Программа разработана на основе примерных программ основного общего образования по технологии для общеобразовательных учреждений «Технология» для неделимого 8-го класса (автор Ю.В.Крупская, В.Д. Симоненко) .
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; основные агротехнические приёмы выращивания растений; фенологические фазы развития растений.
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности; грамотно проводить посев различных культур.
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
- Основные теоретические сведения
- Экономические функции семьи. Понятие «домашняя экономика». Источники доходов семьи. Особенности семейной предпринимательской деятельности. Бюджет семьи.
Практические работы. Описание источников, из которых складываются доходы семьи. Составление перечня товаров и услуг, которые могла бы производить семья. Составление бюджета семьи на 1 месяц. Расчет затрат на приобретение необходимых вещей к началу учебного года.
Варианты объектов труда: рабочая тетрадь, инструкционные карты.
Как правильно делать покупки (1 ч)
- Основные теоретические сведения
- Штриховой код потребительского товара, правила его расшифровки. Основные правила определения качества продуктов (колбасы, молочные продукты, фрукты, овощи, мясо, птица, рыба).
Варианты объектов труда: упаковки товаров, штриховые коды, продукты питания по выбору учителя.
Уход за квартирой (2 ч)
- Основные теоретические сведения
- Основные требования к уходу за квартирой. Проветривание. Освещение. Борьба с сыростью. Уборка, средства для уборки. Уход за мебелью.
Практические работы. Составление последовательности генеральной уборки квартиры.
Варианты объектов труда: рабочая тетрадь.
Реконструкция старой мебели. Обновление мягкой мебели (2 ч)
- Основные теоретические сведения
- Способы обновления старой мебели, варианты ее отделки. Мягкие накладные элементы. Замена обивки.
Практические работы. Замена обивки мягкой мебели.
Варианты объектов труда: стулья, кресла.
Декоративная обработка древесины.
Новые идеи старого ремесла
(4ч)
Понятие о стилях мебели. Декоративная отделка мебели (4 ч)
- Основные теоретические сведения
- Краткие исторические сведения об истории развития мебели. Понятие о стилях мебели. Основные стили мебели, их отличительные особенности. Отделка мебели резными элементами, рельефными накладками и декоративной фурнитурой.
Практические работы. Определение стиля мебели по карточкам; выполнение элементов рельефных накладок или резных элементов.
Варианты объектов труда: карточки с изображением мебели в различных стилях, рельефные накладки, резные элементы.
Электротехника (8 ч)
Электрические цепи (4 ч)
- Основные теоретические сведения
Виды соединения элементов в электрических цепях. Условные и графические обозначения, чтение и составление простых электрических схем. Понятие о постоянном и переменном электрическом токе, о напряжении и силе тока. Классификация электропроводов по назначению (монтажные, обмоточные и установочные).
Практические работы. Сборка простейших электрических цепей с последовательным и параллельным включением нагрузки.
Варианты объектов труда: электрические схемы.
Потребители электрической энергии.
Электрические источники света.
Электронагревательные,
электроизмерительные приборы (4 ч)
Основные теоретические сведения Электрические источники света (лампы накаливания: моноспиральные,биспираль-ные криптоновые). Электронагревательные приборы: утюг и электропечь. Устройство, принципиальная электрическая схема, правила эксплуатации, приемы безопасной работы. Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, их устройство и правила пользования.
Практические работы. Изучение устройства лампы накаливания(моноспиральные, биспиральные криптоновые), утюга, амперметра.
Варианты объектов труда: утюг, амперметр.
Бытовая техника (4 ч)
Безопасное использование
электрической техники в быту.
Устройство и правила эксплуатации
холодильников (2 ч)
Основные теоретические сведения
Правила электробезопасности. История возникновения и устройство холодильников; устройство и принцип работы компрессионного холодильника. Технические характеристики холодильника, виды его ремонта. Принципиальная электрическая схема холодильника. Характеристика работы терморегулятора бытового холодильника. Домашняя технология консервирования холодом. Полноценное хранение продуктов питания при низких температурах: кратковременное и длительное хранение продуктов.
Практические работы. Изучение руководства по эксплуатации бытового холодильника, изучение и запись его технических характеристик, определение опытным путем температуры воздуха в холодильной и морозильной камерах в зависимости от положения ручки термостата.
Варианты объектов труда: руководство по эксплуатации холодильника, холодильник, рабочая тетрадь.
Устройство и правила эксплуатации стиральных машин (2 ч)
Основные теоретические сведения
История возникновения, назначение и типы стиральных машин. Устройство стиральной машины. Принципиальная электрическая схема стиральной машины.
Практические работы. Изучение и конспектирование инструкции по безопасной эксплуатации стиральной машины. Определение неисправности в работе стиральной машины по карточкам с наличием программированных неисправностей. Варианты объектов труда: инструкции по эксплуатации стиральных машин, карточки-задания, рабочая тетрадь.
РАСТЕНИЕВОДСТВО (6 ЧАС)
-
Весенние работы (6час)
-
Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте.
(2 час)
-
Основные теоретические сведения.
Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды укрывных материалов, требования к микроклимату и способы его поддержания. Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический и экономический аспект. Правила безопасного труда в сооружениях защищенного грунта. Профессии, связанные с выращиванием растений в защищенном грунте.
-
Практическая деятельность.
Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и личного подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта (парников, теплиц, тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в защищенном грунте, составление почвосмесей, посев и посадка, уход за растениями; выбор удобрений, приготовление растворов, подкормка растений; выбор малотоксичных пестицидов для защиты растений от болезней и вредителей, выполнение необходимых расчетов и приготовление рабочих растворов заданной концентрации, обработка растений, расчет себестоимости агропродукции, выращенной в защищенном грунте и планируемого дохода.
-
Варианты объектов труда
Зеленные культуры, огурцы, томаты, перец, лук.
-
Выращивание декоративных деревьев и кустарников ( 2час)
-
Основные теоретические сведения.
Биологические особенности и технология выращивания декоративных растений и кустарников своего региона. Понятие о ландшафтном дизайне. Охрана редких дикорастущих растений своего региона. Правила безопасного труда в декоративном садоводстве. Профессии, связанные с выращиванием декоративных растений.
-
Практическая деятельность.
Ознакомление с развитием декоративного садоводства в регионе, с перечнем традиционных и новых декоративных культур, составление плана размещения декоративных культур на учебно-опытном участке, выбор и подготовка посадочного материала, посадка деревьев и кустарников.
-
Варианты объектов труда
Декоративные кустарники и деревья.
-
Творческая, проектная деятельность (2 час)
-
Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения.
Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве- выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Технологии выращивания основных видов сельскохозяйственных растений своего региона. Правила расчета основных экономических показателей в растениеводстве.
-
Практические работы.
Сбор информации об урожайности основных сельскохозяйственных культур в ЛПХ своего села. Оценка эффективности производства основных видов растениеводческой продукции в ЛПХ. Анализ проблем. Выбор и обоснование темы проекта по повышению культуры растениеводства в ЛПХ (распространение новых сортов). Составление плана выполнения проекта.
Варианты объектов труда (тем проектов)
Портрет приусадебного хозяйства в нашем селе, проблемы картофелеводства в нашем селе.
-
-
Окружающая среда (6 ч)
Проектирование зеленых насаждений. Правила безопасности
при работе на пришкольном участке (3 ч)
Основные теоретические сведения
Основные методы и приемы проектирования зеленых насаждений. История развития «зеленого строительства». Этапы проектирования озеленения пришкольной территории. Стили садово-паркового искусства. Основные особенности ландшафтного и регулярного стилей. Содержание труда цветовода.
Практические работы. Разработка творческого проекта по созданию клумбы, миксбордера на пришкольном участке, выращивание рассады декоративных растений.
Варианты объектов труда: эскизы и макеты проектов озеленения, рассада декоративных растений.
Справочное бюро природы (3 ч)
Основные теоретические сведения
Растения-барометры; способы определения характеристик почвы с помощью растений. Правила сбора и заготовки грибов, дикорастущих ягод, лекарственных растений.
Практические работы. Распознавание болезней культурных растений по внешним признакам. Создание гербария или коллекции изображений растений, являющихся индикаторами кислотности почв. Определение симптомов болезней растений.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Отбор содержания программы, выбор методики обучения произведен на основе реализациидеятельностно-параметрического подхода, суть которого заключается в следующем: при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений или инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали (шероховатость, форма, размеры, угол) выступает для учащихся как специальная задача анализа, выполнения и контроля. С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов.
Дат | № п/п | Название темы | Кол-во часов |
План | Факт | Тео- рия | Прак- тика |
| | | I.Основы ведения домашнего хозяйства, 7 ч. | 4 | 3 |
| | 1 | Элементы домашней экономики | 1 | - |
| | 2 | Составление бюджета семьи | - | 1 |
| | 3 | Как правильно делать покупки | 1 | - |
| | 4 | Уход за квартирой | 1 | - |
| | 5 | Составление последовательности уборки квартиры | - | 1 |
| | 6 | Реконструкция старой мебели. Обновление мягкой мебели | 1 | - |
| | 7 | Замена обивки мягкой мебели | - | 1 |
| | | II. Декоративная обработка древесины, 4 ч. | 2 | 2 |
| | 8 | Основные стили мебели. | 1 | - |
| | 9 | Определение стиля мебели по карточкам | - | 1 |
| | 10 | Отделка мебели резными элементами | 1 | - |
| | 11 | Выполнение элементов рельефных накладок | - | 1 |
| | | III. Электротехника, электротехнические работы, 8 ч. | 4 | 4 |
| | 12 | Электрические цепи | 1 | - |
| | 13 | Обозначение электрических цепей | 1 | - |
| | 14 | Понятие о постоянном и переменном электрическом токе | 1 | - |
| | 15 | Потребители электрической энергии. Электрические источники света, электронагревательные, электроизмерительные приборы | 1 | - |
| | 16 | Сборка простейших электрических цепей с последовательным включением | - | 1 |
| | 17 | Сборка простейших электрических цепей с параллельным включением | - | 1 |
| | 18 | Изучение устройства лампы накаливания | - | 1 |
| | 19 | Изучение устройства утюга и амперметра | - | 1 |
| | | IV. Бытовая техника, 4 ч. | 2 | 2 |
| | 20 | Безопасное использование электрической техники в быту. | 1 | - |
| | 21 | Устройство и правила эксплуатации холодильников | 1 | - |
| | 22 | Изучение руководства по эксплуатации бытового холодильника | - | 1 |
| | 23 | Изучение инструкции по безопасной эксплуатации стиральной машины | - | 1 |
| | | V. Растениеводство, 6 ч. | 3 | 3 |
| | 24 | Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте | 1 | - |
| | 25 | Устройство сооружений защищенного грунта | - | 1 |
| | 26 | Выращивание декоративных деревьев и кустарников | 1 | - |
| | 27 | Составление плана размещения декоративных культур на учебно-опытном участке | - | 1 |
| | 28 | Творческая и проектная деятельность | 1 | - |
| | 29 | Повышение культуры растениеводства в ЛПХ | - | 1 |
| | | VI. Окружающая среда, 4 ч. | 2 | 2 |
| | 30 | Проектирование зеленых насаждений. Меры безопасности при работе на пришкольном участке | 1 | - |
| | 31 | Проектирование озеленения пришкольной территории | - | 1 |
| | 32-33 | Справочное бюро природы | 1 | - |
| | 34 – 35 | Создание гербария растений и определение симптомов болезней растений | - | 1 |
| | | Итого: 35 ч. | 19 | 16 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Чернецовской СОШ Головченко В.Г.___________ от____________2017 года Дата_____________________ №____ Руководитель МС: __________/Головченко В.Г./