Планируемые результаты изучения предмета «Технология»
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
– положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
– осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
– уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
– понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
– представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
– понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
– чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
У учащихся могут быть сформированы:
– устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
– установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
– привычка к организованности, порядку, аккуратности;
– адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
– уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
– самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
– планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
– следовать при выполнении работы указаниям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
– руководствоваться правилами при выполнении работы;
– осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
– самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
– прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
– находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
– анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
– анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.
Учащиеся получат возможность научиться:
– осуществлять.поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
– самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
– организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
– формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
– выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
– в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
– проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
– самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
– использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
– правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
– на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
– решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
– понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
– определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
– творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
– понимать, что вещи заключают в себе историческую и, культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
– понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Должны знать:
что такое развёртка объёмного изделия;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
что такое композиция;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити;
швы «вперёд иголку» и «через край».
Должны уметь:
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов, чертить простые развёртки;
читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;
выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
выполнять изображения в технике барельефа;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону, выкраивать детали из ткани;
выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей, подбирать материалы и способы их обработки;
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;
придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Должны иметь представление:
о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.
Cодержание учебного предмета
Дело мастера боится (8ч.). Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы). Разметка сгибанием. Знакомство с развёрткой и чертежом развёртки. Условные обозначения (линия контура или разреза, линия сгиба, выносная и размерная линии, место нанесения клея). Условные обозначения в схемах оригами. Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперёд иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону и способом продёргивания нити. Барельеф. Технология выполнения барельефа. Лепка фигуры из целого куска. Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объёмные и глубинно пространственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»). Оригами.
О чём рассказывают вещи. Подготовка к зимним праздникам (8ч.). Передача характера и выражение настроения в вещах и предметной среде. Единство функциональной и эстетической стороны в вещах. Конструкция вещи, её связь с назначением.
Мастер учится у мастеров (10ч.). Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах. Связь человека и природы через вещи. Символическое значение вещи. Изготовление весеннего обрядового печенья. Лепка и роспись игрушки по мотивам изделий народных мастеров. Куклы из волокнистых материалов.
Природа и фантазия в изделиях мастеров (8 ч.). Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и в художественной композиции. Симметричные и асимметричные формы и композиции.
Материально-техническое обеспечение
Стандарты второго поколения. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
Программы: изд. Смоленск «Ассоциация 21 век» - 2012 год. Автор – доктор педагогических наук, профессор Н.М.Конышева.
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015г.
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век,2012
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г
Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Рабочие тетради №1 и №2. – Смоленск: Ассоциация XXI век,2015
Копьютер,проектор,экран.