СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии(девочки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программе курса "Современные технологии творчества" присуще развивающая функция.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии(девочки)»

Пояснительная записка


Программа курса «Современные технологии творчества» для 10-11 классов разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05. 03.2004г. № 1089»;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-18 учебный год;

-Учебного плана школы на 2017-2018 уч. год;

Согласно базисному учебному плану программа элективного курса рассчитана на два года, 17 учебных часов в 10 классе и 17 учебных часов в 11 классе(1 час в 2 недели). Исходя из расписания уроков и каникул календарно-тематическое планирование в 10 классе составлено на 17 уроков, в 11 классе на 17 уроков.

Программе курса «Современные технологии творчества» присуще развивающая функция. В основе обучения учащихся используется современная деятельностная образовательная технология - проект.

Цель курса – формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-технологическому направлению обучения и будущей профессиональной деятельности.

Предлагаемый курс призван решать задачи создания условий для формирования и развития у школьников:

Практико-деятельностных умений в области технологии и искусства.

  • Творческих способностей и интереса при выполнении творческих проектов.

  • Стремления проявлять свои способности и добиваться успеха.

  • Умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

  • Коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, выступать с защитой творческого проекта.

  • Способности к профессиональному самоопределению.


В процессе освоения данного курса, обучающиеся приобретут следующие знания о:

    • мире современных профессий;

    • этапах выполнения и защиты творческого проекта;

    • культуре застолья, правилах приёма гостей, основах рационального питания, сервировке стола, профессии «повар-кондитер», особенностях организации предприятий общественного питания;

    • роли интерьера в психологическом состоянии человека;

    • технологии выполнения работ декоративно-прикладного назначения для украшения своего жилища;

    • видах вязания;

    • особенностях технологии уборки квартиры;

    • профессии «дизайнер интерьера».


На основе усвоенных знаний формируются умения:

  • планировать проектную деятельность;

  • выполнять и представлять творческие проекты;

  • выполнять декоративно-прикладные работы для украшения интерьера;

  • выполнять уборку помещений.


Курс « Современные технологии творчества» поможет обучающимся 10-11 класса осуществить сознательный выбор профессии. Структура курса состоит из 2-х модульных курсов. Модуль I «Тайны кулинарного искусства» рассчитан на 8 часов, модуль II «Вязание» рассчитан на 9 часов.

В программу включены современные технологические знания и перспективные техники исполнения творческих работ. Достоинством программы курса является практическая направленность обучения, что позволяет осуществить «профессиональные пробы». Изучение тем курса предполагает тесную взаимосвязь с информационной работой и психолого-педагогической работой, проводимой в школе в рамках предпрофильной подготовки учащихся.
































Основное содержание учебного курса


Содержание учебной программы:


10 класс


Раздел 1. Введение (1ч)

ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских (1ч)

Необходимость знать и соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования.


Раздел 2.Особенности выполнения творческого проекта (1 ч).

Основы проектной деятельности. (1 ч). Классификация проектов. Особенности творческого проекта. Этапы работы над проектом. Презентация и защита проекта. Критерии оценки проекта

Раздел 3. Кулинария – это наука (6 ч)

Культура застолья, организация стола для приема гостей (1 ч).

На протяжении веков человечество приобретало огромный опыт в области обработки продуктов и приготовления пищи. В 1779году в России вышла первая кулинарная книга Сергея Друковцева «Поваренные записи». Огромные традиции накоплены русскими поварами. Особенности кухни народов различных стран. Пища – основа жизни человека. Правила приготовления различных блюд.

Техника безопасности труда при кулинарной обработке продуктов. Санитарно-гигиенические требования к технологии приготовления блюд.

Культура застолья. Сервировка праздничного стола. Особенности шведского стола, «А ля фуршет», коктейльного стола. Приемы складывание салфеток.

Задание Выполнить в группах мини-проект: сервировать стол. Защитить проект.


Технология приготовления холодных закусок и коктейлей (1 ч).

К холодным блюдам относятся: салаты, холодные блюда из рыбы и мяса, бутерброды. Технология приготовления салатных соусов. Особенности приготовления холодных блюд из рыбы. Приготовление горячих бутербродов.

Особенности приготовление коктейлей. Подача к столу. Сообщение темы итогового проекта «Организация и работа кафе». Планирование работы над проектом. В ходе работы над выполнением проекта, учитель выступает в роли консультанта.

Задание Проект. Приготовление холодных закусок и коктейлей. Дегустация.


Проект «Встречаем гостей» (2 ч).

Правила хорошего тона. Роль хозяина и хозяйки дома.

Задание Проектная деятельность. Распределить роли. Приготовить несколько блюд, сервировать стол и пригласить «в гости» одноклассников, учителей. Презентация проекта проходит в игровой ситуации. Итог презентации проекта подводится за «круглым столом». Д/з. Сообщается тема для самостоятельной поисковой работы над следующим проектом «Блюда на скорую руку».


Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков (2ч).

Многие попадали в ситуацию, когда неожиданно приходят гости. Если знать несколько нехитрых рецептов быстрого приготовления блюд, то гости приятно удивятся. Учащиеся приносят уже подобранные дома рецепты и продукты. Выполняют мини-проект. Можно предварительно предложить тему для самостоятельной поисковой деятельности: «Необычные рецепты приготовления горячих напитков», результатом которой будет мини-проект по приготовлению какого-либо изысканного напитка.


Раздел 4. Вязание на спицах (9 ч)


Основы вязания спицами 1ч

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности.

Пряжа и приспособления. Теория и практика: подбор пряжи для выполнения изделия: толщина, цвет. Выбор инструментов для выполнения.


Элементы вязания спицами. 3ч Теория: объяснения, разбор схем, обозначение элементов схем, чтение схем, запись.

Практика: набор петель, лицевая гладь, обработка и выравнивание края изделия. Изнаночные петли, узоры из лицевых и изнаночных петель. Простые схемы. Элементарные узоры из лицевых, изнаночных петель и петель с накидом.


Сувениры 5 ч

Прихватки. Теория: подбор по методической литературе прихваток, разбор схем.

Практика: вязание прихваток «Клубничка», «Сердечко».



11 класс


Раздел 1. Введение (1ч)

ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских (1ч)

Необходимость знать и соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования.


Раздел 2.Особенности выполнения творческого проекта (1 ч).

Основы проектной деятельности. Классификация проектов. Особенности творческого проекта. Этапы работы над проектом. Презентация и защита проекта. Критерии оценки проекта


Раздел 3. Основы рационального питания (7 ч).

Как правильно составить меню (1 ч).

Принципы, которым должно отвечать рациональное питание. Роль основных пищевых веществ и пищевая ценность различных продуктов. Что должен знать о пищеварении каждый человек. Различные виды диет, их достоинства и недостатки. Как правильно готовить домашнюю пищу. Как составить сбалансированное меню.

Задание Примерные темы выполнения мини-проектов: «Меню для похудения», « Меню для детей детского сада», «Меню для людей с дефицитом массы тела», «Последствия чрезмерного или неправильного питания».

Проекты предпочтительно выполнять в группах по 2-3 человека и защищать проекты на этом же занятии.


Проект «Ужин при свечах» (2 ч).

Сервировка стола к ужину. Как пользоваться столовыми приборами. Правила поведения в ресторане. На этом занятии можно провести ролевую игру «Ужин в ресторане». Технология приготовления горячих блюд.

Задание На первом занятии можно приготовить несложное горячее блюдо, салат, десерт, сервировать стол. Работу лучше выполнять коллективно. Презентация проекта проходит «при свечах».


Тайны украшения стола (2ч).

Украшение стола – это искусство. Основные требования к украшению стола. Художественное оформление блюд. Украшения из теста. Приемы создания украшений из овощей, фруктов.

Задание Мини-проект «Дизайн блюда» предполагает выполнение украшений блюд из овощей. Можно на данном занятии провести конкурс на лучшее украшение бутербродов, салатов.

Обобщение знаний и умений обучающихся. Профессиональная проба. Проект «Организация и работа кафе» (2 ч).

На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса, осуществляется профессиональная проба «повар-кондитер» в форме деловой игры «Работаем в кафе». Перед обучающимися ставится задача - организовать работу школьного кафе (необходимо тему проекта сообщить детям на первых занятиях и курировать их самостоятельную деятельность по разработке проекта). Распределяются роли: директора, администратора, бухгалтера, поваров-кондитеров, официантов и т. д. Составляется бизнес-план работы кафе.

Защита проекта осуществляется выполнением своей роли каждым учеником, с последующим оцениванием проекта



Раздел 4. Вязание на спицах (8 ч)


Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности (1 ч).

- соблюдение порядка на рабочем месте,

- аккуратное пользование инструментами и приспособлениями,

- соблюдение дисциплины


Сувениры (7 ч).

Игрушки. Теория: подбор по методической литературе игрушек, сувениров. Разбор схем.

Практика: Вязание цыпленка, грелки на чайник.


















Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года

Ученик должен

Знать:


- о современных профессиях;

- об этапах выполнения и защиты творческого проекта;

- о культуре застолья, правилах приёма гостей, основах рационального питания, сервировке стола, профессии «повар-кондитер», особенностях организации предприятий общественного питания;

- о роли интерьера в психологическом состоянии человека;

- о технологии выполнения работ декоративно-прикладного назначения для украшения своего жилища;

- об особенностях технологии уборки квартиры;


Уметь:


- планировать проектную деятельность;

- выполнять и представлять творческие проекты;

- правильно организовывать рабочее место и трудовой процесс;

- выполнять декоративно-прикладные работы для украшения интерьера;

- выполнять уборку помещений.


Применять в практической деятельности:


- вести экологически здоровый образ жизни;

- планировать и оформлять интерьер комнаты;

- проводить уборку квартиры;

- ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену;

- принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов.




















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература


  1. Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений 1-4, 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005

  2. Могильный Н.П. Энциклопедия домашнего кулинара – М.: Из-во ЭКСМО – Пресс, 2011

  3. Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 2009

  4. Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». Учебно-методическое пособие. –М.: АПК и ПРО, 2013. http://www.wmj.ru/parts/Dom-i-eda/Kulinarnaya-shkola

  5. http://www.rusedu.ru/detail_3204.html

Оборудование и приспособления: машины швейные, ножницы, манекен, лента сантиметровая, линейки, иглы швейные, иглы машинные, наперстки и т.д.



































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс

п/п

Раздел, количество часов

Тема, количество часов

Практическая часть программы


ТЕМА 1 :

Раздел 1. Введение (1ч)




1


ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских (1ч)



Тема 2:

Особенности выполнения творческого проекта (1 ч).



2


Основы проектной деятельности.

(1 ч).





Тема 3:

Кулинария – это наука

(6 ч)






3


Культура застолья, организация стола для приема гостей (1 ч).

Практическая работа

4


Технология приготовления холодных закусок и коктейлей (1 ч).

Практическая работа

5-6


Проект «Встречаем гостей» (2 ч).

Практическая работа

7-8


Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков (2ч).

Практическая работа


Тема 4. Вязание на спицах (9 ч)



9


Основы вязания спицами 1ч


10-12


Элементы вязания спицами. 3ч

Практическая работа

13-17


Сувениры 5 ч

Практическая работа



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс

п/п

Раздел, количество часов

Тема, количество часов

Практическая часть программы


Тема1 .

Раздел 1. Введение (1ч)




1


ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских (1ч)



Тема 2.

Особенности выполнения творческого проекта (1 ч).



2


Основы проектной деятельности.

(1 ч).



Тема 3. Основы рационального питания

(7 ч).




3


Как правильно составить меню (1ч).

Практическая работа

4-5


Проект «Ужин при свечах» (2 ч).

Практическая работа

6-7


Тайны украшения стола (2ч).

Практическая работа

8-9


Обобщение знаний и умений обучающихся. Профессиональная проба. Проект «Организация и работа кафе» (2 ч).


Практическая работа


Тема 4. Вязание на спицах (8 ч)




10


Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности (1 ч).

Практическая работа

11-17


Сувениры (7 ч).


Практическая работа





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 КЛАСС)


п/п

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

По плану По факту

Введение

1

ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-лекция)

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)









Особенности выполнения творческого проекта

2

Основы проектной деятельности.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-лекция)

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)









Кулинария – это наука

3


Культура застолья, организация стола для приема гостей

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



4

Технология приготовления холодных закусок и коктейлей

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



5

Проект «Встречаем гостей»

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



6

Проект «Встречаем гостей»

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



7

Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



8

Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



Вязание на спицах

9

Основы вязания спицами

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-лекция)

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)



10

Элементы вязания спицами

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



11

Лицевая гладь

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



12

Изнаночная гладь

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



13

Сувениры

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



14

Вязание прихватки «Клубничка»

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



15

Вязание прихватки «Клубничка»

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



16

Вязание прихватки «Сердечко»



Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



17

Вязание прихватки «Сердечко»



Урок контроля умений и навыков

Практическая работа











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 КЛАСС)


п/п

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

По плану По факту

Введение

1

ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-лекция)

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)









Особенности выполнения творческого проекта

2

Основы проектной деятельности.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-лекция)

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)









Основы рационального питания

3


Как правильно составить меню

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



4

Проект «Ужин при свечах»

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



5

Проект «Ужин при свечах»

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



6

Тайны украшения стола

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



7

Тайны украшения стола

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



8

Обобщение знаний и умений обучающихся. Профессиональная проба. Проект «Организация и работа кафе»

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



9

Обобщение знаний и умений обучающихся. Профессиональная проба. Проект «Организация и работа кафе»

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



Вязание на спицах


10

Знакомство с планом работы, инструктаж по технике безопасности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-лекция)

Устный опрос

(индивидуальный и фронтальный)



11

Сувениры

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



12

Вязание цыпленка

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



13

Вязание цыпленка

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



14

Вязание грелки на чайник

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



15

Вязание грелки на чайник

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



16

Вязание грелки на чайник

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа



17

Вязание грелки на чайник

Урок контроля умений и навыков

Практическая работа







13