Рабочая программа разработана на основе авторской программы авторов Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология».
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Технология» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недель).
Учебник: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. Издательство "Просвещение".
Планируемые результаты освоения учебного курса
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве;
ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека;
осмысление видов деятельности человека на производстве;
осмысление понятия «универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.);
осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства;
интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная мотивация;
ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям;
этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание);
интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей;
представление о производствах, расположенных в регионе проживания ученика, и профессиях, необходимых на данных производствах; навыки самообслуживания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебно-познавательных мотивов и умений оценивать результат своей деятельности;
умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;
осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности;
осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействию;
бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
осмысления значения производств для экономического развития страны и региона проживания;
уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
этических чувств (гордость, ответственность, стыд);
осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой деятельности;
потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;
учёта при выполнении изделия интересов, склонностей, способностей и потребностей других учеников.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале;
создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
учебной задачей;
проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
различать способ и результат действий;
корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью;
оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога».
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия;
определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи;
прогнозировать затруднения, возможные при определении способа выполнения изделия или изменении конструкции изделия;
определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора;
использовать различные знаково-символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника;
самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями;
самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
работать с информацией, представленной в различных формах;
обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
выделять существенные признаки изучаемых объектов;
овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
осознанно и произвольно строить сообщение;
строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
вести диалог при работе в паре и группе; находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
контролировать свои действия и действия партнёра;
принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
соотносить свою позицию с позицией партнёра;
выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.
Предметные результаты
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА
Обучающийся научится:
воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей и творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, слесарь-электрик, электрик, электромонтёр, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
называть наиболее распространённые профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей данных профессий;
определять основные этапы создания изделий на производстве;
сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения изделия в зависимости от вида работы;
проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.
Обучающийся получит возможность научиться:
знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроением, добычей полезных ископаемых, производством фарфора, обувным, кондитерским, швейным, деревообрабатывающим производством, очисткой воды, тепличным хозяйством, издательским делом;
осмыслять или объяснять понятия «производственный процесс», «производственный цикл»;
осмыслять понятие «универсальность профессии»;
осмыслять значение производства для экономического развития страны;
узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены;
знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия; осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
выполнять самостоятельно проект.
Содержание учебного курса
1.Как работать с учебником (1 час)
Знакомство с учебником, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
2.Человек и земля (21час)
Конструирование из бумаги и картона модели вагона. Конструирование модели буровой вышки из металлического конструктора. Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина. Конструирование КамАЗа и кузова автомобиля из металлического и пластмассового конструктора. Изготовление медали из фольги. Изготовление вазы из пластилина. Работа с тканью. Создание модели обуви из бумаги. Работа с древесиной. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Сборка простой электрической цепи. Выращивание рассады, уход за рассадой
3.Человек и вода (3 часа)
Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла.
4.Человек и воздух (3 часа)
Изготовление модели самолёта из металлического конструктора. Изготовление модели самолета из картона и бумаги. Изготовление воздушного змея из картона и бумаги.
5.Человек и информация (6 часов)
Создание титульного листа в текстовом редакторе. Создание таблицы в текстовом редакторе. Практическая работа на компьютере. Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Содержание тем по учебному предмету «Технология» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской программе Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология».
Тематическое планирование
№ урока, четв. | Наименование тем | Кол-во часов по теме | Дата | Коррект., причина |
Раздел 1. Знакомство с учебником (1ч) |
1 четв. 1 | Как работать с учебником (ТБ на уроках технологии) | 1 | 01.09 | |
Раздел 2. Человек и земля (21 ч) |
2 | Вагоностроительный завод. Изделие: «Ходовая часть (тележка)» | 1 | 08.09 | |
3 | Вагоностроительный завод. Изделие: «Пассажирский вагон» | 1 | 15.09 | |
4 | Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка» | 1 | 22.09 | |
5 | Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка» | 1 | 29.09 | |
6-7 | Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ» | 2 | 06.10 13.10 | |
8-9 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» | 2 | 20.10 27.10 | |
10 | Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы». | 1 | 03. 10 | |
2 четв. 11 | Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». Тест «Как создаётся фаянс» | 1 | 17.11 | |
12 | Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка» | 1 | 24.11 | |
13 | Швейная фабрика. Изделие: «Новогодняя игрушка», «Птичка» | 1 | 01.12 | |
14-15 | Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» | 2 | 08.12 15.12 | |
3 четв. 16-17 | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка-опора для растений» | 2 | 22.01 12.01 | |
18 | Кондитерская фабрика. Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия». Изделие: «Пирожное «Картошка» | 1 | 19.01 | |
19 | Кондитерская фабрика. Изделие: «Шоколадное печенье» | 1 | 26.01 | |
20 | Бытовая техника. Практическая работа: «Тест «правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделие: «Настольная лампа» | 1 | 02.02 | |
21 | Бытовая техника. Изделие: «Абажур» | 1 | 09.02 | |
22 | Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы» Проверочная работа по разделу «Человек и земля» | 1 | 16.02 | |
Раздел 3. Человек и вода (3ч) |
23 | Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды» | 1 | 02.03 | |
24 | Порт. Изделие: «Канатная лестница» | 1 | 09.03 | |
25 | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» Проверочная работа по разделу «Человек и вода» | 1 | 16.03 | |
Раздел 4. Человек и воздух (3ч) |
26 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет» | 1 | 23.03 | |
4 четв. 27 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Ракета-носитель» | 1 | 06.04 | |
28 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Воздушный змей» Проверочная работа по разделу «Человек и воздух» | 1 | 13.04 | |
Раздел 5. Человек и информация (6ч) |
29 | Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист» | 1 | 20.04 | |
30 | Работа с таблицами. Изделие: «Таблица» | 1 | 27.04 | |
31 | Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание» | 1 | 04.05 | |
32-33 | Проверочная работа по разделу «Человек и информация» Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника» | 2 | 11.05 18.05 | |
34 | Итоговый урок. Выставка работ | 1 | 25.05 | |
Приложение 1
СВОДНАЯ УЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Класс: 4 «В»
Учитель: Урывская Ольга Владимировна
Количество часов и п/р на 2016 – 2017 учебный год
Всего часов | 34 |
Часов в неделю | 1 |
Проверочных работ | 4 |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов по программе |
1 четверть | 10 |
2 четверть | 5 |
3 четверть | 11 |
4 четверть | 8 |
Год | 34 |
Распределение часов по разделам предмета
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Как работать с учебником | 1 |
2. | Человек и земля | 21 |
3. | Человек и вода | 3 |
4. | Человек и воздух | 3 |
5. | Человек и информация | 6 |
| Итого: | 34 |
Приложение 2
ГРАФИК ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование темы работы | Форма проведения | Дата проведения | Корректировка, причина |
1. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «Человек и земля» | Проверочная работа | 16.02 | |
2. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «Человек и вода» | Проверочная работа | 16.03 | |
3. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «Человек и воздух» | Проверочная работа | 13.04 | |
4. | Проверка и оценка своих достижений по разделу «Человек и информация» | Проверочная работа | 18.05 | |
Формы и методы контроля: