СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5,6 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая

 

программа

 

по учебному курсу «Изобразительное искусство»

 

5,6 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5,6 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 8.

Обсуждено:

На заседании МО

Протокол № _______

от « _____» ___________ 2017 г.

Рассмотрено:

На педагогическом совете Протокол № _______

от « _____» ___________ 2017 г.

Утверждено:

Директор школы _______ И.В Васильева

Приказ № _______

от « _____» ___________ 2017г.


.


Рабочая


программа


по учебному курсу «Изобразительное искусство»


5,6 класс

Программа разработана

учителем Павловой Л.А.






п.Новосмолинский

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству в 5-7 классах составлена в соответствии с:

1.Основной адаптированной общеобразовательной программой на 2016-2017 уч. год 2.Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-7 классы под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2011 г.

3. Авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный

труд» 5-7 классы Москва, «Просвещение», 2005 г.

Программа содержит учебный материал для обучающихся 5-7 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционного класса является улучшение психического состояния учащихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как

линия развития личности ученика средствами предмета:

– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.

Всоответствии с этой целью определенызадачи:

коррекционно-развивающая:

-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

образовательная:

-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,

высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-

прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

воспитательная:

-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и

самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, воли, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно

связано с другими учебными предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

Обучение изобразительному искусству в коррекционных классах VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение

к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.

При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специального (коррекционного) класса VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с технологией, математикой, литературой.


Ценностные ориентиры содержания программы

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоения) обучающимися системы ценностей (ценность добра, общения, природы, семьи, гражданственности, красоты, творчества).

Ценность данной программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья – интеллектуальная отсталость и задержка психического развития,- а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. В условиях правильного обучения эти учащиеся постепенно усваивают знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Коррекционная работа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по изобразительному искусству, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Основные сведения познаются учащимися в результате практической деятельности. Так как новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно, для их закрепления предусмотрены многократные указания и повторения. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.Для решения задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры: содержанием уроков является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся.Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ (детский строительный конструктор). Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование: содержанием уроков является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Во время занятий школьники получают сведения оприменении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию имеют определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно-отсталых школьников.

Рисование на темы: содержанием уроков является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты (когда это возможно), а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащегося с моделями и макетами.


Беседы об изобразительном искусстве: для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание необходимо уделять выработке умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные средства художественной выразительности.


Программа составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых на уроках:

-письмо и развитие речи (развитие мелкой моторики);

-чтение и развитие речи (восприятия произведений изобразительного искусства, обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства);

-математика (правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше))

- истории (история искусства);

-биологии (строение растений, животных, особенности деревьев и т.д.);

-технологии (элементы художественного труда);

-информатики (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);

-развития речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);

-физики (физические основы цвета);

-химии (состав изобразительных материалов).

Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по изобразительному искусству для учащихся специальных коррекционных классов рассчитана на 3 года обучения: 5-7 классы. Программа реализуется на занятиях продолжительностью 40 минут и рассчитана на 34 учебных часа в учебном году (1 учебный час в неделю). Программа будет реализована в 2016-2017 уч.гг.


Распределение часов по учебному плану

Вид занятия

Количество часов по классам

5 класс

6 класс

1

Рисование с натуры

13

13

2

Декоративное рисование

11

11

3

Рисование на темы

4

6

4

Беседы об изобразительном искусстве

7

5

Итого

35

35


Реализация коррекционной работы по разделам предмета изобразительного искусства в 5-6 классах

Вид занятия

Коррекционная работа

1

Рисование с натуры

Развитие самостоятельности, аналитико-синтетической деятельности при определенииформы, цвета, сравнении величины составных частей предмета. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.

2

Декоративное рисование

Развитие глазомера, чувства эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме. Развитие воображения и творческого мышления.

3

Рисование на темы

Развитие творческого воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса,

аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

4

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.


Общая характеристика учебного процесса

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся.

Ведущая структурная модель - комбинированный урок.

Формы занятий:

-фронтальная работа

-индивидуальная работа

-работа в парах и группах

-коллективная работа

-традиционные

-комбинированные

- нетрадиционные: игра, праздник, конкурс, экскурсия, соревнование и другие.

Методыобучения:

-словесные (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой и т.д.)

-наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) приемов работы педагогом и др.)

-практические (экскурсии, выходы на природу и др.)

-игровые (ролевые, деловые игры)

Педагогические технологии, используемые в процессе обучения:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Тренинг коммуникативных навыков (ТКН).

  3. ИКТ и Интернет- технологии.

  4. Коллективные способы обучения (КСО).

  5. Здоровьесберегающие технологии.

Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство» являются:

– практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;

– отработка графических умений и навыков;

– практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;

– развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

– работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;

– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

Система оценки достижений учащихся

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Промежуточная аттестация обучающихся не предусмотрена. Программа предполагает итоговую аттестацию учащихся в форме самостоятельной практической работы в конце учебного года.

Инструментарий для оценивания результатов освоения программы

Критерии оценки знаний учащихся разработаны с учётом психофизического развития и возможностей учащихся с ОВЗ. Оценивание обучающихся носит индивидуальный характер, при оценочном суждении учитываются следующие показатели:

-правильность приемов работы,

-степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы),

-соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.

При выполнении практических работ

Оценка «5» выставляется за самостоятельное качественное выполнение рисунка.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; работа выполнена аккуратно.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, если работа выполнена не достаточно аккуратно.

Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда

При устной проверке

Оценка «5» ставится, если учащийся:

-умеет изложить учебный материал своими словами;

-подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

-допускает незначительные ошибки при изложении материала своими словами;

-может подтвердить ответ примерами с помощью учителя;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

-допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами;

-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

-не может изложить учебный материал своими словами;

-не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

При выполнении итоговой самостоятельной работы

Оценка «5» выставляется за самостоятельное последовательное аккуратное выполнение рисунка, соответствующее заданию. Допускаются мелкие ошибки (детальные).

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки (композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре); работа выполнена аккуратно.Допускаются мелкие ошибки (детальные).

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки(композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре), если работа выполнена не достаточно аккуратно.

Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Знать/понимать:

-отдельные виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика,

декоративно-прикладное искусство)

-жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр);

-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм,композиция);

-выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин,М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. Да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;

-наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана,Прадо, Дрезденская галерея);

-значение изобразительного искусства в художественной культуре;

Уметь:

-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров

изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, светотень, композиция);

-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-восприятия и оценки произведений искусства;

-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Опыт творческой деятельности:

-Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений.

-Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

-Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

-Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

-Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды.

-Проектирование и изготовление открыток.

-Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, соленого теста, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

-Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-

прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.

-Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.

-Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).

-Создание композиций на плоскости и в пространстве.

-Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение

национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента.

-Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Личностные результаты освоения АООП общего образования:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.






Перечень учебно-методического и программного обеспечения

Основная литература для учителя:

1. Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Воронковой Просвещение 2010. (автор Грошенков И.А.).

2. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3.Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VIIклассах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1975.

Дополнительная литература для учителя:

1.Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

2.Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

3.Методическое пособие для учителя к учебнику для 5 класс «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека», под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005 г.

4.Методическое пособие для учителя к учебнику для 6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека», под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2008 г.

5.Методическое пособие для учителя к учебнику для 7-8 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека», под редакцией а. С. Питерских, Г. Е. Гуров. Издательство «Просвещение» (Москва),2008 г.

6.Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя / Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, Учебная литература, 1995 г.

7. «Великий художник» - справочник школьника. М: Просвещение 2004. 13. Знакомство с пейзажной живописью. С-Петербург-2001

8. Энциклопедический словарь юного художника. М:1993


Интернет – ресурсы:

1.http://muzeinie-golovolomki.ru/ -Музейные головоломки

2.http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php - Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников

3.http://www.museum-online.ru/ - Виртуальный музей искусств

4.http://www.artdic.ru/index.htm - Словарь терминов искусства

5.wwwSCHOOL. Ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

6.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/teacher/ -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7.http://art-rus.narod.ru/main.html- Искусство в школе: научно-методический журнал

8.http://festival.1september.ru/-Авторские программы и разработки уроков

9.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/rubr-Азбука ИЗО. Музеи мира

10.http://festival.1september.ru/-Викторины

11.http://www.uchportal.ru/load/149-Учительский портал

12.http://www.openclass.ru/node/203070-Шедевры зарубежных художников

13.http://art.festival.1september.ru/- Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

14.http://.draw.demiart.ru-Уроки рисования










Содержание программы

5 класс

1.Рисование с натуры (12 часов)

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

2.Декоративное рисование (9 часов)

Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

3.Рисование на темы (8 часов)

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

4.Беседы по изобразительному искусству (5 часов)

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа по изобразительному искусству для 5 класса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Обучающиеся должны знать:

Минимальный уровень:

- виды и жанры изобразительного искусства; виды художественных работ;

-фамилии и имена некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;

- названия крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;

-названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойства назначение, правила хранения, санитарно-гигиенических требования при работе с ними;

-элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

Достаточный уровень:

-отличительные признаки видов изобразительного искусства;

-особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

-законы и правилацветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.


Обучающиеся должны уметь:

Минимальный уровень:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

-изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

-применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.

Достаточный уровень:

-передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их стро­ение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

-определять предметы симметричной формы и рисовать их, при­меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

-составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

-передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения вели­чин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

-ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

-пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения);

-самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товари­щей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

-рассказывать содержание картины; знать названия рассмотрен­ных на уроках произведений изобразительного искусства; опреде­лять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

-рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществ



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

урока

Кол-во

часов

Тема урока

Дата

Требования к результату

Виды контроля

Домашнее задание

План.

Факт.

предметные

БУД

I четверть – 9ч.

1

1

Беседа на тему «Декоративно-

прикладное искусство». (Художеств. лаки)



Виды росписи декоративно-прикладного искусства

Отличать предметы декоративно-прикладныеискусства. Сравнивать виды искусства, описывать отличительные признаки.

Беседа

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


2

1

Рисованиеузора в полосе(растительный орнамент:стилизованные ягоды, ветки, листья).). Элементы цветоведения.



Что такое орнамент, виды орнамента. Правила составления орнамента в полосе.

Делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


3

1

Составление в прямоугольнике узора из растительных форм.



Что такоедекоративныйорнамент, виды орнамента.

Композиционноправильнонаноситьэлементы узорав прямоугольнике

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


4

1

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону).



Как строить геометрический орнамент в круге

Делить круг на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


5

1

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).



Порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.Как передатьобъемпредмета

Различать и изображать от руки форму предмета, ее характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки, передавать цвет предмета в изображении

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


6

1

Рисование симметричного узора по образцу. Рисование осеннего листа.



Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии. Понятия «основные цвета», «дополнительные цвета».

Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Смешивать основные цвета и получать дополнительные

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


7

1

Экскурсия«Золотаяосень»

Левитан И. И.



Сезонные изменения в природе. Название картины и имя художника.

Рассказывать об увиденном, описывать осенние листья

Беседа, рассказ-описание

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


8

1

Рисование с натуры осеннего букета.



Правила размещения предметов на плоскости листа (композиция). Понятие «пропорции».

Обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.Передавать цвета и форму предмета

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


9

1

Рисование иллюстрации к сказке «Теремок».



Формат листа и его использование в зависимости от замысла. Понятие «композиция».

Изображать группу предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов. Использовать цветовую палитру в рисунке.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


II четверть – 7ч.

10

1

Беседа по картинеВаснецова«Алёнушка».



Название картины и фамилиюхудожников

Составлять рассказпо картине.

Использовать в рассказе фантазию.

Беседа, составление рассказа

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


11

1

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы(«Крутой спуск», «Дорожные работы»).



Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии

Изображать симметричные геометрические формы.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


12

1

Рисование с натурыигрушечной пирамиды.



Как исправить замечаемые в рисунке ошибки.

Использовать формат листа в изображении. Компоновать предмет на листе. Пользоватьсядополнительными линиями дляпроверкирисунка.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


13

1

Беседа «Народная игрушка».(богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.)



Виды народной игрушки, материалы для изготовления нпародных игрушек. Промысел – богородская игрушка, сюжеты богородских игрушек.

Отличать народную игрушку от современной.

Беседа, работа с изображениями

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


14

1

Рисование на тему: «Зимнийсад» (гуашь).



Каккомпозиционно правильно располагать предметы. Понятие «холодные цвета».

Располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Подбирать цвет и пользоваться красками, использовать палитру холодных цветов.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


15

1

Тематическоерисование.Иллюстрация ксказке«Золотаярыбка».



Какправильно определить величину предмета. Правила композиции (изображение предмета ближе-дальше, выше-ниже).

Композиционноправильно расположить предметы на листе бумаги.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


16



1

Рисование новогодней карнавальной полумаски.



Правила изображения симметричного предмета.

Передаватьназначение предмета цветом. Передавать образ героя в маске.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


IIIчетверть -10 ч.

17

1

Беседа об искусстве на тему: картины художников ошколе, о товарищах, о семье(Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова «В сельской библиотеке»; А. Курчанов «У больной подруги»; Ф. Решетнеков «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).



Название картины и фамилиюхудожника

Рассказывать по картине, описывать предметы, давать характеристику героям. Передавать эмоциональное впечатление от картины.

Беседа по картине

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


18

1

Рисование на тему «Зимние развлечения»



Каккомпозиционно правильно расположить предметы.

Выбирать формат листа в соответствии с замыслом. Изображать фигуру человека. Изображать предметы, расположенные в пространстве с передачей из расположения.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


19

1

Рисование в квадрате узора из

растительных форм



Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм».

Пользоваться осевыми и дополнительными линиями.Рисовать квадрат и делить его на равные части.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


1Творческий(задание(я) по выбору):


20

1

Рисование с натуры цветочного горшка



Как передать форму и пропорции предмета

Передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой. Компоновать предметы на плоскости листа.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


21

1

Рисование с натурыпредмета

прямоугольнойформы(чемодан, ящик, коробка).



Как передать форму и пропорции предмета

Передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой. Использовать для измерения пропорций карандаш.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


22

1

Рисование открытки к 23февраля



Символы своей страны. Символику цвета. Как рисовать флаг России.

Правильно располагать предметы на листе. Передавать символику цветом.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


23

1

Рисование с натуры предмета

прямоугольной формы (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).



Как исправить замечаемые в рисунке ошибки.

Передавать объемную форму предмета. Соблюдать пропорции.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


24

1

Рисование открытки к 8 Марта



Как рисовать цветы.

Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


25

1

Беседа по картинеСаврасова

«Грачиприлетели»



Название картины и фамилиюхудожника.

Составлять рассказ по картине, использовать в рассказе –описании наблюдения за сезонными изменениями в природе. Описывать сложные цвета.

Беседа

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


26

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения «Маша и медведь»



Знать требования к композиции на листе бумаги.

Выполнять сюжетное изображение, составлять композицию с использованием фигур.Правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


IV четверть - 10 ч.

27

1

Рисование скворечника



Как передать форму предмета в соответствии с натурой

Правильно передать форму и объем предмета

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


28

1

Экскурсия«Веснапришла»




Характерныепризнакивесны

Наблюдать и сравнивать явления природы

Беседа

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


29

1

Рисование снатурыдетскойигрушки:машина



Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии

Изображать симметричную фигуру (линейно)

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


30

1

Рисование узора из растительных элементов в геометрической форме




Построить в квадрате узор израстительных элементов

Пользоваться осевыми и дополнительнымилиниями

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


31

1

Беседа обискусстве на

тему ВОВ.Пластов«Фашистпролетел»



Название картины и фамилиюхудожника

Рассказывать по картине, выделять главное к картине.

Беседа, составление рассказа

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


32

1

Рисование симметричных форм: насекомые-стрекоза, жук, бабочка(натура – раздаточный материал).



Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевых линий

Подбиратьгармоничноесочетание цветаприраскрашиваниибабочки

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


33

1

Рисование снатуры цветов:

(стрекозы и цветок тюльпана).



Как передатьформупредмета

Правильно передать форму и цвет предмета

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


34-35

2

Самостоятельная работа: декоративное рисование узора в ромбе из геометрических фигур



Как передать пропорции предмета

Самостоятельно передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой

СР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):

































Содержание программы

6 класс

1.Рисование с натуры. (13 ч)

Закрепление умений и навыков, полученных обучающимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.


2.Декоративное рисование. (11 ч)

Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.


3.Рисование на темы. (6 ч)

Развитие и совершенствование у обучающихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.


4.Беседы об изобразительном искусстве. (4 ч)

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

минимальный уровень

- виды и жанры изобразительного искусства; виды художественных работ;

-фамилии и имена некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;

-названия крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;

-названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойства, назначение, правила хранения, санитарно-гигиенических требования при работе с ними;

-элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

-виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

-основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

-отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства.

достаточный уровень:

-отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

-особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

-законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.


Учащиеся должны уметь:

минимальный уровень:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

-изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

-применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентироваться в пространстве листа: размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

-адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.

-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

-уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

-подбирать цвета изображаемых предметов;

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

-делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

-найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.

достаточный уровень:

-подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

-передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

-находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- следовать при выполнении инструкциям, представленным в информационных источниках;

-оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников;

-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

-адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;

-найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства и фамилии их авторов.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

урока

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Требования к результату

Виды контроля

Домашнее задание


Предметные

БУД

I четверть – 9ч.

1

1

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки из глины, дерева).



Виды декоративно-прикладного искусства. Символическое значение народного орнамента, росписи

Отличать предметы декоративно-прикладныеискусства. Сравнивать виды искусства, описывать отличительные признаки.

Беседа

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


2

1

Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация).



Что такое стилизация. Правила выполнения стилизации (обобщение, упрощение формы).

Использовать природные формы в декоративном рисовании; определять общую форму предмета, основной цвет предмета. Использовать основные цвета при выполнении декоративного изображения.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


3-4

2

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша).



Что такоедекоративныйорнамент, виды орнамента.

Исследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Видеть и передавать в рисунке строение предмета простой формы.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


5-6

2

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец).



Понятия «композиция», «пропорции». Основные геометрический формы.

Определять форму предмета, основной цвет предмета. Изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности.

Изображать предметы в соответствии с расположением в пространстве (ближе-дальше), использовать прием перекрывания. Использовать оттенки при изображении цвета предмета.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


7-8

2

Декоративное рисование — составление симметричного узора



Понятие «симметрия», виды симметрии. Правила составления симметричного узора.

Составлять симметричный узор в определенной форме (квадрат, круг, ромб). Получать дополнительные цвета путем смешивания основных. Составлять гармоничные цветовые сочетания в узоре.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


9

1

Декоративное рисование — составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).



Значение символики формы.

Использовать осевые и дополнительные линии при выполнении изображения. Выбирать форму для значка в соответствии с общим замыслом. Компоновать изображение на листе. Использовать значение цвета в изображении.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


II четверть – 7ч.

10

1

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками»», П. Кончаловского «Сирень».



Название картин и фамилиихудожников.

Составлять рассказпо картине.

Использовать в рассказе терминологию (живопись, цвет, колорит, композиция, ближний план, дальний план).

Беседа, составление рассказа

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


11

1

Беседа о превращение плоскости в объем. Элементы формообразования. Простые формы.



Геометрические тела, отличие геометрических фигур и тел.

Отличать и называть геометрические фигуры и тела. Изображать куб в объеме.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


12-13

2

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (строительный конструктор).



Геометрические тела, способы изображения геометрических тел.

Использовать формат листа в изображении. Компоновать предмет на листе. Пользоватьсядополнительными линиями дляпроверкирисунка. Изображать простые формы в объеме.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


14-15

2

Рисование на тему «Что мы видели на стройке (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т. п.).



Содержание тематического рисунка. Правила расположения предметов на листе (композиция). Способы передачи ближнего и дальнего планов. Способы получения дополнительных цветов.

Изображать простые предметы в объеме. Компоновать изображение на листе. Передавать в изображении главное и второстепенное. Изображать передний и дальний планы.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


16

1

Изготовление новогодних карнавальных масок.



Виды масок. Понятие «симметрия». Приемы получения симметричного изображения.

Передавать образ в маске цветом, дополнительными элементами.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


IIIчетверть -10 ч.

17

1

Рисование новогодней открытки (элементы оформления — флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки и т. п.).



Виды открыток.

Использовать декоративные элементы и разные дополнительные материалы для создания образа открытки.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


18

1

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя»).



Виды изобразительного искусства. Отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства. Материалы художника-скульптора

Отличать скульптуру от других видов изобразительного искусства. Определять материал, из которого выполнена скульптура.

Беседа, работа с изображениями

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


19

1

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).



Различия в изображении в зависимости от расположения предмета в пространстве (ниже-выше).

Определять по изображению положение предмет в пространстве. Изображать объемные предметы цилиндрической формы с передачей объема. Изображать предметы, расположенные ниже уровня зрения.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


20

1

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).



Названия картин и имена художников.

Определять исторический период по изображению. Определять сюжет картины и рассказывать об историческом событии по картине.

Беседа, составление рассказа-описания по картине

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


21

1

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник).



Названия геометрических тел.

Определять геометрическую форму предмета. Изображать коническую форму предмета в объеме.

ПР


22

1

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).



Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета.

Делить сложную форму предмета на простые, определять пропорции, соотношение составных частей формы. Компоновать изображение на листе в соответствии с пропорциями предмета. Выполнять декоративное оформление предмета (цветом, орнаментом)

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


23

1

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).



Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета. Последовательность построения изображения.

Делить сложную форму предмета на простые, определять пропорции, соотношение составных частей формы. Передавать форму предмета, соблюдать пропорции.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


24

1

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).



Понятие «шрифт». Приемы выполнения определенного шрифта по готовой сетке (клетка).

Писать свое имя ленточным шрифтом по сетке (клетки).

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


25-26

2

Рисование с натуры птиц (натура — чучело скворца, грача, вороны, галки — по выбору)



Требования к композиции на листе бумаги.Как передать форму предмета в соответствии с натурой. Последовательность выполнения изображения (этапы).

Передавать пространственное расположение и цвет предмета в соответствии с натурой. Передавать штрихом оперение.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


IVчетверть - 9 ч.

27

1

Рисование на тему «Сказка о царе Салтане» (на отдельный сюжет)



Понятие «иллюстрация».

Выполнять композицию в соответствии с описанием. Выделять главное в изображении. Передавать в изображении главное и второстепенное цветом.


Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


28-29

2

Тематический рисунок «Птицы — наши друзья»



Птиц родного края. Понятие «плакат».

Компоновать изображение на листе с соответствии с правилами. Использовать текст в изображении. Выделять главное в изображении.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):



30

1

В рисунке преобладают краски наступившей весны: голубые, светло-зеленые, желтые, коричневые. Рисунок по представлению.



Характерныепризнакивесны.

Наблюдать и сравнивать явления природы. Различать основные и дополнительные цвета. Видеть оттенки в природе и изображении. Получать дополнительные оттеки цвета путем смешивания.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


31

1

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).



Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевых линий. Понятия «свет», «тень», «полутень».

Изображать симметричную фигуру (линейно). Передавать объем предмета (шар) при помощи светотени.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


32

1

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!» Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим Ф. Богородский. «Слава павшим героям»;Кукрыниксы «Конец»).



Жанры изобразительного искусства, батальный жанр.

Определять жанр изобразительного искусства, отличать батальный жанр от других жанров.

Беседа, работа с изображениями

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


33

1

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка — по выбору



Значение цвета в декоративном изображении

Оформлять почтовый конверт в соответствии с назначением.

ПР

Базовый(задание(я) для всех):


Повышенный(задание(я) по выбору):


Творческий(задание(я) по выбору):


34-35

2

Самостоятельная работа: рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).



Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевых линий.

Самостоятельно выбирать формат изображения, компоновать предмет на листе, определять пропорции предмета, передавать цвет предмета в соответствии с натурой.

СР





























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!