
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа» 02.03
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол №1 от «___» августа 2016 г. Руководитель МО: _______(Дябина Н.В.) | Согласована на МС школы протокол № 1 от «___» августа 2016г. Зам.директора по УВР:_________ (Хмелевская Л.Н.) | Принята на заседании педагогического совета школы протокол №1 от «___» августа 2016 г. Председатель: _______(Бородина Е.Е.) | Утверждаю Директор школы: ________(Хмелевская Т.П.) приказ № от «__» _________2016 г. |
Рабочая программа
по технологии
__3__класс
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Учитель: Дябина Наталья Викторовна.
с. Заречье.
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой. «Технология», сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. / Н.И. Роговцева,
Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при
этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП в 3-х классах (1–4).
Предметные результаты изучения курса «Технология» в 3 классе
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
— знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при
создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
— различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
— оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
— овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
— знать приёмы составления композиции;
— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
— уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
— освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
— освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
- уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
Требования к результатам универсальных учебных действий.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
УУД: Личностные результаты
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Содержание
Введение (1 ч)
Элементы содержания темы.
Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
Тема 1. Человек и Земля (21 час)
Элементы содержания темы.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа
Назначение городских построек, их архитектурные особенности.
Проволока: свойства и способы работы (скручивание,
сгибание, откусывание). Правила безопасной работы
плоскогубцами, острогубцами.
Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.
Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке).
Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.
Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора.
Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).
.Практическая работа:
Коллекция тканей.
Ателье мод.
Кухонные принадлежности.
Стоимость завтрак
Способы складывания салфеток
Человек и Земля
Проект: «Детская площадка»
Тема 2. Человек и вода (4 часа)
Элементы содержания темы.
Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки ипр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Практическая работа:
Человек и вода
Проекты:
Водный транспорт
Океанариум
Тема 3. Человек и воздух (3 часа)
Элементы содержания темы.
История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика.
Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.
Практическая работа:
Тема 4. Человек и информация (5 часов)
Элементы содержания темы.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Проект «Готовим спектакль»
Итоговый контроль
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных работ, тестов и творческих заданий.
Контрольно-измерительные материалы
№ п/п | Темы | Всего часов | Проекты | Практические работы |
1 | Введение | 1 | 0 | 0 |
2 | Человек и Земля | 21 | 1 | 3 |
3 | Человек и вода | 4 | 1 | 1 |
4 | Человек и воздух | 3 | 1 | 1 |
5 | Человек и информация | 5 | 1 | 0 |
| | 34 | 4 | 5 |
Календарно – тематическое планирование
по технологии
№ п/ п | Тема урока | Кол- во ча-сов | Дата | Примечание |
Введение (1 ч) |
1 | Как работать с учебником. Путешествие по городу | 1 | | |
Человек и земля (21 час) |
2 | Архитектура. Изделие «Дом» | 1 | | |
3 | Городские постройки. Изделие «Телебашня» | 1 | | |
4 | Парк. Изделие «Городской парк» | 1 | | |
5 | Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка, песочница» | 1 | | |
6 | Проект «Детская площадка». Изделия «Игровой комплекс, качели» | 1 | | |
7 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», | 1 | | |
8 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие «Украшение фартука», Практическая работа «Коллекция тканей» | 1 | | |
9 | Изготовление тканей. Изделие: «Гобелен» | 1 | | |
10 | Вязание. Изделие «Воздушные петли» | 1 | | |
11 | Одежда для карнавала. Изделия «Кавалер», «Дама» | 1 | | |
12 | Бисероплетение. Изделия браслетик «Цветочки», браслетик «Подковки», Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод» | 1 | | |
13 | Кафе. Изделие «Весы». Тест «Кухонные принадлежности» | 1 | | |
14 | Фруктовый завтрак. Изделия: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке». Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака» | 1 | | |
15 | Сервировка стола. Изделие «Колпачок-цыпленок» | 1 | | |
16 | Бутерброды. Изделие «Бутерброды». «Радуга на шпажке» | 1 | | |
17 | Сервировка стола. Изделия: «Салфетница», Практическая работа «Способы складывания салфеток» | 1 | | |
18 | Магазин подарков. Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей» | 1 | | |
19 | Работа с соломкой. Изделие: «Золотистая соломка" | 1 | | |
20 | Упаковка подарков. Изделие: «Подарочная упаковка " | 1 | | |
21 | Автомастерская. Изделие: «Фургон «Мороженое» | 1 | | |
22 | Грузовик. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». Практическая работа: «Человек и земля» | 1 | | |
Человек и вода (4 часа) |
23 | Мосты. Изделие, модель «Мост» | 1 | | |
24 | Водный транспорт Изделия: «Яхта», «Баржа» | 1 | | |
25 | Проект «Океанариум». Изделие: «Осьминоги и рыбки». Практическая работа: «Мягкая игрушка» | 1 | | |
26 | Фонтаны. Изделие: «Фонтан». Практическая работа: «Человек и вода» | 1 | | |
Человек и воздух (3 часа) |
27 | Зоопарк. Изделие: «Птицы». Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами» | 1 | | |
28 | Вертолетная площадка. Изделие: «Вертолёт «Муха» | 1 | | |
29 | Воздушный шар. Изделие: «Воздушный шар». Практическая работа: «Человек и воздух» | 1 | | |
Человек и информация (5 часов) |
30 | Переплетная мастерская. Изделие: «Переплётные работы» | 1 | | |
31 | Почта. Изделие «Заполняем бланк» | 1 | | |
32 | Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль» Изделие: «Кукольный театр» | 1 | | |
33 | Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль» Изделие: «Кукольный театр». Презентация проекта. | 1 | | |
34 | Афиша. Изделие «Афиша». Итоговый тест. | 1 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Печатные пособия.
Климанова Л. Ф. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Образовательная программа «Школа России». Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. http://prosv.ru
Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. http://prosv.ru
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2010 г.
Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2010 г.
Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Программа «Технология 1-4»; Тематическое планирование: 3 класс. http://prosv.ru
Роговцева Н.И., Богданова Н.В. и др. Технология: Учебник для 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2012 г…
Технология достижения планируемых результатов освоения начальной школы по предметам «Технология» и др. Раздел 2. Проверочные и учебно-методические материалы М: Просвещение, 2010 г.
УМК «Школа России» и новый стандарт. http://prosv.ru
2. Интернет-ресурсы.
http://www.proshkolu.ru
http://pedsovet.org
http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
3. Информационно-коммуникативные средства.
Электронное приложение к учебнику «Технология»3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина. Ольга Алексеевна Петрова. М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева
4. Наглядные пособия.
Комплекты тематических таблиц:
Технология обработки ткани
Технология. Обработка бумаги и картона-1
Технология. Обработка бумаги и картона-2
Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами).
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть"
5. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, проектор, интерактивная доска, DVD-проигрыватель, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Литература
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод. руководство для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
Геронимус Т.М. Уроки технологии в начальной школе. - М: Издательство: АСТ - Пресс, 2009. – 336 с.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2001. – 175 с.
Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова) – Москва: «ЦОР 1», 2001 – 176 с.
Корнеева В.М. Художественная штопка: Пособие по домоводству. – М.: Высш. шк., 1999. – 79 с.
Проснякова Т.Н. «Золотая библиотека увлечений». – М: Издательство: АСТ - Пресс, 2011, 104 с.
Трушина В.А Уроки труда. 2-4 классы. Волгоград: Учитель, 2007. – 287 с.