Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2
г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Заместитель директора | Директор МБОУ ЛСОШ №2 |
| по учебной работе | Аптралова А.В. |
ФИО | Москаленко Л.А. | Приказ №____ от |
Протокол №____ от | «____»__________201__ г. | «____»__________201_ г. |
«____»_________201__ г. | | |
Рабочая программа
по технологии 5 класс
учителя технологии I квалификационной категории
Габдрахмановой Зубарзят Махмутовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____»____________ 2017 г.
2017-2018 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учетом требований следующих нормативных документов:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Программа: 5 – 8 классы. Тищенко Н.В., Синица Н.В., Симоненко В.Д Технология. Программы начального и основного общего образования.2013 г.
Учебного плана МБОУ ЛСОШ №2 на 2017-2018 учебный год.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Технология. Технология ведения дома. 5 класс Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Издательство «Вентана-Граф», 2012.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология»:
формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учится для удовлетворения перспективных потребностей;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
-алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
-овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
- умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Предметныим результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
в познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
- распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
- стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса;
- подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
- соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
- контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;
в эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта;
- публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;
- разработка вариантов рекламных образцов.
Реализация целей технологического образования происходит в процессе формирования ключевых компетенций.
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Общекультурная компетенция | Способность и готовность: - организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний; - самостоятельно заниматься своим обучением. |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - нести ответственность; - организовывать свою работу. |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - овладение навыками неконфликтного общения. |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - занимать личную позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе, количество часов на проведение |
Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | Уроков развития речи |
| | | | | | |
1 | Творческая проектная деятельность (вводная часть) | 2 | | 1 | | |
2 | Оформление интерьера | 8 | | 1 | | |
3 | Кулинария | 12 | | 4 | | |
4 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 32 | | 22 | | |
5 | Декоративно-прикладное искусство. | 16 | | 7 | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Содержание тем учебного курса.
Творческая проектная деятельность (2 ч).
Вводный урок.
Вводный инструктаж по т/б. Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проекта.
Оформление интерьера (8 ч)
Интерьер и планировка кухни-столовой. Пр. работа.Бытовые электроприборы на кухне.
Творческий проект «Планирование кухни-столовой».
Пр. работы. Планировка кухни-столовой.
Кулинария (12 ч) Санитария и гигиена. Здоровое питание. Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц. Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
Тепловая кулинарная обработка овощей. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Обобщающий урок по теме «Кулинария»
Практ. работы Технология приготовления бутербродов, горячих напитков. Технология приготовления блюд из овощей Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. Пр.р. Изготовление выкроек. Раскрой швейного изделия. Швейные ручные работы. Бытовая швейная машина. Основные операции при машинной обработке изделия. Влажно- тепловая обработка ткани. Машинные швы. Обработка боковых и нижнего срезов фартука
швом вподгибку с закрытым срезом. Изготовление и оформление карманов. Соединение карманов с основной деталью фартука. Обработка верхнего среза фартука. Пр.р. Обработка пояса. Окончательная обработка изделия. ВТО изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Пр.р. Обработка проектного материала. Декоративная и окончательная отделки изделий. Пр.р
Пр. работы. Изготовление выкроек. Раскрой швейного изделия. Швейные ручные работы. Основные операции при машинной обработке изделия. Влажно- тепловая обработка ткани. Машинные швы. Обработка боковых и нижнего срезов фартука
швом вподгибку с закрытым срезом. Изготовление и оформление карманов. Соединение карманов с основной деталью фартука. Обработка верхнего среза фартука. Пр.р. Обработка пояса. Окончательная обработка изделия. ВТО изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Обработка проектного материала. Декоративная и окончательная отделки изделий.
Декоративно-прикладное искусство -16 часов
Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. Лоскутное шитье. Раскрой элементов. Соединение деталей изделия. Сборка изделия. Декоративная и окончательная отделки изделий. Обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Практ. работы. Раскрой элементов. Соединение деталей изделия. Пр.р. Сборка изделия. Декоративная и окончательная отделки изделий.
Требования к уровню подготовки.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
Кулинария
формирование у учащихся представления о значении труда в жизни человека, особое внимание обращаем на разграничение хозяйственно-бытового труда между членами семьи и учащимися в трудовых группах;
воспитание у учащихся трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Создание изделий из текстильных материалов
научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку, характеру отделки;
развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
воспитать уважение к труду старших поколений;
познакомить с элементами технической терминологии швейного производства;
дать первоначальные представления о контроле качества продукции на промышленном предприятии.
Декоративно-прикладное искусство
познакомить с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края;
показать применение рукоделия в народном и современном костюме;
развить понимание необходимости декоративной переработке изображаемых предметов и образов реального мира;
воспитать вкус и пробуждать фантазию.
Проектная деятельность
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
Кулинария
формирование понятий о составе пищи и режиме питания, используя знания, полученные на уроках природоведение;
обобщение знаний об овощных растениях;
объективное оценивание результатов работы в группах с точки зрения эстетических и технологических требований;
расширить знания о сервировке стола и правилах этикета.
Создание изделий из текстильных материалов
систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлениях;
конструировать и моделировать изделия;
изучить историю появления рабочей одежды (фартука);
закрепить умения выполнять простейшие прямоугольные развертки выкроек швейных изделий, используя знания, полученные на уроках математики;
развить у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки, научить определять положение этих линий по отношению друг к другу.
Декоративно-прикладное искусство
научить изготавливать шаблоны, используя знания, полученные на уроках математики;
дать представление по композиционном и цветовом решении изделия;
научить подбирать ткани с позиции экологии и домашней экономики;
научить создавать изделие, имеющее значимую потребительскую стоимость.
Проектная деятельность
выбор для решения поставленных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
Кулинария
научить приготовлению пищи с учетом санитарных, практических, эстетических требований и мер безопасности;
научить составлять технологические карты с соблюдением норм, стандартов и ограничений;
сохранять витамины при кулинарной обработке;
научить приемам нарезки овощей и приемам первичной и тепловой обработке продуктов;
научить экономному расходованию продуктов.
Создание изделий из текстильных материалов
научить организации рабочего места и приемам безопасного труда на швейной машине и утюге;
научить рациональному выбору рабочего костюма и опрятному содержанию рабочей одежды;
научить последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
научить раскраивать изделие, экономно расходуя ткань;
научить работать с инструкционными картами;
научить выполнять различные виды швов и оценивать качество выполненной работы.
Декоративно-прикладное искусство
научить техническим приемам и условиям выполнения лоскутного шитья и ручной вышивки;
научить оценке технологических свойств материалов и областей их применения;
развить моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами;
достичь необходимой точности движений при выполнении технологических операций.
Проектная деятельность
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
презентация и защита проекта изделия;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
. Кулинария
Выпускник научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
• применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;
• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
• определять основные стили в одежде и современные направления моды.
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Календарно-тематическое планирование
№ Урока | Содержание учебного материала | Ко-во часов | Основные изучаемые понятия темы | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения | Дата план | Дата факт | Примечания |
1. Творческая проектная деятельность (вводная часть) – 2 часа |
1-2 | Вводный урок. Вводный инструктаж по т/б. Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проектов. | 2 | Технология; инструктаж по охране труда; проект; этапы проектной деятельности. | Ознакомление с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте; Ознакомление с понятиями «проект», «основные компоненты проекта», «этапы проектирования | Л: формирование ценностных ориентиров в области технология. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 7.09 7.09 | | |
2.Оформление интерьера – 8 часов |
3-4 5-6 | Интерьер и планировка кухни-столовой. Пр. работа. | 2 | Интерьер, требования к интерьеру, планировка кухни, рабочая зона, обеденная зона | Варианты планировки интерьера кухни, цветовое решение, декоративное оформление. | Л: формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач. П: структурирование знаний; самостоятельное решение проблем творческого характера. Р: постановка учебной задачи; планирование последовательности действий. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 14.09 14.09 21.09 21.09 | | |
7-8 9-10 | Бытовые электроприборы на кухне. Творческий проект «Планирование кухни-столовой». | 2 | Бытовые электроприборы. | Для чего нужны электроприборы на кухне? | Л: формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения различных творческих задач. П: структурирование знаний; самостоятельное решение проблем творческого характера. Р: постановка учебной задачи; планирование последовательности действий. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 28.09.28.09 5.10 5.10 | | |
3. Кулинария – 12 часов |
11-12 | Санитария и гигиена. Здоровое питание. | 2 | Санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне | Для чего необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований? | Л: .развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; овладение различными понятиями. П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Р: учиться отличать верно выполненное задание от неверного. К: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | 12.10 12.10 | | |
13-14 | Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц. Пр. работа. | 2 | Бутерброды и их виды, горячие напитки, блюда из яиц. | Как приготовить завтрак? | Л: .развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными понятиями. П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Р:составление плана и последовательности действий; учиться отличать верно выполненное задание от неверного. К: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | 19.10 19.10 | | |
15-16 | Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. | 2 | Крупы: гречневая, рисовая, овсяная, пшено, бобовые;макаронные изделия, виды каш. | Приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. | Л: .развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными понятиями. П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Р:составление плана и последовательности действий; учиться отличать верно выполненное задание от неверного. К: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | 25.10 25.10 | | |
17-18 | Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Пр.р. | 2 | Виды овощей. Содержание в них питательных веществ и витаминов. Методы определения качества овощей. Назначение и виды первичной и тепловой обработок овощей. заправка. | Знать и различать приёмы кулинарной обработки овощей. | Л: .развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными понятиями. П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Р:составление плана и последовательности действий; учиться отличать верно выполненное задание от неверного. К: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | 9.11 9.11 | | |
19-20 | Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Пр.р. | 1 | Столовые приборы. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом. Сервировка, салфетка, этикет | Как составить меню завтрака? Способы складывания салфетки. Как вести себя за столом? | Л: .развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными понятиями. П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Р:составление плана действий; учиться отличать верно выполненное задание от неверного. К: уметь слушать и понимать высказывания собеседников | 16.11 16.11 | | |
21-22 | Обобщающий урок по теме «Кулинария» | 1 | | Обобщить знания по теме «Кулинария» | Л: воспитание уважительного отношения к творчеству; формирование духовных и эстетических потребностей; П: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач. Р: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.. К: умение слушать и вступать в диалог. | 23.11 23.11 | | |
4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 32часа |
23-24 | Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. Пр.р. | 2 | Волокна растительного происхождения. Прядение, пряжа. Основная и уточная нити, кромка. Полотняное переплетение. Изнаночная и лицевая стороны ткани. Свойства материалов. | Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани. Свойства тканей из хлопка и льна. | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 30.11 30.10 | | |
25-26 | Изготовление выкроек. Пр.р. | 2 | Чертёж, выкройка, снятие мерок, конструктивные линии фигуры, Ст, Сб, Ди, моделирование. | Изготовление выкройки фартука. | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 7.12 7.12 | | |
27-28 | Раскрой швейного изделия.Пр.р. | 2 | Раскрой швейного изделия | Как подготовить ткань к раскрою? Как правильно раскладывать выкройку на ткани? | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 14.12 14.12 | | |
29-30 | Швейные ручные работы.Пр.р. | 2 | Терминология ручных работ. Сметывание, наметывание,заметывание,пришивание, обметывание, выметывание | Изготовление образцов ручных работ. | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 21.12 21.12 | | |
31-32 | Бытовая швейная машина. Пр.р. | 2 | Швейная машина, привод, моталка, шпулька, маховое колесо, регулятор длины стежка, клавиша шитья назад. | Подготовка швейной машины к работе. Премы работы на швейной машине. | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 11.01 11.01 | | |
33-34 35-36 | Основные операции при машинной обработке изделия. Пр.р. | 2 | Обмётывание зигзагообразной строчкой, оверлок, стачивание, застрачивание. | Какие операции можно выполнить с помощью бытовой швейной машины? | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 18.01 18.01 25.01 25.01 | | |
37 | Влажно- тепловая обработка ткани. Пр.р. | 1 | Влажно-тепловая обработка, приутюживание, разутюживание, заутюживание. | Для чего и как проводят влажно-тепловую обработку ткани? | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 1.02 | | |
38 | Промежуточный мониторинг | 1 | | | Л: самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.. | 1.02 | | |
39-40 | Машинные швы. Пр.р. | 2 | Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва | Выполнение стачных швов вразутюжку и взаутюжку. Выполнение краевых швов вподгибку с открытым и закрытым срезами | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 8.02 8.02 | | |
|
41-42 | Обработка боковых и нижнего срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом. Пр.р. | 2 | Обработка боковых и нижнего срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом. | Обработка боковых и нижнего срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 15.02 15.02 | | |
43-44 | Изготовление и оформление карманов. Пр.р. | 2 | Накладной карман | Как обработать накладной карман | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 22.02 22.02 | | |
45-46 | Соединение карманов с основной деталью фартука. Пр.р. | 2 | Намётывание, настрачивание. | Как соединить накладные карманы с основной деталью фартука? | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 1.03 1.03 | | |
47-48 | Обработка верхнего среза фартука. Пр.р. | 2 | Мягкие складки | Как обработать верхний срез фартука? | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 15.03 15.03 | | |
49-50 | Обработка пояса. Пр.р. | 2 | Обработка пояса. | Как обработать пояс фартука? | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 22.03 22.03 | | |
51-52 | Окончательная обработка изделия. ВТО изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Пр.р. | 2 | Контроль и оценка качества готового изделия | Как провести контроль и оценку качества готового изделия? | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 5.04 5.04 | | |
53-54 | Обработка проектного материала | 2 | Обоснование выбора изделия для проекта. Как оформить проектный материал?Разработка банка идей, анализ и выбор лучшего варианта. Задачи проекта. Последовательность изготовления изделия. Эргонометрические требования. ТБ. | Как оформить проектный материал? | Л: самопознание; самооценка; личная ответственность; адекватное реагирование на трудности. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.; умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение. | 12.04 12.04 | | |
Декоративно-прикладное искусство -16 часов |
55-56 | Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 2 | Виды декоративно-прикладного искусства. Композиция, симметрия, асимметрия, фактура, текстура, колорит, стилизация. | Виды декоративно-прикладного искусства. Основы композиции. | Л: формирование ценностных ориентиров в области народного искусства; формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 19.04 19.03 | | |
57-58 | Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. | 2 | Орнамент, ахроматические и хроматические цвета, тёплые и холодные цвета, гармонические цветовые композиции. | Как правильно составлять композицию? | Л: формирование ценностных ориентиров в области народного искусства; формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 26.04 26.04 | | |
59-60 | Лоскутное шитье. Пр.р. | 2 | Лоскутное шитье, узор «спираль», узор « изба». | Разработка своего узора для лоскутного изделия. | Л: формирование ценностных ориентиров в области народного искусства; формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 3.05 3.05 | | |
61-62 63-64 | Раскрой элементов. Соединение деталей изделия. Пр.р. | 2 | Аппликация, шаблон, стёжка | Изготовление образцов лоскутных узоров | Л: формирование ценностных ориентиров в области народного искусства; формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений 64человека с природой. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 10.05 10.05 | | |
65-66 | Сборка изделия. Пр.р. | 2 | Прихватка, технология изготовления прихватки. | Изготовление прихватки в технике лоскутного шитья | Л: формирование ценностных ориентиров в области народного искусства; формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 17.05 17.05 | | |
67-68 | Декоративная и окончательная отделки изделий. Пр.р. | 1 | Плетёная тесьма, тесьма-вилюшка, атласная лента | | Л: формирование ценностных ориентиров в области народного искусства; формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 24.05 24.05 | | |
69-70 | Обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» | 1 | | Обобщить знания по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». | Л: формирование ценностных ориентиров в области народного искусства; формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой. П: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результатах работы. Р: учиться работать по предложенному учителем плану. К: потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог. | 31.05 31.05 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
Рубцова Е. Фантазии из соленого теста, М. «Эксмо», 2007г.
Андреева И.А. Шитье и рукоделие, энциклопедия, М. научное издание, 1994г.
Бакланов В.Н. Современное домоводство, ГЖО «Воскресенье».
В.Д. Симоненко Технология В-Граф 2009 г.
О. Ганичкина Цветы на приусадебном участке 2009г
Чернякова В.Н. Технология 7-9 класс, М., изд-во «Просвещение», 1998 г.
Чернякова В.Н. Технология 5 класс, М., изд-во «Просвещение», 1998 г.
Белова Е.С. Вяжем игрушки крючком, Ярославль, «ООО Академия развития»2013 г.
И.А.Подляк, Секреты вышивания шелковыми лентами, изд.группа «Контент», 2012 г.
Симоненко В.Д. Технология ведения дома. 5 класс. В-Граф 2012 г.
12