Пояснительная записка
Рабочая программа « Музыка для 5 класса» разработана на основе авторской программы «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр (Москва издательский центр «Вентана – Граф» 2013г.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Музыка, 5 класс В.О Усачёва, Л.В.Школяр – М.: Вентана – Граф , 2014г
Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. «Музыка» в основной школе изучается в 5-м классе в объеме 34 часА.
Общая характеристика учебного предмета
Программа в 5 -7 классах направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.
На постижение значимости музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка.. Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Для достижения цели в 5-7 классах
необходимо решить следующие задачи
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Программа формирует у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Место учебного предмета - музыка в учебном плане
Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, определён учебным планом МБОУ «Яблоновская СОШ» и соответствует базисному учебному плану общего образования образовательных учреждений Белгородской области, утверждённому приказом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года № 1381
Предмет «Музыка» изучается в 5 -7 классах - 105 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Работа направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ. Умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).
На формирование исполнительских навыков: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления, путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.
В конце 5 класса учащиеся должны иметь
Личностные результаты:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;
- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора;
музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Метапредметные результаты
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования
В конце 6 класса учащиеся должны иметь
Личностные результаты:
- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;
- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора;
музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Метапредметные результаты
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования
В конце 7 класса учащиеся должны иметь
Личностные результаты:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;
- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;
Предметные результаты:
потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
расширение музыкального и общего культурного кругозора;
музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
Метапредметные результаты
анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования
Содержание программы 5 класс
Искусство слышать, искусство видеть ( 6часов)
Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки. Специфика средств художественной выразительности каждого из искусства. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет , мюзикл. Музыка в театре, в кино. На телевидении.
Истоки творчества ( 8 часов) Музыкально - поэтическом творчество, многообразие музыкального фольклора России, в том числе родного края. Сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров.
Образный язык искусства ( 9 часов) Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видов искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения .Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура- застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изо.
Путь к слушателю, читателю, зрителю ( 12 часов) Понимать значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), в т.ч. петь в одноголосном и двухголосном изложении. Воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.)
Содержание программы 6 класс
Музыка в жизни и жизнь в музыке ( 6 часов). Соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней. (14 часов) Воспринимать музыкальные произведения в единстве умения слышать музыку. Понимать зависимость собственного восприятия музыки от степени проникновения в композиторский замысел. Анализировать музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно – смыслового содержания.
Законы художественного творчества.( 15 часов) Понимать сущность взаимосвязи музыкальной и духовной культуры. Размышлять о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам ее раскрытия. Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.
Содержание программы 7 класс
Законы жизни - законы музыки. ( 6 часов) Понимать музыкальную драматургию как способ воплощения диалектической сущности законов жизни. Выявлять в музыкально – драматургическом процессе конфликтность и интонационные взаимосвязи, противоречивость и переход образов друг в друга.
Оперная драматургия, как синтетическое действие.( 17 часов) Понимать оперный жанр, как вершину развития художественной культуры, его возможности экспрессивно и «заразительно» выражать реальную жизнь во всем многообразии. Воспринимать фрагменты опер сообразно законам эмоционально – драматургического развития. Уметь объяснять взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле, в категориях общего и различного, особенного и специфичного.
Композитор и время. ( 12 часов) Понимать музыку в целом, как «звуковую печать» эпохи. Давать характеристику творческой манере композитора и тем самым ваыявлять его принадлежность к определенной музыкальной эпохе.
Учебно- тематический план
В 5 классе 34 часа распределены следующим образом:
Раздел 1. Искусство слышать, искусство видеть | 6ч |
Раздел 2. Истоки творчества | 8ч |
Раздел 3. Образный язык искусства | 9ч |
Раздел 4. Путь к слушателю, читателю, зрителю | 12ч. |
В 6 классе 34 часа распределены следующим образом:
Раздел 1. Музыка в жизни и жизнь в музыке | 6ч |
Раздел 2. Восприятие музыки, как умение слышать музыку и размышлять о ней | 14ч |
Раздел 3. Законы художественного творчества | 15ч |
В 7 классе 34 часа распределены следующим образом:
Раздел 1 Законы жизни – законы музыки | 6ч |
Раздел 2. Оперная драматургия, как синтетическое действие | 17ч |
Раздел 3. Композитор и время | 12ч |
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во ча-сов | Примечание |
| план | факт | | | | |
Искусство слышать, искусство видеть | 6 ч | |
1 | | | 1. О чем молчит рояль | Проявлять эмоциональ- ную отзывчивость Определять характер, средства выразительнос- ти (мелодия) в музыкаль ном произведении Умение слушать и вступать в диалог. Учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 1 | |
2 | | | 2. Мир, запечатленный человеком | Различать настроения, чувства, выраженные в музыке. Определять жизненную основу музыкальных интонаций Наблюдать за использованием музыки в жизни человека | 1 | |
3 | | | 3. Внутренний голос | Передавать свои впечатления в письменной и устной форме. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности | 1 | |
4 | | | 4. Где кончаются слова – начинается музыка | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к произведениям Находить связи между образами музыки и других видов искусств | 1 | |
5 | | | 5. Несколько взглядов на цветок | Высказывать суждение о музыкальном произведении Исследовать жанры и виды песен Участвовать в коллективной исполнительской деятельности | 1 | |
6 | | | 6. Люди искусства | Проявлять эмоциональную отзывчивость Находить связи между образами музыки и других видов искусств | 1 | |
Истоки творчества 8 часов |
7 | | | 1. Мастерская литератора | Находить жанровые параллели между музыкой и литературой. Выявлять общность музыки и литературы. . | 1 | |
8 | | | 2. Мастерская композитора | Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни. | 1 | |
9 | | | 3. Мастерская художника | Определять взаимодействие музыки с другими видами искусств Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи | 1 | |
10 | | | 4. «Услышать музыку вокруг…» | Передавать свои впечатления в устной и письменной форме. Определять характер, средства выразительнос ти (мелодия) в музыкаль ном произведении. | 1 | |
11 | | | 5. Беседы на перекрестке искусств. Слово | Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. определять характер, средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении | 1 | |
12 | | | 6. Беседы на перекрестке искусств. Музыка | Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов. | 1 | |
13 | | | 7. Беседы на перекрестке искусств. Краски | Выявлять общность музыки и живописи Подбирать сходные произведения живописи к изучаемой музыке. | 1 | |
14 | | | 8. Сочинение сочиненного. С. Прокофьев. Гадкий утенок | Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения кявлениям, событиям, фактамдействительности | 1 | |
Образный язык искусства 9 час. |
15 | | | 1. Услышать соловья. Маэстро | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы Умение слушать и вступать в диалог | 1 | |
16 | | | 2. Великие музыканты-исполнители | Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности. | 1 | |
17 | | | 3. Жизненные правила для музыканта | Уметь определять автора музыкального произведения по интонационным проявлениям. | 1 | |
18 | | | 4. Еще один взгляд на цветок | Ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства. Иметь представление об интонационно-образной природе музыки. Понимать «зёрна- интонации» | 1 | |
19 | | | 5. Рисует пианист Святослав Рихтер | Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в т. ч. и современных электронных. | 1 | |
20 | | | 6. Поэтическая мастерская | Соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями. Использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства | 1 | |
21 | | | 7. Сафический строфы | Понимать значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений. | 1 | |
22 | | | 8. Поэты о композиторах. О.Мандельштам | Эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально - творческой деятельности. | 1 | |
23 | | | 9. Поэты о композиторах. Джелал Кузнецов | Эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты крупных музыкально - сценических жанров. | 1 | |
Путь к слушателю, читателю, зрителю 11 час. |
24 | | | Художник – хозяин над всем, что видит | Определять взаимодействие музыки с другими видами искусств Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи Участвовать в совместной деятельнос ти. Ставить познавательную задачу. | 1 | |
25 | | | Разум ученого и гений музыканта. А. Бородин | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки | 1 | |
26 | | | Вторая, «Богатырская» симфония | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства | | |
27 | | | Колокольный звон | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы | 1 | |
28 | | | Имеющий уши да слышит | Познакомить с биографиями произведениями великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего С.В.Рахмининова и Ф И. Шаляпина | 1 | |
29 | | | Истинный слух. | Познакомить с биогра- фиями и произведении- ями великихотечествен ных исполнителей прошлого и настоящее-го: Мравинского, Н.А. Обухову, | 1 | |
30 | | | Истинный слух. | Познакомить с биогра-фиями и произведении- ями великихотечествен ных исполнителей прошлого и настоящего А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева. | 1 | |
31 | | | Царство Будущего. | Понимать театр как синтетический вид искусства,помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоре- чиях,вводящий зрителя в систему общечелове- ческих идеалов и ценностей. | 1 | |
32 | | | Как найти Синюю птицу? | Понимать историчес- кую обусловленность возникновения искуст-ва, как условия само- воспитанииячеловека. | 1 | |
33 | | | Сочинение сочинённого. | Выявлять в художест - венном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направ леность выразитель- ных средств на воспри ятие слушателя. | | |
34 | | | Сочинение сочинённого. | Выявлять в художест - венном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направ леность выразитель- ных средств на воспри ятие слушателя. | | |
Календарно – тематическое планирование 6класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во ча-сов | Примечание |
| план | факт | | | | |
Музыка в жизни и жизнь в музыке | 6 ч | |
1 | | | Музыка души | Развить интерес к предмету «Музыка», этот интерес отражается в стремлении к музыкально – творческому самовыражению | 1 | |
2 | | | Наш вечный спутник | Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию. | 1 | |
3 | | | Искусство и фантазия | Уметь определять характер и настроение произведения, проникаться его эмоциональ ным содержанием. | 1 | |
4 | | | Искусство – память человечества | Владеть некоторыми основами нотной грамоты: название нот, темпа, ритма, динамики | 1 | |
5 | | | Какой бывает музыка? | Узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты, а так же народные Участвовать в прослушивание фрагмен тов музыкальных композиций, вкладывая в них определенный смысл (радость, веселье, грусть, утешение, спокойствие,поддержку) | 1 | |
6 | | | Волшебная сила музыки | Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя. Проявлять навыки вокально– хоровой деятельности - вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, слушать паузы. | 1 | |
Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней. (14 часов) |
7 | | | Музыка объединяет людей | Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию | 1 | |
8 | | | Музыка объединяет людей | Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию | 1 | |
9 | | | Восприятие музыки -диалектическое единство умения слышать музыку и размышлять о ней. | Умение рассуждать об различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства. | 1 | |
10 | | | Единство музыкального произведения | Оценивать степень успешности достижения цели по критериям, определять причины успеха или неуспеха | 1 | |
11 | | | «В начале был ритм» | Уметь воспринимать специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя | 1 | |
12 | | | О чем рассказывает музыкальный ритм | Уметь воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности – ритм, его ускорение и замедление, характер мелодии, динамику. | 1 | |
13 | | | Средства музыкальной выразительности – темп | Уметь воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности – темп, его ускорение и замедление, характер мелодии, динамику. | 1 | |
14 | | | Диалог метра и ритма | Уметь воспринимать и передавать в движении специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя | 1 | |
15 | | | От адажио к престо | Проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм. | 1 | |
16 | | | От адажио к престо | Проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм. | 1 | |
17 | | | «Мелодия – душа музыки» | Как может возникнуть мелодия. Проявлять потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно - нравственного развития, самообразования. | 1 | |
18 | | | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | Выявлять богатства музыкальных образов в вокальной музыке научится понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства. | 1 | |
19 | | | Мелодия «угадывает» нас самих | Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека. | 1 | |
20 | | | Что такое гармония в музыке? Как может возникнуть мелодия? | Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом | 1 | |
Законы художественного творчества.( 15 часов) |
21 | | | Два начала гармонии Исполнять партитуры. | Понимать, что границы отдельных искусств не замкнуты. научится иметь общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки. | 1 | |
22 | | | Эмоциональный мир музыкальной гармонии | Искусство слышать различные человечес- кие состояния. | 1 | |
23 | | | Красочность музыкальной гармонии | Определять музыку и изображение как основу синкретичных жанров. | 1 | |
24 | | | Мир образов полифонической музыки | Соотносить внутренний слух и внутреннее зрение. | 1 | |
25 | | | Философия фуги | Размышлять об искусствах, которые ежеминутно переходят одно в другое. | 1 | |
26 | | | Какой бывает музыкальная фактура | Сравнивать картину, портрет,пейзаж в музыке и изобразительном искусстве. | | |
27 | | | Пространство фактуры | Владеть понятием «звучащие» полотна. | 1 | |
28 | | | Тембры – музыкальные краски | Выявлять ритм, колорит, пространство в музыке и живописи. | 1 | |
29 | | | Соло и тутти | Анализировать связь музыки с изобразительным искусством. | 1 | |
30 | | | Громкость и тишина в музыке | Представлять музыку в зрительных ассоциациях. Распознавать изображение в музыкальных ассоциациях. | 1 | |
31 | | | Тонкая палитра оттенков | Размышлять о музыке, литературе, живописи в контексте одного сюжета, где каждое искусство воплощает его по-своему. | 1 | |
32 | | | По законам красоты | Сравнивать картину, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | |
33 | | | По законам красоты | Сравнивать картину, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | |
34 | | | В чем сила музыки | Проявлять потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно - нравственного развития, самообразования. | 1 | |
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во ча-сов | Примечание |
| план | факт | | | | |
Музыка в жизни и жизнь в музыке | 6 ч | |
1 | | | «Магическая единственность» музыкального произведения | Развить интерес к предмету «Музыка», этот интерес отражается в стремлении к музыкально – творческому самовыражению. | 1 | |
2 | | | Музыку трудно объяснить словами | Уметь внимательно слушать музыкальные произведения с начала до конца. | 1 | |
3 | | | Что такое музыкальное содержание | Узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты, а так же народные | 1 | |
4 | | | Что такое музыкальное содержание | Узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты, а так же народные | 1 | |
5 | | | Музыка, которую необходимо объяснить словами | Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности – вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, слушать паузы. | 1 | |
6 | | | Ноябрьский образ в пьесе П.И. Чайковского | Уметь определять характер инастроение произведения,проникаться его эмоциональным содержанием. | 1 | |
2. Оперная драматургия, как синтетическое действие 17 часов |
7 | | | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» | Уметь определять характер и настроение произведения, проникаться его эмоциональным содержанием. | 1 | |
8 | | | Когда музыка не нуждается в словах | Сравнивать картину, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | |
9 | | | Когда музыка не нуждается в словах | Анализировать связь музыки с изобразительным искусством. | 1 | |
10 | | | Лирические образы в музыке | Уметь определять характер и настроение произведения, проникаться его эмоциональным настроем. | 1 | |
11 | | | Драматические образы в музыке | Уметь определять характер инастроение произведения, проникаться его эмоциональным настроем. | 1 | |
12 | | | Эпические образы в музыке | Уметь определять характер и настроение произведения, проникаться его эмоциональным настроем. | 1 | |
13 | | | «Память жанра» | Владеть некоторыми основами нотной грамоты: название нот, темпа, ритма, динамики, инструментов | 1 | |
14 | | | Такие разные песни, танцы, марши | Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи. | 1 | |
15 | | | Такие разные песни, танцы, марши | Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи. | 1 | |
16 | | | Такие разные песни, танцы, марши | Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи. | 1 | |
17 | | | «Сюжеты» и «Герои» музыкальной формы | Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусств | 1 | |
18 | | | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» | Выявлять в художественном комплексе(фрагменте), в том числе музыкаль ном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя. | 1 | |
19 | | | От целого к деталям | Уметь внимательно слушать музыкальные произведения с начала до конца. | 1 | |
20 | | | Какой бывает музыкальная композиция | Понимать театр как синтетический вид искусства, помогаю – щий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечелове- ческих идеалов и ценностей. | 1 | |
21 | | | Музыкальный шедевр в шестнадцать тактах (период) | Уметь внимательно слушать муз. произведения с начала до конца. | 1 | |
22 | | | Два напева в романсе М.И. Глинки «Венецианская ночь» | Учить слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, | 1 | |
23 | | | Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки | Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкаль- ном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя. | 1 | |
Композитор и время 11 часов |
24 | | | Многомерность образа в форме рондо | Понимать «зёрна-интонации»(темы) в развитиимузыкального смысла. | 1 | |
25 | | | Многомерность образа в форме рондо | Понимать «зёрна-интонации»(темы) в развитиимузыкального смысла. | 1 | |
26 | | | Образ Великой Отечественной Войны в «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича | Учить слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений. | | |
27 | | | Музыка в развитии | Исследовать собствен- ные творческие прояв- ления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора,писателя. | 1 | |
28 | | | Музыка в развитии | Исследовать собствен- ные творческие прояв- ления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора,писателя. | | |
29 | | | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | Способы художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности. | 1 | |
30 | | | Диалог искусств | Способы художествен ного выражения ценностного отноше- ния человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности. | 1 | |
31 | | | Диалог искусств | Способы художествен ного выражения ценностного отноше- ния человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности. | 1 | |
32 | | | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и музыкальному наследию | 1 | |
33 | | | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | Прививать музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и музыкальному наследию | 1 | |
34 | | | Заключительный урок | Осознавать собствен- ные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпани- мента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.). | 1 | |
Формы и средства контроля
В практике в 5 классе использую следующие виды контроля:
ВИД | дата | Форма | Кол–во часов | Цель контроля |
Текущий контроль | В течении года | Устный опрос, конкурсы, выставки. | | Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах. |
Стартовый (входной) | 1 четверть | Тест | 1 | |
Рубежный контроль | В конце 2 четверти, | Тест | 1 | Подвести итоги за четверть, полугодие |
Итоговый контроль | В конце года | Тест | 1 | Соответствие уровню национального стандарта |
В практике в 6 классе использую следующие виды контроля:
ВИД | дата | Форма | Кол–во часов | Цель контроля |
Текущий контроль | В течении года | Устный опрос, конкурсы, выставки. | | Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах. |
Стартовый (входной) | 1 четверть | Тест | 1 | |
Рубежный контроль | В конце 2 четверти, | Тест | 1 | Подвести итоги за четверть, полугодие |
Итоговый контроль | В конце года | Тест | 1 | Соответствие уровню национального стандарта |
В практике в 7 классе использую следующие виды контроля:
ВИД | дата | Форма | Кол–во часов | Цель контроля |
Текущий контроль | В течении года | Устный опрос, конкурсы, выставки. | | Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах. |
Стартовый (входной) | 1 четверть | Тест | 1 | |
Рубежный контроль | В конце 2 четверти, | Тест | 1 | Подвести итоги за четверть, полугодие |
Итоговый контроль | В конце года | Итоговая аттестация | 1 | Соответствие уровню национального стандарта |
Учебно-методическое материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Наименование объектов и средств МТО | 5 класс |
необходимо | имеется | % обеспеченности |
1 | Программа | 1 | 1 | 100 |
2 | Учебник «Музыка» | 15 | 13 | |
№ | Наименование объектов и средств МТО | 6 класс |
необходимо | имеется | % обеспеченности |
1 | Программа | 1 | 1 | 100 |
2 | Учебник «Музыка» | 14 | 14 | |
№ | Наименование объектов и средств МТО | 5 класс |
необходимо | имеется | % обеспеченности |
1 | Программа | 1 | 1 | 100 |
2 | Учебник «Музыка» | 15 | 15 | |
Технические средства обучения
Музыкальный центр
компьютер
Мультимедиапроектор.
Печатные пособия (портреты, плакаты, дидактический материал)
№п/п | Используемая литература |
1 2 | - Портреты русских и зарубежных композиторов - Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты |
31