СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (автор Э.Э.Кац)

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (автор Э.Э.Кац)»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373).

  • ООП МОУ СОШ №29 (утверждена приказом № ____________ от ________________).

При составлении рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение» учтены требования следующих документов:

  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов».

Целями изучения литературного чтения являются:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

  • формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения во 2 классе решаются следующие задачи:

  • Формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

  • Развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

  • Формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

  • Формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

  • Развитие воображения, творческих способностей;

  • Формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

  • Обогащение представлений об окружающем мире;

  • Формирование способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Приоритеты в формировании УУД на учебном предмете «литературное чтение» отражены в 7 разделе рабочей программы.

Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания ООП реализуется за счет текстов произведений нравственно-этической направленности, используемых для чтения и анализа на уроках, а также за счет изучения надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.


Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет деятельности с конкретным предметным содержанием, за счет физкультминуток, тем по безопасности поведения, а также надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе русского языка. В данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Курсивом в тематическом и поурочном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих второй класс.

и науки РФ от 14.09.87. № 552/17 «О выставлении отметок во втором классе четырёхлетней начальной школы» во 2 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков в 1 четверти без их оценки в баллах.


2. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отражена в ООП МОУ СОШ №29


3.Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На обучение учебному предмету «Литературное чтение» во 2 классе» отводится 4 часа в неделю (4•34=136 часов в год). Рабочая программа рассчитана на 136 часов.

Данное положение регламентировано:

  • Положение приказа по МОУ СОШ №29 от 28.08.2015 г. за № 221 «О годовом календарном учебном графике МОУ СОШ №29 на 2015-2016 учебный год»

  • Учебный план школа на 2015-2016 учебный год (приказ по МОУ СОШ №29 от 28.08.2015 г. за №220).


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отражены в ООП МОУ СОШ №29

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

«Литературное чтение»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отражены в ООП МОУ СОШ №29


6. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отражено в ООП МОУ СОШ №29

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»во 2 классе отражено в ООП МОУ СОШ №29


7.Тематическое планирование


раздела

Тема

Всего

часов

Из них

Характеристика деятельности учащихся

Формирование ИКТ-компетентности

Внеклассное чтение

Учёт знаний

(тема)

Осень пришла


12

1

В.Ч. №1.

П.Р. № 1


Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию. Пересказывать произведение кратко, выборочно. Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос. Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи. Сопоставлять картины природы в произведениях разных авторов.

Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Выразительно читать текст.

Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос.

Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям.

Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.

Определять впечатление от прочитанного. Выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его.

Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать.

Обозначать ритм стихотворения путем прохлопывания.

Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы.

Сочинять рассказы, записывать их.

Подтверждать фрагментами текста ответ на вопрос.

Рассказывать об опыте общения с природой.

Привлекать свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим.

Народные песни, сказки, пословицы

32

2

В.Ч.. №2.

В.Ч. №3.

В.Ч. №4

К.Р.№ 1

П.Р. № 2


Определять особенности жанра.

Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении.

Рассказывать о персонаже по предложенному плану.

Придумывать продолжение песни, сочинять.

Объяснять значение слов, встречающихся в тексте.

Рисовать иллюстрацию к прочитанному.

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику.

Читать по ролям.

Делить произведение на части, озаглавливать их.

Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия художественного произведения.

Подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев.

Соотносить иллюстрации с содержанием произведения.

Создавать продолжение сказки.

Рассказывать сказку от лица персонажа.

Создавать рассказ по циклу картинок.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности.

Выявлять переживания, выраженные в произведении.

Читать наизусть понравившееся произведение, определять причину выбора.

Читать по ролям, передавать интонацию говорящих.

Пересказывать текст подробно и кратко, полностью или нужные фрагменты.

Пересказывать от лица персонажа.

Определять идею произведения.

Подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Создавать сказки на определенную тему.

Оценивать героев, аргументировать свою позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Определять особенности жанра. Выявлять смысл пословицы.

Создавать произведения на тему пословиц.

Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме: «Устное народное творчество»: подбирать книги по разным темам; Участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса знатоков; принимать участие в инсценировке сказок.

Зимние картины.

11

2

В.Ч. № 5.


Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания.

Создавать рассказ по предложенным вопросам к репродукции картины.

Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему.

Выразительно читать понравившееся произведение. Объяснять свое отношение к нему.

Находить сравнения в тексте произведения.

Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение.

Находить объяснение незнакомых слов в словаре.

Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного.

Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображенных на картине.

Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента.

Авторские сказки

34

4

В.Ч.№ 6.

В.Ч. № 7.

В.Ч. №8.

К.Р. № 2

П.Р. № 3


Выразительно читать произведение.

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Читать по ролям.

Определять основную мысль произведения.

Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения.

Объяснять поведение героев.

Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.

Сравнивать героев сказок, главные мысли произведений.

Выделять из списка слова, близкие по смыслу.

Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов.

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям, передавать интонацию говорящих.

Описывать внешний вид персонажа.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и письменной форме.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению.

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.

Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.

Соотносить литературный текст, его экранизировать, театральную постановку.

Находить нужные книги в библиотеке.

Писатели о детях и для детей

32

3

В.Ч. №9.

В.Ч.№ 10

В.Ч.№ 11

К.Р. № 3

П.Р. № 4

Выразительно читать текст, делая нужные паузы.

Выявлять общие черты жанра.

Определять отличие сказки от рассказа.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Сравнивать героев.

Читать по ролям, передавая состояние героев.

Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

Ставить вопросы к тексту.

Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа.

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения.

Выбирать нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.

Сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, записывать их полностью или частично.

Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике.

Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа.

Подбирать рифмы.

Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению.

Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

Рассказывать о человеке, изображенном на картине, по предложенному плану.

Вести диалог: выслушивать мнение оппонента, формулировать свою точку зрения.

Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков.

Объединять слова, близкие по смыслу, в группы.

Пользоваться толковым словарем.

Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора.

Весеннее настроение

15

1

В.Ч.№ 12

К.Р. № 4.


Выразительно читать лирические и эпические произведения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства.

Сопоставлять описание природы в разных произведениях.

Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос.

Создавать сочинения по своим наблюдениям.

Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе.

Подбирать книги на заданную тему.

Работать в группе: выслушивать мнение партнера, объяснять собственную позицию.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений.



136

13










Поурочное планирование


№урок

п\п

№урока по теме

Дата

Что пройдено

Формирование ИКТ-компетентности

Внеклассное чтение

Контрольные работы


Осень пришла (12часов)

Вспомним лето.



Знакомство с учебником. Учебник, его компоненты, их взаимосвязь.





С.П.Щипачев «Подсолнух». «Технология» выразительного чтения лирического стихотворения.





И.З.Суриков «Степь» (отрывок). Выразительное чтение лирического произведения, определение места паузы, способы выделения слов.





И.С.Соколов-Микитов «Вертушинка». Объяснение смысла названия произведения, подробный пересказ отдельных частей рассказа.





И.С.Соколов-Микитов «Вертушинка». Рассказ по предложенному плану.






О.О.Дриз «Кончилось лето». Поиск сравнений в тексте произведения. Рассказ о собственных впечатлениях.




Здравствуй, осень!



М.М.Пришвин «Полянка в лесу». Выборочное чтение, создание рассказа по заданной фразе.





А.Н.Майков «Осень» (отрывок). Знакомство с новым (трехсложным) ритмом. Выборочное чтение текста.





А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Выразительное чтение лирического произведения, заучивание его наизусть.

Передача информации на ПК с помощью букв

(Напечатать имена любимых героев прочитанных летом книг)

ИКТ




Декламация наизусть стихотворения Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

К.Г.Паустовский «Прощание с летом» (отрывок). Рассказ об иллюстрациях к прочитанному произведению. Создание рассказа по аналогии с прочитанным.


Внеклассное чтение №1. Произведения русских писателей и поэтов об осени. Урок-конкурс



Внеклассное чтение №1. Произведения русских писателей и поэтов об осени. Урок-конкурс.





Проверочная работа № 1 по разделу: «Осень пришла».

Картинная галерея.

И.И.Машков «Натюрморт. Камелия». Анализ картины. Урок- заочная экскурсия.



Проверочная работа № 1 по разделу: «Осень пришла».



Народные песни, сказки, пословицы. (32 часа)

Песни.



Песня как вид народного творчества. Русская народная песенка «Как на тоненький ледок…» Передача эмоци-ональной окрашенности произведения при чтении.

Работа над ошибками проверочной работы.





Русская народная песенка «Ходит конь по бережку…» Форма слова как способ выражения позиции создате-лей произведения.

Знакомство с микрофоном и наушниками

(Назначение устройства, включение и выключение)

ИКТ




Русская народная песенка «Заинька, где ты был…» Чтение литературного текста по ролям.





Внеклассное чтение №2. Народные песенки и потешки. Урок с использование ИКТ. Презентация «Русский фольклор. Потешки».


Внеклассное чтение №2. Народные песенки и потешки.



Шотландская народная песенка «Спляшем!»

Чешские народные песенки «Разговор лягушек», «Сенокос». Рассказ о литературном персонаже по плану. Тренировка в заучивании наизусть.





Декламация наизусть народной песенки (по выбору уч-ся).

Английская народная песенка «Дом, который построил Джек». Рассказ о литературном персонаже по представлению.





Сказки



Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Выразительное чтение произведения.





Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Озаглавливание частей сказки, подробный пересказ ее фрагментов.





Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чтение произведения по ролям. Развитие умения выражать свое отношение к героям произведения.





Картинная галерея

В.М.Васнецов «Аленушка». Анализ картины. Урок- заочная экскурсия.





Русская народная сказка «Хаврошечка». Чтение литературного произведения по ролям.





Русская народная сказка «Хаврошечка». Объяснение причины поступков героев произведения, сравнение персонажей различных сказок, создание продолжения сказки.





Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Выразительное чтение текста сказки. Деление произведения на части и озаглавливание их.

Возможности работы с микрофоном и наушниками

(Понятие знаковой информации. Расположение микрофона, размер громкости речи при использовании изолирующих наушников. Запись)

ИКТ




Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Подробный пересказ фрагментов произведения. Использование в рассказе фольклорной лексики, определение отношения персонажей друг к другу.





Русская народная сказка «Каша из топора». Чтение по ролям. Соотнесение иллюстраций с содержанием текста.





Ненецкая народная сказка «Кукушка». Изложение сказки от лица определенного персонажа.





Итоговая контрольная работа № 1 по теме «Русские народные сказки».

Татарская народная сказка «Три дочери». Выборочное чтение текста, подробный пересказ сказки.



Итоговая контрольная работа № 1 по теме «Русские народные сказки».



Татарская народная сказка «Три дочери». Чтение текста по ролям, формулирование главной мысли сказки.

Работа над ошибками контрольной работы.





Мордовская народная сказка «Врозь-хорошо, вместе-плохо». Оценка поступков персонажей, рассказывание сказки от лица разных персонажей.





Внеклассное чтение №3. Русские народные сказки. Викторина «Отгадай сказку»


Внеклассное чтение №3. Русские народные сказки. Викторина «Отгадай сказку»



Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба». Построение прогноза развития сюжета, создание рассказа по циклу иллюстраций.





Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба». Выборочный подробный пересказ текста, оценка поступков персонажей с обоснованием собственной позиции.





Колыбельные песни.



Колыбельная песня как жанр фольклора. Русская колыбельная «Березонька скрип-скрип…»

Сербская колыбельная «Нашей Любице». Эмоциональная окрашенность произведения. Заучивание произведений по собственному выбору.





Декламация наизусть колыбельных песен (по выбору учащихсяся).

Латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»

Характеристика колыбельной песни как жанра фольклора.






Сказки народов мира.



Индийская народная сказка «Золотая рыба». Выборочное чтение текста.

Возможности работы с микрофоном и наушниками





Индийская народная сказка «Золотая рыба». Чтение по ролям, подробный пересказ фрагментов сказки, опре-деление основной мысли произведения.

Извлечение информации записанной с помощью микрофона

ИКТ




Иранская народная сказка «Счастливый мальчик». Выразительное чтение текста сказки. Творческий пересказ произведения (от лица разных персонажей).





Сербская народная сказка «Два ленивца».

Хорватская народная сказка «Век живи-век учись». Чтение по ролям. Определение эмоциональной окрашенности произведения, оценка поступков персонажей.





Пословица как жанр устного народного творчества. Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе. Объяснение смысла пословиц, соотнесение содержания пословиц с поступками героев произведений, поведением людей.





Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об уче-бе. Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц.





Внеклассное чтение № 4. Сказки народов мира.


Внеклассное чтение № 4. Сказки народов мира.



Презентация проектов по теме: «Устное народное творчество»

Проверочная работа № 2 по разделу: «Народные

песни, сказки, пословицы».



Проверочная работа № 2 по разделу: «Народные

песни, сказки, пословицы».


Зимние картины. (11 часов)



И.С.Никитин «Встреча зимы» (отрывок). Выразительное чтение и заучивание наизусть лирического стихотворения.





Декламация наизусть стихотворения Никитина «Встреча зимы».

К.Г.Паустовский «Первый зимний день». Выборочный пересказ текста, объяснение значения слова в контексте произведения, выявление позиции автора.

Работа над ошибками проверочной работы.





Картинная галерея.

А.А.Пластов «Первый снег». Анализ картины. Урок- заочная экскурсия.





С.А.Есенин «Пороша». Словесное иллюстрирование стихотворения.





С.А.Есенин «Пороша». Развитие внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу.





А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения. Развитие внимания к поэтическому слову.

Перенос и прямой ввод информации в ПК с использованием микрофона с наушниками

ИКТ




А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» Выразительное чтение лирического стихотворения. Создание рассказа на заданную тему.





Н.И.Сладков «Песенки подо льдом». Выборочное чтение текста, объяснение поведения персонажей.





С.Я.Маршак «Ветры, бури, ураганы…» Сопоставление картин природы из произведений и своей памяти.





Загадка как жанр устного народного творчества. Знакомство с принципами построения загадок. Загадки о зиме. Сочинение загадок. Закрепление знаний о сравнении.





Внеклассное чтение № 5. Произведения русских писателей и поэтов о зиме.


Внеклассное чтение № 5. Произведения русских писателей и поэтов о зиме.



Авторские сказки (34 часа)



К.Д.Ушинский «Мена». Прогнозирование и объяснение поступков персонажа, обоснование авторской и собственной позиции. Чтение по ролям.





А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Выразительное чтение текста сказки. Подробный пересказ фрагментов произведения с использованием слов из текста.





А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение по ролям. Развитие умения определять внутреннее состо-яние героев, причины их поведения.





А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Оценивание героев произведения с опорой предложенный список слов.





А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Определение основной мысли произведения, сопоставление персо-нажей авторских и народных сказок. Заучивание наи-зусть фрагментов текста.





Декламация наизусть фрагментов «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина.

Внеклассное чтение № 6. Сказки русских писателей для детей.


Внеклассное чтение № 6. Сказки русских писателей для детей.



Итоговая контрольная работа № 2 по теме «Виды сказок» .

Братья Гримм «Храбрый портной». Выразительное чтение произведения. Соотнесение иллюстрации с со-держанием текста.



Итоговая контрольная работа № 2 по теме «Виды сказок».



Братья Гримм «Храбрый портной». Составление пла-на и подробный пересказ по плану фрагмента сказки.

Работа над ошибками контрольной работы.

Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи

(Запись загадки на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности)

ИКТ




Братья Гримм «Храбрый портной». Определение причины поступков героя и их оценка.





И.П.Токмакова «Гном». Развитие чувства ритма. Фор-мирование умений сочинять по заданной теме, переда-вать впечатления от прочитанного в рисунке.





Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе». Выборочное чтение текста.





Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе». Чтение по ролям. Фор-мирование собственного отношения к героям произ-ведения и умения выразить его.





Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе». Развитие творческого воображения, связанного с впечатлением от прочитанного. Составление рассказа-описания главного героя произведения.





Братья Гримм «Маленькие человечки». Развитие внимания к внутреннему состоянию героя произведения. Подробный или краткий пересказ текста.

Папка-объект на ПК. Создание папки.

ИКТ




А.Н.Толстой «Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино» (из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Выборочное чтение текста.





А.Н.Толстой «Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино» (из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу. Характеристика персонажей.





А.Н.Толстой «Говорящий сверчок дает Буратино муд-рый совет» (из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Выражение состояния персонажей при чтении по ролям.





Внеклассное чтение № 7. Х.-К. Андерсен – великий сказочник.


Внеклассное чтение № 7. Х.-К. Андерсен – великий сказочник.



Картинная галерея.

А.Муха «Плакат». Анализ картины. Урок- заочная экскурсия.





С.Хопп «Юн и колдунья» (из книги «Волшебный мелок»). Выразительное чтение текста. Прогнозирование развития событий, исходя из особенностей характера персонажа.





С.Хопп «Юн и Софус» (из книги «Волшебный мелок»). Поиск нужных эпизодов текста, их выразительное чтение и подробный пересказ.





С.Хопп «По ту сторону калитки» (из книги «Волшебный мелок»). Выражение в рисунке, пении впечатлений, полученных при чтении художественного произведения, использование письменной речи для фиксации результатов творческой деятельности.





Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (из книги «Приключения Незнайки и его друзей»). Нахождение реплик персонажей, их интонирование при чтении по ролям.

Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи

(Запись пословицы на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности)

ИКТ




Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (из книги «Приключения Незнайки и его друзей»). Определение причины поступков героя произведения. Выражение собственного отношения к прочитанному.





Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (из книги «Приключения Незнайки и его друзей»). Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи.





Б.В.Заходер «Про пана Трулялинского» (из Ю.Тувима). Выразительное чтение произведения. Развитие внимания к смыслу слова, интереса к словотворчеству.





Б.В.Заходер «Про пана Трулялинского» (из Ю.Тувима). Характеристика внутреннего состояния персона-жей. Выражение в устной речи, рисунке впечатлений, полученных при чтении художественного произведения.





Дж.Родари «Волшебный барабан». Выборочное чтение текста, подбор строк текста, которые могут стать подписями к иллюстрациям.





Дж.Родари «Волшебный барабан». Подробный пересказ фрагментов произведения, передача нужной интонации при чтении по ролям.





Дж.Родари «Волшебный барабан». Формирование собственного отношения к прочитанному, умения определять позицию автора произведения, продолжать предложенный сюжет.

Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи

(Запись рассказа на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности)

ИКТ




С.А.Седов «Два медведя». Составление и запись плана произведения.





Проверочная работа № 3 по разделу: «Авторские сказки».

О.О.Дриз «Очень Высокий Человек». Объяснение по-ступков героя, его внутреннего состояния с опорой на текст.



Проверочная работа № 3 по разделу: «Авторские сказки».



О.О.Дриз «Очень Высокий Человек». Сочинение сказок определенной эмоциональной окрашенности. Заучивание наизусть фрагмента текста.

Работа над ошибками проверочной работы.





Декламация наизусть фрагментов стихотворения Дриза «Очень Высокий Человек».

Внеклассное чтение №8. Сказки Р.Киплинга.


Внеклассное чтение №8. Сказки Р.Киплинга.



Писатели о детях и для детей. (32 часа)



Л.А.Мей «Баю-баюшки…» Особенности колыбельной песни как поэтического жанра.





А.Н.Майков «Спи, дитя мое, усни…» Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного.





И.П.Токмакова «Как на горке – снег, снег…»

О.О.Дриз «Нашумелись…» Выражение в пении, рисунке впечатлений, полученных при чтении художественного произведения. Заучивание колыбельной наизусть.





Декламация наизусть колыбельной песни (по выбору уч-ся).

А.Л.Барто «Колыбельная». Объяснение внутреннего состояния персонажа.





Н.Н.Носов «Фантазеры». Интонирование речи героев при чтении по ролям.





Н.Н.Носов «Фантазеры». Выборочное чтение. Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека.





Н.Н.Носов «Фантазеры». Объяснение смысла названия произведения. Сочинение рассказа по данной фразе.





А.Л.Барто «Олень». Выборочное чтение текста, нахождение рифмы, развитие чувства ритма лирического произведения.





С.Я.Маршак «Чего боялся Петя?» Рассказ о переживаниях героя, их оценка, определение их причины.

Первоначальный опыт работы с аудиофрагментами

(Наложение музыкального сопровождения и дикторского текста)

ИКТ




О.Ф.Кургузов «Надоело летать». Чтение по ролям. Объяснение внутреннего состояния героев, причин совершенных ими поступков.





Итоговая контрольная работа № 3 по теме «Детские писатели»

Ю.М.Владимиров «Чудаки». Технология чтения лирического произведения, определение позиции автора.



Итоговая контрольная работа № 3 по теме «Детские писатели»



Л.Н.Толстой «Косточка». Внутреннее состояние персонажа и способы его выражения. Творческий пересказ текста от лица разных персонажей.

Работа над ошибками контрольной работы.





А.П.Гайдар «Совесть». Выборочное чтение текста. Определение внутреннего состояния персонажа, рассказ о его действиях, выражение к ним своего отношения.

Поиск дополнительной информации для решения учебных и познавательных задач, в т.ч. в Интернете

(Подбор материалов для опытов в готовых ЦОРах сети Интернет)

ИКТ




В.Ю.Драгунский «Друг детства». Выразительное чтение прозаического произведения. Выборочное чтение текста.





В.Ю.Драгунский «Друг детства». Рассказ о собственных впечатлениях от прочитанного. Обогащение словаря, определяющего чувства человека.





В.Ю.Драгунский «Друг детства». Формирование внимания к личности рассказчика. Создание рассказов по жизненным впечатлениям.





Внеклассное чтение №9. Произведения В.Ю.Драгунского.


Внеклассное чтение №9. Произведения В.Ю.Драгунского.



Л.Н.Толстой «Птичка». Выборочное чтение текста. Формирование внимания к внутренней жизни персонажей.





Л.Н.Толстой «Птичка». Творческий пересказ от лица главного героя произведения.





В.А.Осеева «Волшебное слово». Внутреннее состояние героя, умения передать его при чтении.





В.А.Осеева «Волшебное слово». Выявление авторской позиции. Формирование собственного отношения к прочитанному.





Л.Пантелеев «Трус». Поведение и внутреннее состояние литературных персонажей. Объяснение смысла названия произведения.





Н.Н.Носов «Живая шляпа». Чтение текста по ролям, творческий пересказ произведения от лица разных персонажей.





А.Л.Барто «Снегирь». Выразительное чтение поэтического произведения. Внутреннее состояние персонажа и способы его выражения.





А.Л.Барто «Снегирь». Определение собственного отношения к герою, прогнозирование его поступков.





В.К.Железников «Рыцарь». Выборочное чтение текста. Постановка вопросов к тексту.





В.К.Железников «Рыцарь». Озаглавливание частей рассказа. Творческий пересказ от лица одного из героев произведения.





Внеклассное чтение № 10. Произведения Н.Н.Носова.


Внеклассное чтение № 10. Произведения Н.Н.Носова.



А.Г.Алексин «Первый день». Выборочное чтение текста.

Запись звуковых файлов для электронного глоссария

(Толковый словарь)

ИКТ




А.Г.Алексин «Первый день». Внутреннее состояние персонажей, объяснение причин их поступков, соотне-сение пословицы с содержанием произведения.





Проверочная работа № 4 по разделу: «Писатели о детях и для детей».

С.Я.Маршак «Друзья-товарищи». Определение эмоци-онального состояния персонажей, объяснение смысла названия произведения.



Проверочная работа № 4 по разделу: «Писатели о детях и для детей».



Внеклассное чтение № 11. В.А.Осеева «Обидчики», М.М.Зощенко «Самое главное».

Работа над ошибками проверочной работы.


Внеклассное чтение № 11. В.А.Осеева «Обидчики», М.М.Зощенко «Самое главное»



Весеннее настроение (15 часов)



Русская народная песня «Идет матушка-весна…»

Призыв весны. Приобретение знаний о народных традициях, обогащение словаря.





Русская народная песня «Сад». Заучивание наизусть, иллюстрирование одной из песен.





Декламация наизусть народной песни (по выбору учащихся).

А.Н.Плещеев «Птичка». Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму.





А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок). Сопоставление описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Развитие внимания к переживаниям автора.





Картинная галерея.

И.И.Левитан «Март». Анализ картины. Урок- заочная экскурсия.





А.С.Пушкин «Только что на проталинах весенних…» Выборочное чтение текста. Заучивание наизусть.





Декламация наизусть стихотворения Пушкина «Только что на проталинах весенних…»

В.В.Вересаев «Перелетные птицы». Выборочное чтение текста, определение эмоциональной окрашенности произведения.

Фиксация информации средствами ИКТ

(Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами. Кого можно назвать хорошим читателем?)

ИКТ




А.Н.Толстой «Весна». Выборочное чтение текста, рассказ о собственных жизненных впечатлениях.





Итоговая контрольная работа № 4.

Саша Черный «Зеленые стихи». Выразительное чтение лирического произведения.



Итоговая контрольная работа № 4.



Л.Милева «Синяя сказка». Составление рассказа об отдельных персонажах, оценивание их характера, объяснение смысла названия произведения.

Работа над ошибками контрольной работы.





Л.Милева «Синяя сказка». Постановка вопросов к тексту. Создание сказки по аналогии с прочитанным.





О.Ф.Кургузов «Мы пишем рассказ». Нахождение нужных фрагментов текста, их пересказ кратко и близко к тексту.





О.Ф.Кургузов «Мы пишем рассказ». Создание рассказа по предложенному плану с привлечением впечатлений от восприятия различных видов искусства.





Б.В.Заходер «Что красивей всего?» Передача эмоционального состояния персонажа при чтении лирического произведения. Рассказ о впечатлениях, полученных при восприятии природы, различных произведений искусства.





Внеклассное чтение № 12. Произведения русских поэтов и писателей о весне.Презентация проекта по теме: «Любимые писатели, произведения и герои».

Литературная викторина «Наш конкурс».


Внеклассное чтение № 12. Произведения русских поэтов и писателей о весне.





























8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект курса «Литературное чтение»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы



№ п/п

Название пособия

Класс

Год издания

Издательство

Автор

Учебник «Литературное чтение».

2

2012

М.: Астрель

Э.Э.Кац

Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 года №1067, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 года №26755).


Материально-техническое обеспечение программы.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;

  • Репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты, плакаты в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея»;

  • Иллюстрации книг для внеклассного чтения;

  • Библиотека книг для внеклассного чтения;

  • Демонстрационные образцы книг представленных авторов;

  • Стеллаж (демонстрационная полка) для оформления выставок книг;

  • Стеллаж для хранения книг, портретов, иллюстраций.

Электронно-программное обеспечение:

  • Записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений;

  • Видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе;

  • Презентации по литературному чтению.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор, DVD-плееры, МР3-плееры;

  • Компьютер с учебным программным обеспечением;

  • Музыкальный центр;

  • Демонстрационный экран;

  • Цифровой фотоаппарат;

  • Сканер, ксерокс и цветной принтер;

  • Мультимедийный проектор;

  • Магнитная доска.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

1 четверть

Дедушка

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.

(161 слово)

(К.Д. Ушинский)

Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Дедушка, сын, невестка, внук;
Б) старик, невестка, внук;
В) дедушка, сын, внук.

2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.

А) Плохо он видел;
Б) руки и ноги у него дрожали от старости;
В) плохо слышал.

4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.

5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.

6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели?

8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить?

9. Выпиши мораль басни.

10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

1

+

 

 

2

 

+

 

3

1

3

2

4

 

+

 

5

 

 

+

6

 

 

+

7

Стало стыдно

8

Чтобы в старости с ними так не поступили

9

Последние два предложения

10

 

 ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Ф.И.учащихся

Выполнили всю работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 четверть

БРАТИШКА

У угла моей дачи стояла кадушка1, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил – и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва и поглядывал на брата – звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого позеленевшего края – и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.
И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

(В. Вересаев)

___________________

1 Кадушка – небольшая деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Прочитай текст «Братишка» В. Вересаева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

В городе;
 в парке;
на даче.

2. На каком кусте сидели два молодых воробья?

На сирени;
на бузине;
на жасмине.

3. Какая стояла погода?

Теплая;
прохладная;
жаркая.

4. Отметь фразу из текста, определившую твой выбор характеристики погоды.

Клюв был разинут от жары;
воробушку хотелось напиться;
ярко светило солнце.

5. Подбери к словосочетанию ободряет примером близкие по значению фразы.

Показывает образец для подражания;
вселяет уверенность в собственных силах;
хвастается своей ловкостью.

6. Восстанови последовательность действий воробья, ободряющего своим примером братишку.

Захватывал воду;
опускал клюв;
прыгал;
ронял её.

7. Подумай, в каком значении употребляется в тексте слово братишка.

Младший брат;
старший брат.

8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.

Добрый пример лучше ста слов.
Кто духом пал, тот пропал.
На Бога надейся, а сам не плошай.

Проверка читательских умений работать с текстом

Ф.И. учащихся

Выполнили всю работу
без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1.

 

 

+

 

2.

+

 

 

 

3.

 

 

+

 

4.

+

 

 

 

5.

+

+

 

 

6.

3

2

1

4

7.

+

 

 

 

8.

+

 

 

 

3 четверть

Лошадь и жаба

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

(155 слов)
(Л.Н. Толстой)

Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

а) Сидит;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) хочет спрятаться.

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

а) Изранили;
б) наломали;
в) давай тыкать.

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

10. Какой нравственный урок получили дети?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

 

+

 

 

 

2

+

 

 

 

 

3

+

 

 

 

 

4

 

+

 

 

 

5

2

3

1

4

 

6

3

1

2

 

 

7

старая, худая

8

5

3

1

2

4

9

жаба, лошадь

10

стыдно обижать слабых, беззащитных



4 четверть

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(164 слова)
(К. Д. Ушинский)

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло;
б) улыбнулось;
в) осушило;
г) обогрело.

7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.

8. Дай свою характеристику Солнцу.

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

+

 

 

 

 

2

 

 

+

 

 

3

 

+

 

 

 

4

 

+

 

 

 

5

3

1

4

2

5

6

2

1

4

3

 

7

Сердитый, северный

8

Ласковое, доброе, могущественное

9

Последние 9 слов

10

Сказка

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

* * *

Жил-был мальчик. Пошёл он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошёл. Шёл-шёл и лёг под куст отдохнуть.
Вот он лёг отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползёт. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы.
Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали:
– Помогите! Помогите!
Но никто не пришёл к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет всё выше, подползает всё ближе...
Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов, взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика.
Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил.
Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лёг под куст и уснул, потому что очень устал.
Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звёзды тучами укрылись.
Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам.
Увидела она мальчика, страшным клёкотом заклекотала:
– Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго!
– Мама, мама, – заплакали птенцы, – этот человек змею убил, нас накормил!
Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростёрла над мальчиком своё широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали.
Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое крыло и заплакал.
– Не бойся, – сказала ему чудо-птица. – Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю.
– Отнеси меня домой, – попросил мальчик.
– Садись ко мне на спину, обними за шею.
И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.
– Будь всегда таким, как сейчас, – сказала она, улетая.

(176 слов)

Прочитай текст. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. С какой целью мальчик отправился в лес?

а) Погулять;
б) набрать грибов;
в) увидеть чудо-птицу.

2. Почему закричали, заплакали птенцы?

а) Увидели змею;
б) испугались мальчика;
в) соскучились по матери.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность действий мальчика после встречи со змеей.

а) Пожалел;
б) ударил;
в) испугался;
г) взял;
д) размахнулся.

4. Почему мальчик устал?

5. В какое время суток прилетела чудо-птица к своим птенцам?

а) Днем;
б) утром;
в) вечером;
г) ночью.

6. Выпиши из текста фразу, определившую твой выбор времени суток.

7. Каким словом охарактеризовал автор мальчика?

а) Храбрый;
б) смелый;
в) сильный.

8. Выбери наиболее точное название для этого текста.

а) «Чудо-птица»;
б) «Храбрый мальчик»;
в) «Спасение птенцов».

9. Какой наказ дала чудо-птица мальчику?

10. Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести это произведение?

а) Сказка;
б) рассказ;
в) басня.

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

+

 

 

 

 

2

+

 

 

 

 

3

2

5

1

3

4

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

+

 

6*

 

 

 

 

 

7

+

 

 

 

 

8

 

+

 

 

 

9**

 

 

 

 

 

10

+

 

 

 

 

* «Звёзды тучами укрылись».
** «Будь всегда таким, как сейчас»












39