СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по СБО 5 класс коррекции (индивидуальное обучение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочую программу входит пояснительная записка, КТП, Содержание программы. Программа разработана для занятий индивидуального характера

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО 5 класс коррекции (индивидуальное обучение)»





Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей-предметников

Протокол №1 от 25.08.2016г.

Руководитель ШМО ________/И.Ю.Супрун/

Согласовано

Зам.директора по УВР


__________ /Г.В. Гуляева/


Дата: 29.08.2016г.

«Утверждаю»

Директор школы


__________/Т.В.Матвеева


Пр. № от 01.09.2016г.





Муниципальное образовательное учреждение Загоскинская средняя общеобразовательная школа имени Зимина

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Социально-бытовая ориентировка

Класс: 5 (индивидуальное обучение)

Уровень общего образования: начальное общее (коррекционное)

Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 уч. год

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1час в неделю

Программа составлена на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011г.



Рабочую программу составила ___________ Голякова Л.Х.













Рабочая программа по предмету Социально-бытовая ориентировка для 5 класса составлена на основании «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой, С.-Пб. Адаптивной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью МОУ Загоскинской СОШ имени Зимина. Учебного плана МОУ Загоскинской СОШ имени Зимина на 2016-2017уч. год.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МОУ Загоскинской СОШ на 2016-2017 учебный год рассчитан на 34 часа 1 час в неделю.

Рабочая программа согласована с законными представителями Платонова Ивана.


Цель: освоение учащимися системы социально-значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.


Коррекционно-образовательные:

  • Формирование основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социально-жизненную среду;

  • Формирование спектра социально-бытовых умений, навыков, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды;

  • Формирование умения общаться в предметно-бытовом и межличностном общении с помощью невербальных и вербальных средств коммуникации.


Коррекционно-развивающие:

-развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

-создавать условия для речевой активности учеников;

-формировать интерес к чтению как визуальному, так и аудиальному процессу;

-формировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать желание общаться в предметно-бытовом и межличностном общении с помощью невербальных и вербальных средств коммуникации.

  • Воспитывать интерес к чтению как визуальному, так и аудиальному процессу.


Планируемые результаты:

  • Сформированность основ безопасности собственной жизнедеятельности;

  • Сформированность навыков осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.


Учебно-тематический план.




Тема раздела

Кол-во часов

1

Одежда

6

2

Питание

7

3

Жилище

6

4

Культура поведения

5

5

Транспорт

5

6

Торговля

5



Итого 34



Содержание учебного материала


ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Одежда и обувь. Знакомство учащихся с головными убо­рами и их назначением, с разновидностями головных уборов и их использованием в зависимости от времени года. Фор­мирование знаний учащихся о сезонных головных уборах В дидактических играх и упражнениях «Подбери шляпу», «Подбери головные уборы, которые можно носить зимой (осенью, весной, летом и пр.)».

Питание. Знакомство учащихся с кухонной мебелью, обо­рудованием и их назначением (шкафы, мойка, холодильник, стол). Дидактические игры и упражнения на запоминание назначения кухонной мебели и оборудования (выбери и по­ложи продукты в холодильник (шкаф), помоги мне вымыть стаканы (чашки) и пр.). Знакомить учащихся с правилами безопасного пользования холодильником, горячей водой.

Жилище. Дальнейшее знакомство учащихся с названием и назначением жилых помещений (спальня, комната для отдыха, кухня), с необходимостью ежедневного ухода за жилищем (сухая и влажная уборка помещения, проветри­вание).

Обучение учащихся использованию средств для влажной уборки помещения, специальных мерных емкостей (колпа­чок, стаканчик, мерная ложка и пр.). Практическое занятие: влажная уборка класса (игровой комнаты).

Культура поведения. Обучение учащихся правилам not ведения при покупке товара в магазине. Наблюдение м поведением покупателей в магазине в специально органи­зованных условиях. Отраженное проговаривание вежливого обращения к продавцу в ролевых играх и специально co;t данных ситуациях.

Транспорт. Дальнейшее знакомство учащихся с город­ским транспортом (троллейбус, трамвай). Рассматривание троллейбуса, трамвая на картинке, наблюдение за движе­нием троллейбуса, трамвая во время экскурсии.

Обучение учащихся правилам пользования троллейбусом, трамваем. Упражнения «Поездка в трамвае, троллейбусе», «Поведение пассажиров на остановке». Обучение умению входить и выходить из общественного транспорта. Отработ­ка навыка обращения к кондуктору в сопряженной и отраженной речи, с неговорящими детьми — с помощью пик­тографического дневника.

Перенос умений учащихся, полученных в ходе ролевых игр, в реальные условия. Практическое занятие: «Поездка в трамвае, троллейбусе».

Торговля. Продолжить знакомство учащихся с системой продажи и покупки продовольственных товаров.

Обучение учащихся диалогу покупателя и продавца и от­работка алгоритма покупки продуктов для приготовления каши (молоко, соль, сахар, крупа, масло) в ролевых играх «Магазин», «Дочки-матери».

Второе полугодие

Одежда и обувь. Дальнейшая работа по формированию умений учеников ухаживать за обувью. Сменная обувь, ее значение для здоровья человека.

Практические занятия по уходу за сменной обувью (суш­ка, чистка). Средства по уходу за обувью (щетки для чист­ки кожаной и замшевой обуви кремы, губки). Упражнения с пиктограммами, сопряженное и отраженное называние выполняемых действий: я чищу ботинки (туфли), мне нуж­ны крем и щетка, я буду чистить черным кремом (пастой) и пр.


Питание. Дальнейшее обучение учащихся сервировке стола к завтраку. Предметы и посуда для сервировки стола к завтраку (скатерть, салфетки, чашки, блюдца, чайник, сахарница, чайная ложка и пр.). Сопряженное и отражен­ие называние (показ)посуды для завтрака.

Практические действия: выбор посуды для завтрака (с помощью педагога) в зависимости от меню, сервировка стола, уборка посуды со стола после завтрака.

Жилище. Дальнейшее обучение учащихся ухаживать за комнатными растениями (полив, опрыскивание). Специаль­ные предметы ухода за растениями (лейка, опрыскиватель, тряпочки для вытирания крупных листьев).

Сопряженное и отраженное называние выполняемых дей­ствий.

Культура поведения. Продолжать учить учащихся по­ведению в транспорте (обязательная оплата проезда, веж­ливое обращение к кондуктору, внимательное отношение к старшим по возрасту людям и пр.).

Практическое занятие: «Проезд в городском транспорте» (приобретение билета или предъявление проездной карточ­ки по требованию кондуктора).

Отраженное проговаривание вежливого обращения к кондуктору в ролевых играх и специально созданных си­туациях.

Транспорт. Дальнейшее обучение учащихся правилам поведения в троллейбусе, трамвае. Практические упражне­ния: «Поездка в трамвае, троллейбусе», «Поведение пасса­жиров на остановке». Совершенствование умений входить в общественный транспорт и выходить из него. Закрепление навыка обращения к кондуктору в сопряженной и отражен­ной речи, с неговорящими детьми — с помощью пиктогра­фического дневника. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)







Календарно- тематическое планирование СБО.

Тема раздела, урока

Кол-во час

дата

План

Факт


Одежда




1

Виды одежды и головных уборов.

1



2

Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью.

1



3

Практическая работа. Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви.

1




Питание.




4

Место и условия приготовления пищи.

1



5

Кухонные принадлежности и приборы, посуда.

1



6

Кухонная мебель

1




Жилище




7

Виды жилых помещений в городе и деревне.

1



8

Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления.

1



9

Почтовый адрес дома и школы-интерната.

1




Культура поведения




10

Ролевая игра: « В гостях»

1



11

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

1



12

Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.

1




Транспорт




13

Наземный городской транспорт.

1



14

Проезд в школу-интернат(маршрут, виды транспорта)

1



15

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

1




Торговля




16

Продовольственные магазины и магазины промышленных товаров.

1



17

Универсамы, супермаркеты, специализированные магазины.

1



18

Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в магазин.

1




Одежда




19

Мелкий ремонт одежды. Практическая работа.

Пришивание пуговиц, вешалок, петель.

1



20

Мелкий ремонт одежды. Практическая работа.

Пришивание пуговиц, вешалок, петель.

1



21

Мелкий ремонт одежды. Практическая работа.

Пришивание пуговиц, вешалок, петель.

1




Питание.

1



22

Кухонная мебель. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание




23

Кухонная мебель. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание

1



24

Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака.

1



25

Практическая работа. Приготовление бутербродов.

1




Жилище




26

Гигиенические требования к жилому помещению.

Правила организации рабочего места

1



27

Практические работы. Повседневная уборка квартиры (сухая, влажная). Пользование пылесосом.

1



28

Уход за полом. Средства по уходу за полом. Практические работы. Мытье полов.





Культура поведения




29

Поведение в общественных местах(кино, театр, музей, библиотеке).

1



30

Поведение при посещении массовых мероприятий.

Посещение кинотеатра.

1




Транспорт




31

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

1



32

Поведение в транспорте, поведение на улице.

1




Торговля




33

Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в магазин.

1



34

Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в магазин.

1















Требования к уровню подготовки учащихся


ОДЕЖДА И ОБУВЬ ( 6 часов)

Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны иметь представление о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов.

Учащиеся должны знать:

  • виды одежды и обуви;

  • правила ухода за одеждой и обувью.

  • различие праздничной и рабочей одежды.

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезо­ну;

  • различать одежду и обувь в зависимости от их на­значения (повседневная, праздничная, спортивная);

  • сушить мокрую одежду;

  • чистить одежду;

  • подбирать крем и чистить кожаную обувь;

  • чистить замшевую и текстильную обувь;

  • сушить мокрую обувь;

  • сушить мокрую одежду.


ПИТАНИЕ (7 часов)

Место приготовления пищи. Кухонные принадлежности, посуда. Уход за посудой, помещением для приготовления пищи. Виды бутербродов. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны иметь представление о значении про­дуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содер­жащихся в основных продуктах питания.

Учащиеся должны знать:

  • виды бутербродов;

  • различные меню завтрака;

  • санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

  • правила сервировка стола к завтраку;

  • правила заваривания чая;

  • назначение кухонных принадлежностей и посуды;

  • правила пользования ножом, плитой, электричес­ким чайником;

  • санитарно-гигиенические требования к использова­нию химических средств для ухода за посудой.

Учащиеся должны уметь:

  • резать ножом продукты для бутербродов;

  • отваривать яйца,

  • уметь убирать за собой грязную посуду

  • нарезать варёные овощи кубиками и соломкой;

  • накрывать на стол с учётом конкретного меню;

  • мыть и числить кухонные принадлежности и по­суду;


ЖИЛИЩЕ (6 час.)

Виды жилых помещений в городе и деревне. Варианты квартир, жилые и подсобные помещения.

Почтовый адрес дома и интерната.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • виды жилых помещений в городе и деревне и их раз­личие;

  • почтовый адрес своего дома и школы-интерната.



КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 час.)

Осанка при ходьбе, в положении стоя и сидя. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Правила поведения за столом.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

  • правила поведения при встрече и расставании;

  • формы обращения с просьбой, вопросом;

  • правила поведения за столом.

Учащиеся должны уметь:

  • следить за своей осанкой;

  • принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

  • следить за своей походкой и жестикуляцией;

  • правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослы­ми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситу­ациях;

  • вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

  • правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, акку­ратно принимать пищу).


ТРАНСПОРТ (5часов)

Наземный городской транспорт. Проезд в школу ( маршрут, транспортные

средства).

Поведение в транспорте, на улице при движении в школу. Дорожные знаки.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • наиболее рациональный маршрут проезда до шко­лы-интерната;

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);

  • соблюдать правила дорожного движения.

  • виды транспорта, их назначение;

  • -назначение частей улицы: тротуара, проезжей части, перехода; движение по тротуару.

  • крупные объекты, расположенные вблизи школы;

  • правила поведения на улице.

Учащиеся должны уметь:

соблюдать правила дорожного движения;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- различать виды транспорта, их назначение.


ТОРГОВЛЯ (5 час.)

Продовольственные магазины и магазины промышленных товаров. Виды торговых предприятий. Их назначение. Виды товаров: фасованный и развесной. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в продовольственный магазин.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные виды магазинов, их назначение;

  • соблюдать правила поведения в магазине.

Учащиеся должны уметь:

-определять виды магазинов, предприятий общественного питания, их назначение;

- соблюдать правила поведения в магазине;





Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б.Баряевой/. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г

  2. «Знакомство с окружающим миром» под редакцией Е.Д. Худенко, И.А. Тереховой. Учебное пособие для специальных( коррекционных) школ VIII вида. изд. «АРКТИ» -М. 2013г.


  1. «Путешествие в мир окружающих предметов» Ю.Н. Кислякова. Изд.»ВЛАДОС» -М. 2004




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!