СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине "Музыка" для начальных классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа « Музыка  для 1-4 класса» разработана на основе программы   Музыка: программа: 1-4 классы/ (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр) - М.: Вентана – Граф, 2011.- (Начальная школа 21 века)

Обучение ведётся по учебнику  В.О. Усачёва, Л.В. Школяр Музыка 1-4 классы Москва издательский центр «Вентана – Граф» 2011г.

Целью уроков музыки в 1-4 классе  является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Музыка" для начальных классов»






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Яблоновская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»




«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________Г.В.Киреева


Протокол № _______от


«____»__________2014 г


«Согласовано»

Заместитель директора школы МБОУ

«Яблоновская СОШ»

__________Е.А.Тюрина


«_____»_________2014г

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Яблоновская СОШ»

___________А.И.Лихачева


Приказ №_________ от

«_____»__________2014г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Музыка»

на уровень начального

общего образования













Пояснительная записка

Рабочая программа « Музыка для 1-4 класса» разработана на основе программы Музыка: программа: 1-4 классы/ (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр) - М.: Вентана – Граф, 2011.- (Начальная школа 21 века)

Обучение ведётся по учебнику В.О. Усачёва, Л.В. Школяр Музыка 1-4 классы Москва издательский центр «Вентана – Граф» 2011г.

Целью уроков музыки в 1-4 классе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

Изучение музыки в начальной школе направлено на формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение

практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Для достижения цели в 1-4 классах

необходимо решить следующие задачи

  • раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;

  • формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;

  • воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.

развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

Программа реализует системно–деятельностный подход. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Во главу угла ставлю задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы


Место учебного предмета - музыка в учебном плане

Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, определён учебным планом МБОУ «Яблоновская СОШ» и соответствует базисному учебному плану начального общего образования образовательных учреждений Белгородской области, утверждённому приказом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года № 1381

Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе.

Программа составлена без изменений.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

Вокально –хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке.


Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.




Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения предмета

Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

В конце 1 класса учащиеся должны иметь

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование эстетических потребностей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

- проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления;

- воспринимать музыкальные произведения;

- знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира человека.

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;

- уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

- исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах;

- импровизировать в пении, игре;

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

- выявлять жанровое начало ( песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров ( опера, балет, симфония)

- различать характер музыки, её динамические, интонационные особенности.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении)


В конце 2 класса учащиеся должны иметь

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование эстетических потребностей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;

- уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

- исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах;

- импровизировать в пении, игре;

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

- выявлять жанровое начало ( песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров ( опера, балет, симфония)

- различать характер музыки, её динамические, интонационные особенности.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности ( пении, сочинении и импровизации, художественном движении)


В конце 3 класса учащиеся должны иметь

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование эстетических потребностей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;

- уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

- исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах;

- импровизировать в пении, игре;

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

- выявлять жанровое начало ( песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров ( опера, балет, симфония)

- различать характер музыки, её динамические, интонационные особенности.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности ( пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

В конце 4 класса учащиеся должны иметь

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование эстетических потребностей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;

- уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

- исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах;

- импровизировать в пении, игре;

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

- выявлять жанровое начало ( песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров ( опера, балет, симфония)

- различать характер музыки, её динамические, интонационные особенности.



Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности ( пении, сочинении и импровизации, художественном движении)

Содержание учебного предмета «Музыка»

(1 класс)

Идея первого года обучения – дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения.

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во – вторых, осознание природы музыки путём погружения в музыкальные образы как определённым образом организованную « звуковую материю» путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно- смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.

Третья содержательная линия – методическая или творческо – поисковая, когда школьники вводятся в музыкально художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщённые виды музыкально – художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.

Содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. Большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т.д.

В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.



.

Содержание учебного предмета «Музыка»

(2класс)

Идея второго года обучения выражается в формулировке «Как живёт музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею – музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живёт только в развитии и определённых формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне – рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер ( жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация – «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация ( прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

Одно из основных понятий музыки – «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».

«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия ( Д.Б. Кабалевский)

Развитие как становление художественной формы (5ч.)

Форма ( построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы – двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.


Содержание учебного предмета

( 3 класс)

Характерные черты русской музыки

Введение: интонационно – образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусорского (музыкальные портреты)

Понятия «русская «и «российская музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России , холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость , сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее – интонационные корни.

Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика,

старинный романс.

Композиторская музыка для церкви

Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

Содержание учебного предмета

( 4 класс)

Музыкальные картины мира - знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики - роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Мспанию, Японию и Украину. « Русское» как характерное- через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ - знакомство с музыкой ближнего зарубежья- Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

Искусство слышать музыку - восприятие произведений крупной формы, как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

Учебно- тематический план

В 1- классе 33 часа в год.

Раздел 1. Истоки возникновения

музыки

10 ч

Раздел2. Содержание и формы

бытования музыки

16ч

Раздел 3. Язык музыки

Во 2 классе 34 часа распределены следующим образом:

Раздел 1. Всеобщее в жизни и музыке

Раздел 2. Музыка – искусство интонируемого смысла

Раздел 3. «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа

12ч

Раздел 4. Развитие как становление художественной формы

6ч.

В 3 классе 34 часа распределены следующим образом:

Раздел 1. Характерные черты русской музыки

Раздел 2. Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности»

18ч

Раздел 3. Композиторская музыка для церкви

Раздел 4. Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре

В 4 - классе 34 часа распределены следующим образом:.

Раздел 1. Многоцветие музыкальной картины

Раздел 2. Музыка мира сквозь призму русской

классики

Раздел 3. Музыкальное общение без границ

10ч

Раздел 4. Искусство слышать музыку



Календарно – тематическое планирование 1 класс

п/п

Дата

проведения

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Кол во ча-сов

Примечание


план

факт





Истоки возникновения музыки (10 ч)

1

01.09


Урок - концерт

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкального произведения

1


2

08.09


Урок – экскурсия в ДШИ

Воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

1


3

15.09


Урок – игра «Музыка вокруг нас»

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.

1


4

22.09


Урок – концерт «Музыкальные и шумовые звуки»

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны).

1


5

29.09


Урок – игра «Маршевый порядок»

Различать характерные признаки основных жанров музыки.

Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.

1


6

06.10


Урок – игра «Колыбельные песни-начало познания музыки и жизни»

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

1


7



Урок – игра «Человек танцующий»

Приводить примеры танцев из собственного жизненного опыта.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

1


8



Урок – игра «Песенное дыхание»

Приводить примеры песен, из собственного жизненного опыта.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

1


9



Деятельность музыканта в жизни


Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя.

1


10



Композитор, исполнитель, слушатель


Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням


1


Содержание и формы бытования музыки (16 часов.)

11



Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества жизни с нравственно-эстетических позиций

Распознавать

в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

1


12



Отражение в музыке добра и зла

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

1


13



Отражение в музыке жизни и смерти

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

1


14



Отражение в музыке любви и ненависти

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

1


15



Отражение в музыке прекрасного и безобразного

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах


1


16



Отражение в музыке комического и трагического

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

1


17



Отражение музыки возвышенного и низменного

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

1


18



Наш гость песня

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.

1


19



Наш гость танец

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы

1


20



Наш гость марш

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы

1


21



Картины природы в музыке

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы

1


22



Встреча музыкальных жанров: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы

1


23



Знакомство с песней

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы

1


24



Знакомство с оперой

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы

1


25



Знакомство с балетом

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы

1


26



Урок обобщение по теме: Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт


Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

1


Язык музыки (6 ч)


27



Музыкальная азбука

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

1


28



Музыкально-выразительные средства

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

1


29



Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения

Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

1


30



Душа музыки-мелодия

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

1


31



Сочиняем песню

Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки.

1


32



Язык музыки

Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные играх

1


33



Контрольный урок

( викторина)

Участвовать в народных праздниках, обрядах

1




Календарно – тематическое планирование 2 класс


п/п

Дата

проведения

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Ко -во часов

Примечание


план

факт





Всеобщее в жизни и музыке ( 8 часов)



1

1/09


Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость.

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

1


2

8.09


Песенность как эмоционально-образная сфера музыки.

Различать в произведениях искусства маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.

1


3

15.09


Танцевальность как состояние природы , человека и искусства

Различать в произведениях искусства маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.

1


4

22.09


Маршевость как состояние природы, человека и искусства

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния

1


5

29.09


Природа и музыка

Различать в произведениях искусства танцевальность и выделять эти свойства в жизни природы ,человека

1


6

06.10


Человек и музыка


Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

1


7

13.10


Связь музыки с другими видами

искусства



Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


8

20.10


Встреча музыкальных жанров

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент

1


Музыка – искусство интонируемого смысла ( 8 часов)

9

27.10


Интонация в музыкальной и разговорной речи

«Зерно» интонации

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.

1


10

13.11


Интонация скороговорки



Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыке

1


11

20.11


Интонация вопроса и ответа

Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.

1


12

27.11


Звуковысотная интонация

Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.

1


13

01.12


Выразитель-ность интонации

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.

1


14

08.12


Изобразитель-ность интонации


Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.

1


15

15.12


Звуки разговорной речи становятся музыкой!



Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.

1


16

22.10


Контроль знаний

Обобщающий урок

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыке. Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.

1


Тема и развитие – жизнь художественного образа (12 часов)

17

12.01


«Тема» — одно из основных понятий музыки

Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.

1


18

19.01


Тема и развитие.

Единство жизненного содержания и интонационного

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки


1


19

26.01


Исполнительское развитие и жизненное содержание




Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».

1


20

02.02


Динамическое развитие

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

1


21

09.02


Темповое развитие


Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

1


22

16.02


Тембровое развитие


Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.

1


23

02.03


Динамическое развитие музыки


Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании

1


24

09.03


Контраст в музыке


Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании

1


25

16.03


Развитие как отражение богатства человеческих чувств

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

1


26

23.03


«Тема» и развитие - как жизнь художественного образа.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

1


27

06.04


Форма музыки

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.

1


28

13.04


Форма (построение музыки), как воплощение жизненного содержания

Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании


1


Развитие как становление художественной формы ( 6 часов)

29

20.04


Одночастная и двухчастная музыка



Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли


1


30

27.04


Трехчастная музыка

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные.

1


31

04.05



Музыкальная форма - вариационная


Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные.

1


32

11.05


Музыкальная форма - рондо

Определять на слух простые формы звучащей музыки -рондо.

1


33

18.05


Музыкальная викторина

Обобщающий урок

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.

1


34

25.05



Итоговый контроль. Тест

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.

1



Календарно – тематическое планирование 3 класс

п/п

Дата

проведения

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Кол во ча-сов

Примечание


план

факт





Характерные черты русской музыки (8 часов)



1



Отношение профессиональ-ной (композиторс-кой) музыки и народного фольклора

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


2



Едем в фольклорную экспедицию

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки

1


3



Как это бывает, когда песни не умирают.


Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

1


4



Функции и особенности народной песни.


Различать на слух интонации (мелодии) классической и народной музыки.

1


5



Специфика народной песни

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.

1


6



Едем на Север

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


7




Едем на Юг

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


8



Своеобразие песенного фольклора белгородской области


Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


Народное музыкальное творчество – «энциклопедия»

русской интонационности ( 18 часов)

9



Мелодизм, напевность народной песни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


10



Жанры народной песни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


11



Жанры народной песни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества



12



Исторические песни и былинный эпос

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


13



Героико- патриотическая тематика

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


14



Лирические песни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


15



Походные песни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

1


16



Календарные песни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.

1


17




Обрядовые песни

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки

1


18



Частушки и страдания

Инструменталь-ные плясовые наигрыши

Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния

1


19



Народная песня в разные периоды истории

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.


1


20



Связь народной и композиторской музыки

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

1


21



Русский романс

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

1


22



Крестьянская песня

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


23



Лирический романс

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


24



Старинный романс


Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


25



Городской романс

Исполнять музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


26



Городская лирика.



Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


Композиторская музыка для церкви (2 ч)


27



Музыка в храме

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния


1


28



Церковные песнопения

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния


1


Народная и профессионально - композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)

29



Обработка народных песен


Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


30



Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


31



Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

1


32



Картины народной жизни в музыке композиторов

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.



33



Величие России в музыке русских классиков

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

1


34




Итоговый контроль. Тест

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

1



Календарно – тематическое планирование 4 класс

п/п

Дата

проведения

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Кол-во ча-сов

Примечание


план

факт





Многоцветие музыкальной картины мира (8 ч)



1



Знакомство смузыкой Германии. Многоцветие музыкальных картин

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны

1


2



Знакомство с музыкой Венгрии, Испа-нии

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны

1


3



Знакомство с музыкой США

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране

1


4



Знакомство с музыкой Нор-вегии

Воспроизводить специфическое, особенное

музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

1


5



Знакомство смузыкой Польши

Воспроизводить специфическое, особенное

музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

1


6



Знакомство с музыкой Италии

Воспроизводить специфическое, особенное

музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

1


7



Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки

Воспроизводить специфическое, особенное

музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

1


8



Обобщающий урок

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов.

1


Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч)

9



Знакомство с музыкой Востока

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов

1


10



Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов

1


11



Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Испанию

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов

1


12



Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Японию

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов

1


13



Музыкальное «путешествие» русских композиторов на Украину

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры

1


14



Взаимодействие музыкальных культур

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности

1


15



Восточные мотивы в русской классике

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности

1


16




Музыкальная викторина

Обобщающий урок

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

1


Музыкальное общение без границ ( 8 часов)

17



Знакомство с музыкой ближнего зарубежья.

Музыка Украины

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии


1


18



Музыка Белоруссии

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии


1


19



Музыка Молдовы

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.


1


20



Музыка стран Балтии

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств


1


21



Музыка Казахстана

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами


музыкально-художественных средств.

1


22



Музыка Чешского народа

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи


1


23



Музыка Австрии и Германии

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств

1


24



Музыка Кавказа

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-


художественных средств

1


Искусство слышать музыку ( 10 часов)

25



Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт.


Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.

1


26



«Музыка» как форма художественного общения народов. Контроль знаний

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества

1


27



Симфонический оркестр и дирижер

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества

1


28



Рождение оперы

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества

1


29



Балет

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования

1


30



Вокальная музыка

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства

1


31



Симфония

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства

1


32



Произведения крупной формы и симфонический оркестр

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства

1


33



Хоровые формы

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей

1


34



«За семью печатями» Итоговый тест

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей .

1



Формы и средства контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

В практике в 1 классе использую следующие виды контроля:

ВИД

дата

Форма

Кол–во часов

Цель контроля

Текущий контроль

В течении года

Устный опрос, конкурсы, выставки.


Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль

В конце четверти, полугодия

художественно – практическое задание,

1

Подвести итоги за четверть, полугодие

Итоговый контроль

В конце года

Викторина, конкурсы.

1

Соответствие уровню национального стандарта


В практике во 2 классе использую следующие виды контроля:

ВИД

дата

Форма

Кол –во часов

Цель контроля

Текущий контроль

В течении года

Устный опрос, конкурсы, выставки.


Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах.

Стартовый (входной)

2 урок

Тест

1



Рубежный контроль

В конце 2 четверти,

тест

2

Подвести итоги за четверть, полугодие

Итоговый контроль

В конце года

тест

1

Соответствие уровню национального стандарта

В практике в 3 классе использую следующие виды контроля:

ВИД

дата

Форма

Кол–во часов

Цель контроля

Текущий контроль

В течении года

Устный опрос, конкурсы, выставки.


Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах.


Стартовый (входной)

2 урок

Тест

1

Определить исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала.

Рубежный контроль

В конце 2 четверти,

Самостоятельная работа.

художественно – практическое задание

4

Подвести итоги за четверть, полугодие

Итоговый контроль

В конце года

тест

1

Соответствие уровню национального стандарта


В практике в 4 классе использую следующие виды контроля:

ВИД

дата

Форма

Кол–во часов

Цель контроля

Текущий контроль

В течении года

Устный опрос, конкурсы, выставки.


Сопоставить результаты обучения на отдельных его этапах.

Стартовый (входной)

3 урок

Тест

1



Рубежный контроль

В конце 2 четверти,

Самостоятельная работа.

художественно – практическое задание,

3

Подвести итоги за четверть, полугодие

Итоговый контроль

В конце года

Тест

1

Соответствие уровню национального стандарта



Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература по предмету


  1. Музыка: 1-4 классы : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. – М.: Вентана – Граф, 2011.- ( начальная школа 21 века)

  2. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр .- Нотная хрестоматия -– М.: Вентана – Граф, 2011

  3. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. – Методическое пособие для учителя - М.: Вентана – Граф, 2011


Дополнительная литература по предмету «Музыка»


  1. Критская Е.Д.    Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. - 9-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.: ил. - ISBN 978-5-09-016604-1.

книгопечатная продукция

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Примерная программа основного общего образования по музыке

Хрестоматии с нотным материалом

Сборники песен и хоров

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Учебники по музыке

Таблицы: – нотные примеры;

– средства музыкальной выразительности

Схемы:

– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

– расположение партий в хоре;

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Портреты композиторов

Технические средства обучения (ТСО)

Музыкальный центр

компьютер

Мультимедиапроектор.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи
фонохрестоматии по музыке

Учебно-практическое оборудование

Фортепиано

Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)


38




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!