Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа по технологии для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по технологии для 2 класса.
Программа по технологии для 2 класса изучается в объеме 34 часов в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№ 4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области. Реализуется УМК под редакцией Лутцевой Е.А. (проект «Начальная школа XXI века»).
Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» 2 класс
Предполагается, что результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок; освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; доступные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Личностные результаты:
У второклассника продолжат формироваться умения:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов, искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Регулятивные УУД
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства;
осуществлять контроль точности выполнения операций;
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Коммуникативные УУД
слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
.
Предметные результаты:
доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности;
Ученик научится:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
уметь применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж;
оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
узнает:
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира;
о гармонии предметов и окружающей среды;
о профессиях мастеров родного края, характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов:
название и устройство, назначение чертежных инструментов;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели;
назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Ученик получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Содержание учебного предмета «Технология» 2 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов)
Значение трудовой деятельности в жизни человека: труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии, питании, одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей. Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира, гармония рукотворных предметов и окружающей среды.
Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).
Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.
Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, выставки. Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов)
Материалы природного происхождения: природные материалы, встречающиеся в регионе, натуральные ткани, нитки. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья.
Проволока, ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).
Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией, ручными строчками.
Конструирование и моделирование (9 часов)
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 часа)
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема | Кол-во часов |
1. | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. | 8 |
2. | Конструирование и моделирование | 9 |
3. | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности. | 15 |
4. | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 2 |
| Итого: | 33 |