Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1от 30.08 2017 год | Утверждена приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 от 30.08 2017 г.№260 |
Рабочая программа
по учебному курсу для 9 «А» класса
« За страницами учебника литературы»
Учитель: Тюликова Галина Анатольевна
пгт. Верхнеднепровский
2017 год
Рабочая программа по учебному курсу для 9 «А» класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.
- Пособий: Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. – М.: Дрофа, 2007, . Миронычева В.Ф., Пранцова Г.В. Актуальные проблемы современной литературы в старших классах. – Арзамас: АГПИ, 2014, Педагогическая практика по литературе. Учебно-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2015.
Данная программа составлена на 17 часов (0,5 час. в неделю).
Рабочая программа соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2017- 2018 учебный год.
Цель курса: знакомство учащихся с миром современной литературы.
Задачи курса:
изучить наиболее значимые произведения современной литературы, формировать познавательный интерес старшеклассников к современной литературе;
формировать осознанную читательскую позицию, воспитывать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки;
развивать навыки анализа художественного текста, художественное мышление, устную и письменную логически связанную речь, творческие способности учащихся;
способствовать подготовке к написанию сочинения по русскому языку на ОГЭ и ЕГЭ, а также итоговому сочинению по литературе в 11 классе;
совершенствовать умение публично выступать на конкурсах, конференциях.
Формы работы: беседа, семинар, устный журнал, исследование, творческая мастерская, сочинения, конференция, лекция
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, она направлена на совместную работу ученика и учителя, на воспитание читающего, грамотного гражданина. Отбор произведений подчинён этой задаче, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ. Целенаправленность занятий – это важнейшее условие глубокого воздействия на ум и чувства учащихся. Занятия литературой должны отвечать своему назначению, обеспечивая усвоение знаний и развитие школьников, совершенствуя навыки углублённого познания современного художественного произведения. Групповые занятия должны способствовать воспитанию морально-нравственных качеств личности каждого обучающегося, их творческого начала, сформированности у школьников представления о современном отечественном литературном процессе, художественном мире отдельных писателей, совершенствованию умения анализа художественного текста, а также формированию познавательной деятельности учащихся. В основу курса положено изучение современной отечественной литературы, которая является отражением современной жизни. Данная программа является актуальной для учащихся, так как доминирующим процессом на занятиях должен стать процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Учащиеся научатся:
познакомятся с современным отечественным литературным процессом;
будут иметь осознанную читательскую позицию,
разовьют навыки анализа текста, устную и письменную речь;
научатся извлекать морально-нравственные уроки из прочитанных произведений;
усовершенствуют умение писать сочинения разных жанров, умение выступать перед публикой.
Учащиеся имеют возможность научиться:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
-видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; -;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Учащимся рекомендовано на каждом уроке делать записи, оформляя их в виде таблицы «Анализ социально-контекстного сюжета произведения».
№ | Автор, название произведения | Проблематика | Характеристика героев | Социально-контекстный сюжет |
| | | | |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1.Вводное занятие 1час
2. «Уроки добра и милосердия» 1 час
3. «Наша пристань – родительский дом» 8 часов
4. «Береги в себе человека» 6 часов
5. «Жалейте бездомных животных» 1 час
3. Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | № | Название раздела/темы | Форма занятий | Кол-во часов |
план | факт |
8.09-15.09 | | 1 | Вводное занятие «Возвращение к духовным истокам в современной литературе». | Лекция | 1 |
22.09- 29.09 | | 2 | «Уроки добра и милосердия» (отношение человека к животным) С. Щербаков «Рабочая собака». Тема любви к братьям нашим меньшим. | Семинар | 1 |
6.10-13.10 20.10- 27.10 10.11-17.11 24.11-1.12 8.12- 15.12 22.12-29.12 12.01- 19.01 26.01-2.02 | | 3 | «Наша пристань – родительский дом» (семья и семейные ценности Д. Бакин «Сын дерева», Е. Носов «Лоскутное одеяло». Связь человека с историей семьи, родом. | Семинар | 1 |
4 | Г. Бакланов «Кондратий», Т. Лобова «Жар-птица», Л. Улицкая «Бедная родственница». Семья – основа формирования нравственных ценностей человека. | Урок-исследование | 1 |
5 | Л. Петрушевская «Страна», В. Астафьев «Герань на снегу», «Алёха», О. Фатеева «Родительский дом», Б .Екимов «Продажа». Трагедия ребёнка в социально-неблагополучных семьях. | Семинар | 1 |
6 | И. Полянская «Мама», Л. Улицкая «Дочь Бухары». Самоотверженная материнская любовь, её роль в жизни ребёнка. | Семинар | 1 |
7 | Ю. Яковлев «Мальчик с коньками», А. Алексин «А тем временем где-то». Роль отца в жизни ребёнка. | Семинар | 1 |
8 | Сочинение – отзыв об одной из книг. | Сочинение | 1 |
9 | «Основа основ – родительский дом» | Работа над мини-проектами | 1 |
10 | «Наша пристань – родительский дом» | Читательская конференция | 1 |
9.02-16.02 2.03-9.3 16.03-24.03 6.04-13.04 20.04-27.04 4.05-11.05 | | 11 | «Береги в себе человека» (нравственная красота человека Е. Носов «Яблочный спас», «Ночь исцеления». Сочувствие, сострадание – важнейшие качества человека. | Семинар | 1 |
12 | В.П. Астафьев «Бабушка с малиной». Отзывчивость на чужую беду. | Семинар | 1 |
13 | Н. Сухинина. Сборник очерков и рассказов «Серёжки из чистого золота». Нравственный выбор человека. | Устный журнал | 1 |
14 | А. Адамович «Немой», Б. Екимов «Как рассказать», «Просто – соседи». Проблема гуманизма в современном обществе. | Семинар | 1 |
15 | Сочинение-рассуждение на тему «Береги в себе человека». | Сочинение | 1 |
16 | А. Лиханов «Солнечное затмение», «Мальчик, которому больно». Ю. Рыбко «Инвалиды», Т. Крюкова «Костя+Ника». | Презентация книг | 1 |
18.05-25.05 | | 17 | «Жалейте бездомных животных» Стихи о бездомных животных Е. Одеговой, Ю. Адейшвили, М. Андреевой, Н. Ожеговой, О. Логиновой.Сочинение на свободную тему | Устный журнал | 1 |