СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» 5 класс на 2017 – 2018 учебный год. ФГОС второго поколения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коровина В.Я. Литература. 5 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /  В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 4-е изд. - М: Просвещение, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литература» 5 класс на 2017 – 2018 учебный год. ФГОС второго поколения.»


муниципальное общеообразовательное учреждение

Середневская основная общеобразовательная школа

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Середневская ООШ


/__________/


«___» августа 2017 г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ Середневская ООШ

/____________/


Приказ от «___» августа 2017 г.

№_________________






Рабочая программа

по предмету «Литература»

5 класс

на 2017 – 2018 учебный год








Составила:

учитель литературы и русского языка

соответствие занимаемой должности

Исайчева Елена Владимировна











2. Пояснительная записка.


2.1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

5. Новая редакция Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Середневская ООШ, принятая на заседании педсовета 28.08.2015 (Протокол №1), Приказ от 31.08.2015 № 01-05- 36/1.

6. Авторская программа В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011.

7. Методическое письмо департамента образования Ярославской области о преподавании предмета в 2017-2018 учебном году.




























2.2. Используемый УМК:

Автор

Название

Класс

Издательство, год издания

Для учителя

1








2

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.







В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.


Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM.


5








5

4-е изд. - М: Просвещение, 2015.






М.: Просвещение, 2015.

Для учащихся

1

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.







В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.


Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM.

5








5

4-е изд. - М: Просвещение, 2015.






М.: Просвещение, 2015.













2.3. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

        • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Результаты изучения учебного предмета (предметные, метапредметные, личностные)

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Объектом итоговой оценки достижений учащихся 5 класса в овладении литературой являются предметные результаты обучения.




Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»


Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;  видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIXXX вв.

Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;  воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;

• работать с разными источниками информации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.

















2.4. Содержание учебного предмета (102 часа).



ВВЕДЕНИЕ


Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ


Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).





ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА


Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА


Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.


ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ


Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)


Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ


И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ


Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).


Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.





























Список литературы для самостоятельного чтения.

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Из древнерусской литературы

А. Никитин. Из «Хождений за три моря».

Из русской литературы 18 века

А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица. М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…» Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор)

Из русской литературы 19 века

И.А. Крылов (3 - 4 басни на выбор) К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин. А.А. Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру­жат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен­ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.



2.5.1. Тематическое планирование.


№ п/п

Раздел

Количество часов

по рабочей программе

к/р

р/р

в/ч

проект

1

Введение

1

-

-

-

-

2

Устное народное творчество

10

1

1

2

-

3

Из древнерусской литературы

2

-

-

1

1

4

Из литературы XVIII века

1

-

-

-

-

5

Из литературы XIX века

42

3

6

6

1

6

Из русской литературы XX века

31

3

3

5

1

9

Из зарубежной литературы

12

1

1

1

1

10

Подведение итогов

2

1 пром.ат.

-

-

1


Итого:

102

7 + 1 ад.к/р

+1 пр.ат.

11

15

5


Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.


График контрольных, творческих работ.


п/п

Дата

Вид работы, тема

1


РР №1. Составление волшебной сказки.

2


Контрольная работа №1 по теме: «Устное народное творчество».

3


ПРОЕКТ №1. Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».

4


РР №2. Басни Крылова. Анализ и исполнение.

5


РР №3. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина.

6


РР №4. Стихи и проза. Рифма и ритм.

7


Контрольная работа №2.

8


РР №5. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму».

9


Контрольная работа №3.

10


Административная работа №1. Контрольное тестирование №1 за первое полугодие.

11


РР №6. Обучение написания сочинения по рассказу «Кавказский пленник».

12


РР №7. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.

13


ПРОЕКТ №2. «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

14


РР №8. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Написание сочинения.

15


Контрольная работа №4.

16


Контрольная работа №5.

17


Контрольная работа №6.

18


РР №9. Подготовка к сочинению «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

19


РР №10. Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

20


ПРОЕКТ №3. «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях».

21


РР №11. Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение).

22


Урок контроля №7. Контрольное тестирование №2 за второе полугодие.

23


ПРОЕКТ №4. Электронная презентация «Памятники литературным героям».

24


ПРОЕКТ №5. Литературный праздник «Путешествие по стране «Литературии 5 класса»». (Творческий отчёт).

25


Промежуточная аттестация за курс 5 класса.

2.5.2. Поурочное планирование.

№ п/п

Тема урока


Характеристика деятельности учащихся

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

2

Вн. чт. №1.

Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли».

Чтение мифов разных народов; выявляют разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; указывают на отличия мифа от сказки, легенды и былины.

3

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор).

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

4

Сказка как вид народной прозы.

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями.

5

«Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой.


Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

6

«Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича.

Пересказ сказки «Царевна- лягушка».

Самостоятельная работа.

Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.

7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

8

Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

9

РР1 Составление волшебной сказки.

Составление плана сказки, словесное рисование.

10

ВЧ №2. Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка «Солдатская шинель».

Объясняют отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной.

11

Контрольная работа №1 по теме: «Устное народное творчество».

Создают письменные высказывания, осуществляют выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

12

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Составление цитатного плана. Пересказ.



13

ВЧ №3. Русские летописи.




ПРОЕКТ №1. Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».

Читают текст; определяют тему, идею; выделяют главное в прослушанном сообщении, работают с учебником и иллюстрациями.


Работают коллективно над созданием электронного альбома: осуществляют поиск информации с помощью компьютера, приобретают навык формулирования запросов и опыта использования ПК.

14

М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…».

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения.

15

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий.


Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки.

Чтение басни и её полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

16

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица».

17

Вн. чт. №4. Жанр басни в мировой литературе.


Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен.

18

РР 2. Басни Крылова. Анализ и исполнение.

19-20

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

21

«Спящая царевна» как литературная сказка.

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт.

22

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок».

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

23

А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Няня» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование.

24


А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки.



Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

25

А.С. Пушкин. Поэтичность и музыкальность «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Нравственная красота героев.

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение.


26

РР 3. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина.

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом.

27

РР 4. Стихи и проза. Рифма и ритм.

Создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

28

Контрольная работа №2.

Самостоятельная работа.

Формирование у учащихся способности к рефлексии.

Выбор ответа в тестовых заданиях.

29

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение.

30

ВЧ №5. В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

31

ВЧ №6. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

32

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

Работа над словарём нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение. Комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников.

33

Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Пересказывают и выразительно читают стихотворение наизусть; находят изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают актерское чтение.

Осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи.

Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

34

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место».

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями.



35

ВЧ №7. Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

36

ВЧ №8. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

37

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины.

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

38

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения.

Осмысление характеров героев, ответы на -вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

39

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.


Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста.

40

Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами.

41

Герасим и Муму. Счастливый год.

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

42

Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества.

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами.

43

РР №5. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму».

Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды), составляют план сочинения, пишут сочинение-отзыв. Составляют план сочинения.

44

Контрольная работа №3.

Самостоятельная работа.

Формирование у учащихся способности к рефлексии.

Выбор ответа в тестовых заданиях.

45

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями.

46

Административная работа №1. Контрольное тестирование №1 за первое полугодие.

Самостоятельная работа.

Формирование у учащихся способности к рефлексии.

Выбор ответа в тестовых заданиях.

47

Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Сюжет рассказа.


Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру.

48

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристики героев.

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей.

49

Тема дружбы в рассказе. Странная дружба Жилина и Дины.


Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

50

Под страхом смерти.

Аналитический пересказ произведения; сопоставление произведения литературы и живописи; составление плана и подбор материалы по теме предстоящего сочинения. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста.

51

РР №6. Обучение написания сочинения по рассказу «Кавказский пленник».

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами.

52

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ.


Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

53

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора.

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста.

54

Вн. чт. №9.

Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

55

РР №7. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.



Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки, восстановление деформированного текста, анализ стихотворения.

56

ПРОЕКТ №2.

«Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

Работают коллективно над созданием электронного альбома: осуществляют поиск информации с помощью компьютера, приобретают навык формулирования запросов и опыта использования ПК.

57

И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы».


Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста.

58

ВЧ №10. И. А. Бунин «Подснежник».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

59

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

60

Новые знакомые Васи.

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями.

61

Тыбурций Драб – «замечательная личность».

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов.

62

РР №8. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Написание сочинения.

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание.

63

ВЧ №11. А. И. Куприн. Слово о писателе. «Тапёр», «Белый пудель».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

64

С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение.

65


П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера.

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки.

66

Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций.

67

Контрольная работа №4.

Самостоятельная работа.

Формирование у учащихся способности к рефлексии.

Выбор ответа в тестовых заданиях.

68

Вн. чт. №12.

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова, обсуждение иллюстраций, выразительное чтение.

69

К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Тёплый хлеб».

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки.

70

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста.

71

ВЧ №13.

Сказки К. Г. Паустовского.

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

72

С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки).

73

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

74

Контрольная работа №5.


Самостоятельная работа.

Формирование у учащихся способности к рефлексии.

Выбор ответа в тестовых заданиях.

75

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита».

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

76

Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

77

В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои.


Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

78

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения.

79

Контрольная работа №6.

Самостоятельная работа.

Формирование у учащихся способности к рефлексии.

Выбор ответа в тестовых заданиях.

80

РР №9. Подготовка к сочинению «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением.

81

ВЧ №14.

П. Мериме «Маттео Фальконе».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

82

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

83

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. Подвиг бойцов крепости Брест.

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

84



РР №10.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.

85

ПРОЕКТ №3.

«Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях».

Работают коллективно над созданием электронного альбома: осуществляют поиск информации с помощью компьютера, приобретают навык формулирования запросов и опыта использования ПК.

86

Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям.

87

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».

Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток.

88

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед».

Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мёд» во имя сохранения традиций предков. Баллада, её драматический характер.

89-90

Даниель Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений.

91

Х.-К. Андерсен и его сказочный мир. «Снежная королева». Кай и Герда.

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями.

92

Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини.

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушки на «Сказка о мёртвой царевне».

93

Истории четвёртая и пятая.

94

Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом.

95

РР №11. Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение).

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением.

96

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи.

97

Дж. Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста.

98

Вн.чт. №15. Жорж Санд «О чём говорят цветы».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

99

Урок контроля №7. Контрольное тестирование №2 за второе полугодие.

Самостоятельная работа.

Формирование у учащихся способности к рефлексии.

Выбор ответа в тестовых заданиях.

100

ПРОЕКТ №4.

Электронная презентация «Памятники литературным героям».

Работают коллективно над созданием электронного альбома: осуществляют поиск информации с помощью компьютера, приобретают навык формулирования запросов и опыта использования ПК.

101







Итоговые уроки:

ПРОЕКТ №5.

Литературный праздник «Путешествие по стране «Литературии 5 класса»». (Творческий отчёт).

Задачи на лето.

Работают коллективно над созданием электронного альбома: осуществляют поиск информации с помощью компьютера, приобретают навык формулирования запросов и опыта использования ПК.

102

Промежуточная аттестация за курс 5 класса.

Самостоятельная работа.

Формирование у учащихся способности к рефлексии.

Выбор ответа в тестовых заданиях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!