Данная программа составлена на основе базовой программы «Технология», рекомендована Министерством образования РФ, Москва, «Просвещение», 2006г. Нагрузка тематического плана, в соответствии с федеральным стандартом, составляет 35 часа в год (1 час в неделю).
Основная цель обучения школьников по предмету - ознакомить школьников с наиболее распространёнными материалами, используемыми в промышленности и в быту для выполнения различных изделий (ткань, бумага, продукты, кожа и т.д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов. Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Знания и умения, полученные на уроках технологии, играют важную роль на протяжении всей жизни человека, что должно найти свое отражение в учебном плане. Содержание данного учебного предмета позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях. В процессе обучения технологии осуществляются межпредметные связи с ИЗО, биологией, информатикой, ОБЖ, математикой, физикой, химией, историей.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен знать/понимать: основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции. Уметь: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и. оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности. Использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения техникотехнологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с' применением мерительных, контрольных. и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Решение задач творческого развития личностей учащихся обеспечивается включением в про грамму творческих заданий, которые могут выполняться методом проектов, как индивидуально, так и коллективно.
Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложений), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.
Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учётом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточнённых материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовленности учащихся.
Контроль выполнения программы осуществляется по следующим параметрам качества:
При выполнении практических заданий учащимися их работа оценивается в соответствии со следующими критериями:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установок); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершённый вид.
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Учебная деятельность учащихся | Вид контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
Раздел «Введение» |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. | УИНМ | Правила поведения в кабинете «Технология», санитарно-гигиенические требования. | опрос | Познакомиться с правилами поведения и техники безопасности при работе в кабинете, с программой курса «Технология» в 8 классе; соблюдать правила ТБ и санитарно-гигиенические требования | Выучить правила ТБ | 1 неделя | |
Раздел «Художественные ремесла» |
1 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. | УИНМ | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования Содержание проекта. Оценка проекта. | Пр.р. | Знать последовательность выполнения проекта и защиты проекта. Уметь публично обосновывать выбор проекта и технологию изготовления. | §48, 49. Линейку, картон, ножницы, клей | 1 неделя | |
2 | Художественное творчество. Правила ТБ при работе с тканью. | УИНМ | Художественное творчество. Художественная вышивка. Инструктаж по ТБ. Подготовка к вышивке гладью. | Пр.р. | Выполнять из бумаги несколько рамок одного внутреннего размера, но разной формы. Проанализировать изменение восприятия рисунка. Развивать эстетическое восприятие окружающей действительности. | §10, 11 иголка, ножницы, мулине, пяльцы, ткань | 2 неделя | |
3 | Подготовка к вышивке гладью. Техника владимирского шитья. | УИНМ, УСЗУН | Организация рабочего места. Владимирские швы. Верхошов. Декоративная сетка. Закрепление рабочей нити. | Пр.р. | Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Отработать точность движений, координацию и глазомер при выполнении вышивки. | §12-13 иголка, ножницы, белые мулине, пяльцы, ткань | 3 неделя | |
4 | Белая гладь Пр.р. «Букет» | УИНМ, УСЗУН | Белая гладь как один из видов вышивки. Элементы белой глади и техника их вышивания. | Пр.р. | Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Отработать точность движений, координацию и глазомер при выполнении вышивки. Овладевать безопасными приемами труда. | §14 иголка, ножницы, цветные мулине, пяльцы, ткань | 4 неделя | |
5 | Атласная и штриховая гладь. Пр.р. «Ветка мимозы» | УИНМ, УСЗУН | Атласная и штриховая гладь как разновидность легкой или скорой глади. | Пр.р. | Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Отработать точность движений, координацию и глазомер при выполнении вышивки. Овладевать безопасными приемами труда. | §15 иголка, ножницы, цветные мулине, пяльцы, ткань | 5 неделя | |
6 | Швы «узелки» и «рококо». Пр.р.» Ветка мимозы» | УИНМ, УСЗУН | Формирование цветков. | Пр.р. | Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Отработать точность движений, координацию и глазомер при выполнении вышивки. Овладевать безопасными приемами труда. | §16 иголка, ножницы, цветные мулине, пяльцы, ткань | 6 неделя | |
7 | Двустороння гладь. Пр.р. «Горошек» | УИНМ, УСЗУН | Приемы вышивания. | Пр.р. | Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Отработать точность движений, координацию и глазомер при выполнении вышивки. Овладевать безопасными приемами труда. | §17 иголка, ножницы, цветные мулине, пяльцы, ткань | 7 неделя | |
8 | Художественная гладь. Пр.р. «Шиповник». | УИНМ, УКУН | Технология вышивания. | Пр.р. | Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Отработать точность движений, координацию и глазомер при выполнении вышивки. Овладевать безопасными приемами труда. | §18 иголка, ножницы, цветные мулине, пяльцы, ткань | 8 неделя | |
9 | Выбор темы творческого проекта. | БУ, УСЗУН | Аналитический этап. | Пр.р. | Познакомиться с направлениями тем творческого проекта, повторить последовательность выполнения проекта, учиться выбирать тему проекта , руководствуясь степенью усвоения приемов выполнения и актуальностью проблемы. | §19-21 иголка, ножницы, цветные мулине, пяльцы, ткань | 9 неделя | |
10-11 | Работа над проектом «Художественная вышивка» Защита проекта «Художественная вышивка» | УСЗУН, УКУН | Аналитический этап. Технологический этап. Контрольный этап. Презентация творческого проекта. | Пр.р. выступление | Читать технологическую документацию, выполнять свободную вышивку, овладевать безопасными приемами труда. Знать последовательность выступления на защите проекта. Уметь публично обосновывать выбор и технологию изготовления изделия. | | 10, 11 недели | |
Раздел «Семейная экономика» |
| Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье. | УИНМ | Семейная экономика. Источник повышения благосостояния семьи. Виды предпринимательской деятельности | Пр.р. | Самостоятельно работать с учебником. Осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности. Проектировать возможную индивидуальную трудовую деятельность. Анализировать информацию. | §1,2 | 12 неделя | |
| Потребности семьи. Информация о товарах. | УИНМ | Пирамида потребностей А. Маслоу. Классификация покупок по признаку рациональной потребности. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет товара. Правила покупки. | Пр.р. Тест «Щедры ли вы?» Стр.25 П.пл. 8 кл. | Определять затраты на приобретение необходимых для ученицы 8 класса вещей; определять положительные и отрицательные качества 2-3 приобретенных вами вещей по табл. 3 на стр.11 | §3,4, принести штрих код товара, цв. карандаши | 13 неделя | |
| Торговые символы, этикетки, штрих код. Бюджет семьи. | УИНМ | Техническая документация изделия. Изобретение штрих кода. Семейный бюджет как часть экономики государства. Структура бюджета. Особенности бюджета. Доходная и расходная части бюджета. Рациональность | Пр.р. Тест «Умеете ли вы считать деньги?» стр.42 П.пл. 8 кл | Разрабатывать этикетку на производимый в семейном хозяйстве предполагаемый товар. Определять страну-изготовитель по штрих-коду. Анализировать предметы по схеме, предложенной в учебнике. Разрабатывать проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. | §5,6 | 14 неделя | |
| Расходы на питание. Сбережения Личный бюджет | УИНМ | Культура питания. Учет потребления продуктов питания. Способы сбережения денежных средств семьи. Вариант ведения учетной книги школьника. | Пр.р. | Оценивать затраты на питание вашей семьи на неделю. Определять пути снижения затрат на питание. Проанализировать увеличение доходов семьи и уменьшение расходов семьи. Составлять бухгалтерскую книгу учета расходов школьника. | §7,8, калькулятор. Узнать цены на с/х продукцию | 15 неделя | |
| Экономика приусадебного (дачного) участка. К.р. «Семейная экономика» | УИНМ, УКУН | Экспериментальная работа на участке. Экономика дачного участка. Использование приусадебного участка для предпринимательской деятельности. | Пр.р. | Рассчитывать площадь для выращивания садовоогородных культур, необходимых вашей семье. Рассчитывать прибыль, которую можно получить от реализации выращенной продукции. Рассчитывать стоимость продукции садового участка. Результаты заносить в таблицу. | §9, ткань, иголку, мулине, ножницы, пяльцы, картон, линейку | 16 неделя | |
Раздел «Кулинария» |
1 | Физиология питания. Инструктаж по ТБ при кулинарных работах. | УИНМ | Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к приготовлению и хранению пищи, посуде и кухонному инвентарю. 1-я помощь при пищевом отравлении. | конспект | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи; изучать основы физиологии питания человека; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. | принести форму продукты, мясорубку | 17 неделя | |
2 | Домашняя птица. Пр.р. «Блюдо из рубленой птицы» | УИНМ | Виды мяса птицы. Признаки доброкачественности мяса птицы. Условия и сроки хранения мяса птицы. | Пр. работа в бригаде | Определять доброкачественность мяса; планировать последовательность технологических операций; осуществлять механическую кулинарную обработку мяса птицы; выполнять блюдо из рубленого мяса птицы. | принести продукты | 18 неделя | |
3 | Тепловая обработка мяса птицы. Пр.р. «Заправочный суп» | БУ | Технология приготовления блюд из птицы. Посуда и оборудование для тепловой кулинарной обработки птицы. Оформление готовых блюд при подаче к столу. | Пр.р. в бригаде | Читать технологическую документацию; соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте; готовить первые блюда из мяса птицы; сервировать стол к обеду. | принести продукты | 19 неделя | |
4 | Овощные блюда и гарниры. Пр.р. «Картофельные зразы» | УИНМ | Значение овощей в питании человека. Ассортимент блюд из овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. | Пр.р. в бригаде | Определять доброкачественность овощей по внешнему виду; соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте; готовить гарниры и блюда из отварных овощей; овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. | принести продукты | 20 неделя | |
5 | Мучные изделия. Пр.р. «Приготовление вареников» | УИНМ | Инструменты и приспособления для приготовления теста в домашних условиях. Продукты, употребляемые для приготовления пресного теста. Значение изделий из теста в питании человека. . | Пр.р. в бригаде | Анализировать рецептуру и кулинарное использование пресного теста. Готовить тесто для вареников или пельменей. Выбирать оптимальный режим работы электронагревательных приборов. Соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. | принести продукты | 21 неделя | |
6 | Слоеное тесто. Пр.р. «Кондитерские изделия» | УИНМ | Способы приготовления слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий. | Пр.р. в бригаде | Выпекать кондитерские изделия из слоеного теста; соблюдать безопасные приемы труда при работе с электроплитой; овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. | принести продукты | 22 неделя | |
7 | Песочное тесто. Пр.р. «Кондитерские изделия» Тест «Кулинария» | УИНМ, УКУН | Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста. Инструменты для раскатки и разделки теста. Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. | работа в группах, тест | Готовить песочное тесто. Выпекать изделия из песочного теста, соблюдать безопасные приемы труда при работе с электроплитой; овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. | Принести продукты | 23 неделя | |
8 | Бисквитное тесто. Пр.р. «Кондитерские изделия» Тест «Кулинария» | УИНМ, УКУН | Рецептура и технология приготовления бисквитного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста. Инструменты для приготовления теста. Кондитерские изделия бисквитного теста. | работа в группах, тест | Готовить бисквитное тесто. Приготовить кондитерское изделие из бисквитного теста, соблюдать безопасные приемы труда при работе с электроплитой; овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. | Альбом, цв. карандаши, учебник | 24 неделя | |
Раздел «Оформление интеоьера» |
25 | Как строят дом. Проек «Дом моей мечты» | УИНМ | Проектирование домов. Выбор строительных материалов, Строительство дома. | Пр.р. | Разрабатывать проект жилого дома (эскиз). Производить расчеты площади: класса, коридора, этажа. | §22 Цв.карандаш, альб.лист | 25 неделя | |
26 | Современная квартира. Функции жилища. Пр.р. «Планировка жилого интерьера» | УИНМ | Современная квартира. Основные функции современного жилища. Планировка жилого интерьера. Условное изображение квартиры. Условные изображения мебели и оборудования. | Пр.р. | Выполнять эскиз планировки жилого интерьера, используя готовые символы квартиры, мебели и оборудования с учетом определенной функции предлагаемого помещения (спальня, столовая…) | Принести фотографии интерьера квартиры, цв. карандаши. Ал.лист | 26 неделя | |
27 | Организация пространства квартиры. Проект «Дизайна комнаты» | УИНМ | Важность организации пространства квартиры. Обустройство кухни. Интерьер ванной. Прихожая. Детская комната. Комната для сна. Гостиная, зал. | Пр.р. в группе | Выполнить эскиз проекта дизайна одной из комнат: детской, спальной, кухни, дневного пребывания, с учетом функции. | краски, кисточку, циркуль, линейку | 27 неделя | |
28 | Цвет в квартире. Пр.р. »Интерьер комнаты» | УИНМ | Влияние цвета на человека. Цветовой круг. Использование цвета в отделке жилища. Типы цветовых гармоний. Контрастные схемы тонов. Гармоничные схемы тонов. Корректировка недостатков помещения с помощью цвета. | Пр.р. | Учиться правильно подбирать цветовую гамму при выборе отделочных материалов; развивать эстетический вкус. | Цв. карандаши, фломастеры, краски ал.лист; ткань ножницы клей иголка | 28 неделя | |
29-30 | Декоративное украшение окон. Работа над проектом «Декорирование окна» (макет). Защита проекта. | УИНМ | Варианты декорирования окон тканью. Роль карниза в создании дизайна окон и современные направления моды. Текстильная фурнитура для штор. | Опрос, пр.р. | Решать дизайн украшения окон в соответствии со стилевым и цветовым решением убранства комнаты; формировать эстетический вкус; придумать и нарисовать эскиз 3-х вариантов оформления окон; изучить варианты пришивания шторной тесьмы; выполнить макет декорирования окна (по выбору учащихся) | Читать технологическую документацию, выполнять макет, овладевать безопасными приемами труда. Знать последовательность выступления на защите проекта. Уметь публично обосновывать выбор и технологию изготовления изделия. | 29-30 недели | |
31 | Утепление дверей и окон. Пр.р. «Интерьер». | УИНМ, УКУН | Утепление окон к зиме. Как избежать намерзания льда на окнах. Мелкий ремонт оконных рам, дверей. Утепление дверей. | Опрос, тест | Ориентироваться в материалах, применяемых для утепления дверей и окон. Владеть способами утепления. Формировать бережливость. Проверить ЗУНы. | §26 , учебник | 31 неделя | |
Раздел «Электротехнические работы» |
32 | Электрическая энергия-основа современного технического прогресса. Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Проект «Плакат по ТБ». Защита проекта «Плакат по ТБ» | УИНМ УОСЗУН. УКУН | Действие электрического тока на человека. Причины, приводящие к поражению электрическим током. Правила по электробезопасности. Правила оказания первой медицинской помощи при поражении током. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация | Пр.р. | Осознавать роль электрической энергии в нашей жизни и необходимость ее экономии. Развивать понимание того, что соблюдение правил безопасности сохраняет ваше здоровье и жизнь; уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током. Выполнить плакат по ТБ и защитить. | §29, 45, 50 | 32 неделя | |
Раздел «Профориентация» |
33 | Отрасли современного производства. | УИНМ | Классификация современного производства. | опрос | Распознать виды современного производства. | Презентация «Отрасли современного производства | 33 неделя | |
34 | Профессии в жизни человека. Классификация профессий. | УИНМ | Виды профессий, рынок профессий. | Пр.раб. | Правильно определять востребованность профессии. | Презентация «классификация профессий» | 35 неделя | |
35 | Профессиональные качества личности и их диагностика. | УИНМ | Как определить качество личности. Тестирование. | Тесты | Правильно отвечать на вопросы по определению профессии. | | 35 неделя | |
Итого: 35ч. |