Программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по технологии, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по технологии, завершённой предметной линии учебников «Технология», авт. . Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. (УМК «Школа России»). Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2011/2012 учебный год.
На изучение технологии во 2 классе отводится 1 ч в неделю.
Курс рассчитан 34 ч - (34 учебные недели).
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Основные содержательные линии «Технологии» определены стандартом начального образования и представлены 5 разделами:
использовать приобретенные знания и умения для творческого решения инесложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
владеть навыками работы с простейшей технической документацией, (распознавание чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);
ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;
понимать, что вся работа имеет цену;
выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения их виды и способы);
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка) - знать, уметь применять на практике;
название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание, формообразование, сборка, оформление;
приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертѐж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы соединения деталей);
с помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки из тех, что есть в конструкторе;
развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать
анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;
учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;
работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;
кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям, основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер;
различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;
знать свойства, способы использования, виды пластилина;
народные промыслы - уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;
усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;
создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;
использовать в аппликации различные виды круп — просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;
выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);
создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды швов, нитки.
правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;
работать с выкройками; развивать навыки кроя;
научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
коллективно, с помощью учителя проводить конференции,
уметь выступать с презентацией своей папки достижений.
работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи, и т.д.
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Деятельность человека на земле. Способы её обработки., значение овощных культур для человека. Наблюдение за ростом растений,
Посуда 4ч.
Материалы, используемые для изготовления различных видов посуды. Глина, пластилин, термопластика, технология изготовления посуды различными способами. Создание проекта «Праздничный стол»
Народные промыслы 5ч. Знакомство с различными народными промыслами, технологией изготовления, материалами хохломской росписи, дымковской игрушки, городецкой росписи, истории матрёшки. Изготовление изделий в технике народных промыслов.
Домашние животные и птицы 3ч.
Значение лошади для человека. Закрепление навыков разметки по шаблону. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и др. Свойства природных материалов. Разметка при помощи кальки. Самостоятельное составление плана.
Новый год1ч.
История ёлочных игрушек Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы.
Строительство 1 ч.
Особенности деревянного зодчества. Конструкция деревенской избы. Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика, свойства яичной скорлупы и технология работы с ней.
В доме 4ч.
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Утварь, значение русской печи, материалы и приспособления, используемые в работе печника. Изготовление модели печи из пластичного материала. Ткачество. Структура тканей, переплетение нитей. Мебель, традиционная для русской избы. Конструирование мебели из картона.
Народный костюм. 4ч.
Национальный костюм и особенности его украшения. Создание национального костюма. Изучаем виды швов и стежков. Тамбурный стежок.
Значение рыболовства для человека. Участие в проекте «Аквариум».
Использование силы ветра человеком.
Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете»
№ п/п | Дата | Тема урока | Изделие | Материалы и инструменты |
1. | | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. | Рубрика «Вопросы юного технолога» | |
Человек и земля. (23ч) | |
2. | | Земледелие. | Практическая работа «Выращивание лука» | Лук –репка |
3. | | Посуда. 4 | | |
| | Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. | Изделие «Корзина с цветами» | Картон, нитки, ножницы |
| | Композиция из пластилина. | «Семейка грибов на поляне» | Пластилин, природные материалы, стеки, подкладная доска |
| | Тестопластика | «Игрушка из теста» | Соленое тесто, |
| | Проект «Праздничный стол» | Выполнение проекта | Пластилин, стеки, подкладная доска |
| | Народные промыслы 5 | | |
| | Золотая хохлома. | Создание орнамента «Золотая хохлома» | Цветная бумага для папье-маше, краски, вода, клей кисти |
| | Городецкая роспись. | Аппликация из бумаги. Имитация «Городецкая роспись» | Цветная бумага, картон, ножницы, клей |
| | Дымковская игрушка. | «Дымковская игрушка» | Пластилин, стеки, подкладная доска |
| | Матрёшка. | «Матрёшка» | Картон, ткань, ножницы, клей |
| | Рельефные картины. Аппликация из природного материала. | Пейзаж «Деревня» | Пластилин, стеки, подкладная доска, картон. |
| | Домашние животные и птицы 3 | | |
| | Лошадь в жизни человека. | «Лошадка» Практическая работа «Домашние животные» | Цветная бумага, картон, нитки, ножницы, клей. |
| | Аппликация из природного материала. | «Курочка из крупы», «Цыплёнок», «Петушок» ( по выбору учителя) | Картон, природные материалы, крупы, клей |
| | Проект «Деревенский двор». | Выполнение проекта | Бумага, клей, цветные карандаши |
| | Новый год. | «Новогодняя маска», «Ёлочные игрушки» (по выбору) | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, отделочные материалы (стразы. блестки и т.д.) Скорлупа яиц. |
| | Строительство. | Изделие «Изба» | Цветная бумага, картон, нитки, ножницы, клей. |
| | В доме 4 | | |
| | Традиции оформления русской избы. Поверья. | Изготовление помпона-игрушки «Домовой» | Нитки, картон, циркуль, ножницы, клей. |
| | Проект: «Убранство избы» | Русская печь | Пластилин, стеки, подкладная доска, картон. |
| | Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями. | Коврик | Цветная бумага, ножницы, клей. |
| | Мебель, традиционная для русской избы. | Оформление композиции «Убранство избы» Изделие: «Стол и скамья» | Цветная бумага, картон, ножницы, клей. |
| | Народный костюм 4 | | |
| | Национальный костюм и особенности его украшения. | Изделие: композиция «Русская красавица». | Картон, цветная бумага, нитки, клей, материалы для украшения. Ножницы. изделия(блестки, стразы и т.д.) |
| | Создание национального костюма. | Костюмы для Ани и Вани | Картон, ткань, ножницы, клей |
| | Строчки косых стежков. | Кошелёк | Ткань, нитки, иголка, ножницы, пуговица. |
| | Виды швов и стежков для вышивания. | Изделие «Салфетка» «Тамбурный стежок» | Ткань, нитки, иголка, ножницы, пяльцы. |
Человек и вода ( 3ч) | |
| | Рыболовство. | Композиция «Золотая рыбка» | Картон, нитки, ножницы, копировальная бумага |
| | Проект «Аквариум» | «Аквариум» | Картон, природные материалы, клей |
| | Полуобъёмная аппликация. | «Русалка» | Цветная бумага, картон, нитки, клей, ножницы. |
Человек и воздух (3ч) | |
| | Птица счастья. | «Птица счастья» | Цветная бумага, ножницы |
| | Использование силы ветра человеком | «Ветряная мельница» | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, стержень от шариковой ручки, скрепка |
| | Флюгер и его назначение. | «Флюгер» | Картон, фольга, ножницы, скрепка. |
Человек и информация (3ч) | |
| | Книгопечатание. Способы создания книги. | «Книжка – ширма» | Картон, цветная бумага, ножницы, клей |
| | Поиск информации в Интернете. | Практическая работа «Ищем информацию в Интернете» | Работа на компьютере |
| | Поиск информации в Интернете. | Практическая работа «Ищем информацию в Интернете» | Работа на компьютере |
| | Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?» | Заключительный урок. Подведение итогов за год. Выставка достижений учащихся за год | |
| | | | |