© 2024 235 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение
Рабочая программа по междисциплинарному курсу МДК 01. 06 «История исполнительского искусства» профессионального модуля ПМ.01 Исполнительская деятельность является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по виду инструментов – Инструменты народного оркестра). Рабочая программа сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по виду инструментов – Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки, предназначена для реализации курса в ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».
Результатом освоения курса является получение историко - теоретических знаний, основных этапов и тенденций развития народно-инструментальной культуры, необходимых для ведения выпускником педагогической деятельности в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, в том числе овладение профессиональными, педагогическими (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно овладевать сольным, оркестровым и ансамблевым репертуаром.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руко водителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.
Объём курса:
максимальная учебная нагрузка – 108 часов, включая:
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 72 часов,
самостоятельная работа – 36 часов;
Цель и задачи курса
Целью курса является:
Задачами курса являются:
Требования к уровню освоения содержания курса
По окончанию курса выпускник должен
иметь практический опыт:
уметь:
знать:
Виды учебной работы
(методы организации и реализации образовательного процесса)
а) методы, направленные на теоретическую подготовку:
лекция;
семинар;
самостоятельная работа студентов;
консультация;
различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний.
б) методы, направленные на практическую подготовку:
курсовая работа, реферат.
Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки
Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.
Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.
Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:
Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений).
Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.
Тематический план курса
№№ п/п тем |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
||
Макс. |
Обязат. |
Самост. |
|
||
|
II курс, IV семестр |
|
|||
|
Раздел I. История возникновения и преобразования русских народных инструментов в отечественной музыкальной культуре VI - XIX веков.
|
|
|||
1. |
Древнеславянская музыкальная культура. |
6 |
4 |
2 |
|
2. |
Искусство скоморохов. |
3 |
2 |
1 |
|
3. |
Народные инструменты в городской и крестьянской среде. |
3 |
2 |
1 |
|
4. |
Особенности эволюции русских гуслей в XI-XIX столетиях. |
4,5 |
3 |
1,5 |
|
5.
|
Развитие гитарного искусства в XVIII - XIX вв. |
3 |
2 |
1 |
|
6. |
Развитие отечественного домрово-балалаечно-го искусства в XVI - XIX веках. |
4,5 |
3 |
1,5 |
|
7. |
Эволюция русской гармони во второй половине XIX - начале XX столетий.
|
4,5 |
3 |
1,5 |
|
|
Контрольный урок
|
1,5 |
1 |
0,5 |
|
|
Итого: |
30 |
20 |
10 |
|
|
III курс, V семестр |
|
|||
|
Раздел II. Академическое направление в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (вторая половина 1880-х - 1917-й годы). |
|
|||
8.
|
В. Андреев как создатель балалаечно-домро-вого исполнительства письменной традиции. Хроматизаскусство игры на балалайке в начале XX века. |
3 |
2 |
1 |
|
9.
|
Хроматизация балалайки. Искусство игры на балалайке в начале ХХ века.
|
3 |
2 |
1 |
|
10. |
Зарождение баянного и аккордеонного искусства. |
3 |
2 |
1 |
|
11. |
Развитие гитарного искусства в начале XX века. |
1,5 |
1 |
0,5 |
|
12. |
Становление оркестрового народно-инструментального исполнительства и его просветительская роль. |
3 |
2 |
1 |
|
|
Раздел III. Исполнительство на русских народных инструментах в 1920-1955-е годы. |
||||
13. |
Становление профессионального образования на народных инструментах в 1920-1930-е годы. |
3 |
2 |
1 |
|
14. |
Зарождение профессионального ансамблево-оркестрового исполнительства в 1920-1930-е годы. |
3 |
2 |
1 |
|
15. |
Развитие сольного профессионального искусства игры на русских инструментах. |
3 |
2 |
1 |
|
|
Контрольный урок |
1,5 |
1 |
0,5 |
|
|
Итого: |
24 |
16 |
8 |
|
|
III курс, VI семестр |
||||
16. |
Произведения для русских народных инструментов и оркестров в 1920-30-е годы. |
3 |
2 |
1 |
|
17. |
Общая характеристика развития народно-инструментального исполнительства в годы Великой Отечественной войны. |
4,5 |
3 |
1,5 |
|
18. |
Развитие профессионального образования в первое послевоенное десятилетие. |
4,5 |
3 |
1,5 |
|
19. |
Участие советских исполнителей на народных инструментах в международных конкурсах и фестивалях. |
3 |
2 |
1 |
|
20. |
Произведения 1940-50-х годов для русского народного оркестра и струнных щипковых инструментов. |
3 |
2 |
1 |
|
21. |
Музыка для баяна. |
4,5 |
3 |
1,5 |
|
22. |
Творческая характеристика ведущих исполнителей и композиторов. |
6 |
4 |
2 |
|
|
Зачет |
1,5 |
1 |
0,5 |
|
|
Итого |
30 |
20 |
10 |
|
|
IV курс, VII семестр |
||||
|
Раздел IV. Современный этап развития исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 90-е годы). |
||||
23. |
Общая характеристика развития народно-инструментального исполнительства в 1960-х – 1990-х годах. |
3 |
2 |
1 |
|
24. |
Всесоюзные и Всероссийские конкурсы исполнителей на народных инструментах. Участие советских исполнителей на народных инструментах в международных конкурсах и фестивалях. |
1,5 |
1 |
0,5 |
|
25. |
Становление оркестрового и ансамблевого искусства игры на русских народных инструментах в 1960-1990-х годах. Музыка этого периода времени для русских народных оркестров. |
3 |
2 |
1 |
|
26. |
Искусство игры на струнных щипковых инструментах в 1960-1990-х годах. |
3 |
2 |
1 |
|
27. |
Музыка 1960-1990-х годов для домры, балалайки, гитары, гуслей. |
3 |
2 |
1 |
|
28. |
Баяно-аккордеонное исполнительство 1960-1990-х годов. Музыка для баяна и аккордеона. |
3 |
2 |
1 |
|
29. |
Народно-инструментальное искусство Центрально-Черноземного региона. |
3 |
2 |
1 |
|
30. |
Полезное для учителя![]() ![]() |