СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по технологии для 8 класса .................................................................................................................................................
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоомутская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Директор МБОУ Белоомутская
средняя общеобразовательная школа №1
________/Леонова Т.В./ Приказ № 212 от «01» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
Технология.
Обслуживающий труд
(базовый уровень)
на основе авторской программы по технологии
А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко
8 КЛАСС
Составитель программы:
Власкина Наталия Павловна,
учитель ИЗО и технологии, стаж
педагогической деятельности 17 лет
Срок реализации программы 1 год
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений в МО, утвержденного приказом Минобразования МО от 04.07.2014 № 3086;
- на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;
- на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- на основе требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- на основе авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко
и поурочных разработок по технологии (вариант для девочек) Давыдовой М.А., -М.:ВАКО,2011 год
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки выпускников.
Цель учебного предмета
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого обучающиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Общая характеристика предмета
Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Место предмета в базисном учебном плане
Для изучения образовательной области «Технология» учебным планом МБОУ отведено в 5-7 классах по 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю, в 8 классах-34 часа, из расчета 1час в неделю. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение обще-трудовыми умениями и навыками. Поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения: добавлен вводный урок, раздел «Технология домашнего хозяйства. Электротехника» уменьшен на 6 часов т.к. работы по электротехнике начали проводиться еще в 6-7 классе. Уменьшена на 5 часов тема «Бюджет семьи», на час- «Сферы производства и разделение труда», на 2 часа-проектные работы. За счет сэкономленного времени добавлены тема «Гигиена подростка»-1 часа для знакомства с особенностями выбора цвета и модели одежды в зависимости от фигуры и цветового типа кожи и волос, тема «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов и уход за ними» - 4 часа для пошива сумки. А также выделено 8 часов для более расширенного знакомства с художественными ремеслами, что способствует раннему самоопределению и более полному раскрытию способностей учеников. Появляются темы: «Вышивка лентами»-3 часа, «Создание украшений из ткани и шнуров.»-3 часа и «Валяние из шерсти»-2 часа.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обучающийся выполняет по 4 проекта ежегодно. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Программа включает также разделы «Технологии ведения дома», «Электротехнические работы», «Современное производство и профессиональное образование», предусмотрены вводный урок и раздел «Проектирование и изготовление изделий». Этот раздел может изучаться в конце года, или его часы могут быть соединены с часами того раздела, в рамках которого будет выполняться учебный творческий проект. Раздел «Черчение и графика» рассматривается в каждой из них.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании основной школы учащиеся должны:
8 класс:
знать:
– понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества;
– основы бизнес-планирования;
– потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
– понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;
– основные виды художественной обработки материалов.
уметь:
– проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов;
– проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия;
– выполнять эскизные работы проекта;
– выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
– правильно организовывать учебное место.
Должны владеть компетенциями:
– учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
– информационно - коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
– социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
– эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Таблица тематического распределения часов по классам
Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа по классам | |
8 кл | 8кл | |
Вводный урок. Инструктаж по ТБ |
| 1 |
Технология домашнего хозяйства . Электротехника | 4+12 | 5+5 |
1.Интерьер кухни, столовой |
| - |
2. Интерьер жилого дома |
|
|
3. Комнатные растения в интерьере |
| - |
4 Электротехника -Освещение жилого помещения. -Бытовые электроприборы. Электротехнические устройства с элементами автоматики -Электромонтажные и сборочные технологии |
8 4 |
- 1 4 создание настольной лампы |
5.Гигиена и экология жилища. Санитарно-технические и ремонтно-отделочные работы. | 2 | 1 Проводится в течении года |
6.Рукоделие в доме. Предметы искусства и коллекции в интерьере. |
| 3 Декоративная свеча |
7.Водоснабжение и канализация в доме | 2 | 1 |
Кулинария |
|
|
1.Санитария и гигиена на кухне. Инструктаж по ТБ |
|
|
2.Физиология питания |
| - |
3.Бутерброды, горячие напитки. |
|
|
4.Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий |
|
|
5.Блюда из овощей и фруктов |
|
|
6.Блюда из яиц. |
|
|
7.Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака. |
|
|
8. Блюда из рыбы и морепродуктов |
|
|
9.Блюда из мяса |
|
|
10.Блюда из птицы |
|
|
11.Заправочные супы |
|
|
12.Приготовление обеда. Сервировка стола. |
|
|
13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов |
|
|
14. Изделия из жидкого теста |
|
|
15 Виды теста и выпечки |
|
|
16.Сладости, напитки и десерты |
|
|
17.Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет. |
|
|
18.Основы домашнего консервирования |
|
|
Гигиена девушки. |
| 1 |
1.Гигиена девушки . |
|
|
2.Определение типа лица, волос, кожи , фигуры человека. Зависимость выбора цвета одежды, прически, косметики от данной типологии . |
| 1 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов и уход за ними. |
| 4 |
1.Свойства текстильных материалов |
| - |
2.Конструирование швейных изделий |
| 1 |
3.Моделирование швейных изделий |
| - |
4.Элементы машиноведения. Инструктаж по ТБ |
| - |
5.Технология изготовления швейных изделий |
| 3 |
6. Уход за одеждой и обувью |
| - |
Художественные ремесла |
| 8 |
1. Декоративно – прикладное искусство |
| - |
2. Лоскутное шитье |
| - |
3. Вязание крючком |
| - |
4. Вязание на спицах |
| - |
5.Роспись по ткани, по стеклу, декупаж |
| - |
6.Вышивка, вышивка лентами |
| 3 |
7.Картонажное дело (шкатулка для рукоделия, чайный домики т.п.) |
| - |
8.Цветы из ткани |
| - |
9.Плетение поясов и браслетов. Создание украшений из ткани и шнуров. |
| 3 |
10.Валяние из шерсти |
| 2 |
11.Примитивные, чердачные игрушки |
| - |
12.Мыловарение, свечное дело |
|
|
Семейная экономика | 6 | 1 |
Бюджет семьи | 6 | 1 |
Современное производство и профессиональное самоопределение | 4 | 3 |
1.Сферы производства и разделение труда | 2 | 1 |
2.Профессиональное образование и профессиональная карьера | 2 | 2 |
Технология творческой исследовательской и опытнической деятельности | 8 | 6 |
1. Исследовательская и созидательная деятельность | 8 | 6 |
Резерв ( на 35 недель обучения) |
|
|
Всего: | 34 | 34 |
8класс
Введение. Инструктаж по ТБ 1ч
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 5ч
Тема. Экология жилища 1ч
Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении.
Ознакомление с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде).
Изучение конструкции водопроводных смесителей.
Тема . Водоснабжение и канализация в доме 1ч
Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Лаборно-практические и практические работы. Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц.
Тема. Рукоделие в доме 3ч ПРОВОДИТСЯ В КОНЦЕ 2ЧЕТВЕРТИ
Теоретические сведения
Предметы искусства и коллекции в интерьере.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление декоративной свечи
Раздел «Электротехника» 5ч
Тема. Бытовые электроприборы. Электротехнические устройства с элементами автоматики 1ч
Теоретические сведения. Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.
Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными приборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос.
Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.
Электронные приборы: телевизоры, DVD-плееры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение их срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения.
. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приёмников электрической энергии.
Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц.
Тема. Электромонтажные и сборочные технологии. Инструктаж по ТБ 4ч
Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.
Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи .
Электромонтажные работы: ознакомление с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов.
Создание настольной лампы. Выбор и изготовление абажура и основания .Декоративная отделка.
Раздел «Гигиена девушки» 1ч
Тема. Гигиена девушки
Теоретические сведения
Цветотип человека .Зависимость выбора одежды
и косметики от данной типологии
Раздел «Семейная экономика»1ч
Тема. Бюджет семьи
Теоретические сведения
Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» 3ч
Тема. Сферы производства и разделение труда 1ч
Теоретические сведения
Социальные проблемы труда (производственные отношения). Знакомство учащихся с современным социально-экономическим потенциалом страны и города. Рынок труда
Тема. Профессиональное образование и профессиональная карьера 2ч
Теоретические сведения
Знакомство учащихся с современными профессиями и местами обучения
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 6ч
Тема. Конструирование и моделирование швейных изделий 1ч
Теоретические сведения. Понятие о сумках. Виды сумок. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления сумки. Построение чертежа сумки.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек .
Снятие мерок и построение чертежа сумки в натуральную величину.
Тема. Технология изготовления швейных изделий 5ч
Теоретические сведения.
Виды сумок. Особенности покроя. Обработка ткани перед раскроем. Раскрой, сметывание, сшивание, обработка застежки. Декорирование готового изделия
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление летней сумки. Пасхалия. Украшение яиц с помощью декупажа, изготовление пасхальных кроликов и овечек
Раздел «Художественные ремёсла» 7ч
Тема. Вышивание 3ч
Теоретические сведения.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия.
Лабораторно-практические и практические работы.
Выполнение образца вышивки атласными лентами.
Тема. Валяние из шерсти 2ч
Теоретические сведения
Картины из шерсти. Способы создания и сохранения
Тема. Создание украшений . Декупаж 2ч
Теоретические сведения
Виды брелоков. Ювелирные инструменты. Декупаж. Способы создания. Использование лака для закрепления. Кракелюры..
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление брелока
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема. Исследовательская и созидательная деятельности 6ч
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в8 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников.
Практические работы. Разработка проекта на выбранную тему.
Выполнение практической работы и оформление теоретической части . Защита проектной работы на темы: «Умный дом», «Комплект светильников для моей комнаты», «Праздничный сладкий стол», «Сладкоежки», «Праздничный наряд», «Шорты к летнему сезону», «Подарок своими руками», «Атласные цветочки»,«Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и т д
.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
(ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ)
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Возможны следующие виды контроля:
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме тестов или практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме проектной работы или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики -итоговая выставка , защита проектов, викторина, тест.
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей обучающихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если обучающийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если обучающийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если обучающийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделия (работы)
ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
Нормы оценки творческих и проектных работ
Технико-экономические требования | Оценка «5» ставится, если учащийся: | Оценка «4» ставится, если учащийся: | Оценка «3» ставится, если учащийся: | Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами | Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правиль-но и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т. д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. | Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
КЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Дата по плану /фактически | |
1 | Введение, инструктаж по ТБ | Беседа, заполнение карты инструктажей | сентябрь 02-05 |
|
«Технологии домашнего хозяйства»2ч | ||||
2 | Технология домашнего хозяйства Гигиена и экология жилища
| Беседа. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации | сентябрь 08-12 |
|
3 | Водоснабжение и канализация в доме | Беседа .Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
| сентябрь 15-19 |
|
«Электротехника» 5ч | ||||
4 | Электротехника. Бытовые электроприборы. Инструктаж по ТБ
| Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи . Электромонтажные работы: ознакомление с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов. Создание настольной лампы. Выбор и изготовление абажура и основания. Декоративная отделка.
| сентябрь 22-26 |
|
5 | Электромонтажные и сборочные технологии. Создание эскиза абажура к лампе.
| сентябрь октябрь 29-03 |
| |
6 | Создание гипсового основания для лампы. | октябрь 06-10 |
| |
7 | Крепление основания и абажура | октябрь 13-17 |
| |
8 | Декоративная отделка лампы | октябрь 20-24 |
| |
«Гигиена девушки» 1ч | ||||
9 | Гигиена девушки | Беседа. Практическая работа: «Цветотип человека .Зависимость выбора одежды и косметики от данной типологии» | ноябрь 03-07 |
|
«Семейная экономика»1ч | ||||
10 | Семейная экономика. Бюджет семьи | Расчет семейного бюджета | ноябрь 10-14 |
|
«Современное производство и профессиональное самоопределение» 3ч | ||||
11 | Современное производство и профессиональное самоопределение Сферы производства и разделение труда | Беседа. Тестирование. | ноябрь 17-21 |
|
12 | Профессиональное образование и профессиональная карьера | Тестирование на прфпригодность Защита рефератов о профессиях | ноябрь 24-28 |
|
13 | Профессиональное образование и профессиональная карьера | декабрь 01-05 |
| |
«Технологии домашнего хозяйства» 3ч
| ||||
14 | Рукоделие в доме. | Беседа
Создание эскиза свечи. Создание формы.
Выполнение отливки и декорирования | декабрь 08-12 |
|
15 | Рукоделие в доме. Изготовление декоративной свечи | декабрь 15-19 |
| |
16 | Рукоделие в доме. Изготовление декоративной свечи | декабрь 22-26 |
| |
«Художественные ремёсла» 7ч
| ||||
17 | Художественные ремесла. Картины из шерсти
| Беседа Создание эскиза. Выполнение выкладки шерстью Закрепление картины на основе | январь 12-16 |
|
18 | Картины из шерсти | январь 19-23 |
| |
19 | Вышивка лентами | Беседа
Создание эскиза.
Выполнение вышивки атласными лентами
| январь 26-30 |
|
20 | Вышивка лентами | февраль 02-06 |
| |
21 | Вышивка лентами | февраль 09-13 |
| |
22 | Создание украшений. Изготовление брелока с помощью декупажа | Беседа
Создание эскиза.
Выполнение изделия | февраль 16-20 |
|
23 | Создание украшений. Изготовление брелока с помощью декупажа | февраль 23-27 |
| |
«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов и уход за ними» 6ч
| ||||
24 | Конструирование и моделирование швейных изделий. | Беседа Создание эскиза летней пляжной сумки. Конструирование и моделирование изделия Раскрой Изготовление изделия Декорирование изделия | март 02-06 |
|
25 | Технология изготовления швейных изделий.
| март 09-13 |
| |
26 | Технология изготовления швейных изделий
| март 16-20 |
| |
27 | Технология изготовления швейных изделий | март апрель 30-03 |
| |
28 | Пасхалия. Украшение яиц с помощью декупажа, изготовление пасхальных кроликов и овечек
| Декупажное украшение вареных яиц. Текстильные подарки к Пасхе
| апрель 06-10 |
|
29 | Пасхалия. Украшение яиц с помощью декупажа, изготовление пасхальных кроликов и овечек
| апрель 13-17 |
| |
30 | Проектная деятельность. | Разработка проекта на выбранную тему. Выполнение практической работы и оформление теоретической части . Защита проектной работы на темы: «Умный дом», «Комплект светильников для моей комнаты», «Праздничный сладкий стол», «Сладкоежки», «Праздничный наряд», «Шорты к летнему сезону», «Подарок своими руками», «Атласные цветочки»,«Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» | апрель 20-24 |
|
31 | Проектная деятельность. | апрель май 27-01 |
| |
32 | Проектная деятельность. | май 04-08 |
| |
33 | Проектная деятельность. | май 11-15 |
| |
34 | Проектная деятельность. Защита проекта. | май 18-22 |
|
«Согласовано» Руководитель методического объединения учителей ________/______________/ «____»___________2014 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора Парфенова В.А. ________/______________/ «____»___________2014 г.
|
Лист корректировки рабочей программы
класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Список литературы для учеников
1. «Энциклопедия шитья и рукоделия». Научное издательство, Москва 1998г. «Лоскуты», «ЭКСМ ПРЕСС», 1999г.
2. «Дружные спицы», «ЭКСМ ПРЕСС», 1998г.
3. «Первоклассная повариха», «ЭКСМ ПРЕСС», 1999г.
4. «Вяжем пледы», «Мир книги», 2006г.
5. «Школа вязания», Москва ЭКСМО, 2004г.
6. «Этикет для девочек», Москва «Премьера», 1999г.
7. «Основы кулинарии», Москва «Просвещение», 1993г.
8. «Начинаем вязать спицами и крючком», Москва «Просвещение», 1991г.
9. «Забавные поделки», Москва «Просвещение», 1992г.
10. «Вышивка. Первые шаги», Москва «ЭКСМО», 1997г.
11. «Цветы и фрукты круглый год», Москва «Арт-Родник», 2007г.
12. «Украшение из шелковых лент», Москва «Мир книги», 2007г.
13. «вышивка лентами», Москва «Ниола-Пресс», 2008г.
14. «Фантазии из шелковых лент», Москва «КОНТЕНТ», 2006г.
Список литературы для учителя
Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома. 5,6 класс –М:Вента –Графф, 2013.
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана -Граф, 2009. – 192 с.: ил.
Давыдова М.А Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек):5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 208 с.-(В помощь школьному учителю).
Н. В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, О. В. Яковенко. Технология. 5 класс. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана -Граф, 2013
Интернет – ресурсы:
СПИСОК ИНТЕРНЕТ – САЙТОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
http://www.it-n.ru/ – Сеть творческих учителей
http://www.inter-pedagogika.ru/ – inter-педагогика
http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
http://lib.homelinux.org/ – огромное количество книг по различным предметам в формате Djvu
http://iearn.spb.ru - русская страница международной образовательной сети 1*ЕАКМ (десятки стран участвуют в международных проектах)
ВЕБ-САЙТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ:
http://www.kudesniki.ru/gallery - галерея детских рисунков «Дети в Интернете»
http://www.chg.ru./Fairy - творческий фестиваль «Детская сказка» http://www.rozmisel.irk.ru/children - «Творите!»
http://www.edu.nsu.ru/~ic - «Интеллектуальный клуб»: викторины и конкурсы, головоломки и кроссворды.
ВЕБ-САЙТЫ - КАТАЛОГИ ШКОЛЬНЫХ РЕСУРСОВ:
http://www.kinder.ru/ - каталог детских ресурсов: все, что может быть интересно детям.
http://www.school-holm.ru - «Школьный мир»: каталог ресурсов для школьников и их родителей.
http://www.chat.ru/rusrepetitor - Репетитор: учебные материалы, тесты, рассказы, всякая всячина для школьников, абитуриентов и студентов
Технологии обработки тканей и пищевых продуктов
http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool
http://edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k15.htm
http://vlc.pedclub.ru/modules/wfsection/print.php?articleid=86
http://www.ournet.md/~chinesecookery
http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/
http://www.knitting.east.ru/
http://www.rukodelie.ru
http://pembrok.narod.ru/sharsmain.html
http://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool
http://remesla.ru/
http://ad.adriver.ru/cgi-bin/erle.cgi?sid=37653&bn=1&target=blank&bt=2&pz=0&rnd=782571600
http://www.softodrom.ru/win/p857.shtml
http://pages.marsu.ru/iac/school/sh2/sv/tehnol/index.html
http://citnews.unl.edu/hscroptechnology/index.html
http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000344/1000344a1.htm#1000344-A-101
http://www.krugosvet.ru/articles/43/1004369/1004369a1.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010554/1010554a1.htm
http://www.water.ru/bz/param/ferrum.shtml
http://www.water.ru/bz/digest/min_subst.shtml Декоративно-прикладное искусство
http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/6_1/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project798/index.htm
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project170/
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1005/index.htm
http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/12/MG1.PPT
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/
http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/beresta/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html
http://www.catalog.alledu.ru/predmet/trud/http/www.sunrain.by.ru
http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html
http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/moscow.html
http://www.chat.ru/~krestom/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/kr_perek/
http://www.romangoncharov.narod.ru/
http://kenunen.boom.ru/igru/toys_1.html
http://palekh.narod.ru/
http://archive.1september.ru/nsc/2002/02/7.htm
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/yar.html
http://www.chat.ru/~hisveta/lesson.htm
http://www.rukodelie.ru
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/app/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ugl_dt/models1.html
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/sad171/moscow.html
http://krestom.chat.ru/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/kr_perek/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/indexa.html
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/
http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/beresta/
http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/tvorch/nekras/platok/
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/mak/
|
|
База заданий
Тесты по технологии для девочек, обучающихся в 5-8 классах общеобразовательной школы. Предлагаемые тесты разработаны в соответствии с содержанием учебника В.Д.Симоненко и И.А. Сасовой также используя журналы и газеты, методические пособия. Тесты представлены по разделам: кулинария, культура дома, машиноведение, материаловедение. В тестах есть вопросы с одним и с несколькими ответами. В тестах с несколькими ответами за каждый правильный ответ ученик получает +0,5 баллов, а за каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Всего вопросов 25, оценивается по 3-х бальной системе, учитывая сложность задания и рассчитана на 20 минут. Количество правильных ответов составляет 51 баллов. Правильные ответы даны ниже теста
Оценку «отлично» получают учащиеся, давшие не менее 90% правильных ответов; «хорошо»- 80-90%, «удовлетворительно»- 60-80%.
Анализ своих ошибок по ответам поможет школьникам достаточно точно выявить, какой учебный материал требует дополнительной обработки.
Тесты по технологии.
Культура дома. Кулинария.
№п\п | вопросы | балл |
1. | Отметьте цифрами последовательность операций по уходу за посудой: | 1 |
2. | К видам первичной обработки овощей относятся: | 2 |
3. | Отметьте знаком + все правильные ответы. | 2 |
4. | Отметьте знаком + все правильные ответы. | 2 |
5. | Отметьте знаком + все правильные ответы. | 2 |
6. | Для максимального сохранения минеральных солей овощи: | 1 |
Ответы. | ||
Материаловедение. | ||
1. | Для уменьшения усадки ткани проводится: | 2 |
2. | Шелковые нити получают из: | 2 |
3. | К дефектам внешнего вида тканей относятся: | 2 |
Машиноведение | ||
1. | Выбивание нитей из ткани в момент прокалывания ткани иглой происходит из-за того, что игла: | 2 |
2. | В бытовой швейной машине имеются регуляторы: | 2 |
3. | Регулировка натяжения нижней нити в швейной машине осуществляется: | 2 |
4. | Укажите правильную последовательность действий при начале работы на швейной машине с ножным приводом: | 2 |
5. | Длинный желобок иглы при её установке в иглодержателе должен быть повернут: | 2 |
6. | Поломка швейной иглы может произойти, если: | 2 |
7. | Впишите нужное слово в оставленное место. | 2 |
8. | Причиной пропуска стежков может быть: | 3 |
9. | Сметывание – это: | 2 |
10. |
| 2 |
11. | При изготовлении конической юбки применяются машинные швы: | 3 |
12. | В процессе моделирования вытачки прямой юбке могут быть преобразованы: | 2 |
13. | Разутюживание – это: | 3 |
14. | На основе стачного шва можно выполнить следующие машинные швы: | 2 |
15. | Примерку швейного изделия а процессе его пошива проводят: | 2 |
16. | При выкраивании подкройной обтачки её долевую нить располагают: | 2 |
Всего:
Вопросов: 25.
Баллы: 51.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса:
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечания |
Печатные пособия; |
|
|
Кабинеты оснащены соответствующей наглядной информацией ( инструкции по ТБ) - Методические рекомендации для учителя по предмету « Технология» Учебники Технология 5, 6, 7 классы
Таблицы Индивидуальные раздаточные пособия Плакаты Коллекции ( натуральных волокон, искусственных волокон, тканей) Электронные наглядные пособия -Таблицы по цветоведению, построению орнамента -Таблицы по декоративно-прикладному искусству, альбом с народными промыслами, русскому костюму |
1
По 15 шт. кажд. | Представлены в демонстрационном виде и на электронном носителе |
Экранно-звуковые пособия |
|
|
Аудиозаписи по музыке 5,6,7 класс, литературные произведения Видеоролики о ремеслах, способах выполнения некоторых операций по приготовлению пищи, шитью и др. |
| Электронные носители по разделам для каждого класса |
Технические средства обучения |
|
|
Компьютер, мультимедийный проектор Интерактивная доска | 1 | Размер 1,50-1,50 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
|
|
Презентации по урокам: стилям и направлениям в моде; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству мастеров ДПИ, особенностям выполнения кроя, различных операций и т.п. | По занятиям | Компакт диски и электронные носители по разделам для каждого класса |
Учебно-практическое, учебно-лабораторное оборудование и инструменты |
|
|
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой. -емкости для воды -клей -ножницы - линейки( угольники) - иглы швейные и машинные -портновские булавки -вязальные спицы и крючки -сантиметровые ленты -тарелки, -ножи, -разделочные доски, - кастрюли, - чашки. | 12 1 15 1банка 15 15 Упак. 1 кор. 3 наб 3 23 12 3 1 15 |
|
Натуральные объекты |
|
|
- Ракушки, бусины, пайетки, шишки, орехи и тд. |
|
|
Демонстрационные пособия |
|
|
- Коллекции ( натуральных волокон, искусственных волокон, тканей) | По 4 шт. |
|
Рабочий фонд |
|
|
Рабочие места для девочек укомплектованы следующим оборудованием: -Швейные машины
-утюг -утюжильная доска -электрическая плита -чайник электрический -холодильник |
6 руч 2 электр
2 2 1 1 1 |
|