 3) наречие

  2. Словообразовательная частица 4) производный предлог

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.




В1) Из предложений 1 – 2 выпишите наречие, в котором все согласные звуки твёрдые.

В2) Укажите способ образования слова ПО-МОЕМУ (предложение 16).

В3) Укажите, из каких морфем состоит слово ВПЕРЕДИ (предложение 2).

В4) В предложения 3– 7 найдите междометие. Укажите номер предложения, содержащего это междометие.

В5) Замените просторечное слово ДАЛЕЧЕ (предложение 6) синонимом. Напишите этот синоним.

В6) В предложениях 13 -15 найдите усилительную частицу. Укажите номер предложения, содержащего эту частицу.

В7) Среди предложений 12– 18 найдите такие, которые связано с предыдущими при помощи наречия и усилительной частицы. Напишите номера этих предложений.

В8) Укажите количество грамматических основ в седьмом (7) предложении.

В9) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

Ущелья и скалы выплывали,(1) надвигались и уплывали,(2) оставаясь назади и теряясь в бесконечной дали, (3)а огонёк всё стоял впереди,(4) переливаясь и маня,(5) - всё так же близко, (6)и всё так же далеко…

В10) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие деепричастный оборот.

Свойства этих ночных огней – приближаться,(1) побеждая тьму,(2) и сверкать,(3) и обещать,(4) и манить своею близостью.


Часть 2

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: « Сходство и различие между союзами и предлогами » .При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.


Тест 3

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А6, В1 – В10.

(1) Корабли, пробираясь среди льдин почти три месяца, поизносились, требовали ремонта, кончались дрова, и кончалось угрюмое лето крайнего юга.

(2) Люди устали, хотя на здоровье не жаловались. (3) И как ни досадно прерывать исследования под этими широтами, а приходилось уходить в тёплые края – ремонтироваться, отдыхать, пережидать осенние и зимние бури.

(4) На прощание, как бы в награду за открытия, стойкость и мужество, небо подарило морякам дивное зрелище – южное полярное сияние! (5) Вначале оно занялось заревом, и рулевой на « Востоке» испуганно закричал: « Небо горит!» (6) Но вот оно заполыхало зелёными и фиолетовыми, красными огнями. (7) Никакие потешные огни, как говорили моряки, не могли сравниться с этим зрелищем ни яркостью света, ни быстротою движения, ни пространством, объятым переливами сияния. (8) Егор Киселёв, не меньше других потрясённый этим зрелищем, старательно выводил на страницах своего дневника: « Были светлые три столба на небе…»

(9) Всю ночь было так светло, что можно было совершенно свободно разбирать даже самый мелкий шрифт. (10) Но вот прекрасное сияние кончилось, небо потухло, и только впереди продолжала гореть маленькая звёздочка, по которой рулевой правил шлюпом к востоку. (11) Экспедиция держала курс к берегам Австралии.

( По М. Гумилевской)

К каждому заданию А1 – А6 даны 4 ответа, из которых только один правильный. Выпишите номер этого ответа.




А1) Укажите высказывание, которое соответствует содержанию текста.

  1. Экспедиция направилась к берегам Австралии, потому что моряки были больны.

  2. Северное полярное сияние произвело на моряков сильное впечатление.

  3. Маленькая звёздочка, горевшая впереди, служила ориентиром рулевому.

  4. Полярное сияние, как считали моряки, могло сравниться только с потешными огнями.

А2) Какой стиль и тип речи используются в предложениях 4 – 9?

  1. Публицистический, повествование с элементами описания

  2. Художественный, описание

  3. Художественный, повествование с элементами описания

  4. Научный, повествование

А3) Дайте верную морфологическую характеристику словаХОТЯ (предложение 2).

  1. Деепричастие несовершенного вида 3) Деепричастие совершенного вида

  2. Уступительный союз 4) составной предлог

А4) Укажите вариант ответа, правильно перечисляющий все слова, в которых предлог НА употребляется со словом в предложном падеже.

А) На здоровье (предложение 2) В) на « Востоке» (предложение 5)

Б) На прощание (предложение 4) Г) на страницах (предложение 8)

  1. АВ 2) ВГ 3) АБ 4) БГ

А5) Укажите вариант ответа, в котором правильно перечислены все наречия, пишущиеся с двумя буквами Н.

А) досад..о В) старатель..о

Б) испуга..о Г) соверше..о

1) АБ 2) БВ 3) ВГ 4) БГ

А6) Каким членом предложения является слово ВНАЧАЛЕ (предложение5)?

  1. Подлежащее 3) определение

  2. дополнение 4) обстоятельство

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.








В1) Из пятого (5) предложения выпишите наречие, в котором букв больше, чем звуков.

В2) Укажите способ образования слова СОВЕРШЕННО (предложение 9).

В3) Укажите, из каких морфем состоит слово ВНАЧАЛЕ (предложение 5).

В4) Из предложений 9– 11 выпишите усилительную частицу.

В5) Укажите часть речи, к которой относится слово ТОЛЬКО (предложение 10).

В6) В предложениях 9 - 11 найдите наречие места. Выпишите его.

В7) Среди предложений 4–8 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи противительного союза и указательной частицы. Напишите номер этого предложения.

В8) Укажите количество грамматических основ в десятом (10) предложении.

В9) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения.

Корабли(1), пробираясь среди льдин почти три месяца, (2)поизносились,(3) требовали ремонта,(4) кончались дрова, (5)и кончалось угрюмое лето крайнего юга.

В10) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

Никакие потешные огни,(1) как говорили моряки,(2)не могли сравниться с этим зрелищем ни яркостью света, (3)ни быстротою движения, (4)ни пространством,(5) объятым переливами сияния.


Часть 2

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: « При каких частях речи употребляются наречия?» .При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя