Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» Руководитель МО Чурсина М. В. Протокол № ___ от _________2019г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МКОУ Топчихинской СОШ №2 __________/Макарова Л. Ю./ « ______» ________________ 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор МКОУ Топчихинской СОШ №2 _____________ /Загайнов С. В./ Приказ № ____ от _______2019г. |
Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство»
4Б класса на 2019-2020 учебный год
начального общего образования
Разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для 4 класса Б.М. Неменского
срок реализации 1 год
Составитель: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
Топчиха 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 4 класса учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с
1) ФГОС НОО (утвержд. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
2) ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана, программы развития УУД и раздела «Система
оценхки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора №50/3 от 02.09.2014 г.)
3) Годовым календарным графиком МКОУТопчихинской СОШ №2 (утвержд. приказом директора № 59 от 30.08.2019)
4) Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов
в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
5) Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказомМинобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253),
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:
авторских программ: «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Неменского Б.М.
1-4 классы: пособие для учителей/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.; Москва,
«Просвещение», 2012 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Примерной и авторской программой по изобразительному искусству на их реализацию отведено 34 часа.
Для проведения занятий по предмету «Изобразительное искусство» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ №2 отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). С учетом этого программа составлена на 34 часа учебного времени.
Цель учебного предмета:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи художественного развития учащихся 4 класса
развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира;
-формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание), к традициям народной культуры (патриотическое воспитание);
-формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
-начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
-формирование навыков работы с красками, графическими материалами, а также создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги;
-формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте;
-развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми и миром, поддержка и развитие его индивидуальности, развитие у детей активного интереса к жизни, наблюдательности и фантазии;
-формирование навыков учебного сотрудничества в процессе художественно-практической созидательной деятельности;
-приобретение знаний об истоках русского крестьянского народного искусства, представлений об архитектурном образе исторических русских городов, о жилых и храмовых постройках;
-приобретение знаний о богатстве и разнообразии искусства и архитектуры европейских и азиатских народов;
-развитие аналитических способностей глаза, пространственного мышления, способности структурировать целостную форму и видеть соотношения её частей (пропорций);
-углубление навыков изображения человека, пространства, предметного мира, архитектурных объектов, а также развитие декоративных и конструктивных умений, композиционного мышления.
Содержание программы соответствуют авторской программе «Изобразительное искусство»Б.М.Неменского.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов:
Текущий и итоговый контроль может осуществляться в форме «нулевого среза»(1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке при выполнении творческих работ.
Контроль выполнения практической художественно-творческой деятельности проводится по установленным критериям.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами
3.Использованиевыразительныххудожественныхсредств в выполнении задания.
4. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.
5. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
6.Аккуратность всей работы.
О формах, методах и средствах обучения.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов
деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно
лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся), исследовательский, метод проектов..
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, мультимедийное оборудование.
Результаты художественной деятельности обучающихся определяются на уроках обобщения в конце каждой четверти по итогам выставки творческих работ.
Все уроки являются по виду практическими. На уроках работы с ножницами и другими колющимися предметами проходит беседа по соблюдению техники безопасности.
В данную рабочую программу внесены изменения в количество часов для того, чтобы завершенность четверти и тема блока четверти совпадали (в 1-й четверти 1 ч резерв в 4-м классе).
В данные рабочие программы внесены изменения в количество часов для того, чтобы завершенность четверти и тема блока четверти совпадали (вместо одного часа – два, в связи с резервным часом в четверти, либо на 1 час меньше путём уплотнения темы урока. )
Календарно- тематическое планирование в 4 классе на 2019-2020 учебный год
Кол-во часов в неделю-1.
№ пп | Тема | Кол-во час. | Дата проведения |
план | факт |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1 | Пейзаж родной земли | 1 | 06.09 | 06.09 |
2 | Пейзаж родной земли | 1 | 13.09 | 13.09 |
3 | Деревня-деревянный мир | 1 | 20.09 | 20.09 |
4 | Деревня-деревянный мир | 1 | 27.09 | 27.09 |
5 | Красота человека | 1 | 04.10 | 04.10 |
6 | Красота человека | 1 | 11.10 | 11.10 |
7 | Народные праздники (обобщение темы) | 1 | 18.10 | 18.10 |
8 | Народные праздники (обобщение темы) | 1 | 25.10 | 25.10 |
Древние города нашей земли (7 ч) |
9 | Родной угол | 1 | 08.11 | 08.11 |
10 | Древние соборы | 1 | 15.11 | 15.11 |
11 | Города Русской земли | 1 | 22.11 | 22.11 |
12 | Древнерусские воины-защитники | 1 | 29.11 | 29.11 |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва | 1 | 06.12 | 06.12 |
14 | Узорочье теремов | 1 | 13.12 | 13.12 |
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 | 20.12 | 20.12 |
| Каждый народ — художник (11 ч) |
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 | 27.12 | 27.12 |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 | 10.01 | 10.01 |
18 | Народы гор и степей | 1 | 17.01 | 17.01 |
19 | Народы гор и степей | 1 | 24.01 | 24.01 |
20 | Города в пустыне | 1 | 31.01 | 31.01 |
21 | Города в пустыне | 1 | 07.02 | 07.02 |
22 | Древняя Эллада | 1 | 14.02 | 14.02 |
23 | Древняя Эллада | 1 | 21.02 | 21.02 |
24 | Европейские города Средневековья | 1 | 28.02 | 28.02 |
25 | Европейские города Средневековья | 1 | 07.03 | 07.03 |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | 14.03 | 14.03 |
Материнство (8 ч.) |
27 | Материнство | 1 | 21.03 | 21.03 |
28 | Материнство | 1 | 04.04 | 04.04 |
29 | Мудрость старости | 1 | 11.04 | 11.04 |
30 | Сопереживание | 1 | 18.04 | 18.04 |
31 | Герои-защитники | 1 | 25.04 | 25.04 |
32 | Юность и надежды | 1 | 16.05 | 16.05 |
33 | Юность и надежды | 1 | 23.05 | 23.05 |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 | 30.05 | 30.05 |
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 4 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Выпускник научится:
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство)и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально- ценностное относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира;
называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусств, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и
содержание знакомых произведений;
видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
различные основные и составные, теплые и холодные цвета, изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно -творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно–прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать собственной художественно–творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики ,скульптуры, декоративно–прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно–творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя языком компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Выпускник научится:
осознать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно -творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение качеством данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, знаний, предметов;
понимать и передавать художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты выражая к ним свое
эмоциональное отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др.; под ред. Б.М. Неменского,.- М.: Просвещение, 2012 г.
Учебно-практическое оборудование для учащихся:
Краски акварельные
Краски гуашевые
Тушь
Бумага А3, А4
Бумага цветная
Фломастеры
Восковые мелки
Пастель
Кисти пони, коза № 10,Кисти синтетика, беличьи № 5, 8
Кисти щетина № 6, 9-10Емкости для воды
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Модели и натурный фонд
Печатные пособия:
репродукции картин;
иллюстрационный материал ;
схемы по правилам рисования предметов, (таблицы, альбомы);
альбомы и таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, одежде Западной Европы.
Лист внесения изменений
№ пп | Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |