СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (технический труд) для 5-8 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В результате изучения курса технологии учащиеся получат возможность:

       Познакомиться с: основными технологическими понятиями и характеристиками; назначением и техническими свойствами материалов; назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (технический труд) для 5-8 классов»


муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им А.Ф. Михайлова д. Николаевка

муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан







Рассмотрено

На заседании метод. совета

Протокол №__

от ___________г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

________О.Ю. Храмова

____________г.

Утверждаю

Директор школы

_____ И.В. Зотов

 Приказ №_______

от ______________г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По технологии (технический труд)

5-8 классы



Срок реализации: 2016-2020 г.



Программа составлена на основе авторской программы Казакевича В.М. и

Молевой Г.А., представленных в федеральном государственном образовательном стандарте.

 









                                                                                                                                    





Составлена программа

учителем технологии первой категории

Филипповым Сергеем Михайловичем















 

 

 2016 г.

Требования к результатам усвоения содержания программы.

В результате изучения курса технологии учащиеся получат возможность:

Познакомиться с: основными технологическими понятиями и характеристиками; назначением и техническими свойствами материалов; назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов.

Научится: рационально организовывать рабочее место, находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; конструировать, моделировать изготавливать точеные изделия и изделия декоративно-прикладного искусства; выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры; получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для выставок; изготовление изделий из поделочных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.



Содержание программы

5 класс

Раздел 1. Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталей (22 ч)

Введение. Что такое «Труд» и «Технология» (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Правила поведения. Понятия «труд», «орудия труда», «технология».

Дерево и древесина. Породы древесины. Пороки древесины (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль.

Практические работы.

1.Распознаваниелиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок.

Виды древесных материалов. Получение шпона и фанеры (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок. Поиск способов рационального использования и применения древесных материалов и пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Практические работы.

1.Внешний вид древесины разных пород и образцов древесины.

Рабочее место для обработки древесины (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Понятие об изделии и детали. Организация рабочего места для обработки древесины. Соблюдение ТБ при обработке древесины. Приводить примеры изделий, состоящих из одной детали и из нескольких.

Практические работы.

1.Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком).

Эскиз, технический рисунок и чертеж детали и изделия (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Выполнение эскизов художественного оформления изделия, детали. Выполнение чертежа сложного по форме изделия. Нанесение размеров на чертежах. Соблюдать правила выполнения чертежей.

Практическая работа.

  1. Ознакомление с измерительным инструментом (измерительной линейкой, столярным угольником).

  2. Выполнение эскиза детали.

Планирование работы по изготовлению изделия.

Разметка заготовок из древесины (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Продумывать последовательность действий от начала работы до получения готовой детали и изделия. Составление плана работы. Подбор материала для изготовления и подготавливать заготовку с учетом припуска на обработку. Работа в группе.

Практические работы.

1.Составление плана работы по изготовлению разделочной доски.

Основные теоретические сведения.

Разметка. Заготовки из древесины используемые для разметки. Назначение разметки. Способы разметки, инструменты для разметки. Требования к качеству разметки. При разметке нескольких одинаковых деталей следует пользоваться шаблоном. Правила безопасной работы при разметке.

Практические работы.

1.Разметка заготовок для ящичка под мелкие принадлежности.

Пиление древесины (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Пиление заготовок ножовкой и другими пилами. Освоение приемов пиления. Виды ножовок и пил, используемых при пилении. Способы пиления. Выпиливание лобзиком. Преимущество пилы по сравнению с другими инструментами при вырезании детали. Инструменты и приспособления для: разводки зубьев пилы, для точения зубьев пилы. Фуговка пил. Правила техники безопасности при пилении.

Практические работы.

1.Выпиливание заготовок.

2.Пиление в стусло.

Строгание древесины.(2 ч)

Основные теоретические сведения.

Строгание заготовок. Освоение приемов строгания заготовок. Инструменты применяемые для строгания заготовок из древесины. Настройка инструментов для строгания. Правила безопасной работы при строгании. Контроль качества при пилении и строгании.

Практические работы.

1.Строгание заготовок.

Сверление древесины (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Сверление технологических отверстий. Надежное закрепление заготовки на верстаке. Получение в заготовке круглых отверстий (чаще цилиндрических) с помощью режущих инструментов – сверл. Подбор сверл по размеру. Виды сверл. Инструменты для сверления. Способы сверления. Заточка сверл. Закрепление сверл в патроне. Хранение сверл. Устройство сверла. Устройство коловорота. Устройство дрели, сверлильного станка. Освоение приемов сверления.

Практические работы.

1.Сверление заготовок.

Соединение столярных изделий гвоздями и шурупами (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Многие изделия из древесины содержат несколько деталей. Их соединяют различными способами. Самый распространенный – соединение гвоздями. Элементы гвоздя. Формы головок шурупа, шлицы головок шурупа. Последовательность соединения столярных изделий гвоздями и шурупами. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Специальные инструменты для завинчивания шурупов - электрические и механизированные ручные шуруповерты.

Практические работы.

1.Соединение деталей гвоздями и шурупами.

Отделка изделий из древесины. Выжигание. Выпиливание лобзиком. (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Защитная и декоративная отделка изделия от вредных воздействий и внешней среды и придания лучшего внешнего вида древесине лаками, красками, морилками и другими средствами. Способы окрашивания изделий из древесины. Безопасность работы с лаками, красками, растворителями, морилками. Сушка изделий. Хранение лакокрасочных материалов. Отделка изделия шлифовальной шкуркой. Освоение приемов отделки.

Очень часто изделия из древесины и фанеры для красоты отделывают выжиганием. Выбор степени накала выжигательного прибора. Безопасность работы при выжигании. Освоение приемами работы выжигателем.

Приемы работы лобзиком. Разметка заготовки для выпиливания. Зачистка выпиленной детали шлифовальной шкуркой, а кромки обрабатывают надфилем – маленьким напильником с мелкой насечкой. Исправность инструмента.

Практические работы.

1.Отделка изделий из древесины.

2.Выжигание (шлифовка фанеры, рисование, покрытие лаком).

3.Выпиливание (рисование рисунка)

Раздел 2. Технология изготовления изделий из металла и пластмассы (18 ч).

Виды металлов и сплавов. Их основные свойства (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Среди поделочных материалов металлы занимают одно из первых мест. Подразделение металлов на черные и цветные. Характеристика черных и цветных металлов. Все металлы и сплавы обладают характерным блеском и имеют определенный цвет. Металлы и сплавы хорошо проводят тепло и электрический ток. Обладают высокой теплопроводностью и электропроводностью. Способность металлов и сплавов изменять свою форму и размер под воздействием внешних факторов, т.е. способность подвергаться различным видам обработки. Обладание металлов и сплавов высокой твердостью и прочностью. Различие по внешнему виду металлов и сплавов. Основные свойства и область применения металлов и сплавов. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Практические работы.

1.Ознакомление с внешним видом образцов черных и цветных металлов и сплавов.

Тема 2. Тонколистовой металл и проволока.

Оборудование и организация рабочего места (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Сплавы металлов выпускаются металлургическими заводами в виде больших слитков. Затем слитки подвергают обработке: прокатке (для получения листового металла) и волочению (для получения проволоки). Распознавать тонколистовой металл и проволоку. Виды тонколистового металла и проволоки. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и проволоки. Читать и оформлять графическую документацию. Составлять последовательность выполнения работ. Организовывать рабочее место для работы с тонколистовым металлом и проволокой. Выполнять измерения. Выполнять работу ручными инструментами. Устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков. Закрепление обрабатываемой заготовки в нужном положении в слесарных тисках. Соблюдать меры безопасности при работе с тонколистовым металлом и проволокой.

Практические работы.

1.Ознакомление с видами тонколистового металла и проволоки.

2. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке.



Графическое изображение деталей

из тонколистового металла и проволоки (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей. Выбирать материалы и средства для выполнения технологического процесса. Планировать технологические операции. Оптимизировать приемы выполнения работ. Овладение основами графической грамотности.

Практические работы.

1.Выполнение эскиза детали из тонколистового металла и проволоки.

Разметка тонколистового металла (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Чтобы изготовить деталь или изделие требуемой формы и размеров, заготовку надо разметить согласно чертежу. Инструменты применяемые при разметке. Последовательность разметки заготовки. В чем сходство и различие разметки заготовки из тонколистового металла и разметки изделия из древесины. Определять допустимые отклонения размеров при изготовлении деталей. Уметь пользоваться шаблоном. Соблюдать правила безопасности при разметке. Овладение приемами разметки листового металла.

Практические работы.

1.Разметка коробки для мелких деталей.

2.Составление технологической карты.

Резание тонколистового металла слесарными ножницами.

Гибка тонколистового металла (2 ч.)

Основные теоретические сведения.

Резание металла и сплавов при помощи ручных и механизированных ножниц, а также на специальных станках. Способы резания тонколистового металла. Резание металла ручными ножницами. Резание по прямым линиям. Резание по криволинейному контуру. Определять допустимые отклонения при резании металла. Правила безопасной работы при резке и рубке тонколистового металла.

Практические работы.

1.Изготовление подкладки под резец.

2.Составление технологической карты.

Основные теоретические сведения.

Знакомство с видами гибки из тонколистового металла. Способы выполнения операции гибки тонколистового металла. Разметка при гибки. Инструменты используемые при гибки тонколистового металла. Правила безопасности при гибки тонколистового металла.

Практические работы.

1.Изготовление коробочки для мелких деталей.

2.Изготовление корпуса совка.

3.Выполнение технологической карты.




Устройство сверлильного станка.

Правила и приемы работы на сверлильном станке (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Техническая машина – сверлильный станок, предназначенная для быстрого и качественного получения отверстий. Устройство сверлильного станка. Освоение приемов сверления на станке. Выполнение работы по технической и технологической документации. Соблюдать правила безопасной работы при сверлении.

Практические работы.

1.Устройство сверлильного станка.

2.Получение отверстия в заготовке с помощью сверлильного станка.

3.Сверление заготовок.

Соединение деталей из тонколистового металла с помощью

заклепок и фальцевого шва (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Способы соединения двух или нескольких деталей из тонколистового металла. Способы соединения. Разъемные и неразъемные соединения. Инструменты для клепки. Последовательность выполнения работы клепка. Виды заклепок. Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Этапы выполнения фальцевого шва. Выполнение безопасных приемов на каждом этапе. Освоение приемами клепки и фальцевого шва.

Практические работы.

1.Соединение деталей с помощью заклепок.

2.Соединение деталей фальцевым швом.

Отделка изделий из тонколистового металла (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Отделка изделий включает в себя выравнивание поверхности и нанесение декоративных покрытий. Особенности отделки изделий из тонколистового металла и проволоки. Выбор способа отделки готового изделия. Инструменты и материалы используемые при отделке изделий. Освоение приемов отделки изделия. Соблюдение правил ТБ при отделки изделий.

Практические работы.

1.Отделка детали из тонколистового металла.

Технологические операции при изготовлении изделий из проволоки (2 ч).

Способы резки и рубки проволоки. Инструменты для резки и рубки проволоки. Правила безопасной работы при резке и рубке проволоки. Виды и способы гибки проволоки.

Практическая работы.

  1. Изготовление изделий из проволоки.

  2. Отделка изделий из проволоки.

Раздел 3. Электротехнические работы (4 ч).

Основные теоретические сведения.

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.

Практические работы.

1.Сборка электрических цепей с использованием электроконструктора.

2.Подключение проводов к электрооборудованию.

3.Электромонтажные работы.

4.Чтение простой электрической схемы.

Варианты объектов труда.

Провода, электроустановочные изделия. Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств.

Раздел 4. Элементы техники (4 ч)

Основные теоретические сведения.

Понятие о технике. Понятие о техническом устройстве. Основная функция технического устройства. Понятие о машине. Классификация машин. Типовые детали машин. Ознакомление с типовыми деталями машин. Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов.

Практические работы.

1.Сравнительный анализ технических устройств имеющих одинаковую основную функцию.

2.Назначение типовых деталей машин.

3.Подвижное и неподвижное соединения деталей механизмов.

Раздел 5. Проектные работы (16ч)

Основные теоретические сведения.

Выбор темы проектов. Методы обоснования конструкции изделия и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Практические работы.

1.Тема проекта историческая и технические справки.

2.Разработка конструкторской документации.

3. Разработка технологической документации.

4.Изготовление изделия.

5.Экономическое и экологическое обоснования. Рекламный проспект изделия. Выводы по итогам работы. Защита проекта.

Агротехнология (6ч)

Весенние работы (6 часов)

Основные теоретические сведения.

Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растений. Понятие о сорте. Правила использования органических с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

Практические работы.

Подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы. Выбор инструментов, поделка грядок и клумб, внесение удобрений, полив, рыхление почвы, прополка, прореживание всходов, наблюдение за ростом растений.


6 класс

Агротехнология (осенние работы 4 ч)

Основные теоретические сведения.

Основные направления агротехники с/х: полеводство, овощеводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления агротехники в регионе, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в агротехнике. Ведущие овощные и цветочно – декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.

Практические работы.

Уборка картофеля, моркови, свеклы, лука. Сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия), подзимний посев семян, посадка луковиц. Сбор растительных остатков.

Варианты объектов труда.

Овощи на пришкольном участке, цветы.

Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы (36 ч)

Механические свойства древесины.

Рациональное оборудование рабочего места (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Механические свойства древесины. Свойства древесины характеризующие ее способность сопротивляться воздействию внешних сил. Определение твердости древесины, ударной вязкости, упругости. Оценивание механических свойств древесины. Организация рационального оборудования рабочего места. Раскладка и расположение инструментов на верстаке. При изменении характера работы ненужные инструменты убирают с верстака.

Практические работы.

1.Определение твердости древесины.

2.Организация рабочего места.

Требования к изготавливаемому изделию.

Чертеж детали цилиндрической формы. Сборочный чертеж (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Требования предъявляемые к изготавливаемому изделию. Изделие должно быть прочными полезным и кому-то нужным. Кроме того изделие должно быть хорошо и красиво выполнено. Работу начинают с выполнения графической документации: эскиза, технического рисунка, чертежа. Выполнение чертежа сложного по форме. При чтении сборочного чертежа необходимо: уяснить содержание основной надписи сборочного чертежа. Изучить спецификацию. Понять форму и устройство изделия. Определить последовательность и способы соединения деталей в готовое изделие.

Практические работы.

1.Чтение сборочного чертежа.

2.Чертеж детали цилиндрической формы.

Изготовление деталей цилиндрической формы ручными инструментами

(2 ч)

Основные теоретические сведения.

Выполнение деталей цилиндрической формы в столярной мастерской при помощи ручных инструментов. Технология изготовления. Назначение инструментов и рациональные приемы работы с ними. Соблюдение правил безопасной работы, проводить визуальный и инструментальный контроль качества.

Практические работы.

1.Изготовление детали цилиндрической формы.

Устройство токарного станка для точения древесины.

Подготовка заготовок к обработке на токарном станке по дереву (4 ч)

Основные теоретические сведения.

Устройство токарного станка СТД-120М. Виды операций, выполняемых на токарном станке. Организация рабочего места. Закреплять заготовку на станке. Соблюдать правила безопасной работы на станке. Выбор заготовок. Приемы подготовки заготовок к точению.

Практические работы.

1.Ознакомление с устройством токарного станка по обработке древесины.

Точение деталей цилиндрической формы на токарном станке (10 ч)

Основные теоретические сведения.

Назначение и устройство ручного инструмента; правила заточки инструмента; приемы работы на токарном станке. Выполнение работ на токарном станке с опорой на технологическую карту; контролировать качество и выявлять выявленные дефекты.

Практические работы.

1.Точение детали по чертежу и технологической карте.

Соединение деталей шипами, вполдерева, шкантами и нагелями (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Приемы соединения деталей. Последовательность соединения. Выбор инструментов для соединения деталей. Правила безопасной работы. Виды шиповых соединений.

Практические работы.

1.Изготовление изделия, содержащего соединения.

2.Склеивание деталей изделия.

3.Сборка и отделка изделий из древесины.

Декоративно-прикладная обработка древесины.

Выполнение контурной резьбы (10 ч)

Основные теоретические сведения.

Среди народных промыслов России самым распространенным была резьба по дереву. Сравнение способов отделки древесины. Организация рабочего места. Назначение декоративно-прикладной обработки древесины. Выбор инструментов для резьбы. Овладение приемами контурной резьбы по дереву. Правила безопасной работы при декоративно-прикладной обработке древесины.

Практические работы.

1.Выполнение контурной резьбы.

2.Роспись по дереву.



Выпиливание ручным лобзиком по внутреннему контуру (4 ч)

Основные теоретические сведения.

Выпиливание по внутреннему контуру производится в первую очередь. Наружный контур выпиливается последним. Окончательная обработка внутренних поверхностей производится так же, как и наружных, надфилями и шлифовальной шкуркой. Соблюдение правил безопасной работы при выпиливании.

Практические работы.

1.Выпиливание изделия.

Раздел 2. Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов (8 ч)

Черные и цветные металлы и сплавы (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Общие сведения о металлургической промышленности. Влияние технологии производства и обработки металлов на окружающую среду. Основные свойства металлов и сплавов. Механические свойства металлов. Оценивание технологических возможностей. Распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам. Правила поведения в слесарной мастерской.

Практические работы.

1.Распознавание металлов и сплавов по образцам.

Сортовой прокат. Виды сортового проката. Способы его получения

Основные теоретические сведения.

Виды изделий из сортового металлического проката. Способы получения сортового проката. Процесс изготовления деталей из сортового проката. Область применения сортового проката. Сортамент прокатных изделий. Безопасность труда при получении сортового проката.

Практические работы.

1.Определение видов сортового проката.

2.Подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минизации отходов.

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Сборочный чертеж. Технологическая карта (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Назначение и устройство штангенциркуля. Способы замеров: внутренних, наружных, глубины. Правила пользования штангенциркулем.

Практические работы.

1.Измерение размеров деталей штангенциркулем.

Резание сортового проката слесарной ножовкой. Опиливание заготовок из сортового проката. Приемы опиливания сортового проката. Рубка металла зубилом (2 ч).

Основные теоретические сведения.

Назначение и устройство слесарной ножовки по металлу. Правила выполнения резания металла. Подготовка инструмента к резанию. Резание металла. Правила безопасной работы.

Инструменты для опиливания. Назначение операции опиливания. Опиливание деталей из металла. Правила безопасной работы.

Допустимые отклонения при опиливании. Особенности опиливания плоских поверхностей. Контроль качества опиливания.

Практические работы.

1.Резание сортового проката слесарной ножовкой.

2.Ознакомление с видами напильников.

3.Опиливание заготовок из металла.

Основные теоретические сведения.

Инструменты для рубки металла. Приемы работы. Назначение операции рубки. Правила безопасной работы.

Практические работы.

1.Рубка металла зубилом.

Виды заклепочных соединений и способы их выполнения. Пластмасса как разновидность композиционного материала. Применение пластмасс и технологии их обработки

(2 ч).

Основные теоретические сведения.

Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений: поддержка, натяжка, обжимка. Инструменты для клепки. Назначение клепки. Виды заклепочных соединений. Подбор инструментов и приспособлений для соединения деталей. Последовательность технологической операции. Контроль деятельности на этапе соединения деталей. Правила ТБ при клепке.

Практические работы.

1.Выполнение заклепочного соединения.

Основные теоретические сведения.

Пластмассы: их применение, отличительные свойства. Виды пластических материалов. Применение пластмассы и технологии их обработки. Технологические особенности при выполнении операций обработки. Безопасные приемы работы при работе с пластмассами.

Практические работы.

1.Пластмассы и их отличительные свойства.

2.Изготовление изделий из пластмассы.

Раздел 3. Электротехнические работы (2 ч)

Электромагнит как электротехническое устройство (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Устройство и принцип действия. Область применения электромагнитов. Назначение и устройство реле. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств, технических установок и устройств. Собирать цепи по электрическим схемам, простейшие изделия. Соблюдение правил безопасности труда и электробезопасности.

Практические работы.

1.Сборка электрической цепи с электромагнитом.

2.Изготовление модели электромагнита. Проверка модели в действии.

3.Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства.

Варианты объектов труда.

Модели из деталей электро-конструктора, электромагнитные реле.

Раздел 4. Элементы техники (2 ч)

Элементы техники (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Технологические машины. Различие рабочих машин. Технологические машины и их рабочие органы. Принцип резания в технике. Принцип вращения в технике. История появления наземных транспортных машин. Водный и воздушный транспорт. Транспортирующие машины. Решение технических задач.

Практические работы.

1.Чтение кинематической схемы.

2.Сборка модели механизма с зубчатой передачей из деталей конструктора. Проверка модели в действии.

Варианты объектов труда.

Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских.

Раздел 5. Проектные работы (14 ч)

Проектные работы (14 ч)

Основные теоретические сведения.

Выбор проекта. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Практические работы.

1.Тема проекта.

2.Оформление проектных материалов.

3.Защита. Презентация проекта.

Агротехнология (весенние работы) 4 ч.

Основные теоретические сведения.

Подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы. Выбор ручных инструментов, поделка грядок и клумб, внесение удобрений, полив, прополка, рыхление почвы, прореживание всходов, наблюдение за ростом растений.

Практические работы.

Выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений. Разметка и поделка клумб. Посев цветочных культур. Посадка овощных культур. Рыхление почвы, внесение удобрений, прополка, прореживание всходов, подкормка растений.

Варианты труда.

Посадочный материал: картофель, свекла, морковь, лук. Цветочные: календула, астры, нарциссы, гвоздика, космея.


7 КЛАСС

Агротехнология (осенние работы 4 ч).

Экскурсия на поле хозяйства и предпринимателя.

Основные теоретические сведения.

Технология весенне-полевых работ. Безопасность работ на поле.

Практические работы.

  1. Работа по уборке овощных культур на пришкольном участке.

Ремонт с/х инвентаря.

Основные теоретические сведения.

Техника безопасности при обработки древесины.

Практические работы.

  1. Ремонт с\х инвентаря в мастерской.

Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием сложных соединений (28 ч)

Технологические свойства древесины (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Понятие физических и механических свойствах древесины. Древесина как конструкционный материал. Пороки древесины которые являются результатом механического повреждения – дефекты. Дефекты, возникающие в процессе начальной обработки древесины. Влияние степени влажности древесины на изготовление изделия.

Практические работы.

  1. Выпиливание рукоятки фуганка.

  2. Расчет конусности детали.

Многодетальное изделие и его графическое изображение (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Представление о многодетальном изделии и его графическом изображении. Технология изготовления многодетального изделия. Выбор материала для изготовления многодетального изделия. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.

Практические работы.

1.Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.

2.Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия.

Виды соединений деталей (4 ч)

Основные теоретические сведения.

Инструменты для выполнения деревянных соединений. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Последовательность сборки деталей шкантами, нагелями, шурупами. Умения выполнять соединения деталей.

Практические работы.

1.Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений.

2. Изготовление изделия, содержащего шиповое соединение.

Способы декоративной отделки изделий (8 ч)

Основные теоретические сведения.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Геометрическая резьба как один из видов декоративно-прикладной отделки изделия.

Практические работы.

1.Геометрическая резьба.

2.Отделка изделия.

Художественное точение древесины (8 ч)

Основные теоретические сведения.

Точение фасонных поверхностей. Обработка изделий элементами точений на станке стд-120м. Инструменты, отделочный материал. Техника безопасности при точении на токарном станке.

Практические работы.

1.Изготовление изделия по предложенной своей технологии.

Художественное выпиливание – (4 часа)

Раздел 2. Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов с использованием точеных деталей (8ч)

Основные способы изменения свойств металлов и сплавов (4 ч)

Основные теоретические сведения.

Технологические способы изменения свойств металлов и сплавов. Новые свойства металлов и сплавов. Различные виды обработки металлов и сплавов. Сравнительный анализ прочности металлов и сплавов. Виды термообработки. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Классификация и маркировка стали. Соблюдение правил ТБ при работе.

Практические работы.

1.Закалка и отпуск винта для резцедержателя.

2.Определение металла и сплава по образцам.

Сущность токарной обработки. Процессы резания на токарно-винторезном станке (4 ч)

Основные теоретические сведения.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке. Назначение и устройство токарно-винторезного станка. Приемы резания. Современные направления работы на токарном станке. Выполнение безопасных приемов работы. Специальности, связанные с обработкой металла.

Практические работы.

1.Ознакомление с устройством токарно-винторезного станка ТВ-6.

2.Визуальное определение токарных резцов.

3. Подбор и характеристика токарного резца.

4.Приемы точения на токарно-винторезном станке.

Производство, труд, окружающая среда 2ч

Энергетика и экология.

Основные теоретические сведения.

Потребности, достоинства и недостатки разных способов получения энергии. Выбросы в атмосферу. Кислотные дожди. «Парниковый эффект». Озонные дыры. Загрязнение гидросферы.

Электротехнические работы 4 ч

Основные теоретические сведения.

Преобразование неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессия связанная с производством, эксплуатации и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практические работы.

  1. Сборка модели квартирной проводки.

Элементы техники 4 ч

Основные теоретические сведения.

Понятие о механизме. Способы передачи механического движения. Понятие о передаточном отношении. Понятие о кинематической цепи. Условные обозначения элементов на кинематических схемах.

Практические работы.

Чтение кинематических схем.

Ремонтно-отделочные работы 4 ч

Штукатурные, малярные работы – 4 ч.

Основные теоретические сведения.

Виды ремонтно-отделочных работ в доме. Технология штукатурных работ. Инструменты. Виды растворов. Способы штукатурных работ. Правила техники безопасности.

Технология малярных работ. Инструменты. Виды материалов. Правила техники безопасности.

Практические работы.

  1. Подготовка стен к отделочным работам (общий обзор).

  2. Подбор и составление перечня инструментов.

Проектные работы 12 ч

Основные теоретические сведения.

Порядок выбора темы проекта. Методы обоснования конструкции изделия и этапов ее изготовления. Методы поиска информации об изделии и материале. Этапы проектирования.

Технологическая и производственная дисциплина. Методы определения себестоимости изделия. Цена изделия. Способы экономической оценки. Способы проведения презентаций.

Практические работы.

  1. Составление этапов проекта.

Весенние работы 4 ч

Основные теоретические сведения.

Виды техники, использованные при весенне-полевых работах. Инструменты, использованные при работе на пришкольном участке.

Практические работы.

  1. Подготовка почвы к посадке.

  2. Посадка овощных культур на пришкольном участке.


8 КЛАСС

Агротехнология 4 ч

Осенние работы 2 ч

Основные теоретические сведения.

Выбор способа обработки почвы в зависимости от состава почвы. Оценка влияния агротехнологий на окружающую среду.

Способы уменьшения потерь продукции при хранении. Профессии, связанные с выращиванием растений. Расчет себестоимости растениеводческой продукции. Способы хранения сельскохозяйственной продукции.

Практические работы.

  1. Уборка урожая с пришкольного участка.

  2. Учет урожая.

  3. Закладка на хранение.

Раздел 1. Изготовление изделий из древесных и поделочных материалов декоративно – прикладного назначения (10 ч)

Изготовление изделий из древесных и поделочных материалов (1 ч)

Основные теоретические сведения.

Общее представление об изготовлении изделий из древесных и поделочных материалов. Свойства и пороки древесины. Выбор материалов для изготовления изделий. Технологическая последовательность выполнения операции при изготовлении изделия декоративно – прикладного назначения. Соблюдение правил безопасной работы.

Практические работы.

1.Изготовление изделия из древесных материалов (по заданию учителя).

2.Изготовление изделия из поделочных материалов (по заданию учителя).

Виды декоративно – прикладного творчества и

народных промыслов России (1 ч)

Основные теоретические сведения.

Традиционные виды декоративно – прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно – прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно – прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Свойства материалов и инструменты для выполнения работ. Понятие об изделии и детали.

Практические работы.

1.Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно – прикладного творчества.

2. Распознавание видов декоративно – прикладного творчества.

Разработка эскизов изделий из поделочных материалов

декоративно – прикладного назначения (1 ч)

Основные теоретические сведения.

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Графическое изображение конструктивных элементов деталей. Основные сведения об эскизах и линиях чертежа. Правила чтения чертежей. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Поиск информации о разработке эскизов изделий с использованием интернета.

Практические работы.

1.Выполнение эскизов изделий.

2.Чтение чертежей.

Виды и правила построения орнаментов при резьбе (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Знать виды и правила построения орнаментов. Региональные виды декоративно – прикладного творчества (ремесел). Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции.

Практические работы.

1.Построение орнаментов при резьбе.

2. Выбор инструментов для резьбы.

3. Выполнение резьбы ручным способом.

Технологии художественной резьбы и точения, оформление (5 ч)

Основные теоретические сведения.

Процесс резания древесины. Определение последовательности выполнения операции: точения, резьбы, оформление. Основные средства художественной выразительности. Выполнение работ с применением технологий ручной и машинной обработки и отделки изделий.

Практические работы.

1.Выполнение художественной резьбы.

2.Выполнение операции точения.

3.Отделка и оформление изделия.

Раздел 2. Технология изготовления изделий из металлов и пластмасс (3 ч)

Фрезерный станок. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке (1 ч)

Основные теоретические сведения.

Устройство и назначение фрезерного станка. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Организация рабочего места фрезеровщика. Виды фрез. Особенности изготовления изделий из металла и пластмасс. Правила безопасной работы.

Практические работы.

1.Выбор материала для работы.

2.Выбор фрез и инструментов для выполнения фрезерных работ.

3.Выполнение операции фрезерование.

Изготовление деталей декоративно – прикладного назначения.

Отделка изделия (2 ч)

Основные теоретические сведения.

Традиционные виды декоративно – прикладного творчества. Основной принцип художественно–прикладного конструирования. Единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построения орнаментов.

Практические работы.

1.Определение требований к создаваемому изделию.

2.Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

3.Определение последовательности изготовления деталей.

4.Декоративная отделка поверхности изделия.

5.Соблюдение правил безопасности труда.

Электротехнические работы 2 ч

Основные теоретические сведения.

Электродвигатели. Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общая характеристика принципов работы двигателей постоянного и переменного тока. Аппаратура управления электродвигателем. Схемы подключения двигателя к источнику тока.

Практические работы.

  1. Разборка и сборка устройств с электродвигателями.

Элементы техники 2 ч

Основные теоретические сведения.

Преобразование энергии и её эффективное использование. Энергетические машины. Классификация двигателей. Действие сил в машинах.

Практические работы.

  1. Решение технических задач.

Ремонтно-отделочные работы 2 ч

Основные теоретические сведения.

Технология плиточных работ. Инструменты. Растворы. Способы укладки плитки. Техника безопасности.

Схемы водоснабжения и канализации в доме. Устройство бытовых элементов водоснабжения. Экологические проблемы, утилизация бытовых отходов. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.

Практические работы.

  1. Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома.

2. Ознакомление с сантехническими приспособлениями и инструментом.


Профессиональное самоопределение 4 ч

Основные теоретические сведения.

Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в башкирии и районе. Производительность и оплата труда. Профессиональный отбор кадров. Источники получения информации о профессиях и путях профобразования.

Практические работы.

  1. Работа со справочником профессий.

  2. Работа с буклетами учебных заведений.

  3. Анализ предложений работодателей.

Домашняя экономика 4 ч

Основные теоретические сведения.

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Рациональное планирование расходов на основе потребностей семьи. Оценка предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.

Практические работы.

  1. Оценка имеющихся возможностей семейного дохода. Планирование расходов семьи.

  2. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности.

  3. Формирование современной потребительской корзины семьи.

Проектные работы 4 ч

Основные теоретические сведения.

Порядок выбора темы проекта. Методы обоснования конструкции изделия и этапов её изготовления. Методы поиска информации об изделии и материалов. Этапы проектирования. Технологическая дисциплина. Методы определения себестоимости изделия. Виды проектной документации. Оценка изделия. Защита проекта.

Практические работы.

  1. Обоснование выбора изделий на основе личных потребностей и маркетинговых опросов.

  2. Поиск необходимой информации.

Агротехнология. Весенние работы 2 ч

Основные теоретические сведения.

Технология подготовки почвы к посеву. Копка ям для высаживания кустарников и деревьев. Посадка однолетних и многолетних растений.

Практические работы.

  1. Подготовка почвы к посеву.

  2. Посев.


Тематическое планирование

№п/п

Раздел

Класс (ч)

5

6

7

8

1

Агротехника с/х

6

8

8

4

2

Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов (в том числе художественная обработка)

22

36

28

10

3

Технология изготовления изделий из металла и пластмассы

18

8

8

3

4

Электротехнические работы

4

2

4

2

5

Элементы техники

4

2

4

2

6

Проектные работы

16

14

12

4

7

Ремонтно-отделочные работы



4

2

8

Профессиональное самоопределение




4

9

Домашняя экономика




4

10

Производство, труд, окружающая среда



2



Итого

70

70

70

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!