СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 5-6 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа  к  учебнику  Технология по  редакцией В.Д. Симоненко

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5-6 класс ФГОС»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по учебному предмету « Технология» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Свенская средняя школа №1» с учетом Примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Технология» и авторской программой «Технология: программа: 5-8(9) классы / Н.В. Синица, П.С. Самородский. – М.: Вентана-Граф,2015.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

1).Технология :5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В.Синица,П.С. Самородский,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2013.

2). Технология :6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В.Синица,П.С. Самородский,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2015.

3). Технология :7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В.Синица,П.С. Самородский,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2016

4).Технология :8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Матяш Н.В., Электов А.А., Симоненко В.Д., Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Богатырев А.Н., Очинин О.П..-М.:Вентана-Граф,2016

Согласно учебному плану на изучение учебного предмета Технология отводится:

В 5 классе 70 часов ( 4 мини-проекта, 1 комплексный творческий проект)

В 6 классе 70 часов( 4 мини-проекта, 1 комплексный творческий проект)

В 7 классе 35 часов( 4 мини-проекта, 1 комплексный творческий проект)

В 8 классе 35 часов( 4 мини-проекта, 1 комплексный творческий проект)

Срок реализации рабочей программы 4 года.


Основными целями изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе основного общего образования являются:

  • формирование представлений о составляющих техносфе­ры, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование представлений о технологической культу­ре производства, развитие культуры труда подрастающих по­колений на основе включения обучающихся в разнообраз­ные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовы­ми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными ви­дами бытовой техники;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, не­обходимыми для проектирования и создания продуктов тру­да, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, тех­нического мышления, пространственного воображения, ин­теллектуальных, творческих, коммуникативных и организа­торских способностей;

  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, це­леустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; вос­питание гражданских и патриотических качеств личности;

  • профессиональное самоопределение школьников в усло­виях рынка труда, формирование гуманистически и прагма­тически ориентированного мировоззрения, социально обо­снованных ценностных ориентаций.


Планируемые результаты освоения учебного предмета Технология.


При изучении технологии в основной школе обеспечивает­ся достижение личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов.

Личностные результаты освоения обучающимися пред­мета «Технология» в основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и фи­зического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации и стратификации;

  • воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовле­творения перспективных потребностей;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивиду­альной траектории образования на базе осознанного ориен­тирования в мире профессий и профессиональных предпоч­тений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

  • становление самоопределения в выбранной сфере буду­щей профессиональной деятельности, планирование обра­зовательной и профессиональной карьеры, осознание необ­ходимости общественно полезного труда как условия безо­пасной и эффективной социализации;

  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового кол­лектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технологий, к рациональному ведению домаш­него хозяйства;

  • формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному уровню экологического мышле­ния; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера; формирование индиви­дуально-личностных позиций обучающихся.


Метапредметные результаты освоения обучающими-

предмета «Технология» в основной школе:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоя­тельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объ­ектов, продуктов и технологических процессов; проявление

инновационного подхода к решению учебных и практиче­ских задач в процессе моделирования изделия или техноло­гического процесса;

  • осознанное использование речевых средств в соответст­вии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организацион­ного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных техноло­гий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуни­кативных задач различных источников информации, вклю­чая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и коор­динация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение об­щих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль­татов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств уст­ранения ошибок или разрешения противоречий в выпол­няемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологи­ческой культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требова­ниям и принципам;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты освоения обучающимися пред­мета «Технология» в основной школе:

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

  • называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

  • объясняеть на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой ихтехнологическойчистоты;

  • проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

    • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

    • оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;

    • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

    • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

    • проводить оценку и испытание полученного продукта;

    • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

    • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

    • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

    • проводить и анализироватьразработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

    • изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;

    • модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;

    • определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

    • встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;

    • изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

    • проводить и анализироватьразработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:

    • оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);

    • обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;

    • разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:

    • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);

    • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

    • разработку плана продвижения продукта;

    • проводить и анализироватьконструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).

    • Выпускник получит возможность научиться:

    • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

    • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

    • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

    • оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Выпускник научится:

    • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,

    • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,

    • разъяснтьяет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

    • характеризовать группы предприятий региона проживания,

    • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

    • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

    • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,

    • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

    • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

    • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Выпускник получит возможность научиться:

    • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;

    • анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом:

5 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;

    • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

    • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

    • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

    • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

    • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

    • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;

    • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

    • осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

    • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

    • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

    • конструирует модель по заданному прототипу;

    • осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

    • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

    • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

    • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

    • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

    • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

    • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

6 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;

    • описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;

    • оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;

    • проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;

    • проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;

    • читает элементарные чертежи и эскизы;

    • выполняет эскизы механизмов, интерьера;

    • освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) ;

    • применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;

    • строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;

    • получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;

    • получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;

    • получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;

    • получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);

    • получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.

7 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;

    • называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;

    • характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;

    • перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;

    • объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;

    • объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;

    • осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;

    • осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;

    • выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);

    • конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;

    • следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;

    • получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;

    • получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;

    • получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).

8 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;

    • характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;,

    • называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на предприятиях региона проживания,

    • характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития;

    • перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации

    • характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием произвольно избранных источников информации),

    • объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий,

    • разъясняет функции модели и принципы моделирования,

    • создаёт модель, адекватную практической задаче,

    • отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям,

    • составляет рацион питания, адекватный ситуации,

    • планирует продвижение продукта,

    • регламентирует заданный процесс в заданной форме,

    • проводит оценку и испытание полученного продукта,

    • описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения,

    • получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания,

    • получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач,

    • получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства,

    • получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населённого пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения,

    • получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков,

    • получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу

    • получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования,

    • получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку,

получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами












Содержание учебного предмета Технология.

Раздел учебного курса, количество часов

Элементы содержания

5 класс 70 часов

Раздел 1 . Технология домашнего хозяйства (1ч)

Понятие об интерьере. Требова­ния к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эс­тетические. Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребно­стей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планиров­ка кухни. Разделение кухни на зоны приготовления пищи (рабо­чая зона) и зоны приёма пиши зона столовой). Варианты пла­нировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерь­ере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компь­ютере.

Раздел 2 Электротехника

(1 час)

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электропри­боров на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи СВЧ).

Раздел 3

Технологии обработки кострукционных материалов (20 час)



Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов Рабочее место обучающегося. Сто­лярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и при­способления. Планирование создания изделий. Технологический процесс, технологические операции. По­нятия «заготовка», «деталь», «изделие». Технологическая и мар­шрутная карты. Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертёж. Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и из­мерительные инструменты, шаблон. Применение компьютера для разработки графической документации.Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы. Конструкционные древесные материалы. Основные технологические операции и приёмы ручной об­работки древесины и древесных материалов; особенности их вы­полнения: пиление, строгание, сверление. Сборка деталей изделия: гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка и лакирование деревянных поверхностей. Правила безопасного труда.

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов. Рабочее место для ручной обра­ботки металлов и искусственных материалов (пластмасс). Тон­кие металлические листы, проволока и искусственные конструк­ционные материалы. Основные технологические операции и приёмы ручной об­работки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов. Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками. Правила безопасной работы.

Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов. Теоретические сведения. Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приёмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок. Правила безопасной работы на сверлильном станке.

Технологии художественно-­прикладной обработки материалов. Технологии художественно-при­кладной обработки материалов. Выпиливание контуров фигур лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для вы­пиливания. Организация рабочего места, приёмы выполнении работ. Правила безопасной работы лобзиком.

Выжигание. Электровыжигатель, его устройство и принцип работы. Материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Организация рабочего места.

Раздел 4 «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)

Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в ус­ловиях прядильного, ткацкого и отделочного современного про­изводства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в лини. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхож­дения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, кант. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Конструирование швейных изделий. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Рас положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Моделирование одежды. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приемы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачкой горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму

Швейная машина. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения маши А работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведи нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машин начало работы, поворот строчки под углом, закрепление май ной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: neреключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши и» назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Технология изготовления швейных изделий. Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка вы­кроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направле­ния рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание дета­лей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безо­пасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятиео стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных ра­бот. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и ме­лом, прямыми стежками.Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соедине­ние деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).Требования к выполнению машинных работ. Основные опе­рации при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строч­кой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание , разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом.Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётан­ным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука,юбки,шорт. Обработка кулиски для мягкого пояса(в фартуке),резинки(в юбке).Профессия закройщик,портнойХудожественные ремёсла.Отделка швейных изделий вы­шивкой. Материалы и оборудование для вышивки крестом. Под­готовка ткани и ниток к вышивке. Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в вышивке крестом.

Раздел 5. «Кулинария»

(10 ч)



Здоровое питание.Питание как физиологическая по­требность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, ми­неральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.

Бутерброды и горячие напитки.Продукты, применяемые для при­готовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заварива­ния, подача чая. Виды кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе.

Блюда из овощей и фруктов.Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды. Кулинарная классификация овощей. Пи­тательная ценность фруктов.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Технология приготовления салата из сырых овощей (фрук­тов).

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, при- пускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, за­пекание). Преимущества и недостатки различных способов теп­ловой обработки овощей. Технология приготовления салатов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способст­вующие сохранению питательных веществ и витаминов.

Блюда из яиц. Значение яиц в питании челове­ка. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Тех­нология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Приспособления для взбива­ния. Подача варёных яиц. Технология приготовления омлет- Подача готовых блюд.

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет. Санитария и гигиена на кухне.Понятия «санитария» и «гигие­на». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи. Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при ра­боте с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями.Профессия повар.

Раздел 6.

«Технологии творческой и опытной деятельности»

(18 час)


Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектов. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный: этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этап: разработка инструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление: изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт Цитрат на изготовление. Аналитический (заключительный) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

6 класс 70 часов

Раздел 1 «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)

Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приѐма пищи, отдыха и общения членов семьи, приѐма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приѐмы их размещения в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум. Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративно цветущие комнатные, декоративно цветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения. Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия фитодизайнер.

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (20 ч)

Заготовка древесины. Лесоматериалы.Пороки древесины. Их характеристики, происхождение и влияние на качество изделий.Производство пиломатериалов и области их применения. Профессии, связанные с заготовкой древесины и производством пиломатериалов.Конструирование и моделирование изделий издревесины.Сборочный чертёж и спецификация объёмного изделия. Технологическая карта Токарный станок для вытачивания изделий из древесины: устройство, назначение, принцип работы. Кинематическая схема. Токарные стамески. Технология токарных работ. Правила безопасности при работе на токарном станке. Профессия токарь. Понятие о современных токарных станках. Профильный металлический прокат. Металлы и их сплавы. Чёрные и цветные металлы.Применение металлов и сплавов. Механические и технологические свойства металлов исплавов. Правила безопасной работы с металлами.Проектирование изделий из металлического проката. Чертежи деталей и сборочные чертежи из металлического проката. Маршрутная и технологическая карты.Основные технологические операции обработки металлов и искусственных материалов ручными инструментами: разрезание, рубка, опиливание, зачистка.Применение штангенциркуля для разработки чертежей и изготовления изделий из проката. Устройство штангенциркуля. Измерение штангенциркулем. Правила безопасной работы со штангенциркулем

Раздел 3. «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)

Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застѐжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приѐмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, еѐ поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмѐтывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины. Подготовка выкройки к раскрою. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примѐтывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краѐв — вымѐтывание. Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывѐртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывѐртыванием. Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей. Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застѐжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением еѐ на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застѐжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог- конструктор. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчѐт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу

Раздел 4. Раздел «Кулинария» (10 ч)

Виды круп, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовых блюд. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Пищевая ценность мяса птицы. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Виды тепловой обработки мяса и птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Подача к столу. Классификация супов. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Технология приготовления супов: заправочных, супов-пюре, холодных. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу. Меню обеда. Предметы для сервировки стола. Столовое бельё. Профессия технолог пищевой промышленности

Раздел 5. Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (18 ч)

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.

Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной), аналитический (заключительный). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий.

Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта

7 класс 70 часов

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (1.5 ч)

Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, 18 люминесцентные, галогенные, светодиодные. Особенности конструкции ламп, область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки. Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, настольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры. Комплексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное. Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер. Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка в жилом помещении. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.

Раздел 2.

«Электротехника» (0,5 ч)

Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его

функции. Понятие о микроклимате, современные технологии и технические средства создания микроклимата

Раздел 3 «Технологии обработки конструкционных материалов» (20 ч)

Проектирование изделий из древесины с учётом её свойств. Конструкторская и технологическая документация, технологический процесс и точность изготовления изделий. Заточка лезвия режущего инструмента. Развод зубьев пилы. Настройка стругов.Приёмы и правила безопасной работы при заточке, правке и доводке лезвий. Шиповые соединения деревянных изделий и их применение. Шиповые клеевые соединения. Соединение деталей шкантами. Угловое соединение деталей шурупами в нагель.Правила безопасной работы ручными столярными инструментами. Классификация и термическая обработка сталей. Правила безопасной работы при термообработкесталей. Профессии, связанные с термической обработкой материалов. Токарно-винторезные станки и их назначение.Принцип работы станка. Настройка станка. Инструменты и приспособления.Крепление заготовки и резца. Правила безопасной работы на токарном станке. Виды и приёмы работ.Чертежи деталей, вытачиваемых на токарном станке.Информация о токарных станках с ЧПУ. Виды и приёмы выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины. Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных работ. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой изделий из древесины.

Тиснение на фольге. Инструменты для тиснения на фольге.Чеканка. Чеканы. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой металлов.

Раздел 4. «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)

Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD-диска или из Интернета. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания, обмётывания петель, пришивания пуговицы, притачивания потайной застёжки-молнии и окантовывания среза. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.

Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание.

Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытыми срезами и с открытым срезом.

Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок.

Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки.

Технология обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани и ниток к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.

Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. Оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.

Раздел 5 .«Кулинария»

(8 ч)

Значение молока в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Условия и сроки хранения молока, кисломолочных продуктов. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству готовых блюд. Понятие «мучные изделия». Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Технология приготовления пресного, бисквитного, слоёного, песочного

теста и выпечки мучных изделий. Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд.

Раздел 6. «Технологии творческой и опытнической деятельности» (20ч)

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников.

Этапы выполнения проекта: поисковый (подготови­тель­ный), технологический (основной), аналитический (заключительный). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий.

Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта

8 класс 35 часов

Раздел1. «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч)

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме.

Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Экологические проблемы, связанные с утилизацией

Раздел 2.

«Электротехника» (12 ч)

Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Устройство и принцип действия электрического фена.Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.Электронные приборы: телевизоры, DVD, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока их службы и поломка при скачках напряжения. Способ защиты приборов от скачков напряжения. Общее понятие об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии.Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье.

Раздел 3. «Семейная экономика» (6 ч)

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.



Раздел 4.

«Современное производство и профессиональное самоопределение»

(4 ч)

Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника . Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе.

Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и уровнях профессионального образования.

Здоровье и выбор профессии.

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (9 ч)

Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.



















Календарно-тематическое планирование

5 класс


п/п

Тема урока

Коли

чество

часов

Дата проведения

примечание

По плану

По факту

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (1 ч)

1

Интерьер и планировка кухни

1




Раздел «Электротехника» (1 ч)

2

Бытовые электроприборы на кухне

1




Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» 20 час

3

Оборудование рабочего места и планирование работ по созданию изделий из древесины

1




4

Графическое изображение изделия и его разметка на заготовке

1





5-6

Древесина и древесные материалы для изготовления изделий

2




7-8

Операции и приемы пиления древесины при изготовлении изделий

2




9-10

Операции и приемы строгания древесины при изготовлении изделий

2




11-12

Операции и приемы сверления отверстий в древесине

2




13-14

Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и клеем

2




15

Оборудование рабочего места и планирование работ по созданию изделий из металлов и пластмасс

1




16

Операции и приемы ручной обработки металлических листов, проволоки и пластмасс

1




17-18

Изготовление изделий из жести соединением фальцевым швом и заклепками

2




19

Технологии машинной обработки металлов и искуственных материалов

1




20

Тестирование по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов»

1




21-22

Технологии художественно-прикладной обработки материалов

2




Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)

23

Технология изготовления ткани

1




24

Текстильные материалы и их свойства

1




25-26

Конструирование швейных изделий

2




27-28

Раскрой швейного изделия

2




29-30

Ручные швейные работы

2




31-32

Швейная машина

2




33-34

Машинные швы

2




35-36

Влажо-тепловая обработка ткани

2




37-38

Последовательность изготовления швейных изделий

2




39-41

Отделка швейных изделий вышивкой


3




42

Тестирование по разделу«Создание изделий из текстильных материалов»

1



ПК

Раздел «Кулинария» (10 ч)

43

Санитария и гигиена на кухне

1




44

Здоровое питание


1




45-46

Бутерброды и горячие напитки

2




47

Блюда из овощей и фруктов

1




48

Тепловая кулинарная обработка овощей

1




49-50

Блюда из яиц

2




51-52

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

2




Раздел « Технологии творческой и опытной деятельности» (18 час)

53-54

Понятие о творческих проектах

2




55-56

Поисковый этап творческого проектирования

2




57-66

Технологический этап творческого проектирования

10




67

Аналитический этап творческого проектирования


1




68-69

Защита творческого проекта

2



ПК

70

Итоговое тестирование

1



ИК



































Календарно-тематическое планирование

6 класс


п/п

Тема урока

Коли

чество

часов

Дата проведения

примечание

По плану

По факту

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)

1

Интерьер жилого дома

1




2

Комнатные растения в интерьере

1




Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» 20 час

3-4

Заготовка древесины, её пороки и выбор для изготовления изделий

2





5-6

Производство и применение пиломатериалов для изготовления изделий

2




7-8

Конструирование и моделирование изделий из древесины

2




9-10

Устройство и работа токарного станка для обработки древесины

2




11-12

Технология точения древесины на токарном станке

2




13-14

Металлический прокат и его свойства для изготовления изделий

2




15-16

Проектирование изделий из металлического проката

2




17-18

Разрезание металлического проката слесарной ножовкой

2




19

Рубка металлических заготовок зубилом.

1




20

Тестирование по разделу

«Технологии обработки конструкционных материалов»

1



ПК

21-22

Опиливание металлических заготовок напильниками и надфилями


1




Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)

23-24

Текстильные материалы из химических волокон и их свойства

2




25-26

Конструирование швейных изделий

2




27-28

Моделирование плечевой одежды

2




29

Технология изготовления швейных изделий. Раскрой.

1




30

Технология дублирования деталей .Ручные работы

1




31-32

Уход за швейной машиной. Дефекты машинной строчки и их устранение

2




33-34

Виды машинных операций. Обработка мелких деталей

2




35

Технология обработки плечевых срезов и нижних срезов рукавов

1




36

Технология обработки срезов подкройной обтачкой.

1




37-38

Обработка боковых и нижнего срезов изделия, окончательная отделка

2




39-40

Основы технологии вязания крючком. Вязание полотна

2




41

Вязание по кругу.


1




42

Тестирование по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»

1



ПК

Раздел «Кулинария» (10 ч)

43-44

Блюда из круп и макаронных изделий

2




45-46


Блюда из рыбы

и нерыбных продуктов моря

2




47-48

Блюда из мяса и птицы

2




49-50

Первые блюда

2




51-52

Приготовление обеда. Предметы для сервировки стола

2




Раздел « Технологии творческой и опытной деятельности» (18 час)

53-54

Понятие о творческих проектах

2




55-56

Поисковый этап творческого проектирования

2




57-66

Технологический этап творческого проектирования

10




67

Аналитический этап творческого проектирования

1




68-69

Защита творческого проекта

2



ПК

70

Итоговое тестирование

1



ИК



Учебно-методический комплект

Для работы учащимся необходимы:

  • индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концам, линейка обычная, угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с шилом;

  • материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием, ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.)фанера,;





п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия


1

Книгопечатная продукция

УМК:

1).Технология :5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В.Синица,П.С. Самородский,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2015.

2). Технология :6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В.Синица,П.С. Самородский,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2015.

3). Технология :7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В.Синица,П.С. Самородский,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2016

4).Технология :8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Матяш Н.В., Электов А.А., Симоненко В.Д., Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Богатырев А.Н., Очинин О.П..-М.:Вентана-Граф,2016


Технология:программа :5-9классы/Н.В. Синица, П.С. Самородский.- М.:Вентана-Граф, 2015г.

Методические рекомендации по оборудованию мастерской

М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. «Формула правильного питания», методическое пособие для педагога. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год


2

Печатные пособия

»

  1. Еременко Т. И. Иголка-волшебница. М.: 1988

  2. История костюма. Ростов н/Д, 1993.

  3. Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.

  4. Кашкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. М., 1993.

  5. Козлова Т. В. Моделирование и художественное офор­мление женской и детской одежды. М., 1990.

  6. Метод проектов в технологическом образовании школьников (методические рекомендации) / авт. – сост. Е.Н. Кравцова, А.И. Шкирман, - Белгород: изд-во БРИПКиППС, 2008.

  7. Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. - 2-е изд. -М: ОМА-пресс, 1999

  8. Пимонова Т.И. Практическое руководство по шитью и рукоделию.

Белгород, Крестьянское дело, 1994.


3

Компьютерные и коммуникативные средства

Компьютерные слайдовые презентации:

- «Создание изделий из текстильных материалов»

_ «Технология обработки конструкционных материалов»

-«Кулинария»

Диск с программой «Технология» В.Д.Симоненко



4

Технические средства обучения

Телевизор, экран, компьютер, проектор



5

Учебно-практическое оборудование

Набор инструментов и приспособлений для обработки древесины, металла.ткани.

Виды швов, вышивок, орнаментов,

Комплект оборудования и приспособлений для ВТО



6



Натуральные объекты

Коллекции текстильных волокон

Коллекции текстильных материалов

Аптечка первой мед. Помощи





14