«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор школы
__________Баженова Н.М. _________ Шульга О.В. __________ Карбышева Н.Г.
Протокол №____________ « «_________ 2017 « «____________2017
Рабочая программа
учителя МБОУ средней общеобразовательной школы №3
по технологии
4 класс
Составила : Баженова Н.М.
учитель 1 квалификационной категории
1. Пояснительная записка
Программа по технологии для 4 класса на 2013/2014 учебный год разработана составлена на основе:
федерального государственного стандарта начального образования (2009 г.)
авторской программы «Технология» Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова.
положение о рабочей программе
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно - этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету-«Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мири;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при ны пол нении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и труппе, оценивать результаты, корректирован, деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Технология» в 4 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю. Изменения в программу не внесены
Данная программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом: Сборник рабочих программ. «Школа России» М.; Просвещение 2011 г (стр. 469-527). Роговцева Н.И.; Богданова Н.В. и др. Технология. Учебник. 4 класс. Роговцева Н.И.; Богданова Н.В. Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляд» на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народом, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учебной.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 4 класса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
осознание своей ответственности за общее дело;
ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
уважение к чужому труду и результатам труда;
уважение к культурным традициям своего народа;
представление о себе как гражданине России;
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
понимание чувств окружающих людей;
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям,
осознания себя как гражданина России;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном и словесно-логическом уровнях;
адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
владеть общими приемами решения задач;
работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
умению смыслового восприятия познавательных текстов;
выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковые систем, медиаресурсоа;
делать выписки из используемых источников информации;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
ориентироваться па позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
экономно расходовать используемые материалы;
применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
изменять способы соединения деталей конструкции;
изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать особенности проектной деятельности:
осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
писать и отправлять электронное письмо;
соблюдать режим и правила работы на компьютере.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда_ человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проулочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических за дач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежи (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа-с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Перечень учебно-методических средств
№ п/п | Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащения |
Основная литература |
1. | Сборник рабочих программ. «Школа России» М.; «Просвещение» 2011 г (стр. 469-527).. | 1 | 1 | 100% |
2. | Роговцева Н.И. Технология. Учебник.4 класс / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. – М.: Просвещение, 2013г. | 20 | 20 | 100% |
3. | Роговцева Н.И. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова Н.В. Шипилова.- М.: Просвещение 2011 г. | 20 | 20 | 100% |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства обучения |
1. | Набор предметных таблиц | 1 | 1 | 100% |
2. | Электронные приложения к учебнику | 1 | 1 | 100% |
| | | | |
Учебно - тематический план:
№ | Наименование разделов и тем | Всего |
1 | Введение | 1 ч. |
2 | Человек и земля | 21 ч. |
3 | Человек и вода | 3 ч. |
4 | Человек и воздух | 3 ч. |
5 | Человек и информация | 6 ч. |
| Итого: | 34 ч. |
Терминологические диктанты – 4 (1 раз в четверть)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дата | № урока | Тема урока | Тип урока | Понятия | Доп. средства | Виды деятельности учащихся |
План | факт |
04.09 | | 1 | Как работать с учебником | Комбиниро- ванный | технология материалы инструмент технологи-ческий процесс, приёмы работы | учебник с.3-8 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Технологии » для 4 класса. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе « Вопросов юного технолога» и терминологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки |
Человек и земля ( 21 час ) |
11 09 | | 2 | Вагоностроительный завод Создание модели вагона из бумаги | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | Машино-строение, локомотив, конструк-ция вагона, цистерна, рефрижератор, хопер- дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама вагона | ИКТ учебник с.10-15 | Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов. Организовывать рабочее место. Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия. Проводить оценку этапов работы, контроли-ровать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия. |
18.09 | | 3 | Вагоностроительный завод | Комбиниро- ванный Обобщение и систематизация знаний | учебникс. 15-17 |
25.09 | | 4 | Полезные ископаемые. Месторождение, нефтепровод, геолог, буровик. Изделие: «Буровая вышка» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | Месторождение, нефтепро-вод, геолог, буровик. | ИКТ учебник с. 18-23 | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других источников. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Выбирать материалы и инструменты при изготовлении изделия. Составлять план изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
02.10 | | 5 | Автомобильный завод.Изделие «Камаз» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | поделочные камни, имитация, мозаика, русская мазаика. Мастер по камню. | ИКТ –изделия из ма-лахита, учебник с.23-27 | Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения изделия из текста учебника и других источников Овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Использовать приёмы работы с пластилином. Выполнять соединение деталей. Рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита. Проводить оценку этапов работы, контроли- ровать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
09.10 | | 6 | Автомобильный завод «КамАЗ» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | автомобиль-ный завод, конвейер, операция | учебник с.28-32 ИКТ- виды авто | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назна-чении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвей-ере из материалов учебника и других источников. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
16.10 23.10 | | 7 /8 | Монетный двор. Изделия «Стороны медали»,»Медаль» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок аверс, реверс, штамповка литьё, тиснение. | учебник с.35-37 образцы монет и медалей | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медалей на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
13.11 20.11 | | 9 10 | Фаянсовый завод Изделие: «Ваза» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор скульптор, художник | ИКТ учебник с.40-42 | Находить и отбирать информацию о техно-логии создания изделий из фаянса, их назна-чении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать эмблемы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя. Объяснять новые понятия. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий. Выполнять эскиз декора вазы. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
27.11 04.12 | | 11 12 | Швейная фабрика Изделие: «Прихватка» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | кустарное производство, массовое производство, лекало, транспортёр, мерка, размер | учебник с.46-50, образцы изделий | Находить и отбирать информацию о техно-логии производства одежды и профессио-нальной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы. Составлять план этапов работы. Соблюдать правила работы с иглой. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
11.12 18.12 | | 13 14 | Игрушка.Изделие «Новогодняя игрушка. Птичка» | Комбиниро- ванный Обобщение и систем. знаний | учебник с.50-54 |
25.12 | | 15 | Обувное производство Изделие: «Модель детской летней обуви» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | обувщик, натуральные искусствен- ные и син- тетические материалы, модельная обувь, размер обуви | учебник с.55-59 ИКТ- модели обуви | Находить и отбирать информацию о техно-логии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Выполнять разметку и раскрой изделия. Правила работы с ножницами. Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы. Проводить оценку этапов работы, контроли-ровать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
15.01 | | 16 | Обувное производство Терминологический диктант | Комбиниро- ванный Обобщение и систематизация знаний | учебник с.59-61 |
22.01 | | 17 | Деревообрабатываю-щее производство Изделие: «Лесенка –опора для растений» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | древесина, пиломате- риалы, текстура, столяр | учебник с.62-66 | Находить и отбирать из материалов учебника информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов.. Объяснять новые понятия. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины. Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, опреде- лять технологические этапы работы. Состав-лять план изготовления изделия. Декориро-вать изделие по собственному замыслу, ис-пользовать различные материалы. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
29.01 | | 18 | Деревообрабатываю-щее производство | Комбиниро- ванный Обобщение и систематизация знаний | учебник с.67-68 |
05.02 | | 19 | Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное -картошка» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | кондитер, технолог- кондитер, какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, кронширова-ние | учебник с.69-62, ИКТ- образцы изделий | Находить и отбирать информацию о о техно-логии производства кондитерских изделий и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материалов учебника и других источников. Отыскивать на обёртке продукции информа-цию о её производителе и составе. Анализи-ровать технологию изготовления шоколада. Анализировать рецепт изготовления печенья. Проводить оценку этапов работы, контроли-ровать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
12.02 | | 20 | Кондитерская Фабрика. Тест. Кондитерские изделия. | Комбиниро- ванный Обобщение и систематизация знаний | учебник с.72-77 |
19.02 | | 21 | Бытовая техника Изделие: «Электрическая лампа» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | бытовое электро- оборудование, источник электричес-кой энергии, электричес-кая цепь, инструкция | учебник с.78-81 ИКТ | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, её идах и назначениях. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальны-ми предметами ( батарейкой, проводами, лампочкой ). Анализировать правила пользова-ния электрическим чайником, соблюдать правила пользования электроприборами. Выполнять разметку и раскрой изделия. Проводить оценку этапов работы, контроли-ровать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
26.02 | | 22 | Бытовая техника. Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов. | Комбиниро- ванный Обобщение и систематизация знаний | учебник с.82-87 |
05.03 | | 23 | Тепличное хозяйство. Изделие: «Диван для школьной клумбы.» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | агроном, овощевод. теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника | учебник с.88-94 | Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспечения жизнедеятельности человека.. Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах Анализи-ровать информацию на пакетике с семенами.. Выделять информацию, характеризующую семена Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия Составлять рассказ для презентации изделия. |
Человек и вода ( 3 часа ) |
12.03 | | 24 | Водоканал Изделие: «Фильтр для очистки воды» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | водоканал, струемер, фильтра-ция, ультрафио-летовые лучи | учебник с. 96-100 | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Рассказывать о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. Проводить эксперимент по очистке водв, Составлять отчёт на основе наблюдений. Составлять рассказ для презентации о значении воды, способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды. |
19.03 | | 25 | Порт Изделие: «Канатная лестница» Практическая работа. «Технический рисунок канатной лестницы.» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | лоцман, докер, швартовщик такелажник, санитарный врач, порт, причал, морской узел | учебник с.101- 104 | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способов вязания простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. Составлять план изготовления изделия. Соединять детали изделия Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
09.04 | | 26 | Узелковое плетение Изделие: «Браслет» Терминологический диктант | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | макраме | учебник с.105-112 | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники «макраме». Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Изготавливать изделие, украшать бусинами Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
Человек и воздух ( 3 часа ) |
16.04 | | 27 | Самолётостроение Ракетостроение Изделие: «Самолёт» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | лётчик, космонавт, самолёт, картограф | учебник с.114- 118 ИКТ | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Знать крупнейшие заводы России, производящие самолёты. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использо-вания различных видов летательных аппара-тов. Определять последовательность сборки модели самолётов. Проводить оценку этапов работы, контроли-ровать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
23.04 | | 28 | Ракетоноситель. Ракета -носитель | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | космичес-кая ракета, искусственный спут-ник Земли | учебник с.118- 120 | Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты.. Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела – конус, цилиндр. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия.. Соблюдать правила работы с ножницами.. Соединять детали изделия при помощи клея. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
30.04 | | 29 | Летательный аппарат. Изделие: «Воздушный змей» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилиза-тор | учебник с.121- 124 ИКТ | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей из бумаги и картона. Определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты для её выполнения. Использовать приёмы работы кнопкой, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
Человек и информация ( 6 часов ) |
01.05 | | 30 | Создание титульного листа. Технология создания книги | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | издатель- ство, издатель-ское дело, печатная продукция, макет, лист титульный | учебник с.128- 130 ИКТ | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей. Участвующих в её создании. Выделять этапы издания книги. Использовать полученные знания для состав-ления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной продукции. Находить и определять особенности оформления титуль-ного листа. Составлять титульный лист. Проводить оценку этапов работы, контроли-ровать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
07.05 | | 31 | Работа с таблицами. Правила работы на компьютере | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | Microsoft Word, таблица. строка, столбец | учебник с.130- 133 ИКТ | Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Соблюдать правила работы на компьютере |
14.05 | | 32 | Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | элементы книги | учебник с.134-136 ИКТ | Объяснять значение и возможности ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологии в издательском деле, в процессе создания книги. Использовать в практической деятельности знание программы Microsoft Word. Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. |
21.05 | | 33 | Переплётные работы Терминологический диктант | Комбиниро- ванный Ознакомление с новым материалом | шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок | учебник с.136- 139 ИКТ | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Составлять план изготовления изделия. Проводить оценку этапов работы, контролировать качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия. |
23.05 | | 34 | Переплётные работы. Изделие Книга. Дневник путешественника» | Обобщение и систематизация знаний | |
29