Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/З.Н.Абкелямова подпись ФИО Протокол заседания МО __ _______2017 г. № ______ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ "Карьерновская средняя школа» ___________________ А.Ю. Орден подпись ФИО ______ _____________2017 г | | УТВЕРЖДЕНО Приказ ____ ___________ 2017 г № _____ Директор МБОУ «Карьерновская средняя школа» ___________________ Э.И.Саттарова подпись ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _________ТЕХНОЛОГИЯ_____________
Уровень __________базовый___________________
базовый, профильный, углубленный
____________ Руденко Лилия Николаевна________
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс ___________5-7____________
Срок реализации: 3 года
Количество часов: Всего: 204 ч:
5 класс – 68 ч, в неделю – 2ч
6 класс – 68 ч, в неделю – 2ч
7 класс – 68 ч, в неделю – 2ч
Программа разработана на основе: ФГОС ООО и авторской программы : Технология: программа: 5-8 классы / авт.-сост. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.-М.:Вентана-Граф, 2012 г.
Карьерное, 2017г
Рабочая программа для 5-7 класса составлена на основе ФГОС ООО второго поколения и авторской программы : Технология: программа: 5-8 классы / авт.-сост. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица.-М.:Вентана-Граф, 2012 г.
На этапе основного общего образования по учебному плану отводится 204 часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в V, VI VII классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю . В связи с тем что в образовательном учреждении нет соответствующего материального обеспечения (швейных машин, кабинета обслуживающего труда, кабинета кулинарии) все практические работы по приготовлению пищи учащиеся будут выполнять дома. Тема «Элементы машиноведения» - изучается теоретически с демонстрацией основных приёмов использования швейной машины. Практические работы по теме «Технология изготовления швейных изделий» проводятся с использованием ручных швов для обработки изделий.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
■ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
■ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
■ самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
■ осознанный выбор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
■ становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
■ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
■ проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
■ самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
■ формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
■ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
■ самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
■ определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
■ комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
■ виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
■ осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
■ организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
■ оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
■ соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
■ оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
■ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
■ осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
■ практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
■ уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
■ развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
■ овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
■ формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
■ овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
■ планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
■ овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
■ выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
■ выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
■ контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
■ документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
■ оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
■ согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
■ формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
■ выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
■ стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
■ овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
■ рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
■ умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
■ рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
■ участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
■ практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
■ установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
■ сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
■ адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
■ сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
5-й КЛАСС
Вводное занятие (2 ч)
Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе на уроках. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе.
КУЛИНАРИЯ (10 ч)
Санитария и гигиена (2 ч)
Основные теоретические сведения. Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.
Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.
Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и класса.
Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении класса.
Варианты объектов труда. Плакаты, таблицы.
Физиология питания (2 ч)
Основные теоретические сведения. Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах.
Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.
Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.
Практические работы
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.
Составление меню из малокалорийных продуктов.
Варианты объектов труда. Плакаты, таблицы.
Технология приготовления пищи (2 ч)
Технология приготовления бутербродов и горячих напитков (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
Варианты объектов труда.
Бутерброды к завтраку.
Сервировка стола (2 ч).
Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда.
Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
Заготовка продуктов (2 ч).
Основные теоретические сведения
Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (40 ч)
Рукоделие. Художественные ремёсла (16 ч)
Узелковый батик. Виды росписи по ткани (2 ч)
Основные теоретические сведения
Виды росписи по ткани. Технология крашения. Узелковый батик как художественное ремесло. Фантазии в решении и особенности выполнения узелкового батика. Декоративные дополнения в вариативности росписи узелкового батика. Инструменты и приспособления
Практическая работа:
Зарисовки эскизов рисунков.
Изготовление мягкой игрушки ( 14 ч)
Основные теоретические сведения
История мягкой игрушки. Изготовление мягкой игрушки. Технология выполнения выбранного изделия. Соединение деталей. Сборка деталей. Различные видами тканей, их свойства и назначение. Подготовить лекала для изготовления мягкой игрушки. ТБ во время работы
Раскладка ткани. Экономное использование материалов. Прибавка, ёё назначение. Раскрой всех деталей мягкой игрушки. Художественная обработка изделия.
Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки.
Элементы материаловедения (4ч)
Основные теоретические сведения Классификация текстильных волокон, натуральные, растительные волокна. Понятие о хлопке-сырце и льне. Общие понятия о пряже и процессе прядения. Ткачество. Полотняное переплетение. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей. Признаки определения сторон. ТБ во время работы. Древесные материалы. Виды древесных пород, строение древесины. Классификация пиломатериалов.
Практическая работа: «Образец полотняного переплетения» «Определение пород древесины»
Элементы машиноведения (2ч)
Основные теоретические сведения
История создания швейной машины. Основные требования к оборудованию рабочего места, виды машин, виды приводов и их устройство, принцип действия отдельных узлов (регулятор длины стежка, устройство для намотки ниток)
Конструирование и моделирование швейных изделий (4ч)
Основные теоретические сведения
Понятие об одежде, её назначение, классификация, требования, предъявляемые к одежде. Виды рабочей одежды. Правила снятия мерок и их обозначение. Элементы моделирования.
Способы увеличения и уменьшения готовой выкройки. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия. Наименование деталей кроя. Условные обозначения (направление долевой нити, припуски на швы, «сгиб»). Правила раскроя и рациональной раскладки деталей выкройки. ТБ
Практическая работа Снятие мерок. Моделирование одежды.
Технология изготовления швейных изделий (14ч)
Основные теоретические сведения
Правила ТБ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Терминология и технология выполнения прямых стежков. Значимость контрольных линий и способы их переноса. Соблюдение технических условий (размер стежка) Виды карманов. Последовательность обработки кармана. Технология обработки боковых и нижнего срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом. Выполнение различных видов художественного оформления. Технология выполнения обработки пояса и способы его соединения с фартуком. Технология выполнения обработки бретелей и способы его соединения с фартуком. Элементы контроля: внешний вид, симметричность формы и расположение парных деталей, аккуратность обработки срезов.
Практическая работа. Изготовление фартука.
Технологии ведения дома (4 ч)
Эстетика и экология жилища (2ч).
Основные теоретические сведения. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Рацио
нальное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Практическая работа. Эскиз интерьера кухни.
Уход за одеждой и обувью (2ч)
Основные теоретические сведения. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Условные обозначения на ярлыках
Практическая работа. Удаление пятен с одежды.
Электротехнические работы (2 ч)
Электромонтажные работы (2ч)
Основные теоретические сведения. Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ
Творческие проектные работы (6 ч)
Основные теоретические сведения. Цели, познавательные сведения (объяснение) по плану разработки, выполнению творческого проекта. Этапы проекта. Знакомство с понятием «творческий проект по технологии». Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Поиск возможных вариантов в выборе техники выполнения. Разработка технологического маршрута и его поэтапное выполнение. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Реклама. Цель рекламы. Разработка рекламного проекта изделия (точно, кратко, понятно). Публичное выступление обучающихся с обоснованием представляемого проекта
Практическая работа. Выполнение творческих проектов.
Дизайн пришкольного участка (4 ч)
Основные теоретические сведения. Основные понятия о ландшафте. Понятие о террасах,
клумбах, дорожках, переносных цветниках, миниатюрных садах, о «саде камней». Выполнение эскиза миниатюрного сада. Роль цветов в оформлении ландшафта. Виды цветочных культур для декоративного оформления клумб. Пропорциональная и композиционная зависимость растений.
Практическая работа. Оформление клумбы пришкольного участка.
6-й КЛАСС
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 ч)
Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 6-х неделимых классов , библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
КУЛИНАРИЯ (8 ч)
Физиология питания (2 ч)
Основные теоретические сведения.
Знакомство с физиологии питания человека. Общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма, значение солей, кальция, натрия, железа, йода, суточная потребность в солях
Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы
Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ.
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.
Расчет суточной потребности человека в минеральных солях и микроэлементов.
Варианты объектов труда. Плакаты, таблицы.
Технология приготовления пищи (4 ч.)
Блюда из молока и кисломолочных продуктов (1ч.)
Основные теоретические сведения Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока.
Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки.
Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.
Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки.
Варианты объектов труда. Плакаты, таблицы.
Блюда из рыбы и морепродуктов (1ч.)
Основные теоретические сведения Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки.
Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы и рыбных консервов. Маркировка рыбных консервов и пресервов.
Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы и рыбных продуктов. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Способы разделки в зависимости от породы рыбы, ее размеров и кулинарного использования.
Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.
Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.
Практические работы
Определение срока годности рыбных консервов.
Оттаивание и механическая кулинарная обработка свежемороженой рыбы.
Варианты объектов труда. Плакаты, таблицы.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 ч.)
Основные теоретические сведения Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш.
Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В.
Способы варки макаронных изделий.
Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.
Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.
Практические работы. Подготовка картотеки рецептов блюд из круп.
Заготовка продуктов (2 ч)
Основные теоретические сведения Основные способы простейшей переработки овощей (соление, квашение, сушка). Значение заготовок из овощей в питании человека. Технология приготовления соленых и квашеных овощей. Требования к качеству соленых и квашеных овощей. Использование природных ресурсов при производстве продуктов питания.
Основные способы переработки капусты. Санитарно-гигиенические требования к подготовке перерабатываемой продукции.
Создание изделий из текстильных и поделочных
материалов (32 ч)
Рукоделие. Художественные ремесла (22 ч)
Вышивка (12часа)
Основные теоретические сведения
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой салфетки.
Варианты объектов труда.
Салфетка.
Вышивка крестом. (14ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о вышивке её различных видах. Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Знакомство с историей возникновения вышивки крестом. Изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве. Правила т/б во время выполнения практических работ. Освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом. Подбор схемы. Заправка ткани в пяльцы.
Практические работы
Овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Закрепление нити на ткани.
Варианты объектов труда.
Салфетка.
Элементы материаловедения (4 ч)
Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них (2 ч)
Основные теоретические сведения. Классификация натуральных волокон животного происхождения. Шерсть, шелк, пух. Процесс получения нитей из этих волокон. Свойства натурального волокна животного происхождения. Применение шерстяных, шелковых тканей в быту.
Саржевое и атласное переплетение в тканях. Понятие о раппорте, характеристика дефектов ткани.
Практические работы. «Распознавание волокон животного происхождения». Заполнения в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон».
«Определение видов тканей (шерстяные, шелковые) по их свойствам».
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна». Образцы тканей из волокон животного происхождения. Образцы древесных пород.
Пиломатериалы. Древесные материалы (2ч)
Основные теоретические сведения Пороки древесины. Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов. Свойства древесины.
Практические работы
Изучение пороков древесины.
Варианты объектов труда Образцы пород древесины с различными пороками.
Элементы машиноведения (2 ч)
Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины (1 ч)
Основные теоретические сведения Регулировка качества машинной строчки и длины стежка. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани.
Варианты объектов труда Бытовая швейная машина.
Машинные швы. Классификация краевых швов. (1 ч)
Основные теоретические сведения Классификация машинных швов. Способы обработки изделия краевыми швами. Технология выполнения краевых швов. Схемы обозначения краевых швов.
Практические работы. «Зарисовка схем обозначения краевых швов».
Технология ведения дома (4 ч.)
Эстетика и экология жилища (2 ч.)
Основные теоретические сведения. История архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений их комфортность. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений их комфортность. Современные стили в интерьере. Подбор средств и декоративных украшений.
Практические работы. Эскиз домашнего интерьера.
Уход за одеждой, её ремонт (2ч)
Основные теоретические сведения. Уход за одеждой из шерстяной и шелковой тканей Основные правила влажно-тепловой обработки изделий из шерстяных и шелковых тканей. Правила хранения чистки, сушки обуви из натуральной кожи. Условия обозначения на ярлыках. Последовательность выполнения ремонта одежды отделочными заплатками.
Практические работы. Выполнение работы на лоскутах ткани (пришивание заплатки, художественная штопка).
Варианты объектов труда. Блузка, юбка, брюки, лоскуты тканей.
Электротехнические работы (2 ч)
Основные теоретические сведения. Общие понятия об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электроэнергии. Правила электробезопасности, индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
Творческие проектные работы (12ч)
Основные теоретические сведения. Знакомство с понятием «Творческий проект по технологии». Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных и поделочных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, и их содержание. Требования к выполнению творческого проекта. Разработка технологического маршрута и эго поэтапного выполнения. Реклама. Цель рекламы. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идеи для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Подбор материалов, инструментов, и приспособлений, технологии выполнения. Разработка творческого проекта. Разработка рекламного проекта изделия. Отделка изделия. Презентация творческого проекта. Самооценка результатов качества труда.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: подставка под горячее, подсвечник. Ваза для карандашей, шкатулка.
ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА (8 ч)
Основные теоретические сведения. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв. Правила безопасного труда при работе на пришкольном участке. Биологические и хозяйственные сорта региона. Районированные сорта цветочно - декоративных культур способы размножения многолетних цветковых растений. Наличие на растениях вредителей и способы борьбы с ними. Модификация препаратов. соблюдение правил ТБ. При работе с химическими средствами борьбы с вредителями растений. Сроки и способы посадки выбранных культур , режим полива в зависимости от погодных условий. Рыхление.
Практические работы. Тестирование
Варианты объектов труда. Схемы, таблицы.
7-й КЛАСС
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 ч)
Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Электронные средства обучения.
кулинария (8ч)
Физиология питания (2 ч)
Основные теоретические сведения. Значение минеральных веществ в питании человека.
Понятие о микроорганизмах, их воздействие на пищевые продукты. Пищевые инфекции. Источники и пути проникновения. Заболевания, передающиеся через пищу. Определение срока годности консервов по маркировке на банке. Профилактика инфекций, первая помощь при отравлениях
Практические работы. Работа с таблицами «Содержание минеральных веществ в различных продуктах». «Определение доброкачественности продукции»
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.
Технология приготовления пищи. ( 4ч)
Изделия из дрожжевого, песочного, теста. (2ч)
Основные теоретические сведения. Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Качество муки. Разрыхлители теста. Виды теста(бисквитное, слоёное, песочное, соленое). Рецептура и технология приготовления теста. Виды начинок. Способы оформления. ТБ. Состав песочного и дрожжевого теста.
Виды и способы приготовления не печеных кондитерских изделии. Технология приготовления соленого теста.
Практические работы. Художественное оформление изделий из соленого теста»
«Технологии приготовления соленого теста для различных изделий»,
«Основные приемы лепки из соленого теста»
«Технологии окраски соленого теста»
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал, мука, соленое тесто.
Изделия из бисквитного и слоеного теста. (2ч)
Основные теоретические сведения. Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Качество муки. Разрыхлители теста. Виды теста(бисквитное, слоёное, песочное, соленое). Рецептура и технология приготовления теста. Инструменты и приспособления для раскатки теста. Виды начинок. ТБ при обращении с электроплитой. Способы приготовления бисквитного и слойоного теста, рецептура. Виды начинок. Способы оформления. ТБ.
Виды и способы приготовления не печеных кондитерских изделии. Технология приготовления соленого теста.
Практические работы. Художественное оформление изделий из соленого теста»
«Технологии приготовления соленого теста для различных изделий»,
«Основные приемы лепки из соленого теста»
«Технологии окраски соленого теста»
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал, мука, соленое тесто.
Заготовка продуктов (1ч)
Основные теоретические сведения. Сушка ее преимущество и недостатки. Сушка овощей и фруктов в домашних условиях. Процесс сушки плодов и овощей, температура сушки. Воздушная сушка на солнце. Искусственная сушка, принцип сушки фруктов, технология подготовки к суше. Хранение сушеных фруктов и овощей.
Практическая работа «Сушка фруктов»
Варианты объектов труда. Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.
Итоговая самостоятельная работа по разделу «Кулинария» (1 ч)
Тестирование по теоретическим вопросам раздела «Кулинария» включает два варианта заданий. Тесты позволяют контролировать знания обучающихся по разделу.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 ч)
Рукоделие. Художественные ремесла (22 ч)
Вязание крючком (10ч)
Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком.
Практические работы. Изготовление салфетки вязаной крючком.
Создание изделий из поделочных материалов. Кашпо в технике макраме. (12ч)
Основные теоретические сведения. История развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов в технике «Макраме». Материалы и инструменты, составление схемы изделия. Подбор инструментов, приспособлений, материалов для плетения. Технология, приемы и особенности плетения из тесьмы. Подбор инструментов, приспособлений, материалов для плетения. Значимость художественного оформления изделия, соответствие отделки назначению. Современные материалы отделки и перспективы их применения.
Практические работы
«Плетение кашпо»
Варианты объектов труда. Шнур
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (6 ч)
Химические волокна и ткани из них (2ч)
Основные теоретические сведения Способы получения искусственных и синтетических волокон. Механические, физические, технологические свойства тканей из искусственных волокон. Свойства искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Краткие сведения об ассортименте тканей из искусственных волокон.
Практические работы. Распознавание вида волокон по характеру горения. Определение технологических свойств тканей из искусственных волокон.
Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон.
Характеристика тканей по назначению (2ч)
Основные теоретические сведения. Классификация тканей по волокнистому составу, характеру отделки и окраски, назначению. Сложные переплетения нитей в тканях. Определение раппорта в сложных переплетениях. Уход за одеждой
Практические работы. Составление коллекции тканей по назначению.
Изготовление макетов сложных переплетений.
Варианты объектов труда. Образцы различных тканей.
Классификация сталей. Свойства черных и цветных металлов (1ч)
Основные теоретические сведения. Виды, свойства и назначение сталей. Основные приёмы термообработки.
Практические работы. Пробная обработка образцов закалённой и незакалённой сталей.
Варианты объектов труда. Образцы закалённой и незакалённой сталей.
Итоговая самостоятельная работа по разделу «Элементы материаловедения» (1 ч)
Тестирование по теоретическим вопросам раздела «Элементы материаловедения» включает два варианта заданий по темам: «Химические волокна и ткани из них» и «Классификация сталей» Тесты позволяют контролировать знания обучающихся по разделу.
Элементы машиноведения (4 ч)
Швейная машина и приспособления к ней (2ч)
Основные теоретические сведения Универсальные и специальные швейные машины. Отличие бытовой от универсальной. Устройство качающегося челнока. Приспособления и их применение в швейной машине.
Практические работы «Установка приспособлений»
Варианты объектов труда Швейная машина, универсальные лапки для пришивания пуговиц, втачивания молнии, окантовки.
Схемы механических устройств. (2ч)
Основные теоретические сведения Механические и автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов на схемах.
Практические работы Чтение схем
Варианты объектов труда Шейная машина, таблицы, схемы
Технология ведения дома ( 4 ч)
Эстетика и экология жилища
Экология жилища. Фильтрация воды (2ч)
Основные теоретические сведения Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Современные системы фильтрации воды.
Практические работы «Определения уровня загрязненности воды»
Варианты объектов труда Вода, фильтр.
Роль комнатных растений в интерьере.(2 ч)
Основные теоретические сведения Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями и их разновидности. Растения в интерьере квартиры и их влияние на микроклимат. Огород на подоконнике. Оформление балконов, лоджий .
Практические работы «Подбор и посадка растений»
Варианты объектов труда Рассада, почва,
Электротехнические работы (4 ч)
Электроосветительные приборы. (2 ч.)
Основные теоретические сведения .Значимость и виды электроосветительных приборов. Пути экономии электроэнергии. Лампы накаливания и люминесцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. ТБ
Практические работы «Подбор бытовых приборов»
Варианты объектов труда Бытовые осветительные приборы, лампы. Таблицы, схемы.
Электроприборы, человек и окружающая среда (2ч )
Основные теоретические сведения Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Соблюдение правил безопасности
Практические работы презентация «Влияние электронных приборов на окружающую среду»
Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (10 ч)
Этапы творческого проекта (2 ч)
Основные теоретические сведения
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Выбор и обоснование проекта (проблема, потребность). Этапы выполнения проекта (подготовительный, технологический, заключительный). Правила выполнения и оформления творческого проекта. Выбор и обоснование проблемы, дизайнерской задачи с применением компьютера, дизайн-анализ Работа с журналами, разработка рисунка. Подбор материалов по соответствующим критериям и инструментов. Технология выполнения выбранного изделия. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Последовательность выполнения изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбора решений.
Практические работы презентация
«Выбор и обоснование проблемы, дизайнерской задачи с применением компьютера»
«Дизайн анализ»
«Работа с журналами, разработка рисунка».
Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.
Экономическое и экологическое обоснование проекта (6ч)
Основные теоретические сведения Экологическое обоснование. Реклама. Выполнение творческого проекта. Презентация готового изделия, защита проекта Требования к выполнению творческого проекта. Разработка технологического маршрута и эго поэтапного выполнения. Выбор темы с учетом требований экономики, экологии, современного дизайна и моды, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.
Практические работы презентация «Расчет себестоимости проекта»
Варианты объектов труда Таблицы, схемы, учебник.
Защита проекта(2 ч)
Содержание сообщения по защите проекта: цели проекта, обоснование возникшей проблемы и потребности, самооценка проделанной работы и качества изделия.
Предложение вниманию жюри технологической последовательности изготовления и чертежей выкроек изделия.
Дизайн пришкольного участка (8 ч)
Обустройство пришкольного участка. (2 ч)
Основные теоретические сведения Формирование умений составления плана работ обустройства пришкольного участка и организация его выполнения. Ассортимент цветочно-декоративных растений
Практические работы « Разработка плана – обустройство пришкольного участка»
«Эскиз проект – обустройство пришкольного участка»
Варианты объектов труда: учебник, рассада, схемы, таблицы.
Понятие о сорте, сроках уборки и посадки (2)
Основные теоретические сведения Формирование представлений об агротехнике культур, понятии сорта и целесообразности соблюдения сроков посадки и уборки
Практические работы « Составление графика посадки овощей »
Варианты объектов труда: учебник, рассада, схемы, таблицы.
Защита растений от неблагоприятных факторов (2 ч)
Основные теоретические сведения Неблагоприятные факторы региона: экологические, климатические, биологические. Наличие на растениях вредителей и способы борьбы с ними. Правила безопасной работы при опрыскивании растений.
Практические работы
«Исследование климатических условии для выращивания овощных культур»
«Исследование экологических условии для выращивания овощных культур»
«Исследование биологических условии для выращивания овощных культур»
Варианты объектов труда Почва, растения.
Анализ формирования культуры труда. (2 ч)
Основные теоретические сведения Обсуждение формирования культуры труда, выводы и планы трудовой деятельности на будущее. Подведение итогов.
Тематический план
5-7 классы
Разделы и темы | Количество часов |
| 5 кл. | 6кл. | 7 кл. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | 2 |
Кулинария | 10 | 8 | 8 |
Санитария и гигиена | 2 | - | - |
Физиология питания | 2 | 2 | 2 |
Технология приготовления пищи | 2 | 4 | 4 |
Сервировка стола | 2 | - | - |
Заготовка продуктов | 2 | 2 | 2 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 40 | 32 | 32 |
Рукоделие. Художественные ремёсла | 16 | 26 | 22 |
Элементы материаловедения | 4 | 4 | 6 |
Элементы машиноведения | 2 | 2 | 4 |
Конструирование и моделирование швейных изделий | 4 | - | - |
Технология изготовления швейных изделий | 14 | - | - |
Технологии ведения дома | 4 | 4 | 4 |
Эстетика и экология жилища | 2 | 2 | 4 |
Уход за одеждой и обувью | 2 | 2 | - |
Электротехнические работы | 2 | 2 | 4 |
Электромонтажные работы | 2 | 2 | - |
Электроосветительные приборы. Электроприводы | - | | 4 |
Творческие проектные работы | 6 | 12 | 10 |
Дизайн пришкольного участка | 4 | 8 | 8 |
Итого: | 68 | 68 | 68 |
22