СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Биология», адаптированной ООП основного общего образования сроком реализации 2 года в 8 и 9 классах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Биология»,

 адаптированной ООП основного общего образования

сроком реализации 2 года в 8 и 9 классах

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Биология», адаптированной ООП основного общего образования сроком реализации 2 года в 8 и 9 классах»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»

Прионежского района Республики Карелия


Рассмотрена Утверждаю

школьным методическим объединением Директор школы _______ Н.Ю Быкова.

учителей____________________________

Руководитель _____________(________________) (приказ № _____ от_____________ )

протокол № _____ от ______________)


Принята

педагогическим советом школы



(протокол № ___ от _____________)






Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»,

адаптированной ООП

основного общего образования

сроком реализации 2 года в 8 и 9 классах








Составитель:

Шамшина Ольга Викторовна,

учитель предмета «Биология»,

первой квалификационной















2017 г



1.Пояснительная записка

Со II полугодия 2016/17 учебного года двум обучающимся 8 класса после прохождения психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) была дана рекомендация по обучению и воспитанию по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с особыми возможностями здоровья(далее ОВЗ) с задержкой психического развития (далее ЗПР) до получения основного общего образования, интегрированных в общих классах.

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся данной категории испытывают затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Учитывая психологические особенности и возможности обучающегося, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» предназначена для средней общеобразовательной школы, адаптирована к обучению учащихся с ОВЗ с задержкой психического развития и составлена на основе примерной программы по биологии к комплекту учебников под руководством В.В.Пасечника.

В учебном плане школы ООП ООО на изучение курса «Биология» в 6-9 классах отводится 245 учебных часов в год. На изучение биологии по школьному плану в 8 и 9 классах по 70 учебных часов в год (2 часа в неделю в каждом классе).

Курс биологии для основной школы состоит разделов: 
 1. «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» (6 класс). 
2. «Животные» (7 класс). 
3. «Человек» (8 класс). 
4 . «Введение в общую биологию и экологию» (9 класс). 

  Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведены демонстрации опытов и биологических объектов, лабораторные и практические работы, экскурсии.
     Основной задачей обучения биологии таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его

становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение

систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с

животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их

проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и

систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в

определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по

биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым

образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда

следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих

и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные

нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную

помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой

работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе,

охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную,

трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать

личностью.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают

мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и

углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания

служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы.

Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на

Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса

биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности,

владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и

способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и

общечеловеческими нравственными ценностями.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу для 8 класса включены 9 лабораторных и 9 практические работы. В 9 классе - 4 лабораторных работ,1 практическая работа, экскурсии, проведение наблюдений. Используются индивидуальная, групповая, фронтальная проверки, самостоятельные работы по заданиям, самостоятельные практические исследования, биологические диктанты, тестовые задания, письменные проверочные работы, зачёты по изученным темам. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются: 
      • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; 
      • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 
      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 
      • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 
      • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. 
      

Важнейшими коррекционными задачами курса биологии являются: развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Обучающиеся должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу учебного предмета по биологии. В связи с этим в рабочую программу по биологии внесены некоторые изменения: некоторые темы даются как ознакомительные (выделены курсивом); исключаются задания повышенной сложности; теоретический материал преподносится в процессе бесед и выполнения заданий наглядно-практического характера, учебный материал дается небольшими дозами, включается ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Домашнее задание - дифференцированное, в соответствии с индивидуальными возможностями.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении биологии, строится в соответствии со следующими основными положениями:

• Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры.

• Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций

• Активизация речи детей в единстве с их мышлением

• Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету

• Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Для учащихся характерной проблемой является сложность в установлении логических связей. Для приобретения практических навыков и повышения наглядности в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, приобрести навыки оказания первой медицинской помощи, расширяет доказательную базу необходимости соблюдения норм и правил здорового образа жизни, помогают систематизации учебного материала. Ряд практических задании выполняется дома. Для правильного выполнения практической работы в домашних условиях на уроке проговаривается процесс ее выполнения, алгоритм действия.


Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения), рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека. В таком случае урок выстраивается по следующей структуре:

• учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.

• для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.

Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения.

Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, дети получают знания того уровня, который определяется программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Домашнее задание в форме творческой работы (реферат, презентация, рисунок), ответить на вопрос в конце параграфа, записать определения или термины из параграфа, прочитать не весь, а часть параграфа и уметь пересказать.

Эффективным средством активации учебной деятельности школьника, развития их познавательных способностей, повышения качества знании является использование игровых моментов и дидактических игр на разных этапах обучения. Уроки обобщения и систематизации знании проводятся в виде игры «Счастливый случай» и т.д.




2.Содержание программы

8 класс

Человек (70 ч)

Введение (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.


1. Происхождение человека (3 ч)

Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Строение и функции организма

Строение организма (4 ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения тканей


Опорно-двигательная система (7 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Лабораторная работа

Изучение внешнего вида отдельных костей

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц (выполняется дома)

Мышцы человеческого тела (выполняется дома)

Выявление нарушения осанки, плоскостопие (выполняется дома)


Внутренняя среда организма (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови.

Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Причины ослабления иммунитета у жителей Карелии. Вакцинация населения против инфекционных заболеваний в Республике (клещевой энцефалит, бруцеллёз, грипп, туберкулёз, дифтерия, гепатит – В).

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)


Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений. Распространение и причины сердечно–сосудистых заболеваний в Карелии.

Практическая работа

Измерение кровяного давления

Подсчет ударов пульса в покое и при физическом давлении (выполняется дома)

Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечения


Дыхательная система (4 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторная работа

Определение частоты дыхания (выполняется дома)


Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал

Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Лабораторная работа

Составление пищевых рационов


Выделение Покровные органы. Теплорегуляция (4 ч)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.


Нервная система (5 ч)

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Нервная система человека.

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.


Анализаторы (5 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Лабораторная работа

Изучение изменения зрачка


Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (5 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.


Эндокринная система (3 ч)

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Причины и профилактика нарушения работы щитовидной железы в условиях Севера.


Индивидуальное развитие организма (8 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. ВИЧ инфекции и распространение СПИДа в Карелии, в своей местности, возможность анонимных исследований крови.

Развитие ребёнка после рождения.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Интересы, склонности, способности. Биоритмы человека, адаптация организма к условиям жизни на Севере. Значение закаливания организма в условиях Севера.


Лабораторная работа

Измерение массы и роста своего организма

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Резервное время 3 часов

9 класс

Общая биология (70 ч)


Введение (3ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации портретов ученых-биологов; схем «Связь биологии с другими науками».


Раздел II. Молекулярный уровень (6 ч)

Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.


Клеточный уровень (12 ч)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрации микропрепаратов клеток растений и животных; моделей клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схем путей метаболизма в клетке; моделей-аппликаций «Синтез белка».

Лабораторная работа

Рассмотрение клеток растений, животных под микроскопом


Организменный уровень (13 ч)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.


Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрации моделей-аппликаций, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.


Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портретов селекционеров.

Лабораторная работа

Выявление изменчивости организмов


Популяционно-видовой уровень(3 ч)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида


Экосистемный уровень (5 ч)

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Движущие силы и результаты эволюции.


Биосферный уровень(3 ч)

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации таблиц, иллюстрирующие структуру биосферы; схемы круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схемы влияния хозяйственной деятельности человека на природу; моделей-аппликаций «Биосфера и человек»; карт заповедников России.


Основы учения об эволюции ( 9 ч)

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации живых растений и животных; гербарных экземпляров и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.


Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

Демонстрации окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Лабораторная работа

Изучение палеонтологических доказательств эволюции


Организм и среда (4 ч)

Экологические условия и экологические ресурсы. Приспособленность организмов к среде обитания. Биотические взаимоотношения и их роль в жизни видов. Экологическая регуляция в природе.


Биосфера и человек (3 ч)

Основные этапы эволюции биосферы. Место и роль человека в биосфере. Ноосфера. Основы рационального природопользования.

резервное время -2 часа

3.Требование к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: особенности строен и функций клеток, тканей и организмов растений, животных, грибов и бактерий, структуры и свойств популяций, экосистемы, биосферы;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круг ворот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной , деятельности и поведения, сохранения здоровья.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современно естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человек и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; значение биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родства человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы. Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах — основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах—органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных данного региона, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
- определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: умение находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и источниках — значения биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

4. Перечень учебно- методического обеспечения программы

1.Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 272с

2. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 304 с.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2012.-336 с..

4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2011 – 304 с.

Рабочие тетради

1.Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 80с.: ил.;

2.Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 – 144 с.: ил.

3.Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.

4.Биология. Введение в общую биология. 9 кл. : рабочая тетрадь / В.В Пасечник, Г.Г. Швецов – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 91, [5] с. : ил.
5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая
тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.

Дополнительная литература

1. Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания / Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. – М. : Дрофа, 2011. – 253, [3] с. – (Готовимся к экзаменам. ГИА).
2. Биология. 9 класс. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. – Саратов: Лицей, 2011. – 144 с.
3. Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2010.– 128 с.: ил. – (Дидактические материалы).

4. Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. – М.: Издательский Дом «Генджер 2009. – 56 с.
Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6-9 класс /Сост. Е.В.Мулловская. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с.

5. Латюшин, В. В., Уфимцева, Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.

6. Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004. – 160 с.

7. Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. М.: «РАУБ» «Цитадель», 1996. – 174 с.


8. Теремов А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010– 258с.: ил. – («Занимательные уроки»)


9. Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2011. – 272 с.

Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение,2011. – 304 с.


Задания, используемые в качестве измерителей:


Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2011.

А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф 2010

А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет»,2010.

Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 2010