«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель руководителя по УВР Руководитель МБОУ
_________/Гайфуллина Г.Р./ МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ» «Ленино-Кокушкинская СОШ»
_________/ Шаронова И.В./
Протокол №____от ____________/Губайдуллина А.М./ Приказ №_____
«____»______________2011 г. «____»______________2011г. «____»______________2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное исскуство»для 1б класса
МБОУ «Ленино – Кокушкинская общеобразовательная школа»
Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
учительницы 1 квалификационной категории
Гайфуллиной Гульсины Вагизовны
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.А. Неменской «Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь»: 1 класс / под ред Б.М. Неменского. М.: «Просвещение», 2013.
Краткая характеристика курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
1.Формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
2.Формирование художественно-творческой активности школьника;
3.Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты учишься изображать. 8ч .Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо.
Ты украшаешь.10ч. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. 9ч. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. 6ч.Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Результаты изучения курса:
Личностные результаты
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства).
Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств.
Понимание образной природы искусства.
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.
Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.
Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона.
Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.
Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
В итоге освоения программы учащиеся должны:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности -приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
Класс: 1а
Учитель: Гайфуллина Гульфира Рубисовна
Количество часов за год: не более 33ч
в неделю: 1 ч
Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования (ФГОС),
авторской программы Л.А. Неменской «Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь»: Учебник.1 класс / под ред Б.М. Неменского. М.: «Просвещение», 2013г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
№ п\п | Тема урока | |
Формирование УУД | Дата |
план | Факт |
1 | Ты учишься изобрать Изображения всюду вокруг нас. | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог | | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | | |
3 | Изображать можно пятном . | Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | | | |
4 | Изображать можно в объеме. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве | | | |
5 | Изображать можно линией | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | | |
6 | Разноцветные краски | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо. | Регулятивные: ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает результат своего труда. Познавательные: понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным. Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-твор ческой деятельности, рассуждает о художественных особенно- стях произведений, изображающих музыку | | |
8 | Художник и зрители | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | | |
9 | Ты украшаешь Мир полон украшений. | Регулятивные: адекватно вос- принимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи | | |
10 | Красоту надо уметь замечать. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности | | |
11. | Цветы | | | |
12 | Узоры на крыльях | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | | |
13 | Красивые рыбы. | Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество | | |
14 | Украшение птиц | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения | | |
15 | Узоры, которые создали люди | Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию | | |
16 | Как украшает себя человек | Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания | | |
17-18 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | | |
19 | Ты строишь Постройки в нашей жизни | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника | | |
20 | Дома бывают разными | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | | |
21 | Домики, которые построила природа | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклас- сникам | | |
22 | Дом снаружи и внутри | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач | | |
23-24 | Строим город | Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль | | |
25 | Все имеет свое строение | Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одно- классникам | | |
26 | Строим вещи | Регулятивные: концентрировать волю. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | | |
27 | Село, в котором мы живем . | Регулятивные: выбирать дей- ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение | | |
28 | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Совместная работа трех Братьев-Мастеров | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: различать три вида художественной деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание | | |
29 | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги
| Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь | | |
30 | Разноцветные жуки | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности | | |
31 | Сказочная страна | | |
32 | Времена года | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | |
33 | Здравствуй, лето!Урок любования | | |
УМК:
«Л.А.Неменская, «Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь»: Учебник.1 класс / под ред Б.М. Неменского. М.: «Просвещение», 2013г.. Уроки изобразительного искусства.Поурочные разработки.1-4 классы.Б.Н. Неменский,Л.А.Неменская,Е.И.Коротеева, М. Просвещение,2014г. |
Список литературы:
1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2011.