Департамент образования и науки Костромской области Макарьевский филиал им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Костромской автодорожный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12
«Безопасность жизнедеятельности»
по профессиональной подготовке
по профессии 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр строительный»
г. Макарьев
2016 г
Рабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС
Организация-разработчик:
Макарьевский филиал им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»
Разработчик:
Крупышева Наталия Владимировна – преподаватель Макарьевского филиала
им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова ОГБПОУ «Костромской
автодорожный колледж»
Содержание
Пояснительная записка ....................................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности» ..................................................................................... 5
Место учебной дисциплины в учебном плане ................................................... 5
Результаты освоения учебной дисциплины ..................................................... 5
Тематический план ................................................... 6
Содержание учебной дисциплины ..................................................... 6
Характеристика основных видов деятельности студентов ............................... 8
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ......................9
Литература ............................................................................. 10
Пояснительная записка
Устойчивое развитие общества и государства зависит от разрешения основной проблемы – обеспечения безопасности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, когда гарантированы защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина, нормальное развитие подрастающего поколения, подготовка их к жизни в обществе, то есть социализация.
Основная цель системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья – их максимально возможная социализация. Восприятие жизни у таких детей вырабатывается благодаря собственному опыту, если ребенок находится на пути решения своих проблем, в результате каких либо ситуаций.
Формирование навыков безопасного поведения является непременным условием формирования полноценных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире. Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством всего образовательного процесса включения учащихся в различные виды деятельности и воздействия среды.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Безопасности жизнедеятельности». Курс БЖ позволяет повысить эффективность процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Тематика и содержание учебных предметов имеет непосредственное соприкосновение с основами формирования навыков социализации, безопасного поведения. Одна из основных целей предмета БЖ – готовить детей с ограниченными возможностями здоровья к действиям в критических условиях, направленному на выход из экстремальных и острых ситуаций, возникающих в мирное и военное время, с минимальными потерями, помочь приобрести опыт в выборе целесообразного поведения в условиях неопределенности и риска.
Данный курс БЖ предназначен для студентов с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Изучение тематики данного курса направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы ЗОЖ, подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретно опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики курса.
Общая характеристика учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО
19727 Штукатур;
13450 Маляр строительный.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, облицовщик синтетическими материалами, монтажник каркасно-обшивных конструкций.
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане : дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины :
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
У.1. - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
У.2.- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У.3. - обеспечивать личную безопасность в различных опасных и чрезвычайных ситуациях использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
У.4.- применять первичные средства пожаротушения;
У.5.- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
У.6.- проявлять бдительность и безопасное поведение при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
У.7.- безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами, препаратами бытовой химии в повседневной жизни
У.8.- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях;
У.9.- оказывать первую помощь пострадавшим в результате различных опасных или бытовых ситуациях.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
З.1. - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе, в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
З.2.- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З.3.-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З.4.- способы защиты населения от оружия массового поражения;
З.5.- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З.6.- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 34 часа;
Тематический план
Наименование тем | Количество часов | Из них практические |
Введение | 1 | |
Основные виды потенциальных опасностей | 8 | 2 |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 10 | 2 |
Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. | 14 | 7 |
Зачёт | 1 | |
Итого | 34 | |
Содержание дисциплины
Введение
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОПАСНОСТЕЙ
1.1 Классификация негативных факторов в системе «человек – среда обитания». Понятие о системе «человек – среда обитания». Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».Направления негативной деятельности человека по отношению к природной среде:… Понятие загрязнения среды обитания. Виды загрязнений окружающей природной среды.
1.2 Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности, ответственность граждан в области пожарной безопасности. Правила поведения при пожарах различной локализации.
1.3 Безопасность в различных бытовых ситуациях, безопасное использование бытового газа, безопасность при использовании средств бытовой химии, обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях, безопасность на дорогах и чрезвычайные ситуации аварийного характера на транспорте, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Практические занятия
Изучение и отработка навыков в использовании первичных средств пожаротушения. Решение ситуационных задач по отработке действий в той или иной чрезвычайной ситуации.
2. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1 Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Чрезвычайные ситуации геологического характера.
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера.
Чрезвычайные ситуации гидрологического характера.
Природные пожары.
Биологические чрезвычайные ситуации.
Космические чрезвычайные ситуации.
2.2 Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.
Аварии на химически опасных объектах.
Аварии на радиационно-опасных объектах.
Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах.
Аварии на транспорте.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
2.3 Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Терроризм. Виды.
Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Другие государственные службы в области безопасности.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения
Практические занятия
Изучение и отработка навыков в использовании средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения. Решение ситуационных задач по отработке действий в той или иной чрезвычайной ситуации.
3. ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
3.1 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
3.2 Первая медицинская помощь при различных отравленииях (СДЯВ, АХОВ)
3.3 Понятие об электротравме и травматическом шоке первая помощь
3.4 Способы транспортировки пострадавших
Практические занятия
Отработка навыков в использовании средств и методов по оказанию первой медицинской помощи, решение ситуационных задач
Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Различение основных понятий и теоретических положений безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите |
1. Основные виды потенциальных опасностей | |
2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения. Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности |
3. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях Первая медицинская помощь при различных отравленииях ,отравлениях сильно действующими ядовитыми веществами, отравлениях аварийно химическими отравляющими веществами. Понятие об электротравме и травматическом шоке первая помощь. Способы транспортировки пострадавших. Отработка навыков в использовании средств и методов по оказанию первой медицинской помощи, решение ситуационных задач |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Освоение программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Макарьевском филиале им. Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения « Костромской автодорожный колледж», реализующем образовательную программу в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии «Штукатур. Маляр строительный», осуществляется в кабинете основ безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- средства индивидуальной защиты;
- медицинские средства для оказания первой помощи;
- макет массово габаритный ММГ АК-74;
- тренажер для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «МАКСИМ»
- образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка; сумка санитарная; носилки плащевые;
- обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
Библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по «Безопасности жизнедеятельности»
Технические средства обучения:
- Компьютер,
- Проектор.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)
Литература
Основные источники:
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Издательский центр «Академия»,2011
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. в 2ч. Ч. 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова; - М.: Просвещение
5.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2013
Дополнительные источники:
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват учреждений: базовый и профил уровни /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред А.Т.Смирнова; Рос акад наук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд, перераб. – М: 2011. – 351 с.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразоват учреждений: базовый и профил уровни /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред А.Т.Смирнова; Рос акад наук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд, перераб. – М: 2011. – 304 с.
Интернет - ресурсы:
www.edu.ru – портал Российское образование.
www.obzh.ru - образовательный портал
0bj.ru Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона, первая помощь
alf-center.com Охрана труда и промышленная безопасность (Санкт-Петербург)
bezopasnost.edu66.ru Информация по обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности. Нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ
bgd.udsu.ru Информационно-образовательный портал по безопасности жизнедеятельности
econavt.ru/bait Электронный журнал "Без Аварий и Травм" (БАиТ) посвящен актуальным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в сфере производства и на автомобильном транспорте
elib.ispu.ru/library/lessons/Diakov/index.htm Курс лекций по БЖД
gazeta.asot.ru Безопасность Труда и Жизни. Сетевая версия газеты
h-cosmos.ru Портал "Экология, Космос, Знание"
hsea.ru Документы и вакансии по охране труда и промышленной безопасности
infoznak.ru знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда, перекидные устройства (Санкт-Петербург)
kuhta.clan.su ОБЖ в школе
novtex.ru/bjd Журнал "Безопасность жизнедеятельности"
ohrana-bgd.narod.ru Охрана труда и БЖД
otipb.ucoz.ru Справочник Охрана труда и пожарная безопасность
rpohbv.ru ФГУЗ «Российский Регистр Потенциально Опасных Химических и Биологических Веществ» Роспотребнадзора России
school-obz.org ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей
trans-znak.ru ЗНАКИ - предназначенные для охраны жизни людей (Санкт-Петербург)
9