СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для профессии "Штукатур. Маляр строительный"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая програма по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" разработана для студентов 8 вида по профессии "Штукатур. Маляр строительный"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для профессии "Штукатур. Маляр строительный"»

Департамент образования и науки Костромской области Макарьевский филиал им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Костромской автодорожный колледж»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12


«Безопасность жизнедеятельности»


по профессиональной подготовке

по профессии 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр строительный»

























г. Макарьев

2016 г


Рабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС



Организация-разработчик:

Макарьевский филиал им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»


Разработчик:

Крупышева Наталия Владимировна – преподаватель Макарьевского филиала

им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова ОГБПОУ «Костромской

автодорожный колледж»










































Содержание


Пояснительная записка ....................................................................................4

Общая характеристика учебной дисциплины «Безопасность

жизнедеятельности» ..................................................................................... 5

Место учебной дисциплины в учебном плане ................................................... 5

Результаты освоения учебной дисциплины ..................................................... 5

Тематический план ................................................... 6

Содержание учебной дисциплины ..................................................... 6

Характеристика основных видов деятельности студентов ............................... 8

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ......................9

Литература ............................................................................. 10





































Пояснительная записка

Устойчивое развитие общества и государства зависит от разрешения основной проблемы – обеспечения безопасности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, когда гарантированы защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина, нормальное развитие подрастающего поколения, подготовка их к жизни в обществе, то есть социализация.

Основная цель системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья – их максимально возможная социализация. Восприятие жизни у таких детей вырабатывается благодаря собственному опыту, если ребенок находится на пути решения своих проблем, в результате каких либо ситуаций.

Формирование навыков безопасного поведения является непременным условием формирования полноценных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире. Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством всего образовательного процесса включения учащихся в различные виды деятельности и воздействия среды.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Безопасности жизнедеятельности». Курс БЖ позволяет повысить эффективность процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Тематика и содержание учебных предметов имеет непосредственное соприкосновение с основами формирования навыков социализации, безопасного поведения. Одна из основных целей предмета БЖ – готовить детей с ограниченными возможностями здоровья к действиям в критических условиях, направленному на выход из экстремальных и острых ситуаций, возникающих в мирное и военное время, с минимальными потерями, помочь приобрести опыт в выборе целесообразного поведения в условиях неопределенности и риска.

Данный курс БЖ предназначен для студентов с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Изучение тематики данного курса направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы ЗОЖ, подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний:

- об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

- о государственной системе обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладение умениями:

- предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретно опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики курса.

Общая характеристика учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

    1. Область применения программы.


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО

19727 Штукатур;

13450 Маляр строительный.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, облицовщик синтетическими материалами, монтажник каркасно-обшивных конструкций.


1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане : дисциплина входит в общепрофессиональный цикл


1.3. Результаты освоения учебной дисциплины :

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

У.1. - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

У.2.- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

У.3. - обеспечивать личную безопасность в различных опасных и чрезвычайных ситуациях использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

У.4.- применять первичные средства пожаротушения;

У.5.- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

У.6.- проявлять бдительность и безопасное поведение при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

У.7.- безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами, препаратами бытовой химии в повседневной жизни

У.8.- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;

У.9.- оказывать первую помощь пострадавшим в результате различных опасных или бытовых ситуациях.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

З.1. - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе, в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

З.2.- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

З.3.-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

З.4.- способы защиты населения от оружия массового поражения;

З.5.- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

З.6.- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 34 часа;


Тематический план


Наименование тем

Количество часов

Из них практические

Введение

1


  1. Основные виды потенциальных опасностей

8

2

  1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

10

2

  1. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи.

14


7


  1. Зачёт

1


Итого

34





Содержание дисциплины

Введение

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОПАСНОСТЕЙ

1.1 Классификация негативных факторов в системе «человек – среда обитания». Понятие о системе «человек – среда обитания». Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».Направления негативной деятельности человека по отношению к природной среде:… Понятие загрязнения среды обитания. Виды загрязнений окружающей природной среды.

1.2 Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности, ответственность граждан в области пожарной безопасности. Правила поведения при пожарах различной локализации.

1.3 Безопасность в различных бытовых ситуациях, безопасное использование бытового газа, безопасность при использовании средств бытовой химии, обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях, безопасность на дорогах и чрезвычайные ситуации аварийного характера на транспорте, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Практические занятия

Изучение и отработка навыков в использовании первичных средств пожаротушения. Решение ситуационных задач по отработке действий в той или иной чрезвычайной ситуации.


2. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


2.1 Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

Чрезвычайные ситуации геологического характера.

Чрезвычайные ситуации метеорологического характера.

Чрезвычайные ситуации гидрологического характера.

Природные пожары.

Биологические чрезвычайные ситуации.

Космические чрезвычайные ситуации.

2.2 Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.

Аварии на химически опасных объектах.

Аварии на радиационно-опасных объектах.

Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах.

Аварии на транспорте.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

2.3 Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Терроризм. Виды.

Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения

Практические занятия

Изучение и отработка навыков в использовании средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения. Решение ситуационных задач по отработке действий в той или иной чрезвычайной ситуации.

3. ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.


3.1 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

3.2 Первая медицинская помощь при различных отравленииях (СДЯВ, АХОВ)

3.3 Понятие об электротравме и травматическом шоке первая помощь

3.4 Способы транспортировки пострадавших

Практические занятия

Отработка навыков в использовании средств и методов по оказанию первой медицинской помощи, решение ситуационных задач


















Характеристика основных видов деятельности студентов


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Различение основных понятий и теоретических положений безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите

1. Основные виды потенциальных опасностей



2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях


Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения. Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности

3. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи


Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Первая медицинская помощь при различных отравленииях ,отравлениях сильно действующими ядовитыми веществами, отравлениях аварийно химическими отравляющими веществами. Понятие об электротравме и травматическом шоке первая помощь. Способы транспортировки пострадавших.

Отработка навыков в использовании средств и методов по оказанию первой медицинской помощи, решение ситуационных задач



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


Освоение программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Макарьевском филиале им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Костромской автодорожный колледж», реализующем образовательную программу в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии «Штукатур. Маляр строительный», осуществляется в кабинете основ безопасности жизнедеятельности.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- средства индивидуальной защиты;

- медицинские средства для оказания первой помощи;

- макет массово габаритный ММГ АК-74;

- тренажер для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «МАКСИМ»

- образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка; сумка санитарная; носилки плащевые;

- обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;


Библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по «Безопасности жизнедеятельности»


Технические средства обучения:

- Компьютер,

- Проектор.


Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)


















Литература


Основные источники:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Издательский центр «Академия»,2011

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. в 2ч. Ч. 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова; - М.: Просвещение

5.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ.

учреждений сред. проф. образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2013


Дополнительные источники:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват учреждений: базовый и профил уровни /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред А.Т.Смирнова; Рос акад наук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд, перераб. – М: 2011. – 351 с.

  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразоват учреждений: базовый и профил уровни /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред А.Т.Смирнова; Рос акад наук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд, перераб. – М: 2011. – 304 с.

Интернет - ресурсы:

www.edu.ruпортал Российское образование.

www.obzh.ru - образовательный портал

0bj.ru Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона, первая помощь

alf-center.com Охрана труда и промышленная безопасность (Санкт-Петербург)

bezopasnost.edu66.ru Информация по обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности. Нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ

bgd.udsu.ru Информационно-образовательный портал по безопасности жизнедеятельности

econavt.ru/bait Электронный журнал "Без Аварий и Травм" (БАиТ) посвящен актуальным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в сфере производства и на автомобильном транспорте

elib.ispu.ru/library/lessons/Diakov/index.htm Курс лекций по БЖД

gazeta.asot.ru Безопасность Труда и Жизни. Сетевая версия газеты

h-cosmos.ru Портал "Экология, Космос, Знание"

hsea.ru Документы и вакансии по охране труда и промышленной безопасности

infoznak.ru знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда, перекидные устройства (Санкт-Петербург)

kuhta.clan.su ОБЖ в школе

novtex.ru/bjd Журнал "Безопасность жизнедеятельности"

ohrana-bgd.narod.ru Охрана труда и БЖД

otipb.ucoz.ru Справочник Охрана труда и пожарная безопасность 

rpohbv.ru ФГУЗ «Российский Регистр Потенциально Опасных Химических и Биологических Веществ» Роспотребнадзора России

school-obz.org ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей

trans-znak.ru ЗНАКИ - предназначенные для охраны жизни людей (Санкт-Петербург)

9