ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по направлению «Технология» составлена для учащихся 10 – 11 классов на основе следующих документов:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ;
Примерная программа среднего (полного) образования по технологии (базовый уровень)
программы для среднего (полного) общего образования по «Технологии» (Базовый уровень) Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
В программе отражены тенденции времени: освящаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются социально-значимые качества личности. Обучение направлено на формирования умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.
Метод творческого проекта предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного труда – изделия или услуги.
Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера».
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения у труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Программа предполагает двухлетнее обучение ( в 10-11 классах) в объеме 70 часов, из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ
(базовый уровень)
В результате изучения технологии на базовом уровне выпускник должен
Знать/понимать:
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь:
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу;
оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:
проектирования материальных объектов или услуг;
повышения эффективности своей практической деятельности;
организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
составления резюме и проведения самопрезентации.
Тематическое планирование 10 класс
| Разделы, темы | Кол-во часов |
«Производство, труд и технологии» (16 ч.) |
1 | Технология как часть общечеловеческой культуры. | 2 |
2 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. | 1 |
3 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 4 |
4 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 2 |
5 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 1 |
6 | Перспективные направления раз-вития современных технологий | 4 |
7 | Новые принципы организации современного производства | 1 |
8 | Автоматизация технологических процессов. | 1 |
«Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг» «Творческая проектная деятельность» (16 ч.) |
9 | Понятие творчества. | 2 |
10 | Защита интеллектуальной собственности | 1 |
11 | Методы решения творческих задач | 4 |
12 | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 1 |
13 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. | 1 |
14 | Источники информации при проектировании | 1 |
15 | Создание банка идей продуктов труда | 2 |
16 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг. | 1 |
17 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 1 |
18 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план. | 2 |
| Резерв учебного времени | 3 |
| ИТОГО | 35 |
Тематическое планирование 11 класс
| Название темы | Кол-во часов |
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность. 16 ч. |
19 | Выбор объекта проектирования и требования к нему | 2 |
20 | Расчет себестоимости изделия | 1 |
21 | Документальное представление проектируемого продукта труда | 4 |
22 | Организация технологического процесса | 1 |
23 | Выполнение операций по созданию продуктов труда | 4 |
24 | Анализ результатов проектной деятельности | 2 |
25 | Презентация проектов и результатов труда | 2 |
Производство. Труд и технологии 8 ч. |
26 | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | 1 |
27 | Структура и составляющие современного производства | 3 |
28 | Нормирование и оплата труда | 2 |
29 | Культура труда и профессиональная этика | 2 |
Профессиональное самоопределение и карьера 8 ч. |
30 | Этапы профессионального становления и карьера | 2 |
31 | Рынок труда и профессий | 2 |
32 | Центры профконсультационной помощи | 2 |
33 | Виды и формы получения профессионального образования | 1 |
34 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 |
Творческая проектная деятельность 2ч. |
35 | Планирование профессиональной карьеры. Выявление интересов и способностей. Профессионально важных качеств. | 2 |
| Резерв учебного времени | 1 |
| ИТОГО: | 35 |
Основное содержание курса
Производство, труд и технологии
1.Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).
2.Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства, 1 ч
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 4 ч
Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.
4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, 2 ч
Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.
5. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 1 ч
Теоретические сведения. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.
6. Перспективные направления развития современных технологий, 4 ч
Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.
Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии», «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.
Практическая работа. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).
7. Новые принципы организации современного производства, 1ч
Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).
8. Автоматизация технологических процессов, 1 ч
Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.
Практическая работа. Экскурсия на современное производственное предприятие.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность
9. Понятие творчества, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
10. Защита интеллектуальной собственности, 1 ч
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.
11. Методы решения творческих задач, 4 ч
Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности, 1 ч
Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.
13. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности,1ч
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
14. Источники информации при проектировании, 4 ч
Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и предложений.
15. Создание банка идей продуктов труда, 2 ч
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
16. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг, 1 ч
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
17. Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 1 ч
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции.
Практические работы. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию.
18. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план, 2 ч
Теоретические сведения. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги).
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность
19. Выбор объекта проектирования и требования к нему, 2 ч
Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.
Практические работы. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологического анализа, ФСА и др.
20. Расчёт себестоимости изделия, 1ч
Теоретические сведения. Понятия стоимости, себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчёт себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда проектировщика.
Практическая работа. Предварительный расчёт материальных затрат на изготовление проектного изделия.
; и дизайн
21. Документальное представление проектируемого продукта труда, 4 ч
Теоретические сведения. Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения чертежа проектируемого изделия.
Практические работы. Составление резюме и дизайн- спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.
22. Организация технологического процесса, 1 ч
Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и операционные карты. Содержание и правила составления технологической карты.
Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.
23. Выполнение операций по созданию продуктов труда, 4 ч
Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления.
Практическая работа. Изготовление проектируемого объекта.
24. Анализ результатов проектной деятельности, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.
Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.
25. Презентация проектов и результатов труда 2 ч
Теоретические сведения. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.
Практическая работа. Организация и проведение презентации проектов.
Производство, труд и технологии
26. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 1 ч
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.
27. Структура и составляющие современного производства, 3ч
Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.
Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.
ы производства, бенности
28. Нормирование и оплата труда, 2 ч
Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.
Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.
29. Культура труда и профессиональная этика, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение и карьера
30. Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
31. Рынок труда и профессий, 2 ч
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.
32. Центры профконсультационной помощи, 2 ч
Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.
33. Виды и формы получения профессионального образования, 1ч
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
34. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч
Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
Творческая проектная деятельность
35. Планирование профессиональной карьеры , 2 ч.
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Календарно-тематический план 10 класс
Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | Дата |
Раздел программы «Производство, труд и технологии» (16 ч) |
Глава учебника: «Технологии и труд как части общечеловеческой культуры» |
1.Технология как часть общечеловеческой культуры. | 2 | Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологий. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня) | Лекция – беседа, конспектирование, работа с текстом учебника, тестирование по теме «Технологии как часть общечеловеческой культуры». | |
2.Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства | 1 | Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологий. | Лекция-беседа с элементами конспектирования, обсуждение , оценивание докладов учащихся «Об интересных открытиях в области науки и техники»..Устный опрос, | |
3.Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. | 4 | Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запыленности воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах | Лекция-беседа, работа с текстом учебника, слушание и оценивание докладов учащихся, выполнение практической работы, контроль по результатам практической работы | |
4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. | 2 | Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации. Подготовка докладов (сообщений) об использовании альтернативного источника энергии | Лекция-беседа, самостоятельная работа с текстом учебника, слушание и оценивание докладов учащихся, выполнение практической работы, контроль по результатам практической работы | |
5.Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 1 | Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем предприятии. | Лекция-беседа, решение ситуационных задач, слушание и оценивание докладов учащихся, выполнение практической работы, контроль по результатам практической работы | |
6.Перспективные направления развития современных технологий. | 4 | Посещение предприятия. (Ознакомление с современными технологиями в сельском хозяйстве) | Лекция, устный опрос, контроль по итогам практической работы | |
7. Новые принципы организации современного производства. | 1 | Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке. | Лекция с элементами конспектирования, письменный опрос (контроль по итогам самостоятельной работы) | |
8. Автоматизация технологических процессов | 1 | Экскурсия на современное производственное предприятие | Лекция , демонстрация схем учебника устный опрос (контроль по итогам самостоятельной работы) | |
Разделы программы: «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг» «Творческая проектная деятельность» 16 ч. |
Главы учебника « Методы решения творческих задач», «Технология проектирования изделий» |
9. Понятие творчества | 2 | Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач | Лекция – беседа, дискуссия, упражнения на развитие мышления, тестирование. Устный опрос, контроль по результатам практической работы | |
10. Защита интеллектуальной собственности. | 1 | Разработка товарного знака условного предприятия. Составление формулы изобретения или заявки на полезную модель, промышленный образец. | Лекция – беседа, диспут. Письменный опрос, контроль по результатам практической работы | |
11. Методы решения творческих задач. ( | 4 | Проведение конкурса «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов» . Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач | Лекция – беседа, решение ситуационных задач, практическая работа. Устный опрос, контроль по результатам практической работы | |
12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 1 | Выполнение тестов на определение наличия качеств проектировщика | Лекция – беседа, самостоятельная работа – самотестирование.. Устный опрос, контроль по результатам самостоятельной работы. | |
13. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. | 1 | Планирование деятельности по выполнению учебного проектирования | Объяснение нового материала, практическая работа. Устный опрос, контроль по результатам практической работы | |
14. Источники информации при проектировании | 1 | Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта. Воссоздание исторического ряда объекта проектирования. | Лекция с элементами конспектирования, практическая работа. Устный опрос, контроль по результатам практической работы | |
15. Создание банка идей продуктов труда | 2 | Формирование банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проекта. Выбор наиболее удачных вариантов. | Объяснение нового материала, решение ситуационных задач. Устный опрос, контроль по результатам практической работы | |
16. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг | 1 | Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования. | Лекция – беседа, практическая работа ( решение ситуационной задачи). Устный опрос, контроль по результатам практической работы | |
17. Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 1 | Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию. | Лекция – беседа, конспектирование, практическая работа ( решение ситуационной задачи). Устный опрос, контроль по результатам практической работы | |
18. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес план | 2 | Составление бизнес – плана для проектируемого изделия (услуги) | Лекция – беседа, конспектирование, практическая работа . Устный опрос, контроль по результатам практической работы по обоснованию эффективности своего проекта. | |
Резерв учебного времени | 3 | Работа над бизнес-планом Подготовка плана анализа собственной деятельности. Подготовка различных форм презентации результатов собственной деятельности | Практическая работа над проектом. Презентация . Контроль по результатам работы. | |
ИТОГО:35ч. |
Календарно-тематический план 11 класс
Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности (пр. работы) | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | Дата |
Разделы программы: «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг» «Творческая проектная деятельность» 16 ч. |
Главы учебника « Учебный дизайн – проект» |
19.Выбор объектов проектирования и требования к нему. | 2 | Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия | Творческая работа по проектированию. Устный опрос, контроль по результатам практической работы. | |
20.Расчет себестоимости изделия | 1 | Предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия. | Объяснение нового материала, практическая работа. Контроль по итогам практической работы. | |
21.Документальное представление проектируемого продукта. | 4 | Составление резюме по дизайну, проектной спецификации проектируемого изделия. Выполнение эскизов технических рисунков проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия. | Объяснение нового материала, конспектирование, практическая работа. Контроль по итогам практической работы. | |
22. Организация технологического процесса | 1 | Составление технологической карты проектного изделия. | Объяснение нового материала, конспектирование, практическая работа. Устный опрос. Контроль по итогам практической работы. | |
23. Выполнение операций по созданию продуктов труда. | 4 | Изготовление проектируемого объекта. | Практическая работа по изготовлению спроектированного изделия. Контроль по итогам практической работы | |
24. Анализ результатов проектной деятельности. | 2 | Апробация готового проектного изделия и его доработка. Самооценка проекта. | Практическая работа, самостоятельная работа по самооценке продукта проектирования.. Контроль по итогам самостоятельной работы | |
25. Презентация проектов и результатов труда. (1-2) Презентация проектов, оценка проектов. | 2 | Подготовка и проведение презентации проектов. | Презентация и защита проектов. Контроль по итогам презентации и защиты проектов. | |
Раздел программы «Производство, труд и технологии» (8 ч) |
Глава учебника: «Профессиональное самоопределение и карьера» |
Структура современного производства(4) |
26.Понятие профессиональной деятельности. Распределение и специализация труда | 1 | Определение целей. Задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы. Анализ форм распределения труда в организации | Лекция – беседа. Устный опрос, контроль по итогам самостоятельной работы. | |
27. Структура и составляющие современного производства | 3 | Определение сферы производства промышленных предприятий своего района и типа предприятий. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства. | Лекция – беседа. конспектирование, самостоятельная работа, экскурсия. Устный опрос. Контроль по итогам практической работы. | |
28. Нормирование и оплата труда. | 2 | Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий. | Объяснение нового материала, конспектирование, самостоятельная работа. Устный опрос. Контроль по итогам практической работы | |
29.Культура труда и профессиональная этика | 2 | Расчет эффективности своей трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по мерам его реорганизации, повышающим эффективность учебы. Обоснование смысла и содержания эстетических норм своей будущей профессиональной деятельности | Лекция – беседа, решение ситуационных задач. Практическая работа. Устный опрос. Контроль по итогам практической работы | |
Раздел программы «Профессиональное самоопределение и карьера» (8 ч) |
Глава учебника: «Профессиональная деятельность и карьера» |
30. Этапы профессионального становления и карьера | 2 | Определение целей, задач, и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры. | Лекция – беседа, дискуссия, диспут, практическая работа. Устный опрос. | |
31. Рынок труда и профессий. | 2 | Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворенности трудом работников различных профессий. | Лекция , практическая работа. Устный опрос. Контроль по итогам практической работы | |
32. Центры профконсультационной помощи. | 2 | Знакомство с работой центров профконсультационной помощи | . Объяснение нового материала, решение ситуационных задач, практическая работа. Устный опрос. Отчет по результатам знакомства с работой профконсультационной помощи. | |
33. Виды и формы получения профессионального начального образования | 1 | Изучения регионального рынка образовательных услуг | Объяснение нового материала, беседа ,практическая работа. Письменный опрос. Контроль по итогам практической работы | |
34. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 | Составление автобиографии и профессионального резюме. | Лекция – беседа. Практическая работа . Устный опрос. | |
Раздел программы «Творческая, проектная деятельность» 2 ч. |
Приложение к учебнику 2Примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» |
35.Планирование профессиональной карьеры | 2 | Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» | Лекция – беседа, решение ситуационных задач, практическая работа. Устный опрос. Контроль по итогам проектной деятельности. | |
Резервное время Презентация проектов | 1 | Урок закрепления знаний. Работа над проектом | Подготовка и проведение презентации проектов | |
Всего уроков:35 |
13