КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО | РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по учебно-методической работе ________Г.А. Астанкова | Педагогическим советом Учреждения Протокол № __ от«__»_______20__ г. | Директор Учреждения ______Е.В. Головачева Приказ № ______ от «___» _______ 20___ г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по технологии(вариант для мальчиков)
6 класс
основное общее образование
на 2014–2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология: программы начального и основного общего образования» под редакцией В.Д. Симоненко. Москва «Вентана-Граф» 2011.
Составитель:
Ступко П.Н.,
учитель технологии
Павловск 2014
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология: программы начального и основного общего образования» под редакцией В.Д. Симоненко. Москва «Вентана-Граф» 2011.
Обоснование выбора УМК:
Учебно-методический комплекс под редакцией В.Д.Симоненко наиболее полно отвечает парадигме личностного воспитания подрастающего поколения. Материал нагляден и доступен как ученику, так и учителю.
Цели предмета:
Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
• освоение технологических знаний, основ культуры и созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; а также безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи предмета:
1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг;
4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб целью профессионального самоопределения;
6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Используемые технологии : интеграция традиционной, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов.
1.объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).
2.Частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.
3.Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Курс программы рассчитан на 70 часов по 2 часа в неделю.
Методы, формы и технологии организации учебного процесса
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы учебных занятий: ролевые игры, урок-лекция, семинары, лабораторные работы, практическое занятие, проектные работы., презентации.
II. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны
знать:основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
уметь: рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создание изделий или получение продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Ш.Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся. Критерии оценивания
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценивание:
Оценка «5» ставится, если обучаемый:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка«4» ставится, если обучаемый:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; - допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка«3» ставится, если обучаемый:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы; - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполненная на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2» ставится, если обучаемый:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя; - имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени не довыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
IV. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Технология: программы начального и основного общего образования / [В.Д.Симонеко, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Технология. Технический труд : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко ; под ред. В.Д. Симоненко. – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2012.
Технология. Технический труд: 6 класс: методические рекомендации к проведению уроков / [А.П. Овчинников, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 128 с.
Технология.6 класс (мальчики):поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко / авт.-сост. Ю.П.Засядько.- Волгоград: Учитель, 2006.-126 с.
Приложение 1
Беседа
Устные сообщения
Защита презентаций
Защита проектов
Рефлексия
Работа с книгой
Практическая деятельность
Самостоятельная работа
Работа по карточке
Составление плана работ и планирование операций по технологической карте.
Приложение 2
1. Учебно-методическая литература по технологии (учебники, тетради, дидактические материалы, справочная литература).
2. Печатные пособия (таблицы, раздаточные пособия, технологические карты).
3. Коллекции (породы древесины, чёрных и цветных металлов).
4. Оборудование и приспособления (молотки, рубанки, верстаки, ножовки столярные и слесарные, станки и другие столярные и слесарные инструменты ).
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Календарно-тематическое планирование
Месяц Неделя | № п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них | Виды деятельности обучающихся (Приложение 1) | Учебно-методическое обеспечение (Приложение 2) |
Теоретическая | Практическая |
| 1 | Вводный урок | 1 | | | | |
09/1неделя | 1.1 | Вводный инструктаж и ТБ на уроках технологии | 1 | 1 | | 1 | 2,3,4 |
2 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 46 | | | | |
2.1 | Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения | 22 | | | | |
2.1.1 | Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. | 1 | 1 | | 1,2 | 2,3,4 |
09/2 неделя | 2.1.2 | Виды продукции, получаемой из древесины. | 1 | 1 | | 1,2 | 2,3,4 |
2.1.3 | Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. | 1 | 1 | | 1,2,3 | 2,3,4 |
09/3 неделя | 2.1.4 | Пороки древесины. | 1 | 1 | | 1,2,6 | 2,3,4 |
2.1.5 | Пороки древесины. | 1 | | 1 | 1,7,8 | 2,3,4 |
09/4 неделя | 2.1.6 | Производство и применение пиломатериалов. | 1 | 1 | | 1,6,9 | 2,3,4 |
2.1.7 | Основы конструирования и моделирования изделий из древесины. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
09-10/5 неделя | 2.1.8 | Соединение брусков. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
2.1.9 | Соединение брусков. | 1 | | 1 | 7,8 | 2,3,4 |
10/6 неделя | 2.1.10 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. | 1 | 1 | | 1,2,10 | 2,3,4 |
2.1.11 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. | 1 | | 1 | 7 | 2,3,4 |
10/7 неделя | 2.1.12 | Составные части машин. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
2.1.13 | Составные части машин. | 1 | | 1 | 7,8,5 | 2,3,4 |
10/8 неделя | 2.1.14 | Устройство токарного станка для точения древесины. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
2.1.15 | Устройство токарного станка для точения древесины. | 1 | 1 | | 1,2,6 | 2,3,4 |
10/9 неделя | 2.1.16 | Технология точения древесины на токарном станке. | 1 | 1 | | 1,2,5 | 2,3,4 |
2.1.17 | Технология точения древесины на токарном станке. | 1 | | 1 | 7,8,5 | 2,3,4 |
11/10 | 2.1.18 | Точение детали на станке. | 1 | | 1 | 7,8 | 2,3,4 |
неделя | 2.1.19 | Точение детали на станке. | 1 | | 1 | 7,8 | 2,3,4 |
11/11 неделя | 2.1.20 | Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранение. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,6,7 | 2,3,4 |
2.1.21 | Окрашивание изделий из древесины красками. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,6,7 | 2,3,4 |
11/12 неделя | 2.1.22 | Бережное и рациональное отношение к технике, оборудованию, инструментам и материалам. | 1 | 1 | | 1,2 | 2,3,4 |
2.2 | Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения | 18 | | | | |
2.2.1 | Виды черных и цветных металлов и сплавов, их характеристика. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
12/13 неделя | 2.2.2 | Механические и технологические свойства металлов и сплавов. | 1 | 1 | | 1,6,9 | 2,3,4 |
2.2.3 | Сортовой прокат. | 1 | 1 | | 1,6,9 | 2,3,4 |
12/14 неделя | 2.2.4 | Ознакомление с видами сортового проката. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,8 | 2,3,4 |
2.2.5 | Устройство и назначение штангенциркуля. | 1 | 1 | | 1,6,9 | 2,3,4 |
12/15 неделя | 2.2.6 | Измерение размеров деталей штангенциркулем. | 1 | | 1 | 7,8,5 | 2,3,4 |
2.2.7 | Профессии, связанные с контролем станочных и слесарных работ. | 1 | 1 | | 1 | 2,3,4 |
12/16 неделя | 2.2.8 | Сущность технологического процесса создания изделий из сортового проката. | 1 | 1 | | 1,6,9 | 2,3,4 |
2.2.9 | Резание металла слесарной ножовкой. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,6,7 | 2,3,4 |
01/17 неделя | 2.2.10 | Упражнение на резание заготовок из сортового проката. | 1 | | 1 | 7,8,10 | 2,3,4 |
2.2.11 | Назначение и приемы рубки заготовок из сортового проката. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
01/18 неделя | 2.2.12 | Упражнения на рубку заготовок из сортового проката. | 1 | | 1 | 7,8,10 | 2,3,4 |
2.2.13 | Назначение и приемы опиливания заготовок из сортового проката. | 1 | 1 | | 1,6,5 | 2,3,4 |
01/19 неделя | 2.2.14 | Упражнения на опиливание заготовок из сортового проката. | 1 | | 1 | 7,8,10 | 2,3,4 |
2.2.15 | Промышленные способы обработки металлов. | 1 | 1 | | 1,2,9 | 2,3,4 |
02/20 неделя | 2.2.16 | Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из металлов. | 1 | 1 | | 1,2,6 | 2,3,4 |
2.2.17 | Отделка поверхностей металлических изделий. | 1 | | 1 | 7 | 2,3,4 |
02/21 неделя | 2.2.18 | Профессии, связанные с обработкой металла. | 1 | 1 | | 1,2 | 2,3,4 |
2.3 | Декоративно-прикладное творчество | 6 | | | | |
2.3.1 | Народные промыслы России. Виды художественной обработки древесины. | 1 | 1 | | 1,2 | 2,3,4 |
02/22 неделя | 2.3.2 | История художественной резьбы по дереву. Виды резьбы. | 1 | 1 | | 1,2 | 2,3,4 |
2.3.3 | Декоративно-прикладные изделия. | 1 | 1 | | 1,2,3 | 2,3,4 |
02/23 неделя | 2.3.4 | Материалы, инструменты, приспособления для резьбы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,7,8 | 2,3,4 |
2.3.5 | Организация рабочего места. Правила безопасного труда. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,7,8 | 2,3,4 |
03/24 неделя | 2.3.6 | Приемы выполнения работ. | 1 | | 1 | 7,8,5 | 2,3,4 |
3 | Черчение и графика | 4 | | | | |
3.1 | Чертеж детали и сборочный чертеж. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
03/25 неделя | 3.2 | Выполнение чертежей деталей призматической и цилиндрической форм. | 1 | | 1 | 2,7 | 2,3,4 |
3.3 | Чертежи деталей из сортового проката. | 1 | 1 | | 1,2,5 | 2,3,4 |
03/26 неделя | 3.4 | Чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката. | 1 | | 1 | 7,8,9 | 2,3,4 |
4 | Технологии ведения дома | 6 | | | | |
4.1 | Санитарно-технические работы | 2 | | | | |
4.1.1 | Простейший ремонт сантехнического оборудования. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,7 | 2,3,4 |
04/27 неделя | 4.1.2 | Изучение и ремонт смесителя и вентильной головки. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,7 | 2,3,4 |
4.2 | Ремонтно-отделочные работы | 4 | | | | |
4.2.1 | Закрепление настенных предметов. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,7 | 2,3,4 |
04/28 неделя | 4.2.2 | Установка форточных, оконных и дверных петель. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,7 | 2,3,4 |
4.2.3 | Устройство и установка дверных замков. | 1 | 0,5 | 0,5 | 1,7 | 2,3,4 |
04/29 | 4.2.4 | Основы технологии штукатурных работ. | 1 | 1 | | 1,2,6 | 2,3,4 |
| 5 | Проектирование и изготовление изделий | 13 | | | | |
неделя | 5.1 | Техническая эстетика изделий. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
04/30 неделя | 5.2 | Основные требования к проектированию изделий. | 1 | 1 | | 1,2 | 2,3,4 |
5.3 | Методы конструирования. | 1 | 1 | | 1,2,5 | 2,3,4 |
04-05/31 неделя | 5.4 | Метод фокальных объектов, фокальный объект. | 1 | 1 | | 1,6 | 2,3,4 |
5.5 | Расчет расходов на электроэнергию при изготовлении проектного изделия. | 1 | | 1 | 7,8 | 2,3,4 |
05/32 неделя | 5.6 | Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. | 1 | 0,5 | 0,5 | 7,8,1 | 4 |
5.7 | Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. | 1 | | 1 | 8 | 4 |
05/33 неделя | 5.8 | Выбор модели проектного изделия. | 1 | | 1 | 8 | 4 |
5.9 | Анализ моделей-аналогов из банка идей. | 1 | | 1 | 8 | 4 |
05/34 неделя | 5.10 | Выполнение проекта. | 1 | | 1 | 7,8 | 4 |
5.11 | Выполнение проекта. | 1 | | 1 | 7 | 4 |
05/35 неделя | 5.12 | Итоговый урок. | 1 | | 1 | 7,4 | 4 |
5.13 | Итоговый урок. | 1 | | 1 | 7,4 | 4 |
| ИТОГО | 70 | 41 | 29 | | |