СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» среднего общего образования (базовый уровень) 10 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса геометрии для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 10 - 11 классы (к учебному комплекту по геометрии для 10 - 11 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.), составитель Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2013.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» среднего общего образования (базовый уровень) 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа»

Томского района Томской области

Рассмотрено: на засекдании МО

протокол № ____ «___»_______2017г._

“____” __________ 2012 г.










Согласовано:

Решением педагогического совета

Протокол № ______

от _______2017










Утверждаю: Директор МБОУ «Чернореченская СОШ» С.М. Андрухив Приказ №___ от _____ 2017









Рабочая программа

по учебному предмету «Геометрия»

среднего общего образования

(базовый уровень)

10 класс



Составила:

учитель математики

Вохидова Л.Ф.














2017-2018 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса геометрии для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 10 - 11 классы (к учебному комплекту по геометрии для 10 - 11 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.), составитель Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2013.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике .

Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по геометрии 10 - 11 классы, Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2013, изменения в изучении содержания материала не внесены.

Программа рассчитана на 68 ч (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ – 6 , включая итоговую контрольную работу.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект учителя:

Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2012.

Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. Материалы для 10 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.

Изучение геометрии в 10, 11 классах: метод, рекомендации: кн. Для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. – М.: Просвещение, 2009

учебно-методический комплект ученика:

Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2012.


Цель изучения:


  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изу­чение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Задачи изучения:

    • изучить понятия вектора;

    • развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы стереометрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

    • овладеть символическим языком математики, выработать формально-оперативные математические умения и научиться применять их к решению геометрических задач;

    • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как

важнейших средствах математического моделирования реальных

процессов и явлений.


Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные

и внеклассные.

Формы контроля:

Самостоятельная работа, контрольная работа, зачёт, работа по карточке.


Технические средства обучения


Компьютер, медиапроектор



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Введение (3 часа)

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель – сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве. В этой теме учащихся фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому важную роль в развитии пространственных представлений играют наглядные пособия: модели, рисунки, трехмерные чертежи и т. д. Их широкое привлечение в процессе обучения поможет учащимся легче войти и тематику предмета. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.

Глава 1: Параллельность прямых и плоскостей (19 ч)

Основная цель – систематизировать наглядные представления учащихся об основных элементах стереометрии (точках, прямых, плоскостях); сформировать представление о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Изучение темы начинается с беседы об аксиомах стереометрии. Все сообщаемые учащимся сведения излагаются на наглядной основе путем обобщения очевидных или знакомых им геометрических фактов. Целесообразно завершить беседу рассказом о роли аксиоматики в построении математической теории. Данная тема является опорной для дальнейшего изучения всего геометрического материала. Основной материал этой темы посвящен формированию представлений о возможных случаях взаимного расположения прямых и плоскостей, причем акцент делается на формирование умения распознавать эти случаи в реальных формах (на окружающих предметах, стереометрических моделях и т. п.). При решении стереометрических задач на вычисление длин отрезков особое внимание следует уделить осмысленному применению фактов из курса планиметрии.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

знать определение и признаки параллельных плоскостей, прямой и плоскости,

плоскостей в пространстве;

уметь различать тетраэдр и параллелепипед;

определять взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,

изображать пространственные фигуры на плоскости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления геометрических величин при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Глава 2: Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 часов)

Основная цель – дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями. В ходе изучения темы обобщаются и систематизируются знания учащихся о перпендикулярности прямых, перпендикуляре и наклонных, известные им из курса планиметрии Постоянное обращение к знакомому материалу будет способствовать более глубокому усвоению темы. Постоянное обращение к теоремам, свойствам и признакам курса планиметрии при решении задач по изучаемой теме не только будет способствовать выработке умения решать стереометрические задачи данной тематики, но и послужит хорошей пропедевтикой к изучению следующих тем курса.

В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать определение и признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; понятия о перпендикуляре, наклонной, проекции наклонной





Глава 3: Многогранники (14 ч)

Понятие многогранника. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усечённая пирамида), с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать виды многогранников (призма, пирамида, усечённая пирамида), свойства правильных многогранников и элементы их симметрии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач.


Глава 4: Векторы в пространстве (7ч.)

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель – познакомить с понятием вектора в пространстве, научить основным действиям над векторами.

В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать определение вектора, уметь складывать и вычитать векторы, умножать вектор на число.


Повторение курса геометрии 10 класса (5 ч)


Требования к уровню подготовки обучающихся в 10 классе


В результате изучения курса геометрии 10 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Учебно-тематический план


№ п/п

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

Кол-во часов

Контрольные

Работы

1

Введение

3


2

Параллельность прямых и плоскостей

19

2

3

Перпендикулярность прямых и плоскостей

20

1

4

Многогранники

14

1

5

Векторы в пространстве

7

1

6

Повторение курса 10 класса

5

1


Итого:

68














Календарно-тематическое планирование


Геометрия 10 класс Л.С. Атанасян и др.

2 часа в неделю, всего 68 часов.

№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

Примечания

По

плану

По

факту

1

Введение.

1

7.09


2-с.1, 1-с.82.

2-3

Аксиомы стереометрии

2

8, 14.09



Параллельность прямых и плоскостей. (19 ч.)

4-6

Параллельность прямых. Параллельность прямой и плоскости.

3

15,21.09

22.09



7-9

Скрещивающиеся прямые. Угол между двумя прямыми.

3

28,29.09

5.10


2-с.2, 1-с.90.


10-12

Параллельность плоскостей.

3

6,11.10

12.10


1-с.86.


13

Решение задач.

1

 13.10


3.

14

Контрольная работа №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1

 19.10


1, 2, 3.

15-16

Тетраэдр и параллелепипед

2

 20.10

26.10


2-с.5.

17-19

Задачи на построение сечений.


3

 27.10

9,10.11



20-21

Решение задач.


2

 16.11

17.11


3.

22

Контрольная работа №2 по теме «Тетраэдр и параллелепипед».

1

 23.11


1, 2, 3.

Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 ч.)

23-28

Перпендикулярность прямой и плоскости

6

 24,30.11

1,7,8,14.12



29-34

Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью:

  • Расстояние от точки до плоскости. Теорема о 3-х перпендикулярах.

  • Угол между прямой и плоскостью.

  • Решение задач по теме.

6


2



1


3

 


15, 21.12




22.12

28.12

11,12. 01


3

35-38

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

4

 18,19.01

25,26.01


2-с.11.


39-41

Повторение теории. Решение задач.


3

1, 2, 8.02


3


42

Контрольная работа № 3  по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»


1

 9.02


1,2,3

№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

Примечания

По

плану

По

факту

Многогранники (14 ч.)

43-46

Понятие многогранника. Призма

4

 15,16.02

22, 23.02



47-50

Пирамида

4

 1, 2.03

9, 15.03


2-с.16.


51-53

Правильные многогранники

3

 16, 22.03

23.03



54-55

Повторение теории. Решение задач.


2

5, 6.04



56

Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники»

1

 12.04


2-с.89, 3.


Векторы в пространстве. (7 ч.)

57

Понятие вектора в пространстве.

1

13.04


2-с.19.

58-59

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

2

19, 20.04


2-с.20,21.


60-61

Компланарные векторы.


2

26,27.04




62

Решение задач.

1

3.05


1-с.95.

63

Контрольная работа №5 по теме «Векторы в пространстве».

1

4.05


1, 2, 3.

Заключительное повторение курса геометрии 10 класса (5 ч.)

64

Тетраэдр и параллелепипед.

1

10.05



65

Построение сечений

1

11.05



66-67

Многогранники

2

17.05

18.05



68

Итоговая контрольная работа 

1

  24.05



 

                                    Итого часов

68

 



 


График контрольных работ


Дата

Контрольная работа №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

19.10

Контрольная работа №2 по теме «Тетраэдр и параллелепипед».

23.11

Контрольная работа № 3  по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

9.02

Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники»

12.04

Контрольная работа №5 по теме «Векторы в пространстве».

4.05

Итоговая контрольная работа 

24.05







 КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Контрольная работа №1 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей».

Контрольная работа №2 по теме «Тетраэдр и параллелепипед».

Контрольная работа №3 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

Контрольная работа №4 по теме: «Многогранники».

Контрольная работа №5 по теме «Векторы в пространстве».

Итоговая контрольная работа 


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ


Контрольная работа № 1 «Параллельность прямых и плоскостей»

Вариант №1

1. Дан пространственный четырёхугольник АВСD, в котором диагонали АС и ВD равны. Середины сторон этого четырёхугольника соединены последовательно отрезками.

Докажите, что полученный четырёхугольник – ромб.

2. Через точку О, лежащую между параллельными плоскостями и , проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости и в точках A1 и A2 соответственно, прямая m – в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка A2В2, если

3. Дан параллелепипед АВСDA1B1C1D1. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки М, N и К, являющиеся серединами рёбер АВ, ВС и DD1.

Вариант №2

1. Дан пространственный четырёхугольник АВСD, М и N середины сторон АВ и ВС соответственно,

Докажите, что полученный четырёхугольник МNЕК – трапеция.

2. Через точку О, не лежащую между параллельными плоскостями и , проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости и в точках A1 и A2 соответственно, прямая m – в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка A1В1, если

3. Дан тетраэдр DABC. Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки М и N, являющиеся серединами рёбер DС и ВС, и точку К, такую, что


Контрольная работа № 3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

Вариант №1.

1) Диагональ куба равна 6см. Найдите:

а) Ребро куба.

б) Косинус угла между диагональю куба и плоскостью одной из его граней.

2) Сторона АВ ромба АВСD равна р, а один из углов ромба равен . Через

сторону АВ проведена плоскость на расстоянии р/2 от точки D.

а) Найдите расстояние от точки С до плоскости .

б) Покажите на рисунке линейный угол двугранного угла DАВМ, .

в) Найдите синус угла между плоскостью ромба и плоскостью .

Вариант №2.

1) Основанием прямоугольного параллелепипеда служит квадрат, диагональ параллелепипеда равна , а его измерения относятся как 1:1:2. Найдите:

а) Измерения параллелепипеда.

б) Синус угла между диагональю параллелепипеда и плоскостью его основания.

2) Сторона квадрата АВСD равна р. Через сторону АD проведена плоскость

на расстоянии р/2 от точки В.

а) Найдите расстояние от точки С до плоскости .

б) Покажите на рисунке линейный угол двугранного угла ВАDМ, .

в) Найдите угол между плоскостью квадрата и плоскостью .


Контрольная работа № 4 «Многогранники»

Вариант №1.

1) Основанием пирамиды DАВС является правильный треугольник АВС, сторона которого равна р. Ребро DА перпендикулярно к плоскости АВС, а плоскость DВС составляет с плоскостью АВС угол . Найдите площадь боковой и площадь полной поверхности пирамиды.

2) Основанием прямого параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 является ромб АВСD сторона которого равна р и угол равен . Плоскость АD1С1 составляет с плоскостью основания угол . Найдите:

а) Высоту ромба.

б) Высоту параллелепипеда.

в) Площадь боковой поверхности параллелепипеда.

г) Площадь поверхности параллелепипеда.


Вариант №2.

1) Основанием пирамиды МАВСD является квадрат АВСD. Ребро МD перпендикулярно к плоскости основания, АD = DМ = р. Найдите площадь боковой и площадь полной поверхности пирамиды.

2) Основанием прямого параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 является параллелограмм АВСD, стороны которого равна р и 2р, острый угол равен . Высота параллелепипеда равна меньшей высоте параллелограмма. Найдите:

а) Меньшую высоту параллелограмма.

б) Угол между плоскостью АВС1 и плоскостью основания.

в) Площадь боковой поверхности параллелепипеда.

г) Площадь поверхности параллелепипеда.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

Список литературы:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

  2. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).

  3. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)

  4. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10–11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).

  5. Программа по геометрии (базовый и профильный уровни). 10-11 классы. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.

  6. Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.

  7. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 10 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.


Дополнительная литература:


  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.


Технические средства обучения


Компьютер, медиапроектор


Интернет-ресурс


1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  

7. www.shomtaya.ucoz.ru/ Персональный сайт - Шомахова Таисия Исмаиловна.