Элективный курс « Прикладная этика»
Программа
№ | Час. | тема |
1 | 1 | Нравственность и революция |
2 | 1 | Смертная казнь |
3 | 1 | биоэтика |
4 | 1 | Этика деловых отношений |
5 | 1 | Этика и PR |
6 | 1 | Экологическая этика |
7 | 1 | благотворительность |
8 | 1 | Контрольно – обобщающий урок. Защита эссе |
Итого:8 часов
Календарно – тематическое планирование
№ | Час. | тема | формы работы | коррективы |
1 | 1 | Нравственность и революция | вступительная лекция | |
2 | 1 | Смертная казнь | диспут | |
3 | 1 | биоэтика | деловая игра | |
4 | 1 | Этика деловых отношений | информационный брифинг | |
5 | 1 | Этика и PR | лекция | |
6 | 1 | Экологическая этика | лекция | |
7 | 1 | благотворительность | лекция | |
8 | 1 | Защита эссе | | |
Всего 8 часов
Элективный курс
Прикладная этика
9 класс
Пояснительная записка
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», что сначала означало «место проживания». Затем оно стало означать устойчивые явления, обычай, характер человека. Аристотель впервые ввел термин «этика» для обозначения особого знания, науки. Цицерон ввел термин «мораль» (латинский перевод греческого слова «этика»).
Этика – это общая нормативная наука, изучающая мораль, нравственность, добродетель (все это тождественные понятия). Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни. Этику можно назвать «дочерью философии», также ее называют практической философией. Этику изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, прежде всего, чтобы быть добродетельный. Конечная цель этики – не набор определенных знаний, а поступки.
В общекультурной лексике все три слова: «этика», «мораль», «нравственность» употребляются как взаимозаменяемые.
Мораль – не просто то, что есть, совокупность фактов, которая принадлежит обобщению. Мораль скорее всего есть то, что должно быть. Философов-моралистов можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания. Мораль можно представить в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях:
1) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например правдивость, честность, доброта;
2) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».
В современных условиях общественно значимый характер приобрела моральная жизнь не только в ее особенных формах, но и в индивидуальных, единичных проявлениях. Это явилось следствием многих факторов, среди которых наиболее важными являются:
1. Изменение реального статуса индивида в обществе, выражающегося в том, что общество в целом, в том числе и государство, гарантированно обеспечивает его основные человеческие права, акцентировано оберегая их в тех случаях, когда индивид принадлежит к разного рода меньшинствам. Не только большая социальная группа или общность – народ, сословие, семья, профессия и т. д., но и личность сама по себе, становится средоточением, фокусом общественной жизни.
2. Новое качественное состояние техники и технологии деятельности. Усложнились коммуникации и вся система организации социального пространства, в результате чего сбой в одном звене сказывается на состоянии системы в целом. Появились столь дорогостоящие технологические возможности, направленные на поддержание благополучия человека, его жизни и здоровья, что каждый случай их применения становится общественно значимым событием.
Эти изменения имели одним из своих следствий интенсивное развитие прикладной этики. Прикладная этика – не просто приложение теоретической этике к практике. Она является особой стадией развития и морали, и этики, знаменуя собой одновременно новую, более глубокую и конкретную форму их синтеза. Прикладная этика – это особая форма теоретизирования; теоретизирование, непосредственно включенное в жизненный процесс. А также – это особая форма принятия общественных решений, самой человеческой практики, когда последняя поднимается до теоретически осмысленного уровня.
Особенностью этики является то, что она является действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. Поэтому общей целью этического образования является раскрытие нравственного потенциала обучающихся.
Достижение этой предполагает решение следующих задач:
1. Воспитание культуры разумного, нравственного, гуманитарного мышления;
2. выработка духовно-нравственных, мировоззренческих, этико-эстетических установок, идеалов и ценностей, которые активизируют духовный опыт, нравственный потенциал личности, помогают переживать проблемы и добиваться успеха;
3. формирование плюралистического подхода к решению сложных проблем на основе терпимого отношения к инакомыслию;
4. умение ориентироваться в проблемах прикладной этики, аргументировано доказывать и защищать свою точку зрения;
5. умение самостоятельно работать со справочной литературой, учебными пособиями, монографиями, статьями и т. д.
Данный курс рассчитан на учеников 9 класса, готовых вступить во взрослую самостоятельную жизнь, обладающих достаточным жизненным опытом и интеллектуальным развитием, необходимым для адекватного восприятия столь сложных и неоднозначных этических проблем. При изучении проблем прикладной этики учащиеся опираются на знания, полученные на уроках истории, философии, истории мировой культуры, литературы, социологии и других предметов, что позволяет повысить общую теоретическую и практическую подготовку обучающихся.
Содержание элективного курса
Тема 1. НРАВСТЕННОСТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ
Революция. Нигилизм. Учение Белинского В. Г., Чернышевского Н. Г., Писарева Д. Н. Народничество. Три течения в народничестве. Нечаев С. Г. И феномен нечаевщины. Предпосылки возникновения тезиса о смерти Бога. Терроризм в России. Революционная мораль большевиков. Интеллигенция и революция. Позиции Горького М., Короленко В., Бунина И., Блока А., Волошина М.
Тема 2. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
Понятие смертной казни. Тенденции смертной казни в исторической практике. Международное право о смертной казни. Этические аргументы в пользу смертной казни. Этические аргументы против смертной казни. Смертная казнь в истории России. Помилование. Протокол №6. Практика смертной казни.
Тема 3. БИОЭТИКА
Понятие биоэтики. Ж. Судо о проблемах биоэтики. Медицинские опыты на человеке проблема аборта.
Понятие клона и клонирования. Опыты клонирования. Клонирование: аргументы за и против. Идея клонирования человека: за и против. Декларация в защиту клонирования. Позиция РПЦ по вопросу клонирования.
Понятие эвтаназии. Пассивная и активная эвтаназия. Международный опыт эвтаназии. Аргументы за и против. Российское право об эвтаназии.
Тема 4. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Профессиональная этика. Корпоративная мораль профессиональные кодексы. Тесты: на самооценку, на соответствие индивидуальных способностей человека профессии менеджера, на стремление к деловому успеху. Заповеди делового человека. Советы Д. Карнеги.
Служебный этикет. Общие принципы современного этикета. Основные правила служебного этикета. Нарушения служебного этикета.
Понятие конфликта. Конфронтация. Модель развития конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Точки зрения на конфликт. Тест: как управлять собой в конфликтных ситуациях. Игра на взаимное понимание.
Национальные стили ведения переговоров: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Финляндия, Венгрия, Арабские страны, Китай, Корея, Япония, Россия.
Невербальные средства общения. Проксемика. Межнациональные различия невербального общения. Упражнения.
Тема 5. ЭТИКА И PR (общественные связи)
Массы и толпа. Массовое сознание. Г. Ле Бон о психологии масс. Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс». Факты, определяющие принадлежность России к культуре масс. Массовая культура.
Понятие PR (пиар). ФЗ России «О рекламе». Защита несовершеннолет-них при производстве, размещении и распространении рекламы. Понятие ненадлежащей рекламы: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама. Корректность. ФЗ России «О средствах массовой информации». Цензура. Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции. Мнения о цензуре.
Происхождение термина «манипуляция». Манипуляция и манипулирование – понятие. Критерии манипуляции. Понятие «ложной оценки», интерпретации. Социальные мифы как основа манипулирования. Манипулирование как политическая технология. Манипулятивные приемы, используемые в рекламе. Признаки срытой манипуляции. Кодексы профессионального поведения пиар-специалистов.
Тема 6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Восприятие мира в истории человечества. Техногенез в истории цивилизации. Глобальные экологические проблемы современности: загрязнение земли, гидроресурсов, атмосферы, уничтожение биоресурсов, ресурсов животного мира.
Пути выхода из экологического кризиса. А. Печчеи и Римский клуд. «Пределы роста». Экоразвитие. МКОСР. Концепция устойчивого развития. Документы КОСР-92.
Э. Леруа, П. Тейляр де Шарден. В. И. Вернадский и идея ноосферы. Теория биотической регуляции и стабилизации окружающей среды В. Г. Горшкова.
Радикальные экологические движения. Этика Земли А. Леопольда. Глубинная экология А. Наэсса. Социальная экология, экоанархизм – М. Букчин.
Истоки негативного и позитивного отношения к животным. Отношение к животным в эпоху античности, средневековья, Нового времени. Общества защиты животных. Вопрос о правах животных.
Тема 7. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Формы милосердия. Благотворительность и филантропия. Милостыня. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1995г. Спонсорство. Государственная поддержка благотворительности и спонсорства. Меценатство русские меценаты.
Благотворительность в истории России. Д. Гранин «Потерянное милосердие». Негативные точки зрения на благотворительность. Социальные функции благотворительности. Мотивы благотворительности. Толстой Л. Н. и Достоевский Ф. М. о благотворительности. Прагматически-иженерный и этический подходы к благотворительности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | час | Тема | Основные понятия | Дидактическое оснащение |
1 | | 2 | 4 | 5 |
Приклад ная этика |
1 | Нравственность и революция | Нигилизм, народничество, революционная мораль | Левицкий, С. А. Очерки по истории русской философии. Т. . – М., 1996 |
1 | Смертная казнь | Смертная казнь | Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика М. 2000. Буянский, С. Г. Смертная казнь: за и против// Юрист. – 1999. - №9 |
1 | Биоэтика | Биоэтика, клонирование, эвтаназия | Клон и Моська// Комсомольская правда. – 29.03.02. |
1 | Этика деловых отношений | Служебный этикет, конфликты | Уткин, Э. А. Этика бизнеса. – М., 1998 |
1 | Этика и PR | «Толпа» и массы, массовая культура, реклама, цензура | Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и PR |
1 | Экологическая этика | Техногенез, глобальные экологические проблемы, ноосфера | Акимова, Т. А. Хаскин, В. В. Экология. – М., 1998 |
1 | Благотворительность | Благотворительность, меценатство, спонсорство | Гранин, Д. Потерянное милосердие // Тайный знак Петербурга – СПб., 2000 |
| Контрольно- обобщающий урок: защита эссе | | |
Учебно – методический комплекс по теме «Прикладная этика»
1.Г.Ю. Лазновская Учебное пособие «Прикладная этика»
2.С. А Левицкий. Очерки по истории русской философии. Т. . – М., 1996
3. Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика М. 2000. Буянский, С. Г. Смертная казнь: за и против// Юрист. – 1999. - №9
4. Клон и Моська// Комсомольская правда. – 29.03.02.
5. Уткин, Э. А. Этика бизнеса. – М., 1998
6. Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и PR
7. Акимова, Т. А. Хаскин, В. В. Экология. – М., 1998
8. Гранин, Д. Потерянное милосердие // Тайный знак Петербурга – СПб., 2000