Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»;
С учетом Письма департамента образования Ярославской области от 12.01.2006 №23/01-10 «О рабочих программах учебных предметов, курсов»;
Устав МОУ СОШ №36 ( редакция №5) , утвержденный постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 18.06.12 №2220
Устав МОУ СОШ №36 ( редакция №6) , утвержденный постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 15.01.13 №1130
ООП НОО (утвержденной приказом МОУ СОШ №36 от 02.02.2012 г. №14-1 «Об утверждении Основной общеобразовательной программы начального общего образования»
ООП ООО ( утвержденной приказом МОУ СОШ №36 от 29 августа 2014 года №129 «Об утверждении Основной общеобразовательной программыосновного общего образования»
Положение о рабочих программах педагогов, реализующих федеральные государственные стандарту начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36» (утверждено приказом МОУ СОШ №36 от 02.02. 2012 г. №14-2 «Об утверждении Положения о рабочих программах педагогов, реализующих федеральный государственный стандарт начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36» );
Положение о рабочих программах педагогов, реализующих федеральные государственные стандарту начального и основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36» (утверждено приказом МОУ СОШ №36 от 29 августа 2014 года №129 «Об утверждении Положения о рабочих программах педагогов, реализующих федеральный государственный стандарт начального и основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №36» );
С учетом Методического письма о преподавании учебного предмета «Технологии» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2015-2016 уч.г.
На основе Примерной авторской программы начального общего образования по по курсу « Технология» (авторы программы Е.А.Лутцевa) и Концепцией Образовательной системы «Начальная школа 21 век» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Цель курса «Технология. Ступеньки к мастерству.» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств. Курс “Технология. Ступеньки к мастерству” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
Место учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение «Технологии» отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению,
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты (по разделам):
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;
2) точно резать ножницами;
3) собирать изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование.
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях – разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 6 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 17 |
3 | Конструирование и моделирование | 10 |
| Итого | 33 |
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности,
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Календарно-тематическое планирование уроков технологии на 2015-2016 учебный год.
Тема урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Сроки изучения |
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч) |
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1ч) | Урок 1.Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Предметное окружение детей. Экскурсия «Что ты видишь вокруг?» (ад. урок) | С помощью учителя: — наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; — наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; — сравнивать, делать простейшие обобщения; — анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; — организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено | Текущий | Познавательные Общеучебные: - поиск необходимой информации; - произвольное построение речевого высказывания; Логические: - анализ; - синтез; - классификация объектов. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической речью. Личностные - Самоопределение - Смыслообразование - Нравственно-этическая ориентация | 04.09 |
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (1 ч) | Урок 2.Мастера и их профессии (знакомые детям). (ад. урок) Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда. Игра «Профессии» | Текущий | 11.09 |
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2 ч) | Урок 3.Отражение мотивов природы в декоративно-прикладном творчестве. Лепим из пластилина. Подари сказку «Колобок» Урок 4. Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Аппликация из листьев «Образ животных». | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 18.09 25.09 |
Тема 4. Дом и семья. Самообслуживание (1 ч) | Урок 5.Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность). Изготовление для близких подарков. Аппликация «Открытки» | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 02.10 |
Тема 5. Природа и техническая среда (1 ч) | Урок 6. Проблемы экологии. Общее представление о конструктивных особенностях изделий (изделие и его детали). Изделия из бросового материала. «Кормушка». | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 09.10 |
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17ч) |
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2 ч) | Урок 7.Мир материалов (общее представление, основные свойства). Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Создание коллекции разных материалов. Урок 8.Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание, складывание). Аппликация «Тульский пряник». | С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | Текущий, фронтальный, индивидуальный | Познавательные Общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Логические: - анализ; - синтез; - сравнение, классификация объектов. - Выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества; - постановка вопросов; - управление поведением партнера; - умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные - планирование; - контроль; - коррекция - оценка. Личностные - самоопределение - смыслообразование - нравственно-этическая ориентация | 16.10 23.10 |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2 ч) | Урок 9.Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удержанием, правилами пользования ими. Урок 10.Приручаем ножницы. Изготовление аппликации из резаных цветных кусочков бумаги. «Дельфин» | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 30.10 13.11 |
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (2 ч) | Урок 11.Этапы (технология) изготовления изделий из разных материалов (общее представление). Урок 12.Технологические операции: разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка «Объёмная игрушка» | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 20.11 27.11 |
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7 ч) | Урок 13.Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя). Экскурсия в ателье: «Что из чего сделано?» Урок 14. Разметка (на глаз, по шаблону). Ёлочная игрушка «Подвеска» Урок 15. Игра «Чья деталь?» (определение целого по его части). Творческая работа «Нарисуй свой предмет – загадку». Урок 16-17.Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). Новогодняя игрушка «Солнышко». Аппликация «Рыбки в аквариуме». Урок 18. Сборка деталей, клеевое соединение. Аппликация «Кошка на коврике». Урок 19. Отделка изделия или его деталей. Изготовление из помпонов животных. | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 04.12 11.12 18.12 25.12 16.01 23.01 30.01 |
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4 ч) | Урок 20.Виды условных графических изображений: рисунок, инструкционная карта. Уроки 21-23. Изготовление изделий с опорой на рисунки, инструкционные карты. Оригами ёлки, собаки, птицы и составление композиции. | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 06.02 13.02 27.02 05.03 |
Раздел 3. Конструирование и моделирование (10 ч) |
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) | Урок 24.Изделие, детали изделия Подставка из бумаги для кисточки. | С помощью учителя: — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; — определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла | Текущий, фронтальный, индивидуальный | Познавательные Общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания Логические: - анализ; - синтез; - сравнение объектов. - классификация Постановка и решение проблемы: - Самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные - планирование; - контроль; - коррекция; - оценка. Коммуникативные - планирование - постановка вопросов - управление поведением партнера Личностные - самоопределение - смыслообразование | 12.03 |
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (2 ч) | Урок 25.Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, общее представление. Урок 26.Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное). Аппликация «Аленький цветок» | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 19.03 25.03 |
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7 ч) | Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликациях из геометрических фигур и пр.) Аппликация «Гусеница» Урок 27. Изготовление карточек домино (групповая работа) Урок 28. Разметка и вырезание треугольников из одного квадрата. Мозаика из геометрических фигур. Урок 29. Аппликация «Цирк» Урок 30. Изготовление игрушек без ножниц и клея. Оригами «Бумажный стаканчик». Урок 31. Изделие «Домики для иголок и булавок». Инструктаж по ТБ при работе с иглой. Урок 32. Отделка изделия прямой строчкой. Вышивка прямой строчкой. Закладка. Урок 33. Вышивка прямыми строчками нитками разных цветов. | Текущий, фронтальный, индивидуальный | 08.04 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 |
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы / Е.А. Лутцева.- М.: Вентана-Граф, 2012 . – ( Начальная школа XXI века).
2. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
3.Лутцева Е. А. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева – М.: Вентана-Граф, 2012.
Для работы учащимся необходимы:
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы со скругленными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и красками;
- материалы для изготовления изделий: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной), ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и др.), пластилин, фольга, калька, природные материалы и вторсырье, клей ПВА.