СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта основного  общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, авторской программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова,  планируемых результатов основного общего образования и ориентирована на работу по  учебно – методическому комплекту:

1.      Программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.— М.: Вентана-Граф, 2015

2.      Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации/  Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса»


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, авторской программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова, планируемых результатов основного общего образования и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:

  1. Программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.— М.: Вентана-Граф, 2015

  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации/
    Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Основными целями и задачами реализации указанной предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.


Общая характеристика учебного курса:

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.


На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе отводится 1 ч в неделю. Рабочая программа рассчита­на на 35 часов в год.


Название раздела и темы

Кол-во часов

Из них

практических работ

Из них

проектов

По авторской программе

По рабочей программе

Раздел 1. В мире культуры

2

4



Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

7

14


1

Раздел 3. Религия и культура

5

10



Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

2

4



Раздел 5. Твой духовный мир

1

3



Итого:

17

35


1


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса:

Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей родной культуре.


Содержание курса

(35 часов)

Раздел 1. В мире культуры - 4 часа

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа - 15 часов

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура - 10 часов

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности - 2 часа

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир. - 3 час

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

обучающихся


План.

Факт.


Раздел 1. В мире культуры


4




1-2

1.Величие многонациональной российской культуры.


2.





Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

3-4

3. Человек – творец и носитель культуры.


4.





Чтение и обсуждение текста учебника «Человек - творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных»


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

15




5-6

1.«Береги землю родимую, как мать любимую».

2.




Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

7-9

3. Жизнь ратными подвигами полна.

4.

5.





Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.

10

6. В труде - красота человека.





Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.

11

7. «Плод добрых трудов славен».




Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока

12-13

8. Люди труда.

9.




Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

14

10. Бережное отношение к природе.




Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

15-19

11. Семья - хранитель духовных ценностей.

12.

13.

14.

15. Проект «Традиции в моей семье»




Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи.


Раздел 3. Религия и культура

10




20

1. Роль религии в развитии культуры




Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».

21-23

2. Культурное наследие христианской Руси.

3.

4.





Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

24-26

  1. Культура ислама.





Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

27-28

  1. Иудаизм и культура.





Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»

29-30

  1. Культурные традиции буддизма.






Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка»


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

2




31

1 . Забота государства о сохранении духовных ценностей.









Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

32

2. Хранить память предков.













Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории.


Раздел 5. Твой духовный мир.

3




33-35

1 . Твой духовный мир.

2.

3.Защита творческого проекта.




Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете»



Описание учебно- методического и материально технического обеспечения образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение учебного курса в 5 классе

1.Программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.— М.: Вентана-Граф, 2015

2.Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации/
Н.Ф. Виноградова– М.: Вентана-Граф, 2014.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение :

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ru

Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru

История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru

Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru

Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.

История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.

Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.

Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.

Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003

Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.

Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.

Введение в буддизм. – СПб., 1999.

Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.

Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.

Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.

Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.

Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.

Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.

Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007.

Образовательные сайты:

http://easyen.ru/современный учительский портал

http://ifmir.info/budd.htm

http://www.pravoslavie.ru/

http://www.muslim.ru

http://www.buddhism.ru

http://www.feor.ru

http://www.proshkolu.ru/tag/37017/

http://annaellada.narod.ru/интересные

http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013

http://wikikurgan.orbitel.ru

http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»

Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru

Рубрикон. http://www.rubricon.ru/

Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/

Литература для дополнительного чтения учащимися:

Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. – М.: Детская литература, 1970.

Домострой / под ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.

Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Детская литература, 1967.

Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.

Пословицы русского народа: сборник В. Даля. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957

Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу обучения учащиеся научатся:

Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.


К концу обучения учащиеся смогут научиться:

Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

Работать с историческими источниками и документами


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Тема урока


Кол-во уроков



Дата проведения


примечание

План.

Факт.


1-2

Величие многонациональной российской культуры

2

4.09

11.09




3-4

Человек – творец и носитель культуры

2

18.09

25.09




Нравственные ценности российского народа





5-6

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2

2.10

9.10



7-8

Жизнь ратными подвигами полна

2

16.10

23.10



9-10

В труде – красота человека

2

30.10 13.11



11

«Плод добрых трудов славен»

1

20-.11



12-13

Люди труда

2

27.11 4.12



14-15

Бережное отношение к природе

2

11.12 18.12



16

Творческая работа

1

25.12



17-18

Семья – хранитель духовных ценностей

2

15.01

22.01



19

Проект «Традиции в моей семье»

1

29.01



20

Роль религии в развитии культуры

1

5.02



21-22

Культурное наследие христианской Руси.

2

12.02

19.02



23-24

Культура ислама

2

26.02

4.03



25-26

Иудаизм и культура

2

11.03

18.03



27-28

Культурные традиции буддизма

2

1.04

8.04



29-30

Забота государства о сохранении духовных ценностей

2


15.04

22.04



31-32

Хранить память предков

2

29.04

6.05



33-34

Твой духовный мир

2

13.05

20.05



35

Защита творческих проектов

1

27.05







Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Педагогические средства

Форма контроля

Домашнее задание


Раздел 1. В мире культуры (2 часа)






1.


Величие многонациональной

российской культуры.

1

Диалог, беседа, презента-ция

Опрос, доклады

С.7-11

Задание с.17 - Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость»


2.


Человек-творец и носитель культуры.

1

Чтение текста, конструирование схем, диалог, беседа, работа в парах

Опрос, тест

С.12-17

Задание с.23 - Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7 часов)


3.


«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

Объяснение, комменти-рованное чтение текста, работа в парах

Устное высказы-вание по теме

С.19-24

Темы проектов с.35


4.


Жизнь ратными подвигами полна.

1

Комментирование чтение текста, беседа

Опрос, устное высказывание

С.25-35

Ответить на вопросы с.35


5.


В труде - красота человека

1

Работа в парах, чтение и анализ текста

Устное высказы-вание

С.36-40

Задание с.40 - Объяснить значение пословиц


6.


«Плод добрых трудов славен»

1

Диалог, беседа

Формулировка выводов по теме, опрос

С.41-42

Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде.

Темы проектов с.48


7.


Люди труда. Работа над проектом.

1

Комментированное чтение, беседа

Устное высказы-вание

С.43-48

Готовить проекты с.48


8.


Бережное отношение к природе.

1

Работа в группах, комментированное чтение

Составление пере-сказа

С.49-55

Ответить на вопрос с.51, сообщение о запо-веднике с.55


9.


Семья-хранитель духовных ценностей.

1

Диалог, работа в парах, беседа

Устное рисование, опрос

С.56-82

Задание с.68 - Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах человека;

Задание с.73, 81


Раздел 3. Религия и культура (5 часов)


10.


Роль религии в развитии культуры.

1

Беседа, анализ

Опрос, пересказ

С.84

Задание с.73 - Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности


11.


Культурное наследие христианской Руси.

1

Комментированное чтение текста, беседа

Сообщения, опрос

С.85-98

Задание с.98 - Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе


12.


Культура ислама.

1

Диалог, просмотр видеофильма

Ответы на вопросы

С.99-108

Сообщение-презентация об исламе


13.


Иудаизм и культура.

1

Игра-экскурсия, работа с картой

Опрос, тест

С.109-119

Сообщение-презентация об иудаизме


14.


Культурные традиции буддизма.

1

Работа с картой, беседа, анализ

Пересказ, сообще-ние

С.120-128

Сообщение-презентация о буддизме


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа)


15.


Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1

Комментированное чтение, беседа

Ответы на вопросы

С.129-135

Задание с.135 - Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области


16.


Хранить память предков

1

Диалог, анализ, комменти-рованное чтение

Устное сообщение по теме

С.136-141

Подготовить ответы на вопросы с.141


Раздел 5. Твой духовный мир (1 час)


17.


Твой духовный мир.

1

Работа в группах, диалог

Устное сообщение

С.143-154