СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА междисциплинарного курса МДК.01.01. Специальный инструмент специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение

1.1. Область применения программы

         Рабочая программа  междисциплинарного курса МДК.01.01. Специальный инструмент является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности  53.02.03  Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра).

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

     в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03  Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра)  МДК.01.01. Специальный инструмент  является частью ПМ.01 Исполнительская  деятельность и предназначен для реализации ОБПОУ «Суджанский колледж  искусств им. Н.В. Плевицкой».

 

1.3. Цель и задачи курса – требования к результатам освоения курса:

Целью курса является:

воспитание квалифицированных исполнителей, способных в сольном, ансамблевом, оркестровом исполнительстве  использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

         формирование комплекса исполнительских навыков, развитие которых позволит  студенту  накапливать репертуар, овладевать  музыкальными произведениями различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.

Задачами курса являются:

формирование навыков использования в исполнении художественно оправданных   технических приемов, воспитание слухового контроля, умения управлять    процессом  исполнения;  

         развитие навыков  и воспитание культуры звукоизвлечения, звуковедения и фразировки;

         развитие механизмов музыкальной памяти;

         активизация слуховых процессов – развитие  мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

          развитие  полифонического  мышления;

         овладение студентом различными видами техники исполнительства, многообразными штриховыми приемами;

         выполнение  анализа исполняемых произведений, сравнительный анализ записей исполнения музыкальных произведений;

         воспитание творческой  инициативы, формирование ясных представлений  о методике разучивания произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

 

В результате освоения  курса студент должен:

иметь практический опыт:

 чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

репетиционно-концертной работы в качестве солиста;

уметь:

         читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;

         использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

         психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

         использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

         применять теоретические знания в исполнительской практике

знать:

сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры (в соответствии с программными требованиями по видам инструментов);

художественно-исполнительские возможности инструмента;

профессиональную терминологию.

 

1.4. Объём курса, виды учебной работы и отчётности 

Максимальная учебная нагрузка обучающегося  – 672 часа,

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 448 часов,

самостоятельная работа обучающегося –224 часа.

Время изучения: 1-8 семестры.

Контрольный урок: 1,7,8 семестры.

Зачет: 3 семестр.

Экзамен: 2,4-6 семестры.

Виды учебной работы:

    1. Освоение устройства музыкального инструмента и основ обращения с ним.
    2. Работа над техникой (упражнения, гаммы, арпеджио, этюды, каприсы).
    3. Работа над малой формой.
    4. Работа над крупной формой.
    5. Работа над оригинальными произведениями.
    6. Работа над полифоническими произведениями.
    7. Работа над обработками народных мелодий.
    8. Работа над эстрадными произведениями.
    9. Работа над переложениями.
    10. Транспонирование и чтение с листа.
    11. Самостоятельная работа.
    12. Исполнительская практика.

 

    1. . Материально- техническое обеспечение курса

        Освоение междисциплинарного курса  МДК.01.01. Специальный инструмент    должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к соответствующим базам данных и библиотечным фондам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине.

Учебный процесс должен быть обеспечен возможностью прослушивания и просматривания на аудиоаппаратуре современной дискографии и исторических записей.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети интернет. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Оборудование учебного класса для индивидуальных занятий:

  • музыкальные инструменты (баяны, аккордеоны, гитары, балалайки, домры);
  • метроном;
  • компьютер или ноутбук для просмотра мастер-классов;
  • аудио-видео аппаратура.

 

 

2. План междисциплинарного курса

 

Распределение часов по семестрам

   Курс

Семестр

Количество недель

Количество часов

Часов в неделю

I

1

16

48

3

 

2

20

60

3

II

3

16

48

3

 

4

20

60

3

III

5

16

48

3

 

6

20

60

3

IV

7

16

48

3

 

8

19

76

4

 

 

 

3. Содержание междисциплинарного курса

 

Преподаватель специального инструмента - основной руководитель студента в учебном заведении. Наряду с практическим обучением игре на инструменте, исполнением произведений, чтением их с листа, в задачи данного предмета входит воспитание творческой воли учащегося, формирование у учащегося широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами русской, советской, зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным музыкальным творчеством. Задачи, стоящие перед педагогом по специальности, требуют от него знания индивидуальности учащегося, ему необходимо быть в контакте с педагогами других дисциплин, помогать ему в рациональной организации учебного времени.

    В результате изучения МДК "Специальный инструмент" учащиеся должны уметь самостоятельно работать над репертуаром, анализировать музыкальное произведение, определяя особенности формы, идейно-художественное содержание, исполнительские трудности.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе по специальности является урок. Прохождение учебного материала должно осуществляться в соответствии с каждым новым этапом музыкально-художественного и технического развития учащегося. В процессе урока следует использовать различные формы работы, которые диктуются целями данного занятия, степенью одаренности и подготовки учащегося, определенными стадиями работы над произведением, формой произведения. Одной из важнейших задач работы в специальном классе следует считать развитие навыков самостоятельной работы над произведением, умения на основе внимательного и вдумчивого изучения нотного текста создавать и реализовывать свой исполнительский замысел. С этим связано воспитание творческой инициативы учащихся, формирование ясных представлений о методике разучивания произведения и приемах работы над различными пианистическими трудностями.

На первом этапе работы над новым произведением (это касается особенно первокурсников) необходимо разобрать произведение вместе с учащимся (форму, структуру, гармонию, мелодические построения, фактуру, обратить внимание на особенно трудные технические, виртуозные моменты и т.д.), чтобы у учащегося не возникло чувство неуверенности, страха перед новым произведением, при этом педагог может наиграть некоторые моменты, при этом стараться не навязать свое понимание художественного образа, оставив право на художественную, творческую свободу самому учащемуся.

Непременным условием в работе над музыкальным произведением является точное следование авторскому тексту. Необходимо указать на различные редакции того или иного изучаемого произведения.

При работе над произведением следует научить учащегося анализировать встречающиеся трудности, следить за качеством звука, ритмической  и темброво-динамической стороной исполнения. Особое внимание надо уделять целостному анализу произведения.

Преподаватель должен поощрять систематическую работу над техникой в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности),  над этюдами, гаммами, упражнениями. Необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. Здесь важно не только количество, но и качество работы, постоянное совершенствование исполнения, самоконтроль учащегося.

Одним из важнейших средств, поддерживающих интерес над техникой и способствующих достижению хороших результатов, является ясное представление учащегося о той художественной цели, ради которой совершается работа. Трудность изучаемого материала должна соответствовать уровню подготовки  студента.

При изучении как художественного, так и инструктивного материала необходимо самое пристальное внимание уделять  работе над звуком   (развитию умения слушать звук до конца, осознавать его протяженность и тембровую окраску и т.д.).

Следует воспитывать у учащегося глубокую обоснованность звукового восприятия, внутреннюю собранность при звукоизвлечении.

Внешними предпосылками хорошего звука являются прежде всего полная свобода и гибкость всей руки, естественность движения, точность прикосновения пальцев к клавишам, сознательное регулирование руки, устранение излишних мышечных напряжений.

Приобретение навыков звукоизвлечения связано с пониманием мелодического и гармонического языка произведения.

Большое внимание в учебном процессе следует уделять работе над полифонией. Основой полифонического репертуара учащегося являются произведения И.С.Баха. Вместе с тем следует признать необходимым и полезным изучение полифонического репертуара во всей исторической и стилевой полноте, в том числе произведений русских, советских и прогрессивных зарубежных композиторов.

Работа над полифонией выдвигает перед учащимися ряд специфических задач и, прежде всего, самостоятельность движения голосов при одновременном их ведении.

Первостепенное значение в полифонической музыке приобретают вопросы артикуляционной техники, поскольку точное следование выбранной вначале артикуляции темы и противосложения на протяжении всего произведения является непременным условием грамотного исполнения полифонии.

Динамика в произведениях полифонического склада также имеет свои особенности, связанные прежде всего с необходимостью соотношения и звукового соответствия одновременно звучащих голосов и строгого подчинения форме полифонического произведения (например, недопустима мелкая нюансировка).

Педагог должен всесторонне расширять музыкальный кругозор учащегося, развивать в нем творческую активность и самостоятельность. Помимо произведений, которые учащийся изучает детально, он должен знакомиться с разнообразной музыкальной литературой (сольной и ансамблевой, оригинальной и в переложениях). При этом допустима различная степень завершенности работы.

Для успешного воспитания навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением учащемуся следует поручать не менее одного раза в год самостоятельно выучить доступное для него произведение, которое должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе данного курса. Проверку самостоятельной работы следует проводить систематически 1-2 раза в год в присутствии других учащихся.      

Большое значение для развития учащегося и для его будущей деятельности имеют систематические занятия по разбору и чтению нот с листа. Формирование навыков чтения с листа зависит от музыкального опыта учащегося, общего уровня музыкальной и технической подготовки и теоретических знаний. Особенно тесно чтение нот с листа связано с развитием "внутреннего слуха", серьезной и разносторонней музыкально-воспитательной работы, проводимой не только в специальном, но и в других классах.

Материал, взятый для чтения нот с листа, должен быть доступным и иметь воспитательное и познавательное значение. Целесообразно при прохождении основных произведений по программе специального класса рекомендовать учащимся для чтения с листа произведения тех же авторов, но по сложности ниже уровнем. Это поможет усвоить стилевые особенности того или иного автора, его "язык", жанровое разнообразие и т.д. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить учащегося не только грамотному и осмысленному, но и, по возможности, быстрому чтению текста, основанному на умении схватывать главное в музыкальной ткани.

Надо приучать учащегося предварительно просматривать текст с целью осознания мелодии, ладотональности, метроритма, направления движения голосов, объединения звуков сопровождения в гармонические комплексы, повторности тех или иных построений, формы и т.д.

Планирование учебной работы в целом и глубоко продуманный выбор репертуара являются важнейшими факторами, способствующими успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося.

При составлении индивидуального плана преподаватель должен стремиться  к всестороннему развитию профессионально-исполнительских данных учащегося, к охвату всех разделов репертуара, указанного в программе, для ознакомления учащихся с особенностями исполнения произведений, различных по жанру, форме.

Учебный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровню его обще музыкального и пианистического развития и возникающим на каждом этапе обучения новым педагогическим задачам. Репертуарные списки являются примерными и не должны сковывать инициативу педагога.

Индивидуальные планы составляются преподавателем для каждого учащегося к началу первого и второго полугодия, а также возможно с перспективой на будущее; отчет об их выполнении с приложением характеристики работы учащегося представляется в конце года.

Программы Государственного экзамена представляются педагогом к концу первого полугодия IV курса и утверждаются цикловой комиссией.                                  

 

Годовой план-минимум

Баян, аккордеон

Гитара

 

1 курс

Два полифонических произведения

Четыре пьесы различного характера.

Две обработки народных песен и танцев.

       Четыре  этюда.

  Два  произведения, выученные самостоятельно.

 

2 курс

Два – три полифонических произведения.

Четыре-пять  пьес различного характера.

Две обработки народных песен и танцев.

Четыре – пять этюдов.

  Два  произведения, выученные самостоятельно.

 

3 курс

Два – три  полифонических произведения.

Одно – два произведения крупной формы.

Четыре-пять  пьес различного характера.

Две обработки народных песен и танцев.

Четыре-пять  этюдов (два из них на интервальную технику)

  Два – три  произведения, выученные самостоятельно.

 

 

 

4 курс

Одно – два полифонических произведения.

Одно – два произведения крупной формы.

Четыре – пять пьес различного характера (в том числе одна оригинальная, одна виртуозная).

   Один – два концертных этюд

 

    Домра, балалайка

1 курс

Шесть пьес различного характера.

Две обработки народных тем.

Четыре  этюда на различные виды техники.

     Два  произведения, выученные самостоятельно.

Гаммы, арпеджио и упражнения

2 курс

Шесть пьес различного характера.

Четыре обработки народных тем.

Четыре – пять этюдов на различные виды техники.

     Два  произведения, выученные самостоятельно.

Гаммы, арпеджио и упражнения.

                                 3  курс

 

Четыре пьесы  различного характера.

Три-четыре обработки народных тем.

2 произведения крупной формы.

Четыре – пять этюдов на различные виды техники.

     Два – три  произведения, выученные самостоятельно.

Гаммы, арпеджио и упражнения.

 

                                                             4  курс

Четыре пьесы  различного характера.

Три-четыре обработки народных тем.

2 произведения крупной формы.

    Один – два концертных этюда.

     Два – три  произведения, выученные самостоятельно.

 

 

 

 

 

Примерное распределение материала по развитию

технических навыков по семестрам

Баян, аккордеон

I - II семестр

1.Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков в параллельном движении, в различных метрических и ритмических сочетаниях основными штрихами.

2. Короткие арпеджио, аккорды.

3. Хроматические гаммы.

Выборный баян, аккордеон

1.  Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков, дуолями в две октавы, основными штрихами.

2.  Короткие арпеджио, аккорды.

III  семестр

1. Мажорные и минорные гаммы в параллельном  движении и комбинированном (бас – четвертными длительностями).

2. Короткие, ломаные арпеджио и аккорды.

3. Мажорные гаммы терциями, секстами, основными штрихами.

4. Освоение репетиционной техники в одноголосных гаммах дуолями, штрихами, квартолями  (аппликатурой 3 – 2;  4 – 3 – 2;  4 – 3 – 2  -3).

Выборный баян, аккордеон

1. Мажорные и минорные гаммы в параллельном движении в три октавы основными штрихами.

2. Короткие, ломанные арпеджио, аккорды четырёхзвучные.

3. Мажорные и минорные гаммы в различных движениях, разными штрихами.

IV  семестр

1. Мажорные и минорные гаммы в параллельном  движении и комбинированном (бас – четвертными длительностями).

2. Короткие, ломанные арпеджио, длинные арпеджио, аккорды  и разложенные аккорды.

3. Мажорные гаммы  терциями, секстами, октавами. Минорные – терциями; дуолями, триолями,  квартолями.

Выборный баян, аккордеон

  1. Мажорные, минорные хроматические гаммы в смешанном движении.

2. Короткие, ломанные арпеджио, аккорды четырёхзвучные.

3. Мажорные и минорные гаммы в различных движениях, разными штрихами.

V  семестр

1. Материал тот же, что в IV семестре, но в гаммах до 6-ти знаков.

2. Материал тот же, что в IV семестре и длинные Д7 и его обращения.

3. То же, что и в IV семестре и минорные гаммы секстами.

4. Освоение приёма «Тремоло мехом», двойные ноты и аккордов.

Выборный баян, аккордеон

1. Мажорные, минорные хроматические гаммы в смешанном движении.

2. Короткие, ломаные арпеджио, аккорды в различных комбинированных движениях.

3. Мажорные и минорные гаммы в различных движениях, разными штрихами.

VI  семестр

1. То же, что в V – м семестре.

2. То же, что в V – м семестре.

3. Мажорные, минорные гаммы терциями, секстами, октавами, хроматические гаммы.

4. То же, что в V – м семестре и освоение приёмов «вибрато» и «рикошет».

Выборный баян, аккордеон

1. Мажорные, минорные хроматические гаммы в смешанном движении.

2.Короткие, ломаные арпеджио, аккорды в различных комбинированных движениях.

3. Мажорные и минорные гаммы в различных движениях, разными штрихами.

VII  семестр

То же, что в VI семестре.

Выборный баян, аккордеон

То же, что в VI семестре.

 

Гитара

 

    I семестр

  1. Мажорные и минорные гаммы до 3 - х знако в при ключе  в различных метрических и ритмических сочетаниях: дуолями, триолями, квартолями, способом звукоизвлечения – «апояндо», разным чередованием пальцев правой руки, т.е. указательным, средним и безымянным, указательным и безымянным. Рекомендуется использовать аппликатуру А. Сеговии по «Школам» П. Агафошина, А. Иванова-Крамского или «Искусству игры на гитаре» Н. Кирьянова.
  2. Короткие арпеджио, каденции.

II семестр

  1. Мажорные и минорные гаммы до 3 - х знаков при ключе  в различных метрических и ритмических сочетаниях: разными штрихами, в разных ритмических последовательностях (дуолями, триолями, квартолями), аппликатура А. Сеговии.
  2. Отработка приемов игры: глиссандро, вибрато, баррэ.
  3. Короткие арпеджио, каденции.

III семестр

  1. Мажорные и минорные гаммы до 3 знаков в различных метрических и ритмических сочетаниях, октавами, терциями.
  2. Освоение приемов игры: пиццикато, тремоло, тамбурин, флажолеты.
  3. Арпеджио короткие и длинные, каденции.

 

                                                   IV  семестр

  1. Мажорные и минорные гаммы до 4 знаков в различных ритмических и метрических сочетаниях, октавами, терциями.
  2. Продолжение работы над приемами игры: пиццикато, тамбурин, тремоло, флажолеты.
  3. Арпеджио, аккорды, каденции.

       V  семестр

  1. Мажорные и минорные гаммы до 5 знаков в различных ритмических и метрических сочетаниях, октавами, терциями.
  2. Арпеджио, аккорды, каденции.

           VI  семестр

  1. Мажорные и минорные гаммы до 6 знаков в различных ритмических и метрических сочетаниях, октавами, терциями,
  2. Хроматические гаммы.

                                     VII  семестр

  1. Мажорные и минорные гаммы от заданной ноты основными штрихами в различных метрических сочетаниях.
  2. Гаммы терциями, октавами.
  3. Хроматические гаммы.
  4. Арпеджио, аккорды, каденции.

 

          Домра, балалайка

За период обучения учащийся должен освоить:

  1. Основные приемы игры на домре (различные виды туше при игре медиатором, пиццикато правой и левой рукой, вибратора, глиссандо, флажолеты, дробь), полный объем инструмента, различные виды фактуры (одноголосие, двухголосие, аккорды, гармоническая фигурация).
  2. Гаммы, арпеджио и аккорды: одноголосные однооктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы; одноголосные двухоктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы двойными нотами ( в терцию и сексту); однооктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы искусственными флажолетами (медиатором); арпеджио (прямые и ломанные) трезвучий и аккордов; аккорды и кадансовые последовательности (включая трезвучия и септаккорды с обращениями).
  3. Этюды и упражнения.
  4. Чтение нот с листа и транспонирование.

II семестр

  1. Одноголосные однооктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы по всему диапазону инструмента (на одной струне, на двух струнах, на трех струнах) в умеренном темпе (М.М. ¼ = 60-80).
  2. Арпеджио тонических трезвучий.
  3. Аккорды трезвучий в тесном расположении (основной вид, секстаккорд, квартсекстаккорд).
  4. Прочитать с листа произведение из программы ДШИ (2-3 класс).

III семестр

  1. Одноголосные двухоктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы (ми, фа, фа-диез и соль) в умеренном темпе (М.М. ¼ = 80-104).
  2. Арпеджио тонических трезвучий.
  3. Аккорды в тестовом расположении.
  4. Кадансовые последовательности (I-IV-I; I-V-I).

IV семестр

  1. Одноголосные двухоктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы (ля бемоль, ля, си-бемоль и си) в умеренном темпе (М.М. ¼ = 104-112).
  2. Однооктавные мажорные, минорные гаммы (соль) двойными нотами в терцию и сексту в умеренном темпе.
  3. Приемы игры: пиццикато большим и средним пальцами правой руки, пиццикато пальцами левой руки.
  4. Арпеджио тонических трезвучий.
  5. Аккорды в тестовом расположении.
  6. Кадансовые последовательности (с использованием трезвучий тоники, субдоминанты и доминанты).

V семестр

  1. Одноголосные двухоктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы (до, до-диез, ре) в умеренном темпе (М.М. ¼ = 104-112).
  2. Однооктавные гаммы двойными нотами в терцию и сексту (ля, си).
  3. Приемы игры: искусственные флажолеты.
  4. Кадансовые последовательности (составляются по усмотрению педагога).

VI семестр

  1. Одноголосные двухоктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы по всему диапазону инструмента в быстром темпе (М.М. ¼ = 112-132).
  2. Однооктавные гаммы двойными нотами (в терцию и сексту) мажорные, минорные, хроматические  (ля-бемоль, си-бемоль) в умеренном темпе.
  3. Приемы игры: пиццикато большим и средним пальцами правой руки, пиццикато пальцами левой руки.
  4. Арпеджио трезвучий и септаккордов.
  5. Кадансовые последовательности (составляется по усмотрению педагога).
  6. Приемы игры: вибрато левой и правой рукой, дробь.

Прочитать с листа произведение из программы ДШИ (4-5 классы)

VII семестр

Концертное исполнение гамм, арпеджио и аккордов от заданной ноты в комплексе.

 

 

4.

© 2024 303 0

Похожие файлы