Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа»
Томского района Томской области
Рассмотрено: на засекдании МО
протокол № ____ «___»_______2017г._
“____” __________ 2012 г.
Согласовано:
Решением педагогического совета
Протокол № ______
от _______2017
Утверждаю: Директор МБОУ «Чернореченская СОШ» С.М. Андрухив Приказ №___ от _____ 2017
Рабочая программа
по учебному предмету «Геометрия»
среднего общего образования
(базовый уровень)
10 класс
Составила:
учитель математики
Вохидова Л.Ф.
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса геометрии для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 10 - 11 классы (к учебному комплекту по геометрии для 10 - 11 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.), составитель Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2013.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике .
Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по геометрии 10 - 11 классы, Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2013, изменения в изучении содержания материала не внесены.
Программа рассчитана на 68 ч (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ – 6 , включая итоговую контрольную работу.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект учителя:
Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2012.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. Материалы для 10 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
Изучение геометрии в 10, 11 классах: метод, рекомендации: кн. Для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. – М.: Просвещение, 2009
учебно-методический комплект ученика:
Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2012.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи изучения:
изучить понятия вектора;
развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы стереометрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
овладеть символическим языком математики, выработать формально-оперативные математические умения и научиться применять их к решению геометрических задач;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные
и внеклассные.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, зачёт, работа по карточке.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение (3 часа)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель – сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве. В этой теме учащихся фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому важную роль в развитии пространственных представлений играют наглядные пособия: модели, рисунки, трехмерные чертежи и т. д. Их широкое привлечение в процессе обучения поможет учащимся легче войти и тематику предмета. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.
Глава 1: Параллельность прямых и плоскостей (19 ч)
Основная цель – систематизировать наглядные представления учащихся об основных элементах стереометрии (точках, прямых, плоскостях); сформировать представление о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Изучение темы начинается с беседы об аксиомах стереометрии. Все сообщаемые учащимся сведения излагаются на наглядной основе путем обобщения очевидных или знакомых им геометрических фактов. Целесообразно завершить беседу рассказом о роли аксиоматики в построении математической теории. Данная тема является опорной для дальнейшего изучения всего геометрического материала. Основной материал этой темы посвящен формированию представлений о возможных случаях взаимного расположения прямых и плоскостей, причем акцент делается на формирование умения распознавать эти случаи в реальных формах (на окружающих предметах, стереометрических моделях и т. п.). При решении стереометрических задач на вычисление длин отрезков особое внимание следует уделить осмысленному применению фактов из курса планиметрии.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать определение и признаки параллельных плоскостей, прямой и плоскости,
плоскостей в пространстве;
уметь различать тетраэдр и параллелепипед;
определять взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,
изображать пространственные фигуры на плоскости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления геометрических величин при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Глава 2: Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 часов)
Основная цель – дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями. В ходе изучения темы обобщаются и систематизируются знания учащихся о перпендикулярности прямых, перпендикуляре и наклонных, известные им из курса планиметрии Постоянное обращение к знакомому материалу будет способствовать более глубокому усвоению темы. Постоянное обращение к теоремам, свойствам и признакам курса планиметрии при решении задач по изучаемой теме не только будет способствовать выработке умения решать стереометрические задачи данной тематики, но и послужит хорошей пропедевтикой к изучению следующих тем курса.
В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать определение и признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; понятия о перпендикуляре, наклонной, проекции наклонной
Глава 3: Многогранники (14 ч)
Понятие многогранника. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усечённая пирамида), с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать виды многогранников (призма, пирамида, усечённая пирамида), свойства правильных многогранников и элементы их симметрии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач.
Глава 4: Векторы в пространстве (7ч.)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель – познакомить с понятием вектора в пространстве, научить основным действиям над векторами.
В результате изучения данной главы учащиеся должны: знать определение вектора, уметь складывать и вычитать векторы, умножать вектор на число.
Повторение курса геометрии 10 класса (5 ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся в 10 классе
В результате изучения курса геометрии 10 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
№ п/п | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | Кол-во часов | Контрольные Работы |
1 | Введение | 3 | |
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 19 | 2 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 20 | 1 |
4 | Многогранники | 14 | 1 |
5 | Векторы в пространстве | 7 | 1 |
6 | Повторение курса 10 класса | 5 | 1 |
| Итого: | 68 | |
Календарно-тематическое планирование
Геометрия 10 класс Л.С. Атанасян и др.
2 часа в неделю, всего 68 часов.
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата | Примечания |
По плану | По факту |
1 | Введение. | 1 | 7.09 | | 2-с.1, 1-с.82. |
2-3 | Аксиомы стереометрии | 2 | 8, 14.09 | | |
Параллельность прямых и плоскостей. (19 ч.) |
4-6 | Параллельность прямых. Параллельность прямой и плоскости. | 3 | 15,21.09 22.09 | | |
7-9 | Скрещивающиеся прямые. Угол между двумя прямыми. | 3 | 28,29.09 5.10 | | 2-с.2, 1-с.90. |
10-12 | Параллельность плоскостей. | 3 | 6,11.10 12.10 | | 1-с.86. |
13 | Решение задач. | 1 | 13.10 | | 3. |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | 19.10 | | 1, 2, 3. |
15-16 | Тетраэдр и параллелепипед | 2 | 20.10 26.10 | | 2-с.5. |
17-19 | Задачи на построение сечений. | 3 | 27.10 9,10.11 | | |
20-21 | Решение задач. | 2 | 16.11 17.11 | | 3. |
22 | Контрольная работа №2 по теме «Тетраэдр и параллелепипед». | 1 | 23.11 | | 1, 2, 3. |
Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 ч.) |
23-28 | Перпендикулярность прямой и плоскости | 6 | 24,30.11 1,7,8,14.12 | | |
29-34 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью: | 6 2 1 3 | 15, 21.12 22.12 28.12 11,12. 01 | | 3 |
35-38 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 4 | 18,19.01 25,26.01 | | 2-с.11. |
39-41 | Повторение теории. Решение задач. | 3 | 1, 2, 8.02 | | 3 |
42 | Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | 9.02 | | 1,2,3 |
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата | Примечания |
По плану | По факту |
Многогранники (14 ч.) |
43-46 | Понятие многогранника. Призма | 4 | 15,16.02 22, 23.02 | | |
47-50 | Пирамида | 4 | 1, 2.03 9, 15.03 | | 2-с.16. |
51-53 | Правильные многогранники | 3 | 16, 22.03 23.03 | | |
54-55 | Повторение теории. Решение задач. | 2 | 5, 6.04 | | |
56 | Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники» | 1 | 12.04 | | 2-с.89, 3. |
Векторы в пространстве. (7 ч.) |
57 | Понятие вектора в пространстве. | 1 | 13.04 | | 2-с.19. |
58-59 | Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. | 2 | 19, 20.04 | | 2-с.20,21. |
60-61 | Компланарные векторы. | 2 | 26,27.04 | | |
62 | Решение задач. | 1 | 3.05 | | 1-с.95. |
63 | Контрольная работа №5 по теме «Векторы в пространстве». | 1 | 4.05 | | 1, 2, 3. |
Заключительное повторение курса геометрии 10 класса (5 ч.) |
64 | Тетраэдр и параллелепипед. | 1 | 10.05 | | |
65 | Построение сечений | 1 | 11.05 | | |
66-67 | Многогранники | 2 | 17.05 18.05 | | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 24.05 | | |
| Итого часов | 68 | | | |
График контрольных работ
| Дата |
Контрольная работа №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | 19.10 |
Контрольная работа №2 по теме «Тетраэдр и параллелепипед». | 23.11 |
Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 9.02 |
Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники» | 12.04 |
Контрольная работа №5 по теме «Векторы в пространстве». | 4.05 |
Итоговая контрольная работа | 24.05 |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Контрольная работа №1 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей».
Контрольная работа №2 по теме «Тетраэдр и параллелепипед».
Контрольная работа №3 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей».
Контрольная работа №4 по теме: «Многогранники».
Контрольная работа №5 по теме «Векторы в пространстве».
Итоговая контрольная работа
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1 «Параллельность прямых и плоскостей»
Вариант №1
1. Дан пространственный четырёхугольник АВСD, в котором диагонали АС и ВD равны. Середины сторон этого четырёхугольника соединены последовательно отрезками.
Докажите, что полученный четырёхугольник – ромб.
2. Через точку О, лежащую между параллельными плоскостями
и
, проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости
и
в точках A1 и A2 соответственно, прямая m – в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка A2В2, если 
3. Дан параллелепипед АВСDA1B1C1D1. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки М, N и К, являющиеся серединами рёбер АВ, ВС и DD1.
Вариант №2
1. Дан пространственный четырёхугольник АВСD, М и N середины сторон АВ и ВС соответственно, 
Докажите, что полученный четырёхугольник МNЕК – трапеция.
2. Через точку О, не лежащую между параллельными плоскостями
и
, проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости
и
в точках A1 и A2 соответственно, прямая m – в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка A1В1, если 
3. Дан тетраэдр DABC. Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки М и N, являющиеся серединами рёбер DС и ВС, и точку К, такую, что 
Контрольная работа № 3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Вариант №1.
1) Диагональ куба равна 6см. Найдите:
а) Ребро куба.
б) Косинус угла между диагональю куба и плоскостью одной из его граней.
2) Сторона АВ ромба АВСD равна р, а один из углов ромба равен
. Через
сторону АВ проведена плоскость
на расстоянии р/2 от точки D.
а) Найдите расстояние от точки С до плоскости
.
б) Покажите на рисунке линейный угол двугранного угла DАВМ,
.
в) Найдите синус угла между плоскостью ромба и плоскостью
.
Вариант №2.
1) Основанием прямоугольного параллелепипеда служит квадрат, диагональ параллелепипеда равна
, а его измерения относятся как 1:1:2. Найдите:
а) Измерения параллелепипеда.
б) Синус угла между диагональю параллелепипеда и плоскостью его основания.
2) Сторона квадрата АВСD равна р. Через сторону АD проведена плоскость
на расстоянии р/2 от точки В.
а) Найдите расстояние от точки С до плоскости
.
б) Покажите на рисунке линейный угол двугранного угла ВАDМ,
.
в) Найдите угол между плоскостью квадрата и плоскостью
.
Контрольная работа № 4 «Многогранники»
Вариант №1.
1) Основанием пирамиды DАВС является правильный треугольник АВС, сторона которого равна р. Ребро DА перпендикулярно к плоскости АВС, а плоскость DВС составляет с плоскостью АВС угол
. Найдите площадь боковой и площадь полной поверхности пирамиды.
2) Основанием прямого параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 является ромб АВСD сторона которого равна р и угол равен
. Плоскость АD1С1 составляет с плоскостью основания угол
. Найдите:
а) Высоту ромба.
б) Высоту параллелепипеда.
в) Площадь боковой поверхности параллелепипеда.
г) Площадь поверхности параллелепипеда.
Вариант №2.
1) Основанием пирамиды МАВСD является квадрат АВСD. Ребро МD перпендикулярно к плоскости основания, АD = DМ = р. Найдите площадь боковой и площадь полной поверхности пирамиды.
2) Основанием прямого параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 является параллелограмм АВСD, стороны которого равна р и 2р, острый угол равен . Высота параллелепипеда равна меньшей высоте параллелограмма. Найдите:
а) Меньшую высоту параллелограмма.
б) Угол между плоскостью АВС1 и плоскостью основания.
в) Площадь боковой поверхности параллелепипеда.
г) Площадь поверхности параллелепипеда.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Список литературы:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10–11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Программа по геометрии (базовый и профильный уровни). 10-11 классы. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.
Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 10 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7. www.shomtaya.ucoz.ru/ Персональный сайт - Шомахова Таисия Исмаиловна.