Рассмотрено на заседании ШМО учителей-предметников Протокол №1 от 25.08.2016г. Руководитель ШМО ________/И.Ю.Супрун/ | Согласовано Зам.директора по УВР __________ /Г.В. Гуляева/ Дата: 29.08.2016г. | «Утверждаю» Директор школы __________/Т.В.Матвеева Пр. № от 01.09.2016г. |
Муниципальное образовательное учреждение Загоскинская средняя общеобразовательная школа имени Зимина
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Социально-бытовая ориентировка
Класс: 5 (индивидуальное обучение)
Уровень общего образования: начальное общее (коррекционное)
Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 уч. год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1час в неделю
Программа составлена на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011г.
Рабочую программу составила ___________ Голякова Л.Х.
Рабочая программа по предмету Социально-бытовая ориентировка для 5 класса составлена на основании «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой, С.-Пб. Адаптивной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью МОУ Загоскинской СОШ имени Зимина. Учебного плана МОУ Загоскинской СОШ имени Зимина на 2016-2017уч. год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МОУ Загоскинской СОШ на 2016-2017 учебный год рассчитан на 34 часа 1 час в неделю.
Рабочая программа согласована с законными представителями Платонова Ивана.
Цель: освоение учащимися системы социально-значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Коррекционно-образовательные:
Формирование основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социально-жизненную среду;
Формирование спектра социально-бытовых умений, навыков, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды;
Формирование умения общаться в предметно-бытовом и межличностном общении с помощью невербальных и вербальных средств коммуникации.
Коррекционно-развивающие:
-развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
-создавать условия для речевой активности учеников;
-формировать интерес к чтению как визуальному, так и аудиальному процессу;
-формировать словарный запас учащихся.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание общаться в предметно-бытовом и межличностном общении с помощью невербальных и вербальных средств коммуникации.
Воспитывать интерес к чтению как визуальному, так и аудиальному процессу.
Планируемые результаты:
Учебно-тематический план.
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Одежда | 6 |
2 | Питание | 7 |
3 | Жилище | 6 |
4 | Культура поведения | 5 |
5 | Транспорт | 5 |
6 | Торговля | 5 |
| | Итого 34 |
Содержание учебного материала
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Одежда и обувь. Знакомство учащихся с головными уборами и их назначением, с разновидностями головных уборов и их использованием в зависимости от времени года. Формирование знаний учащихся о сезонных головных уборах В дидактических играх и упражнениях «Подбери шляпу», «Подбери головные уборы, которые можно носить зимой (осенью, весной, летом и пр.)».
Питание. Знакомство учащихся с кухонной мебелью, оборудованием и их назначением (шкафы, мойка, холодильник, стол). Дидактические игры и упражнения на запоминание назначения кухонной мебели и оборудования (выбери и положи продукты в холодильник (шкаф), помоги мне вымыть стаканы (чашки) и пр.). Знакомить учащихся с правилами безопасного пользования холодильником, горячей водой.
Жилище. Дальнейшее знакомство учащихся с названием и назначением жилых помещений (спальня, комната для отдыха, кухня), с необходимостью ежедневного ухода за жилищем (сухая и влажная уборка помещения, проветривание).
Обучение учащихся использованию средств для влажной уборки помещения, специальных мерных емкостей (колпачок, стаканчик, мерная ложка и пр.). Практическое занятие: влажная уборка класса (игровой комнаты).
Культура поведения. Обучение учащихся правилам not ведения при покупке товара в магазине. Наблюдение м поведением покупателей в магазине в специально организованных условиях. Отраженное проговаривание вежливого обращения к продавцу в ролевых играх и специально co;t данных ситуациях.
Транспорт. Дальнейшее знакомство учащихся с городским транспортом (троллейбус, трамвай). Рассматривание троллейбуса, трамвая на картинке, наблюдение за движением троллейбуса, трамвая во время экскурсии.
Обучение учащихся правилам пользования троллейбусом, трамваем. Упражнения «Поездка в трамвае, троллейбусе», «Поведение пассажиров на остановке». Обучение умению входить и выходить из общественного транспорта. Отработка навыка обращения к кондуктору в сопряженной и отраженной речи, с неговорящими детьми — с помощью пиктографического дневника.
Перенос умений учащихся, полученных в ходе ролевых игр, в реальные условия. Практическое занятие: «Поездка в трамвае, троллейбусе».
Торговля. Продолжить знакомство учащихся с системой продажи и покупки продовольственных товаров.
Обучение учащихся диалогу покупателя и продавца и отработка алгоритма покупки продуктов для приготовления каши (молоко, соль, сахар, крупа, масло) в ролевых играх «Магазин», «Дочки-матери».
Второе полугодие
Одежда и обувь. Дальнейшая работа по формированию умений учеников ухаживать за обувью. Сменная обувь, ее значение для здоровья человека.
Практические занятия по уходу за сменной обувью (сушка, чистка). Средства по уходу за обувью (щетки для чистки кожаной и замшевой обуви кремы, губки). Упражнения с пиктограммами, сопряженное и отраженное называние выполняемых действий: я чищу ботинки (туфли), мне нужны крем и щетка, я буду чистить черным кремом (пастой) и пр.
Питание. Дальнейшее обучение учащихся сервировке стола к завтраку. Предметы и посуда для сервировки стола к завтраку (скатерть, салфетки, чашки, блюдца, чайник, сахарница, чайная ложка и пр.). Сопряженное и отражение называние (показ)посуды для завтрака.
Практические действия: выбор посуды для завтрака (с помощью педагога) в зависимости от меню, сервировка стола, уборка посуды со стола после завтрака.
Жилище. Дальнейшее обучение учащихся ухаживать за комнатными растениями (полив, опрыскивание). Специальные предметы ухода за растениями (лейка, опрыскиватель, тряпочки для вытирания крупных листьев).
Сопряженное и отраженное называние выполняемых действий.
Культура поведения. Продолжать учить учащихся поведению в транспорте (обязательная оплата проезда, вежливое обращение к кондуктору, внимательное отношение к старшим по возрасту людям и пр.).
Практическое занятие: «Проезд в городском транспорте» (приобретение билета или предъявление проездной карточки по требованию кондуктора).
Отраженное проговаривание вежливого обращения к кондуктору в ролевых играх и специально созданных ситуациях.
Транспорт. Дальнейшее обучение учащихся правилам поведения в троллейбусе, трамвае. Практические упражнения: «Поездка в трамвае, троллейбусе», «Поведение пассажиров на остановке». Совершенствование умений входить в общественный транспорт и выходить из него. Закрепление навыка обращения к кондуктору в сопряженной и отраженной речи, с неговорящими детьми — с помощью пиктографического дневника. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)
Календарно- тематическое планирование СБО.
№ | Тема раздела, урока | Кол-во час | дата |
План | Факт |
| Одежда | | | |
1 | Виды одежды и головных уборов. | 1 | | |
2 | Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью. | 1 | | |
3 | Практическая работа. Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви. | 1 | | |
| Питание. | | | |
4 | Место и условия приготовления пищи. | 1 | | |
5 | Кухонные принадлежности и приборы, посуда. | 1 | | |
6 | Кухонная мебель | 1 | | |
| Жилище | | | |
7 | Виды жилых помещений в городе и деревне. | 1 | | |
8 | Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. | 1 | | |
9 | Почтовый адрес дома и школы-интерната. | 1 | | |
| Культура поведения | | | |
10 | Ролевая игра: « В гостях» | 1 | | |
11 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | 1 | | |
12 | Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. | 1 | | |
| Транспорт | | | |
13 | Наземный городской транспорт. | 1 | | |
14 | Проезд в школу-интернат(маршрут, виды транспорта) | 1 | | |
15 | Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | 1 | | |
| Торговля | | | |
16 | Продовольственные магазины и магазины промышленных товаров. | 1 | | |
17 | Универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. | 1 | | |
18 | Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в магазин. | 1 | | |
| Одежда | | | |
19 | Мелкий ремонт одежды. Практическая работа. Пришивание пуговиц, вешалок, петель. | 1 | | |
20 | Мелкий ремонт одежды. Практическая работа. Пришивание пуговиц, вешалок, петель. | 1 | | |
21 | Мелкий ремонт одежды. Практическая работа. Пришивание пуговиц, вешалок, петель. | 1 | | |
| Питание. | 1 | | |
22 | Кухонная мебель. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание | | | |
23 | Кухонная мебель. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание | 1 | | |
24 | Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака. | 1 | | |
25 | Практическая работа. Приготовление бутербродов. | 1 | | |
| Жилище | | | |
26 | Гигиенические требования к жилому помещению. Правила организации рабочего места | 1 | | |
27 | Практические работы. Повседневная уборка квартиры (сухая, влажная). Пользование пылесосом. | 1 | | |
28 | Уход за полом. Средства по уходу за полом. Практические работы. Мытье полов. | | | |
| Культура поведения | | | |
29 | Поведение в общественных местах(кино, театр, музей, библиотеке). | 1 | | |
30 | Поведение при посещении массовых мероприятий. Посещение кинотеатра. | 1 | | |
| Транспорт | | | |
31 | Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | 1 | | |
32 | Поведение в транспорте, поведение на улице. | 1 | | |
| Торговля | | | |
33 | Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в магазин. | 1 | | |
34 | Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в магазин. | 1 | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
ОДЕЖДА И ОБУВЬ ( 6 часов)
Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны иметь представление о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;
различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная);
сушить мокрую одежду;
чистить одежду;
подбирать крем и чистить кожаную обувь;
чистить замшевую и текстильную обувь;
сушить мокрую обувь;
ПИТАНИЕ (7 часов)
Место приготовления пищи. Кухонные принадлежности, посуда. Уход за посудой, помещением для приготовления пищи. Виды бутербродов. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны иметь представление о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.
Учащиеся должны знать:
виды бутербродов;
различные меню завтрака;
санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
правила сервировка стола к завтраку;
правила заваривания чая;
назначение кухонных принадлежностей и посуды;
правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;
санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.
Учащиеся должны уметь:
резать ножом продукты для бутербродов;
отваривать яйца,
уметь убирать за собой грязную посуду
нарезать варёные овощи кубиками и соломкой;
накрывать на стол с учётом конкретного меню;
мыть и числить кухонные принадлежности и посуду;
ЖИЛИЩЕ (6 час.)
Виды жилых помещений в городе и деревне. Варианты квартир, жилые и подсобные помещения.
Почтовый адрес дома и интерната.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 час.)
Осанка при ходьбе, в положении стоя и сидя. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Правила поведения за столом.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;
правила поведения при встрече и расставании;
формы обращения с просьбой, вопросом;
правила поведения за столом.
Учащиеся должны уметь:
следить за своей осанкой;
принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
следить за своей походкой и жестикуляцией;
правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
ТРАНСПОРТ (5часов)
Наземный городской транспорт. Проезд в школу ( маршрут, транспортные
средства).
Поведение в транспорте, на улице при движении в школу. Дорожные знаки.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);
соблюдать правила дорожного движения.
виды транспорта, их назначение;
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила дорожного движения;
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
- различать виды транспорта, их назначение.
ТОРГОВЛЯ (5 час.)
Продовольственные магазины и магазины промышленных товаров. Виды торговых предприятий. Их назначение. Виды товаров: фасованный и развесной. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в продовольственный магазин.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
-определять виды магазинов, предприятий общественного питания, их назначение;
- соблюдать правила поведения в магазине;
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б.Баряевой/. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г
«Знакомство с окружающим миром» под редакцией Е.Д. Худенко, И.А. Тереховой. Учебное пособие для специальных( коррекционных) школ VIII вида. изд. «АРКТИ» -М. 2013г.
«Путешествие в мир окружающих предметов» Ю.Н. Кислякова. Изд.»ВЛАДОС» -М. 2004