развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
фронтальный опрос; практическая работа; лабораторная работа; итоговая практическая творческая работа, защита проектов. Также используются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
В учебном плане МБОУ СОШ №6 на освоение образовательной области Технология в 5 классе отводится следующее количество часов:
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
№ уро-ка | Наименова-ние разделов и тем | Дата | Основные понятия (содержание) | Формирование информационной компетентности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды учебной деят-ти (на уровне УУД) | Домашнее задание | Корректировка |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личност-ные УУД |
|
1-2 | Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта | | Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда. Определение творческого проекта. Выбор темы проекта. Этапы выполнения проекта | учебно-познаватель -ная, информационнаякоммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования. | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование целостного мировоззрения | Программное обучение, рассказ, беседа | §1,2 стр. 4-9 | |
| Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч) Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч) | | | Учебно-познавательнаяинформационная, коммуникативная,социально-трудовая, компетенция личностного совершенствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Знать технологии обработки материалов из древесины. | | |
3-4 | Древесина. Пиломате-риалы и древесные материалы | | Древесина. Породы древесины, древесные материалы. «Виды пиломатериало», «Виды древесных материалов». Пр.р.№1 Распознава-ние древесины и древесных материалов | Учебно-познавательная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного совершенствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Самостоятельное определение цели своего обучения. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности | Формирование целостного мировоззрения Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Программное обучение, рассказ, беседа Распозна-вать материалы по внешнему виду. | §3 стр. 10-15 | |
5-6 | Графическое изображение деталей и изделий | | Эскиз, технический рисунок, чертеж изделий из древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §4 стр.16-20 | |
7-8 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины | | Устройство и назначение столярного верстака и столярных инструментов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Овладение элементами органиизации умственного и физического труда. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §5 стр. 21-25 | |
9-10 | Пр. р. №3 Организа-ция рабочего места для столярных работ. | | Организация рабочего места для столярных работ. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности. | Организовывать рабочее место. | | |
11 | Разработка последова-тельности изготовления деталей. | | Разработка последова-тельности изготовления деталей | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностн. самос. | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Развитие трудолюбия и ответственности. | Составлять последовательность выполнения работ. | | |
12 | Разметка заготовок из древесины. | | Разметочные инструменты. Правила разметки. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §7 стр. 28-32 | |
13-16 | Пиление заготовок из древесины. | | Устройство и назначение инструментов для пиления древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §8 стр. 32-37 | |
17 | Строгание заготовок из древесины. | | Устройство и назначение инструмента для строгания древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §9 стр.38-43 | |
18 | Сверление отверстий в деталях из древесины. | | Устройство и назначение инструментов для сверления древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §10 стр. 43-49 | |
19-20 | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, саморезов. | | Сборка изделий. Инструменты и материалы для сборки изделий из древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §11стр. 49-59 | |
21-22 | Соединение деталей из древесины клеем. | | Сборка изделий с помощью клея. Инструменты и материалы для сборки изделий из древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности. | Программное обучение, рассказ, беседа | §13стр. 60-62 | |
| Технологии художественно - прикладной обработки материалов (8ч) | | | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности. | Выполнять работы ручным инструментом. Соблюдать правила безопасного труда. | | |
23-24 | Зачистка изделий из древесины. | | Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §14 стр.63-66 | |
25-28 | Выпиливание лобзиком. | | Устройство лобзика. Последовательность операций. ПОТ. Выпиливание изделий из древесины лобзиком. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Выполнять работы ручным инструментом. Соблюдать правила безопасного труда. | §16 стр. 71-74 | |
29-30 | Выжигание по дереву. | | Выжигатель: устройство, назначение, правила работы. ПОТ | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §17 стр. 75-79 | |
31-32 | Отделка изделий из древесины выжиганием. | | Отделка изделий из древесины выжиганием. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Развитие трудолюбия и ответственности. | Выполнять работы ручным инструментом. Соблюдать правила безопасного труда. | | |
| «Технология машинной обработки металлов и искусствен-ных материалов»-2 часа. | | | учебно-познавательная, информационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования | Распознава-ния видов, назначение материалов, инструмен-тов, обору-дования в технологи- ческих процессах. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности. | Знакомиться с механизма-ми, машинами, соединениями, деталями. | | |
33-34 | Понятие о машине и механизме. | | Устройство и назначение машин и механизмов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Формирование целостного мировоззрения | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §18 стр. 91-97 | |
| Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч) | | | | | | | | | |
35-36 | Тонколисто-вой металл и проволока. | | Металлы, искусственные материалы: назначение, применение, свойства. Ознакомление с образцами тонколистово-го металла, проволоки и пластмасс. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Распознава-ния видов, назначение материалов, инструмен-тов, обору-дования в технологи- ческих процессах. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование способности к саморазвитию и самообразо-ванию Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Распозна-вать металлы, сплавы, искусствен-ные материалы | §19 стр. 97-102 | |
37-38 | Рабочее место для ручной обработки металлов. | | Устройство и назначение слесарного верстака и слесарных инструмен-тов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §20 стр. 102-106 | |
39-40 | Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. | | Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Развитие трудолюбия и ответственности. | Организовывать рабочее место для слесарных работ. | | |
41-42 | Графическое изображение изделий из металлов и искусственных материалов. | | Типы: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из металла, проволоки и искусственных материалов. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Чтение чертежа детали из металла и пластмассы. Развертка | учебно-познавательная информационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §21 стр. 106-110 | |
43-44 | Технология изготовления изделий из металлов и искусствен-ных материалов. | | Виды операций при изготовлении изделий из металлов и искусственных материалов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §22 стр. 110-115 | |
45-46 | Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусствен-ных материалов. | | Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Развитие трудолюбия и ответственности. | Разрабатывать технологии изготовле-ния изделий из металлов. | | |
47-48 | Правка и разметка заготовок из тонколистово-го металла и проволоки. | | Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §23 стр. 115-118 | |
49-50 | Резание и зачистка заготовок из тонколистово-го металла, проволоки и искусственных материалов. Пр. р. №23 | | Инструмен-ты и приспособления для резания и зачистки заготовок из металла. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §25 стр. 123127 | |
51-52 | Гибка заготовок из тонколистово-го металла и проволоки. | | Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §27 стр. 132-137 | |
| Исследова-тельская и созидатель-ная деятель-ность (4 ч) | | | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии предста-ия, преобразования и использования информации. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Формирование способ-ности к саморазви-тию и самообразованию. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | | |
53-54 | Творческий проект «Подставка для рисования» | | Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. Развитие умений применять технологии представления, преобразова ния и использования информации. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Проявление познавательной активности, умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | | |
55-56 | Творческий проект «Подставка для рисования» | | Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оформление проект-ных материа-лов.Использование ПК при выполне-нии и пре-зентации проектов. Презента-ция проекта | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Проявление познавательной активности Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Выполнять отделку изделий из металла, проволоки и искусственных материалов. Соблюдать правила | | |
| «Технологии домашнего хозяйства» - 6 часов. | | | учебно-познавательная, информационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования | Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | | |
57-58 | Интерьер жилого помещения. | | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельностиКомбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Проявление познавательной активности. Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Разрабаты-вать эскизы изделий для дома. | §32 стр.163-173 | |
59-60 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью. | | Правила уборки помещенийОсваивание технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклян-ных поверхностей. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ. Находить информацию с помо-щью сети Интернет | §34 стр. 174-179 | |
61-62 | Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей. | | Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности. | Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, ремонт мебели. | | |
63-64 | «Изготовле-ние полез-ных для дома вещей» | | Осваивание технологии ухода за обувью, правил хранения, чистки и стирки одежды. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Планирование технологического процесса и процесса труда. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа. | Стр. 178 | |
| Исследовательская и созидательная деятель-ность (заключительная часть) (6) | | | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Обосновы-вать выбор изделия на основе личных потребнос-тей. | | |
65-70 | Защита проекта. | | Оформление проектных материалов. Использо-вание ПК при выполнении и презентации проектов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Обосновы-вать выбор изделия на основе личных потребнос-тей. | | |
Итого за год 70 - уроков |
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.