Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Миусс
Ершовского района Саратовской области»
им. Героя Советского Союза И.М.Трифонова
«Согласовано» Руководитель МО ________________/_______ Протокол № от___________________ 2016г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР МОУ «СОШ с.Миусс»: ____________/ Е.В.Аннина/ «____»__________ 2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с.Миусс»: ____________/М.А.Карбовская/ Приказ№___от «__»____2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии 2 класс
учителя Азрапкиной Татьяны Владимировны
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе примерной программы по технологии начального общего образования, авторской программы Н. М. Конышевой, утверждённой Министерством образования и науки, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования.
На изучение учебного предмета «Технология» во 2 классе отводится:
– количество часов в год – 34;
– количество часов в неделю – 1;
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология» 2 класс
Программа 2 класса является началом формирования у школьников элементарных основополагающих знаний и представлений из области дизайна, а также предполагает их более
широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности.
Цель курса: воспитание творческой, социально – активной личности, проявляющей интерес к творчеству и желание учиться.
Задачи курса:
Духовно-эмоциональное обогащение личности.
Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему.
Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений
Воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.
Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Расширение кругозора.
Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Технология»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные:
Учащиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля, осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию;
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные:
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Содержание учебного предмета (34 ЧАСОВ 1 час в неделю)
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях1 (8 часов)
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приёмы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов)
Правила и приёмы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развёртка объёмного изделия. Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении прямоугольных развёрток. Решение задач на мыс- ленную трансформацию форм, расчётно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов (4 часов)
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки, теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица- солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры
Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов)
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продёргивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперёд иголку», вышивка швом «вперёд иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 часов)
Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; мате- риалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приёмов работы
Календарно-тематическое планирование по технологии во 2 классе
№ урока | Тема урока | Количество часов | дата |
план | факт |
| Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях 9 часов | |
1 | Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год. С. 3–13 плюс общий обзор всего материала учебника. | | | |
2 | Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами (рыбка). С. 14–23. | | | |
3 | Новые формы оригами (бабочка, лягушка). Композиция с фигурками оригами. С. 24–31. | | | |
4 | Приёмы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией. Орнамент. С. 32–35. | | | |
5 | Симметрия и асимметрия в композиции. Картина для сказочного героя. С. 36–39. | | | |
6 | Приёмы разметки и вырезания форм с поворотной симметрией. Композиция с лилией. С. 40–43. | | | |
7-8 | Композиции на плоскости из засушенных растений. Аппликации на плоскости. С. 44–47; 48–51. | | | |
9 | Объёмно-пространственные композиции из природных материалов. Скульптуры из природных материалов. С. 52–55. | | | |
| Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника 8 часов |
10 | Построение прямоугольника от двух прямых углов. С. 56–59. | | | |
11 | Развёртка. Построение прямоугольных развёрток. Подставка для кисти. С. 60–63. | | | |
12 | Образ и конструкция открытки. Новогодняя поздравительная открытка. С. 64–69. | | | |
13-14 | Конструирование прямоугольной развёртки объёмного изделия. Коробка – упаковка для подарка. С. 70–73. | | | |
15-16 | Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. Фонарик – ёлочное украшение. С. 76–79. | | | |
17 | Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. Ёлочка. С. 82–85. | | | |
| Изделия по мотивам народных образцов 3 часа |
18 | Изделия по мотивам на- родных образцов. Весеннее печенье «Тетёрки». С. 86–87. | | | |
19 | Изделия по мотивам народных образцов. Кукла из ниток. С. 88–91. | | | |
20 | Игрушка по мотивам народных образцов. Игрушка-свистулька. С. 92–97. | | | |
| Обработка ткани. Изделия из ткани 7 часов |
21-22 | Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. Дорожная игольница. С. 105–109. | | | |
23 | Работа с тканью. Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка продёргиванием нити. Выполнение бахромы. Салфетка с бахромой. С. 110–111. | | | |
24-25 | Шов «вперёд иголку». Салфетка с бахромой; завершение работы. С. 112–113. | | | |
26 | Работа с тканью. Разметка деталей с припуском. Декоративная игольница. С. 114–116. | | | |
27 | Обтягивание тканью деталей простой формы. Шов «через край». Декоративная игольница; завершение работы . С. 117–119. | | | |
| Декоративно-прикладные изделия различного назначения 7 часов |
28-30 | Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. С. 120–125; 126–128. | | | |
31 | Барельеф. Композиция, стилизация. Декоративная пластина из пластилина. С. 129–134. | | | |
32 | Предмет и среда: декоративная ваза как предмет интерьера. Ваза из пластилина. С. 135–140. | | | |
33 | Итоговая самостоятельная работа. Книжка-календарь. С. 141–144). | | | |
34 | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | | | |
7