СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине "Музыка" для среднего звена

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа « Музыка  для  5 класса» разработана на основе авторской программы   «Музыка» В.О. Усачёвой,  Л.В. Школяр (Москва издательский центр «Вентана – Граф» 2013г.)

          Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Музыка, 5 класс В.О Усачёва, Л.В.Школяр – М.: Вентана – Граф , 2014г

        Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. «Музыка» в основной школе изучается в 5-м классе в объеме 34 часА.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Музыка" для среднего звена»

Пояснительная записка


Рабочая программа « Музыка для 5 класса» разработана на основе авторской программы «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр (Москва издательский центр «Вентана – Граф» 2013г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Музыка, 5 класс В.О Усачёва, Л.В.Школяр – М.: Вентана – Граф , 2014г

Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. «Музыка» в основной школе изучается в 5-м классе в объеме 34 часА.


Общая характеристика учебного предмета

Программа в 5 -7 классах направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.

На постижение значимости музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка.. Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Для достижения цели в 5-7 классах

необходимо решить следующие задачи

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,

  • музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

  • развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Программа формирует у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.


Место учебного предмета - музыка в учебном плане

Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, определён учебным планом МБОУ «Яблоновская СОШ» и соответствует базисному учебному плану общего образования образовательных учреждений Белгородской области, утверждённому приказом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года № 1381

Предмет «Музыка» изучается в 5 -7 классах - 105 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе.


Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета

выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Работа направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ. Умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).

На формирование исполнительских навыков: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления, путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.


В конце 5 класса учащиеся должны иметь

Личностные результаты:

  • - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • - знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;

  • - уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • - размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • - уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • - уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • - развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;


Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

  • появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;

  • творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора;

  • музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.



Метапредметные результаты


  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования

В конце 6 класса учащиеся должны иметь

Личностные результаты:

  • - знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;

  • - уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • - размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • - уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • - уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • - развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;


Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

  • появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;

  • творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора;

  • музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Метапредметные результаты

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования

В конце 7 класса учащиеся должны иметь

Личностные результаты:

  • - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • - знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;

  • - уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • - размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • - уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • - уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • - развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;

Предметные результаты:

  • потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

  • появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора;

  • музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

Метапредметные результаты

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования


Содержание программы 5 класс

Искусство слышать, искусство видеть ( 6часов)

Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки. Специфика средств художественной выразительности каждого из искусства. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет , мюзикл. Музыка в театре, в кино. На телевидении.

Истоки творчества ( 8 часов) Музыкально - поэтическом творчество, многообразие музыкального фольклора России, в том числе родного края. Сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров.

Образный язык искусства ( 9 часов) Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видов искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения .Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура- застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изо.

Путь к слушателю, читателю, зрителю ( 12 часов) Понимать значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), в т.ч. петь в одноголосном и двухголосном изложении. Воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.)


Содержание программы 6 класс


Музыка в жизни и жизнь в музыке ( 6 часов). Соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней. (14 часов) Воспринимать музыкальные произведения в единстве умения слышать музыку. Понимать зависимость собственного восприятия музыки от степени проникновения в композиторский замысел. Анализировать музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно – смыслового содержания.

Законы художественного творчества.( 15 часов) Понимать сущность взаимосвязи музыкальной и духовной культуры. Размышлять о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам ее раскрытия. Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

Содержание программы 7 класс

Законы жизни - законы музыки. ( 6 часов) Понимать музыкальную драматургию как способ воплощения диалектической сущности законов жизни. Выявлять в музыкально – драматургическом процессе конфликтность и интонационные взаимосвязи, противоречивость и переход образов друг в друга.

Оперная драматургия, как синтетическое действие.( 17 часов) Понимать оперный жанр, как вершину развития художественной культуры, его возможности экспрессивно и «заразительно» выражать реальную жизнь во всем многообразии. Воспринимать фрагменты опер сообразно законам эмоционально – драматургического развития. Уметь объяснять взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле, в категориях общего и различного, особенного и специфичного.

Композитор и время. ( 12 часов) Понимать музыку в целом, как «звуковую печать» эпохи. Давать характеристику творческой манере композитора и тем самым ваыявлять его принадлежность к определенной музыкальной эпохе.


Учебно- тематический план


В 5 классе 34 часа распределены следующим образом:

Раздел 1. Искусство слышать, искусство видеть

Раздел 2. Истоки творчества

Раздел 3. Образный язык искусства

Раздел 4. Путь к слушателю, читателю, зрителю

12ч.

В 6 классе 34 часа распределены следующим образом:

Раздел 1. Музыка в жизни и жизнь в музыке

Раздел 2. Восприятие музыки, как умение слышать музыку и размышлять о ней

14ч

Раздел 3. Законы художественного творчества

15ч

В 7 классе 34 часа распределены следующим образом:

Раздел 1 Законы жизни – законы музыки

Раздел 2. Оперная драматургия, как синтетическое действие

17ч

Раздел 3. Композитор и время

12ч








Календарно – тематическое планирование 5 класс


п/п

Дата

проведения

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Кол-во ча-сов

Примечание


план

факт





Искусство слышать, искусство видеть

6 ч


1



1. О чем молчит рояль

Проявлять эмоциональ- ную отзывчивость

Определять характер, средства выразительнос- ти (мелодия) в музыкаль ном произведении

Умение слушать и вступать в диалог.

Учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


1


2



2. Мир, запечатленный человеком

Различать настроения, чувства, выраженные в музыке. Определять жизненную основу музыкальных интонаций

Наблюдать за использованием музыки в жизни человека


1


3



3. Внутренний голос

Передавать свои впечатления в письменной и устной форме. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности

1


4



4. Где кончаются слова – начинается музыка

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к произведениям

Находить связи между образами музыки и других видов искусств

1


5



5. Несколько взглядов на цветок

Высказывать суждение о музыкальном произведении

Исследовать жанры и виды песен Участвовать в коллективной исполнительской деятельности

1


6



6. Люди искусства

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Находить связи между образами музыки и других видов искусств

1


Истоки творчества 8 часов

7



1. Мастерская литератора


Находить жанровые параллели между музыкой и литературой. Выявлять общность музыки и литературы. .


1


8



2. Мастерская композитора


Понимать истоки

творчества как эстетическое

и философское осмысление

композитором реальных

явлений жизни.


1


9



3. Мастерская художника


Определять взаимодействие музыки с другими видами искусств Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи

1


10



4. «Услышать музыку вокруг…»

Передавать свои впечатления в устной и письменной форме. Определять характер, средства выразительнос ти (мелодия) в музыкаль ном произведении.

1


11



5. Беседы на перекрестке искусств. Слово

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. определять характер, средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении

1


12



6. Беседы на перекрестке искусств. Музыка

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов.

1


13



7. Беседы на перекрестке искусств. Краски

Выявлять общность музыки и живописи Подбирать сходные произведения живописи к изучаемой музыке.

1


14



8. Сочинение сочиненного. С. Прокофьев. Гадкий утенок

Анализировать способы

художественного

выражения композитором,

поэтом, художником

ценностного отношения кявлениям, событиям, фактамдействительности

1


Образный язык искусства 9 час.

15



1. Услышать соловья. Маэстро


Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы Умение слушать и вступать в диалог

1


16



2. Великие музыканты-исполнители

Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности.

1


17



3. Жизненные правила для музыканта

Уметь определять автора музыкального

произведения по

интонационным

проявлениям.

1


18



4. Еще один взгляд на цветок


Ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства.

Иметь представление об

интонационно-образной

природе музыки.

Понимать «зёрна-

интонации»

1


19



5. Рисует пианист Святослав Рихтер

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в т. ч. и современных электронных.

1


20



6. Поэтическая мастерская

Соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства


1


21



7. Сафический строфы

Понимать значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.

1


22



8. Поэты о композиторах. О.Мандельштам

Эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально - творческой

деятельности.


1


23



9. Поэты о композиторах. Джелал Кузнецов

Эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты крупных музыкально - сценических

жанров.


1


Путь к слушателю, читателю, зрителю 11 час.

24



Художник – хозяин над всем, что видит

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусств Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи Участвовать в совместной деятельнос

ти. Ставить познавательную задачу.

1


25



Разум ученого и гений музыканта. А. Бородин

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки

1


26



Вторая, «Богатырская» симфония

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства




27



Колокольный звон

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы

1


28



Имеющий уши да слышит


Познакомить с биографиями произведениями великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего С.В.Рахмининова и

Ф И. Шаляпина

1


29



Истинный слух.

Познакомить с биогра- фиями и произведении- ями великихотечествен ных исполнителей

прошлого и настоящее-го: Мравинского,

Н.А. Обухову,

1



30



Истинный слух.

Познакомить с биогра-фиями и произведении- ями великихотечествен ных исполнителей прошлого и настоящего

А.В. Нежданову,

С.Я. Лемешева.

1


31



Царство Будущего.

Понимать театр как

синтетический вид искусства,помогающий рассмотреть жизнь

во всех её противоре- чиях,вводящий зрителя в систему общечелове- ческих идеалов и

ценностей.

1


32



Как найти Синюю

птицу?


Понимать историчес- кую обусловленность возникновения искуст-ва, как условия само- воспитанииячеловека.

1


33



Сочинение

сочинённого.


Выявлять в художест - венном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном,

специфическую направ леность выразитель- ных средств на воспри ятие слушателя.



34



Сочинение

сочинённого.


Выявлять в художест - венном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном,

специфическую направ леность выразитель- ных средств на воспри ятие слушателя.





Календарно – тематическое планирование 6класс


п/п

Дата

проведения

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Кол-во ча-сов

Примечание


план

факт





Музыка в жизни и жизнь в музыке

6 ч


1



Музыка души

Развить интерес к предмету «Музыка», этот интерес отражается в стремлении к музыкально – творческому самовыражению

1


2



Наш вечный спутник

Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.



1


3



Искусство и фантазия

Уметь определять характер и настроение произведения, проникаться его эмоциональ

ным содержанием.

1


4




Искусство – память человечества



Владеть некоторыми основами нотной грамоты: название нот, темпа, ритма, динамики

1


5



Какой бывает музыка?

Узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты, а так же народные Участвовать в прослушивание фрагмен

тов музыкальных композиций, вкладывая в них определенный смысл (радость, веселье, грусть, утешение, спокойствие,поддержку)


1


6



Волшебная сила музыки

Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя. Проявлять навыки вокально– хоровой деятельности - вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, слушать паузы.

1


Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней.

(14 часов)

7



Музыка объединяет людей

Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

1



8



Музыка объединяет людей

Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

1


9



Восприятие музыки -диалектическое единство умения слышать музыку и размышлять о ней.

Умение рассуждать об различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства.

1


10



Единство музыкального произведения

Оценивать степень успешности достижения цели по критериям, определять причины успеха или неуспеха

1


11



«В начале был ритм»

Уметь воспринимать специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя

1


12



О чем рассказывает музыкальный ритм

Уметь воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности – ритм, его ускорение и замедление, характер мелодии, динамику.

1


13



Средства музыкальной выразительности – темп

Уметь воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности – темп, его ускорение и замедление, характер мелодии, динамику.


1


14



Диалог метра и ритма

Уметь воспринимать и передавать в движении специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя


1


15



От адажио к престо

Проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм.


1


16



От адажио к престо

Проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм.

1


17



«Мелодия – душа музыки»

Как может возникнуть мелодия. Проявлять потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно - нравственного развития, самообразования.

1


18



«Мелодией одной звучат печаль и радость»

Выявлять богатства музыкальных образов в вокальной музыке научится понимать специфику и особенности музыкального язы­ка, закономерности музыкального искусства.

1


19



Мелодия «угадывает» нас самих

Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека.

1


20



Что такое гармония в музыке? Как может возникнуть мелодия?

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом

1


Законы художественного творчества.( 15 часов)

21



Два начала гармонии Исполнять партитуры.

Понимать, что границы отдельных искусств не замкнуты. научится иметь общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки.


1


22



Эмоциональный мир музыкальной гармонии

Искусство слышать различные человечес-

кие состояния.


1


23



Красочность

музыкальной

гармонии

Определять музыку и

изображение как основу синкретичных жанров.


1


24



Мир образов

полифонической

музыки


Соотносить внутренний слух и

внутреннее зрение.

1


25



Философия фуги

Размышлять об искусствах,

которые ежеминутно переходят

одно в другое.

1


26



Какой бывает

музыкальная

фактура


Сравнивать картину, портрет,пейзаж в музыке и изобразительном искусстве.



27



Пространство

фактуры

Владеть понятием «звучащие»

полотна.


1


28



Тембры –

музыкальные краски


Выявлять ритм, колорит,

пространство в музыке и живописи.


1


29



Соло и тутти


Анализировать связь музыки с

изобразительным искусством.


1


30



Громкость и тишина в музыке


Представлять музыку в зрительных ассоциациях.

Распознавать изображение в

музыкальных ассоциациях.

1


31



Тонкая палитра

оттенков


Размышлять о музыке,

литературе, живописи в контексте одного сюжета, где

каждое искусство воплощает его

по-своему.

1


32



По законам красоты


Сравнивать картину, портрет,

пейзаж в музыке и

изобразительном искусстве.

1


33



По законам красоты


Сравнивать картину, портрет,

пейзаж в музыке и

изобразительном искусстве.

1


34



В чем сила музыки


Проявлять потребность в

общении с музыкой для

дальнейшего духовно -

нравственного развития,

самообразования.


1



Календарно – тематическое планирование 7 класс


п/п

Дата

проведения

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Кол-во ча-сов

Примечание


план

факт





Музыка в жизни и жизнь в музыке

6 ч


1



«Магическая

единственность»

музыкального

произведения


Развить интерес к предмету

«Музыка», этот интерес

отражается в стремлении к

музыкально – творческому

самовыражению.

1


2



Музыку трудно объяснить словами

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения с начала до конца.


1


3



Что такое

музыкальное

содержание

Узнавать по изображениям

некоторые музыкальные

инструменты, а так же народные



1


4



Что такое

музыкальное

содержание


Узнавать по изображениям

некоторые музыкальные

инструменты, а так же народные

1


5



Музыка, которую

необходимо

объяснить словами


Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности – вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, слушать паузы.


1


6



Ноябрьский образ в

пьесе П.И.

Чайковского


Уметь определять характер инастроение произведения,проникаться его эмоциональным

содержанием.


1


2. Оперная драматургия, как синтетическое действие 17 часов

7



«Восточная»

партитура Н.

Римского-Корсакова

«Шехеразада»


Уметь определять характер и настроение произведения,

проникаться его эмоциональным

содержанием.

1



8



Когда музыка не

нуждается в словах

Сравнивать картину, портрет, пейзаж в музыке и

изобразительном искусстве.

1


9



Когда музыка не

нуждается в словах

Анализировать связь музыки с изобразительным искусством.

1


10



Лирические образы

в музыке


Уметь определять характер и настроение произведения,

проникаться его эмоциональным настроем.

1


11



Драматические

образы в музыке

Уметь определять характер инастроение произведения,

проникаться его эмоциональным настроем.

1


12



Эпические образы в

музыке


Уметь определять характер и настроение произведения,

проникаться его эмоциональным настроем.

1


13



«Память жанра»

Владеть некоторыми основами нотной грамоты: название нот, темпа, ритма, динамики, инструментов

1


14



Такие разные песни,

танцы, марши

Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.

1


15



Такие разные песни,

танцы, марши

Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.

1


16



Такие разные песни,

танцы, марши

Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.


1


17



«Сюжеты» и

«Герои»

музыкальной формы


Передавать в разнообразной

творческой деятельности

эмоционально-образное содержание произведений

искусств

1


18



«Художественная

форма – это ставшее

зримым

содержание»


Выявлять в художественном

комплексе(фрагменте), в том числе музыкаль

ном, специфическую

направленность выразительных

средств на восприятие

слушателя.

1


19



От целого к деталям

Уметь внимательно слушать музыкальные

произведения с начала до конца.

1


20



Какой бывает

музыкальная

композиция


Понимать театр как

синтетический вид искусства, помогаю –

щий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях,

вводящий зрителя в систему общечелове- ческих идеалов и

ценностей.

1


21



Музыкальный

шедевр в

шестнадцать тактах

(период)

Уметь внимательно слушать муз. произведения с начала до конца.

1


22



Два напева в

романсе

М.И. Глинки

«Венецианская ночь»

Учить слушать произведения

выдающихся классиков

музыкального искусства,

1


23



Трехчастность в

«Ночной серенаде»

Пушкина – Глинки

Выявлять в художественном

комплексе (фрагменте), в том числе музыкаль-

ном, специфическую

направленность выразительных

средств на восприятие

слушателя.


1


Композитор и время 11 часов

24



Многомерность

образа в форме

рондо


Понимать «зёрна-интонации»(темы) в развитиимузыкального

смысла.

1


25



Многомерность

образа в форме

рондо

Понимать «зёрна-интонации»(темы) в развитиимузыкального

смысла.

1


26



Образ Великой

Отечественной

Войны в

«Ленинградской

симфонии» Д.

Шостаковича

Учить слушать произведения

выдающихся классиков

музыкального искусства,

напевать основные темы их произведений.



27



Музыка в развитии

Исследовать собствен-

ные творческие прояв-

ления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора,писателя.

1


28



Музыка в развитии

Исследовать собствен-

ные творческие прояв-

ления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора,писателя.



29



Движение образов и персонажей в

оперной

драматургии


Способы художественного

выражения ценностного

отношения человека к явлениям,

событиям, фактам окружающей

действительности.

1


30



Диалог искусств

Способы художествен

ного выражения ценностного отноше- ния человека к явлениям, событиям, фактам окружающей

действительности.

1


31



Диалог искусств

Способы художествен

ного выражения ценностного отноше- ния человека к явлениям, событиям, фактам окружающей

действительности.


1


32



Развитие

музыкальных тем в

симфонической

драматургии


Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и музыкальному наследию


1


33



Развитие

музыкальных тем в

симфонической

драматургии


Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и музыкальному наследию


1


34



Заключительный

урок

Осознавать собствен- ные творческие возможности в

разных видах художественной

деятельности (пении,

импровизации, подборе аккомпани- мента, выразительном

движении, написании

литературного эссе и др.).

1




Формы и средства контроля

В практике в 5 классе использую следующие виды контроля:

ВИД

дата

Форма

Кол–во часов

Цель контроля

Текущий контроль

В течении года

Устный опрос, конкурсы, выставки.


Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах.

Стартовый (входной)

1 четверть

Тест

1



Рубежный контроль

В конце 2 четверти,

Тест

1

Подвести итоги за четверть, полугодие

Итоговый контроль

В конце года

Тест

1

Соответствие уровню национального стандарта


В практике в 6 классе использую следующие виды контроля:

ВИД

дата

Форма

Кол–во часов

Цель контроля

Текущий контроль

В течении года

Устный опрос, конкурсы, выставки.


Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах.

Стартовый (входной)

1 четверть

Тест

1



Рубежный контроль

В конце 2 четверти,

Тест

1

Подвести итоги за четверть, полугодие

Итоговый контроль

В конце года

Тест

1

Соответствие уровню национального стандарта


В практике в 7 классе использую следующие виды контроля:

ВИД

дата

Форма

Кол–во часов

Цель контроля

Текущий контроль

В течении года

Устный опрос, конкурсы, выставки.


Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах.

Стартовый (входной)

1 четверть

Тест

1



Рубежный контроль

В конце 2 четверти,

Тест

1

Подвести итоги за четверть, полугодие

Итоговый контроль

В конце года

Итоговая аттестация

1

Соответствие уровню национального стандарта











Учебно-методическое материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Перечень учебно-методических средств обучения



Наименование

объектов и средств МТО


5 класс

необходимо

имеется

% обеспеченности

1

Программа

1

1

100

2

Учебник «Музыка»

15

13


Наименование

объектов и средств МТО


6 класс

необходимо

имеется

% обеспеченности

1

Программа

1

1

100

2

Учебник «Музыка»

14

14










Наименование

объектов и средств МТО


5 класс

необходимо

имеется

% обеспеченности

1

Программа

1

1

100

2

Учебник «Музыка»

15

15


Технические средства обучения

Музыкальный центр

компьютер

Мультимедиапроектор.


Печатные пособия (портреты, плакаты, дидактический материал)

№п/п

Используемая литература

1


2

- Портреты русских и зарубежных композиторов

- Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты


31




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!