СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи реализации содержания образовательной области Музыка:

Цели:

- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

- Развивать интерес к музыке.

Воспитательные:

- воспитание обучающихся на основе ценностей патриотизма и гражданственности, уважения к традициям, истории и культуре своего края, семьи, России, народов многонационального государства;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

Образовательные:

  - формировать навыки пения. Развивать певческоедыхание с помощью специальных упражнений. Побуждать петь мелодию  чисто. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).

          - формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).

          -  формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

          - формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие познавательных интересов;

- развитие произвольного внимания при выполнении упражнений, и слушанья музыки;

- развитие памяти путем  запоминания слов песен, музыкальных произведений;

Для целостной реализации дифференцированного и деятельностного подходов необходимо отталкиваться от психолого-педагогической характеристики обучающихся с умственной отсталостью и их особых потребностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Рабочая программа по учебному предмету

«Музыка и движение»

предметная область «Искусство»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2


(1 дополнительный) 1 класс


Составитель программа:

учитель высшей квалификациооной

категории Фролова Л.Н.

























Ульяновск 2017


Содержание

1

Паспорт рабочей программы

3

2

Введение

3

3

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) по уровням развития

5

4

Содержание рабочей программы

6

5

Пояснительная записка

9

6

Планируемые результаты освоения универсальных учебных действий и базовых понятий

10

7

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

11

8

Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса

13

9

Содержание предмета

16

10

Календарно-тематическое планирование

16

11

Лист внесения изменений
























Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: учащиеся (1 дополнительного) 1 класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 99 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 3 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Сравнительно недавно в российской дефектологии дети с глубокими нарушениями интеллекта рассматривались как «необучаемые» и не включались в специально организованную образовательную среду. До сих пор существует устойчивое мнение - оценивать группу этих детей как неперспективную, что, в свою очередь, обрекает их на осуждение и непонимание их проблем со стороны населения. Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире и отражается в документах, основная идея которых: лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.

  1. Конституция РФ.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  3. «Федеральным государственным стандартом образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 № 1599

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  5. Закон Ульяновской области "Об образовании" 08.08.2013, ЗС Ульяновской области.

  6. О реализации конституционного права детей инвалидов, проживающих в детских домах - интернатах для умственно отсталых детей, на образование. Министерство образования и науки РФ № ВФ-577/06 от 04.04.2007г.

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  8. Письмо Минобрнауки РФ от 8.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».

  9. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г);

  10. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года N 26.

а также следующих нормативных документов Министерства образования и науки:

- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

- О недопустимости перегрузок, обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

- Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).





Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Представим наиболее характерные особенности обучающихся с ТМНР.

Для обучающихся характерна умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость, сочетающаяся с другими нарушениями (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития(ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.

Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Содержание рабочей программы.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

 необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

 в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

 формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;

 способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

 в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);

 при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым);

 выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для многих обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

 выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.


Пояснительная записка

1. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в РоссийскойФедерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной отсталостью; Нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской Федерации примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ

- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

- Устав государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №123», утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 12 августа 2011г. №39-д;

Данная программа составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП в варианте 2. Рабочая компилятивная программа «Музыка» для обучения обучающихся в 1 классе(вариант 2)разработана в соответствии с программой образования, учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой

В основу разработки программыобучающихсяс умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимсяс умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Общие цели:

АООП ОО (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

2. Основные задачи реализации содержания образовательной области Музыка:

Цели:

- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

- Развивать интерес к музыке.

Воспитательные:

- воспитание обучающихся на основе ценностей патриотизма и гражданственности, уважения к традициям, истории и культуре своего края, семьи, России, народов многонационального государства;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

Образовательные:

- формировать навыки пения. Развивать певческоедыхание с помощью специальных упражнений. Побуждать петь мелодию  чисто. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).

- формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).

- формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

- формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие познавательных интересов;

- развитие произвольного внимания при выполнении упражнений, и слушанья музыки;

- развитие памяти путем запоминания слов песен, музыкальных произведений;

Для целостной реализации дифференцированного и деятельностного подходов необходимо отталкиваться от психолого-педагогической характеристики обучающихся с умственной отсталостью и их особых потребностей.

3. Место предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с Учебным планом время, отводимое на урок «Музыки» в подготовительном классе 64 часов; распределение часов осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 2 ч.

Таким образом, программа «Музыка» для подготовительного класса рассчитана на 1 учебный год для 7-8-летних детей с умственной отсталостью

4. Содержание учебного предмета Музыка

Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.

Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности.

Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни. Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».

Слушание.

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Узнавание оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.

Пение.

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.

Движение под музыку.

Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги

на другую. Начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать). Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений. Передавать

простейшие движения животных. Выполнять движения, соответствующие словам песни. Соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмично ходить под музыку. Изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять). Менять движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.

Выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутые движения одного образа. Имитировать игру на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах.

Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.


В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по данному предмету с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

5. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

Все обучающиеся данного класса проживают в условиях детского дома - интерната в разных группах (мальчики и девочки отдельно). Помещения, в котором проживают обучающийся соответствуют нормам и требованиям САНПина:

7. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (АООП)

ВсоответствиистребованиямиФГОСкпрограммедляобучающихсясумственнойотсталостью(вариант2)результативностьобученияможетоцениватьсятолькострогоиндивидуальносучетомособенностейпсихофизическогоразвитияиособыхобразовательныхпотребностейкаждогообучающегося.Всвязис этим,требованиякрезультатамосвоенияобразовательныхпрограммпредставляютсобойописаниевозможныхрезультатовобразованияданнойкатегорииобучающихся.

        1. Развитиевосприятия,накоплениевпечатленийипрактическогоопытавпроцессеслушаниямузыки,просмотрамузыкально-танцевальных,вокальныхиинструментальныхвыступлений,активногоучастиявигренадоступныхмузыкальныхинструментах, движенииподмузыку,пении.

  • Интереск различнымвидаммузыкальнойдеятельности(слушание,пение, движениеподмузыку,игра намузыкальныхинструментах).

  • Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальныедвижения.

  • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах,сопровождениемелодииигрой на музыкальныхинструментах.

  • Умениеузнавать знакомыепесни, подпеватьих, петь в хоре.

        1. Готовностьк участию в совместныхмузыкальныхмероприятиях.



  • Умение получать радость от совместной и самостоятельноймузыкальнойдеятельности.

  • стремление к совместной и самостоятельноймузыкальнойдеятельности;

Умениеиспользоватьнавыки,полученныеназанятияхпомузыкальнойдеятельности, дляучастия впредставлениях, концертах, спектаклях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!