Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социуму
для детей 5-6 лет (старшая группа)
часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Авторы – составители:
воспитатели: Городецкая С.В.
2017 – 2018 учебный год.
Нормативные основания рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.
Особенности детей старшей группы «Радуга»
На начало учебного года в группе ___ человека – ___ девочек (___) и ____ мальчиков (___). Старшая группа от 5 до 6 лет.
По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:
___ детей имеют I группу здоровья;
___ детей имеют II группу здоровья из них: ___ ребенка - IIб; ___ ребенок - IIа;
___ребенок имеет III группу здоровья.
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе ___ семей (88%) – полные семьи,
___семей (___) – неполные семьи.
Уровень жизни детей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников группы:
- русские – ___ семья (___),
- другой национальности – ___ семьи (___).
В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали на вопросы охотно.
По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне - ___, однако в группе имеются ___ детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень усвоения программного материла, так как причиной является частое отсутствие по болезни.
Наиболее низкие результаты по образовательным областям ___, ___ показали области – социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше внимания будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем больше заниматься с детьми, показавшими низкий уровень усвоения программного материала.
На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.
Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.
В течение этого учебного 2017-2018 года будут также продолжаться регулярные занятия и наблюдения, которые позволят достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения и знания ребенка и к концу года.
Пояснительная записка.
С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей о социальных явлениях взяли программу «Ребенок в социуме».
Направленность программы социально-коммуникативное развитие.
Целью программы является: создание условий для развития социально-коммуникативного и эмоционально-психического здоровья ребенка посредством приобретения социальных способов и опыта вхождения в социум, адаптации и активного действования в нем.
Задачи:
Формировать у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами и характеристиками: чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом уважением к другим людям, с уверенным типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.
Развивать его индивидуальность, осознавать свой образ «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам.
Формировать у ребенка различные способы позитивного социального поведения, которые обеспечили бы ему эмоционально-психологическую уравновешенность и здоровье, адаптацию, взаимодействие, коммуникацию, самопознание, регуляцию, проектирование, примирение и выхода из конфликта.
Обеспечить условия для становления опыта социального поведения в различных конфликтных, проблемных ситуациях и событиях, позволяющих сохранить свое здоровье в различных негативных ситуациях и избежать антисоциальных воздействий.
Приобщить к социокультурным ценностям в различных видах деятельности, общения, ситуациях и создавать возможность к самоактуализации и самоутверждению.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
Ценностно-ориентированный, предполагающий приоритет общечеловеческих ценностей, ставящих на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное и творческое его развитие, необходимость воспитания личного достоинства и гражданственности.
Гуманистический, признающий самоценность личности, обеспечивающий условия ее гармоничного саморазвития, реализации ее внутренней и внешней свободы.
Природосообразности, ориентирующий на понимание отношений – человек, как часть природы, все в мире гармонично взаимосвязано и взаимообусловлено – биологическое, психологическое, социальное и культурное.
Культуросообразности, обеспечивающий понимание образовательного пространства как социокультурной среды развития и саморазвития ребенка, построенного на общечеловеческих эталонах, выступающих регуляторами отношений в социуме.
Рефлексивности, суть которого состоит в формировании культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях и поиска возникших ее причин в собственных действиях и поведении.
Средства реализации:
1. Специально организованное обучение. Специалистами и воспитателями разработаны конспекты занятий по всем возрастным группам на учебный год. Занятия проводятся 2 раза в месяц, согласно учебного плана.
2. Совместная деятельность педагога с детьми:
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстрационного материала (репродукции картин, фотографий , иллюстраций с проблемными ситуациями);
- дидактические, ролевые, подвижные игры, игры-драматизации.
- праздники и развлечения, спектакли;
- детское художественное творчество.
- игровые, имитационные и мимические упражнения.
- реальные и проблемные, игровые ситуации.
- мини среды в соответствии с содержанием программы.
3. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для социально-коммуникативного развития детей.
Объем программы: На основе программных задач региональной программы «Ребенок в социуме» педагоги МБДОУ разработали конспекты занятий.
Планируемые результаты:
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Содержание занятий.
Месяцы | Название темы НОД. | Кол-во часов. | Приме- чание. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Диагностическое занятие «Приветствие друг друга» «Я вчера и я сегодня» «Я и мои друзья» «Если бы я был волшебником» «Вместе – лучше!» «Кто в теремочке живет…» «Лиса и заяц» (письма зайчику и лисе) «Письмо петушку» «Мой друг» «Хорошее настроение» «Лицо Маши» «Мое настроение» «Моя семья» «Дети и мама» «Мой поступок» «Вежливые дети» Диагностическое занятие | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
Демонстрационный и раздаточный материал:
«Беседы по картинкам»
«Я и другие»
«Учусь управлять собой»
«Чувства и эмоции»
Развивающие карточки «Познаем мир»
«Лото»
«Мой дом»
«Хорошо и плохо»
Тематические картинки «Мой дом».
Педагогическая диагностика:
Список литературы:
1. УМК Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» под редакцией Р.М.Чумичевой, Ростов-на-Дону, 1998г.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Е.Благинина «Бабушка – забота».
С.Михалков «Щенок».
М.Садовский «Доброе сердце».
Д.Хармс «Иван Иванович – самовар».
В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».
Г.Остер «Вредные советы».
А.Барто «Я знаю, что надо придумать».
А.Седугин «Хитренький Артемка».
А.Барто «Вовка – добрая душа».
Сб. «Светлячок».
Л.Пантелеев «Буква «Ты».
Ю.Расташанский «Город, где дети не плачут».
О.Высотская «Мои игрушки».
Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение.,1984г.
Наша Книга. Сборник для чтения в семье и в детском саду. М. Детская литература, 1980г.