МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутова
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
143965, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А т/ф: 791-49-67 school_6_reutov@mail.ru
Приложение к образовательной программе начального общего образования
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2017 года протокол №1
Председатель ________Володин И. Е.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
начального общего образования (базовый уровень)
для 1 «А» класса
2017/2018 учебный год
Составитель: Глазунова Вероника Петровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования по учебному предмету «Русский язык», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (2015 г.), Концепцией и программой курса «Русский язык» УМК «Перспектива» для 1-4 классов общеобразовательных школ, автор(ы) Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, изд. Москва, «Просвещение», 2017г., и является приложением к ООП НОО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов.
Комплект учебников УМК «Перспектива» для реализации данной программы: «Русский язык», 1 класс, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, включен в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию. В образовательной организации созданы условия для выполнения учителем всей практической части, запланированной в рабочей программе.
Программа состоит из двух взаимосвязанных курсов: «Русский язык. Обучение грамоте» и «Русский язык».
Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является начальным этапом в системе изучения русского языка в начальной школе.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов: коммуникативного; познавательного; принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения; развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно- практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме; осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания; осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции; рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи; формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, при котором объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звукобуквенной и формально-грамматической (абстрактной) формы. Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает: пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»(последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта. Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Изучение систематического курса русского языка обеспечивает: сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения; развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся; формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению; формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению; приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры. Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах. Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода. Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания.
Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов, синонимией и антонимией. Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению. Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся. Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение). В число основных содержательных линий Программы входят: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация, развитие речи. Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий). Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.). В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий. Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их. Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка. Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов. Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных). Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте. Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения. Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология». На его изучение в учебном плане в начальной школе выделяется всего 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.
Структура рабочей программы состоит из следующих компонентов:
Планируемых результатов освоения учебного предмета;
Содержания учебного предмета;
Тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Для обучающихся с ОВЗ разрабатывается АОООП НОО на основе ФГОС ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
развитие познавательного интереса к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;
формирование установки на здоровый образ жизни;
овладение навыками экологической культуры;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств при ознакомлении с художественной культурой
Метапредметные
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
формировать собственное мнение, позицию;
договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, Интернета;
осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково – символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
овладевать основами смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно – следственные связи;
обобщать, делать выводы;
подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;
устанавливать аналогии;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Предметные результаты
Тематический блок |
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Развитие речи. Речевое общение | первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; составлять текст из набора предложений; выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. | различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам ( после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. |
Главный помощник в общении – родной язык Лексика | различать слово и предложение, слово и слог; различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей; различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто? что?; определять имена собственные и правильно их записывать; определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.); | осознавать слово как единство звучания и значения; получить первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий; получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах. составлять тематические группы слов по определенным темам. |
Фонетика, графика, орфография | различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твёрдые согласные [ж] [ш], [ ц] непарные мягкие согласные [ч’ ], [щ’], находить их в слове, правильно произносить различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, обозначать ударение в слове; правильно называть буквы в алфавитном порядке; различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; переносить слова по слогам на письме; раздельно писать слова в предложении, верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); без ошибок списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов; самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему. | наблюдать над образованием звуков речи; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике); различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака; находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова; писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания; пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. |
Морфология | | наблюдать над образованием звуков речи; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака; находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова; писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания; пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. |
Синтаксис и пунктуация | предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; составлять предложения из слов; составлять предложения по схеме, по рисунку; писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы; верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения | определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность; устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам; осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи. |
В содержании программы реализован системно -деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Построение методического аппарата УМК «Перспектива» направлено на реализацию системно -деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС. В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться. Системно -деятельностный подход предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Перспектива» выстроено с учётом возможности эффективного применения широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
значительный воспитательный потенциал;
преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).
ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.
Ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД. В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приёмов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного развития самостоятельности учащихся их познавательной активности при формировании познавательных УУД. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога , что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса литературное чтение формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться по работам учащихся в рабочих тетрадях на листах «Работа над проектом». На данных страницах учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Таким образом, материалы учебного комплекта направлены на развитие универсальных учебных действий учащихся: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Система оценки планируемых результатов освоения предмета отражено в Положении о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования, обучающихся по ФГОС. Оценочный материал для проведения контрольно- измерительных работ для 1 класса по русскому языку УМК «Перспектива» указан в Приложении 1
Система оценки планируемых результатов освоения предмета
В 1 классе ведётся безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно – оценочной основе. При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
\Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений ФГОС общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших учащихся; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД;
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путём использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное осмысление информации и размышлять о том, что они узнали.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить эти знания при решении учебно – познавательных и учебно – практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В 1 классе используется три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание – его основная цель: анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даёт участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки. Выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела, а также текстовых заданий электронного приложения к учебнику «Русский язык» для 1 класса.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, ит.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 1 КЛАССЕ
В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму).
Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего
слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).
1.Коммуникативная направленность курса позволяет:
-сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
-дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
-осознать язык как средство общения;
-сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
-изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
-освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
-формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
-обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
-развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
-раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
-осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
-выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
-познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Период обучения грамоте включает три этапа:
1) подготовительный;
2) основной;
3) послебукварный.
Давайте знакомиться (подготовительный этап)
Письмо (25 часов) Твои новые друзья. Дорога в школу. Большие и маленькие. Сравни. Направление. Чей домик? Лото. Длиннее, короче. Целое и часть. Головоломка. Овал. В квартире. Веселые превращения. Входная диагностическая работа. Сравни дома. В магазине одежды. В походе. На привале. На коньках. На волнах. Морские путешествия. На лугу. Мы рисуем. Под грибом. Мы - спортсмены. Домики трех поросят. В гостях у бабушки. Чаепитие. Наличники. Распиши посуду. Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. Прогулка в парк. Знаки в городе. Подбери пару. Сравни и подумай. В спортивном зале. Ремонтная мастерская. Собери машины. Подумай и сравни. Проверь себя. Подумай и сравни. Проверь себя.
предшествующего звука. Письмо изученных букв, слов и предложений. Буква Б (строчная, заглавная). Буква З (строчная и заглавная).
Упражнения в написании слов с изученными буквами. Письмо изученных строчных и заглавных букв. Списывание с печатного текста. Буква Д (строчная, заглавная). Буква Ж (строчная, заглавная). Упражнения в написании слов с изученными буквами. Закрепление. Контрольное списывание. Буква Я (строчная и заглавная). Упражнения в написании слов с изученными буквами. Буквы А-Я, О-Ё, Ы-И. Списывание предложений по памяти. Буква Х (строчная, заглавная). Мягкий знак. Запись слов с «ь». Повторение изученных букв. Звуковой анализ. Заглавная и сточная буква Й. Списывание слов и предложений. Повторение. Письмо слов с буквами Й, й, ь. Буква Ю (строчная и заглавная). Имена собственные. Упражнения в написании слов с изученными буквами. Буква Ю после согласных. Закрепление пройденного. Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука. Упражнения в написании слов с изученными буквами. Буква Ш (строчная и заглавная). Правописание сочетаний жи - ши. Письмо буквы Ч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча, чу. Письмо буквы Щ (строчной, заглавной). Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап)
Письмо (80 часов) Звуковой анализ слов со звуками [а], [о]. Буквы А, а, О, о. Звук [у], буква У, у. Звук [и], буква И, и. Звук [ы], буква ы. Звук [э], буква Э, э. Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. Звуки [м] — [м`], буква М, м. Звуки [с] — [с`], буква С, с. Письмо изученных строчных и заглавных букв. Буква Н (строчная и заглавная). Буква Л (строчная, заглавная). Закрепление изученных букв. Буква Т, т. Письмо изученных строчных и заглавных букв. Буква К (строчная, заглавная). Буквы р, в строчные. Заглавные буквы Р, В. Письмо изученных строчных и заглавных букв. Буква П (строчная и заглавная). Буква Г (строчная и заглавная). Буквы Е, Ё (строчная и заглавная). Буквы е,ё после согласных как показатели мягкости Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щу. Буква Ц (строчная, заглавная). Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Буква Ф (заглавная, строчная). Повторение изученных букв. Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв. Повторение изученных букв. Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного. Оформление предложений в тексте. Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных. Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова.
Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». Правописание слов с сочетаниями жи – ши. Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? Правописание слов с сочетаниями жи-ши ,ча-ща,чу-щу. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?
Про всё на свете (послебукварный период)
Письмо (10 часов) Правописание имен собственных. Правописание слов с сочетаниями чк — чн. Буквы е, е, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного. Правописание твердых и мягких согласных. Обозначение на письме мягкости согласного. Правописание шипящих согласных.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Оформление предложений в тексте. Заглавная буква в именах собственных. Правописание безударных гласных в корне слова.
Русский язык (50 ч)
В мире общения (3ч) -Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении. Главное средство общения — родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить)
Роль слова в общении (1ч) - Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог
Слово и его значение (2ч) - Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов. Слово как «заместитель», «представитель» реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы (по вопросу кто? или что?). Имена собственные и нарицательные, их правописание. Слова со сходным и противоположным значением. Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.).Содержательная (смысловая) классификация слов по определённым темам, составление тематических словариков.
Имя собственное (4ч) - Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные)
Слова с несколькими значениями (1ч) - Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности.
Слова близкие и противоположные по значению (2ч) - Слова близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи.
Группы слов (4ч) - Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?)
Звуки и буквы. Алфавит (3ч) - Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах.Алфавит как основа письменности. Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф)
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами (3ч) - Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи
Слоги. Перенос слов (3ч)- Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (4ч)-Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова. Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи).
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (4ч)- Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч)- Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3ч)- Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение).
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (4ч)- Звонкие и глухие согласные (парные, непарные). Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными.
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (4ч)- Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце).Знакомство со знаками препинания.
От предложения к тексту (2ч) - Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). Текст как речевое произведение, автор текста.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончании 1 класса
К концу изучения блока «Русский язык. Обучение грамоте»:
Учащиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
К концу обучения в первом классе обучающиеся должны:
называть, приводить примеры:
звуков: гласных, согласных (мягких, твердых);
слов, называющих предметы;
различать:
кратко характеризовать:
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слова;
правильно писать «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши» под ударением;
писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственные;
ставить знаки препинания в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения.
График проведения проверочных работ «Русский язык»
Название раздела (темы) | Кол –во часов | Формы контроля |
диктант | Списывание | Р/р | Словарная работа | П/р | проект |
В мире общения | 3ч. | | | | | урок 118 | |
Роль слова в общении | 1ч. | | урок 119 | | | | |
Слово и его значение | 2ч. | | | | | урок 121 | |
Имя собственное | 4ч. | | | урок 122 урок 125 (сочин) | урок 121 | урок 124 | урок 123 |
Слова с несколькими значениями | 1ч. | | | | | | |
Слова, близкие и противоположные по значению | 2ч. | урок 128 | | | | урок 132 | |
Группы слов | 4ч. | | | | урок 131 | | |
Звуки и буквы. Алфавит | 3ч. | | | | | урок 135 | |
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами | 3ч. | | | | | урок 138 | |
Слоги. Перенос слов | 3ч. | | | урок 140 Сочинение о весне. (стр.65 упр.120) | | урок 141 | |
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами | 4ч. | | | | урок 142 | | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | 4ч. | | | | | урок 149 | |
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | 3ч. | урок 152 | | урок 151 (изл. по вопрос.) | урок 152 | | |
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. | 3ч. | | (контр) урок 154 | | | урок 155 | |
Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами. | 4ч. | урок 128 (контр) | | | | | |
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения. | 4ч. | | | урок,162 (изл. по вопрос.) | Урок 162 | урок 160 | |
От предложения к тексту. | 2ч. | | урок 163 | | | | |
Итого | 50ч. | 3 | 3 | 5 | 5 | 10 | 1 |
III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Номер урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Коррекция |
| I. | Добукварный период Пропись «Рисуй, думай, рассказывай» | (25 часов) | | | |
1 | 1 | «Твои новые друзья». «Дорога в школу». Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение. (с.3 – 5) | | 01.09 | 01.09 | |
2 | 2 | «Что в центре?» Ориентировка на листе. Текст на списывание. Обведение фигур по образцу. (с.6 -7) | | 04.09–08.09 | 04.09 | |
3 | 3 | «Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии. (с.8-10) | | 04.09–08.09 | 05.09 | |
4 | 4 | «Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии. (с.10-11) | | 04.09–08.09 | 06.09 | |
5 | 5 | «Определи направление». Определение направления с помощью жеста. Замена жеста стрелкой. (с.12-15) | | 04.09–08.09 | 07.09 | |
6 | 6 | «Найди пару». «Лото». Классификация. Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца. (с.16-19) | | 04.09–08.09 | 08.09 | |
7 | 7 | «Целое и часть» (анализ графической формы). Параллельные линии. Обведение образца. (с.20-21) | | 11.09–15.09 | 11.09 | |
8 | 8 | «Целое и часть» (анализ графической формы). Параллельные линии. Обведение образца. (с.22-23) | | 11.09–15.09 | 12.09 | |
9 | 9 | «Головоломки». «Овал». Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв. (с.24-25) | | 11.09–15.09 | 13.09 | |
10 | 10 | «В квартире». «Веселые превращения». Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв. (с.26-27) | | 11.09–15.09 | 14.09 | |
11 | 11 | «Сравни дома». «В магазине одежды». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. (с. 28-29) | | 11.09–15.09 | 15.09 | |
12 | 12 | «В походе». «На привале». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. (с. 30-31) | | 18.09–22.09 | 18.09 | |
13 | 13 | «На коньках». «Контуры и силуэты». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии. (с.32-33) | | 18.09–22.09 | 19.09 | |
14 | 14 | «На волнах». «Морское путешествие». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии. Классификация слов-названий морских и речных судов. (с.34-35) | | 18.09–22.09 | 20.09 | |
15 | 15 | «На лугу». «Мы рисуем». Тематическая классификация. Развитие воображения. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. (с.36-37) | | 18.09–22.09 | 21.09 | |
16 | 16 | «Под грибом». Развитие воображения. Нахождение закономерностей. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. (с.38-39) | | 18.09–22.09 | 22.09 | |
17 | 17 | «Мы – спортсмены». Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа. (с.40-41) | | 25.09–29.09 | 25.09 | |
18 | 18 | «Домики трех поросят». Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв. (с.42-43) | | 25.09–29.09 | 26.09 | |
19 | 19 | «В гостях у бабушки». Слова – названия предметов. Логические упражнения. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове. (с.44-45) | | 25.09–29.09 | 27.09 | |
20 | 20 | «Мы – художники». Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль. (с.46-47) | | 25.09–29.09 | 28.09 | |
21 | 21 | «Прогулка в парке». «Знаки в городе». Классификация, обобщение. Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца, контроль. (с.48-53) | | 25.09–29.09 | 29.09 | |
22 | 22 | «Прогулка в парке». «Знаки в городе». Классификация, обобщение. Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца, контроль. (с.48-53) | | 02.10–06.10 | 02.10 | |
23 | 23 | «Подумай и сравни». Классификация. Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. (с.54-57) | | 02.10–06.10 | 03.10 | |
24 | 24 | «Подумай и сравни». Классификация. Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. (с.54-57) | | 02.10–06.10 | 04.10 | |
25 | 25 | «Проверь себя». Классификация. Из истории орудий письма. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. (с.58-63) | | 02.10–06.10 | 05.10 | |
| II | Букварный период Пропись « Мой алфавит» | (80 часов) | | | |
26. | 1 | Знакомство с тетрадью «Мой алфавит». (с.3-5) | | 02.10–06.10 | 06.10 | |
27. | 2 | Звуковой анализ слов. Строчная и заглавная буквы Аа. (с.6-7) | | 16.10–20.10 | 16.10 | |
28. | 3 | Строчная и заглавная буквы Оо. (с.8- 9) | | 16.10–20.10 | 17.10 | |
29. | 4 | Строчная и заглавная буквы Уу. (с.10-11) | | 16.10–20.10 | 18.10 | |
30. | 5 | Строчная и заглавная буквы Ии. (с.12-13) | | 16.10–20.10 | 19.10 | |
31. | 6 | Письмо буквы ы. (с.14) | | 16.10–20.10 | 20.10 | |
32. | 7 | Строчная и заглавная буквы Ээ. (с.15-16) | | 23.10–27.10 | 23.10 | |
33. | 8 | Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. (с.17) | | 23.10–27.10 | 24.10 | |
34. | 9 | «Пиши, да не спеши!». Запись коротких слов. (с.18-19) | | 23.10–27.10 | 25.10 | |
35. | 10 | Строчная и заглавная буквы Мм. (с.20-21) | | 23.10–27.10 | 26.10 | |
36. | 11 | Строчная и заглавная буквы Сс. (с.22-23) | | 23.10–27.10 | 27.10 | |
37. | 12 | Строчная и заглавная буквы Нн. (с.24-25) | | 30.10–03.11 | 30.10 | |
38. | 13 | Строчная и заглавная буквы Лл. (с.26-27) | | 30.10–03.11 | 31.10 | |
39. | 14 | Повторение изученных букв М, С, Н, Л. (с.28) | | 30.10–03.11 | 1.11 | |
40. | 15 | Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. Составление и запись предложений. (с.29) | | 30.10–03.11 | 2.11 | |
41. | 16 | Строчная и заглавная буквы Тт. (с.30-31) | | 30.10–03.11 | 3.11 | |
42. | 17* | Строчная и заглавная буквы Тт. (с.32-33) | | 6.11–10.11 | 6.11* | |
43. | 18 | Строчная буква к. (с.34) | | 6.11–10.11 | 7.11 | |
44. | 19 | Заглавная буква К. (с.35-36) | | 6.11–10.11 | 8.11 | |
45. | 20 | Письмо слов и предложений. (с.37) | | 6.11–10.11 | 9.11 | |
46. | 21 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.38-39) | | 6.11–10.11 | 10.11 | |
47. | 22 | Буквенная мозаика. (с.41) | | 13.11–17.11 | 13.11 | |
48. | 23 | Строчная и заглавная буквы Рр. (с.42-43) | | 13.11–17.11 | 14.11 | |
49. | 24 | Строчная и заглавная буквы Вв. (с.44-45) | | 13.11–17.11 | 15.11 | |
50. | 25 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.46-47) | | 13.11–17.11 | 16.11 | |
51. | 26 | Письмо строчной буквы п. (с.48) | | 13.11–17.11 | 17.11 | |
52. | 27 | Письмо заглавной буквы П. (с.49) | | 27.11–01.12 | 27.11 | |
53. | 28 | Письмо строчной буквы г. (с.50) | | 27.11–01.12 | 28.11 | |
54. | 29 | Письмо заглавной буквы Г. (с.51) | | 27.11–01.12 | 29.11 | |
55. | 30 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.52) | | 27.11–01.12 | 30.11 | |
56. | 31 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.53) | | 27.11–01.12 | 1.12 | |
57. | 32 | Строчная и заглавная буквы Ее. Запись слогов, слов и предложений. (с.54-55) | | 4.12–8.12 | 4.12 | |
58. | 33 | Строчная и заглавная буквы Ёё. Запись слогов, слов и предложений. (с.56-57) | | 4.12–8.12 | 5.12 | |
59. | 34 | Буквы е и ё после согласных. (с.58-59) | | 4.12–8.12 | 6.12 | |
60. | 35 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.60-61) | | 4.12–8.12 | 7.12 | |
61. | 36 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.62-63) | | 4.12–8.12 | 8.12 | |
62. | 37 | Строчная и заглавная буквы Бб. Парные звуки [б] — [п]. (с.3-6) | | 11.12–15.12 | 11.12 | |
63. | 38 | Строчная и заглавная буквы Зз. (с.7-8) | | 11.12–15.12 | 12.12 | |
64. | 39 | Сравнение звуков [з] и [с]. (с.9) | | 11.12–15.12 | 13.12 | |
65. | 40 | Упражнение в написании слов с изученными буквами. (с.10) | | 11.12–15.12 | 14.12 | |
66. | 41 | Списывание с печатного текста. Запись предложений. (с.11) | | 11.12–15.12 | 15.12 | |
67. | 42* | Строчная и заглавная буквы Дд. Сравнение звуков [д] — [т]. (с.12-14) | | 18.12–22.12 | 18.12 | |
68. | 43 | Строчная и заглавная буквы Жж. Слог «жи». (с.15-16) | | 18.12–22.12 | 19.12 | |
69. | 44 | Упражнение в написании слов с изученными буквами. (с.17) | | 18.12–22.12 | 20.12 | |
70. | 45 | Упражнение в написании слов с изученными буквами. (с.18) | | 18.12–22.12 | 21.12 | |
71. | 46 | Буквенная мозаика. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.19) | | 18.12–22.12 | 22.12 | |
72. | 47 | Буквы Яя в начале слова и после гласных. (с.20-21) | | 25.12–19.12 | 25.12 | |
73. | 48 | Упражнение в написании слов с изученными буквами. (с.22) | | 25.12–19.12 | 26.12 | |
74. | 49 | Письмо слов с буквой я после согласной. (с.23) | | 25.12–19.12 | 27.12 | |
75. | 50 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.24) | | 25.12–19.12 | 28.12 | |
76. | 51 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.25) | | 25.12–19.12 | 29.12 | |
77. | 52 | Строчная и заглавная буквы Хх. (с.26-27) | | 9.01–12.01 | 9.01 | |
78. | 53 | Буква ь – показатель мягкости согласных. (с.28-29) | | 9.01–12.01 | 10.01 | |
79. | 54 | Письмо слов и предложений с мягким знаком. (с.30-31) | | 9.01–12.01 | 11.01 | |
80. | 55 | Строчная и заглавная буквы Йй. (с.32-33) | | 9.01–12.01 | 12.01 | |
81. | 56 | Повторение. Письмо слов с буквой й. (с.34-35) | | 15.01–19.01 | 15.01 | |
82. | 57 | Буквы Юю в начале слова и после гласных. (с.36-37) | | 15.01–19.01 | 16.01 | |
83. | 58 | Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. (с.38) | | 15.01–19.01 | 17.01 | |
84. | 59 | Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. Буквенная мозаика. (с.39) | | 15.01–19.01 | 18.01 | |
85. | 60 | Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | | 15.01–19.01 | 19.01 | |
86. | 61 | Строчная и заглавная буквы Шш. (с.40-41) | | 22.01–26.01 | 22.01 | |
87. | 62 | Правописание сочетаний жи-ши. Парные согласные [ж] — [ш]. (с.42-43) | | 22.01–26.01 | 23.01 | |
88. | 63 | Строчная и заглавная буквы Чч. (с.44-45) | | 22.01–26.01 | 24.01 | |
89. | 64 | Строчная и заглавная буквы Щщ. (с.46-47) | | 22.01–26.01 | 25.01 | |
90. | 65 | Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. (с.48) | | 22.01–26.01 | 26.01 | |
91. | 66 | Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.49) | | 29.01–2.02 | 29.01 | |
92. | 67 | Строчная и заглавная буквы Цц. (с.50-51) | | 29.01–2.02 | 30.01 | |
93. | 68 | Строчная и заглавная буквы Фф. (с.52-53) | | 29.01–2.02 | 31.01 | |
94. | 69 | Повторение изученного материала. (с.54-56) | | 29.01–2.02 | 1.02 | |
95. | 70 | Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием. (с.57-58) | | 29.01–2.02 | 2.02 | |
96. | 71 | Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием. (с.59-61) | | 5.02–9.02 | 5.02 | |
97. | 72 | Буквенная мозаика. Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.62-63) | | 5.02–9.02 | 6.02 | |
98. | 73 | Секреты письма. Элементы букв щ, ц. (с.4-6) | | 5.02–9.02 | 7.02 | |
99. | 74 | Отработка элементов букв щ, ц, л, м, я, ч. (с.7-9) | | 5.02–9.02 | 8.02 | |
100. | 75 | Отработка элементов букв г, п, р, т. Письмо слов и предложений. (с.10-12) | | 5.02–9.02 | 9.02 | |
101. | 76 | Списывание слов, предложений. Отработка элементов букв г, к. (с.13-15) | | 12.02–16.02 | 12.02 | |
102. | 77 | Отработка элементов букв у, д, з. (с.16-19) | | 12.02–16.02 | 13.02 | |
103. | 78 | Упражнения по чистописанию. Отработка элементов букв о, с, б. (с.20-21) | | 12.02–16.02 | 14.02 | |
104. | 79 | Отработка элементов буквы ю. Упражнения по чистописанию. (с.22-23) | | 12.02–16.02 | 15.02 | |
105. | 80 | Отработка элементов букв э, ж, ф. Написание жи, ши. (с.24-25) | | 12.02–16.02 | 16.02 | |
| | Послебукварный период Пропись 4 «Пиши красиво» | (10 часов) | | | |
106. | 1. | Отработка обобщенных элементов букв Ее. Упражнения по чистописанию. (с.26-27) | | 26.02–2.03 | 26.02 | |
107. | 2. | Соединения букв. Списывание слов и предложений. (с.28-29) | | 26.02–2.03 | 27.02 | |
108. | 3. | Отработка обобщенных элементов букв ь, ъ, ы, в. Восстановление текста. (с.30-31) | | 26.02–2.03 | 28.02 | |
109. | 4. | Отработка обобщенных элементов букв А, Л. Упражнения по чистописанию. (с.32-33) | | 26.02–2.03 | 1.03 | |
110. | 5. | Отработка обобщенных элементов букв Г, П, Т, Р, У, Ф. Письмо слов и предложений. (с.34-37) | | 26.02–2.03 | 2.03 | |
111. | 6. | Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв Б, В, З. (с.38-41) | | 5.03–9.03 | 5.03 | |
112. | 7. | Отработка обобщенных элементов букв Б, В, З, Ю, Н. Чистописание. (с.42-44) | | 5.03–9.03 | 6.03 | |
113. | 8. | Отработка обобщенных элементов букв К, Д. Списывание предложений. (с.45-47) | | 5.03–9.03 | 7.03 | |
114. | 9.* | Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв. (с.48-51) | | 5.03–9.03 | 8.03* | |
115. | 10.* | Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв. (с.52-62) | | 5.03–9.03 | 9.03* | |
| | Русский язык | | | | |
| | В мире общения | (3 часа) | | | |
116 | 1 | Вводный урок по курсу русского языка. В мире общения. Цели и формы общения. (с.3-6) | | 12.03–16.03 | 12.03 | |
117 | 2 | Родной язык – главное средство общения. Русский язык как национальный язык русского народа, России. (с.7-9) | | 12.03–16.03 | 13.03 | |
118 | 3 | Смысловая сторона русской речи. (с.10-11) Проверочная работа «В мире общения» | | 12.03–16.03 | 14.03 | |
| | Роль слова в общении | (1 час) | | | |
119 | 4 | Слово, его роль в нашей речи. (с.12-14) Списывание.(упр.24) | | 12.03–16.03 | 15.03 | |
| | Слово и его значение | (2 часа) | | | |
120 | 5 | Слово и его значение. (с.15-17) | | 12.03–16.03 | 16.03 | |
121 | 6 | Слово как «заместитель» реальных предметов, их свойств и действий. (с.18-20) Проверочная работа «Слово и его значение» | | 19.03–23.03 | 19.03 | |
| | Имя собственное | (4 часа) | | | |
122 | 7 | Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного. (с.21-23) Р/р. Составление рассказа-описания «Описание собаки».(упр.39) | | 19.03–23.03 | 20.03 | |
123 | 8 | Имя собственное. Правописание имен собственных. (с.24-25). Словарный диктант. Проект «Что в имени тебе моём» | | 19.03–23.03 | 21.03 | |
124 | 9 | Имя собственное. Правописание имен собственных. (с.26-27) Проверочная работа «Имя собственное» | | 19.03–23.03 | 22.03 | |
125 | 10 | Р/р. Составление рассказа-описания «Мой котик». (с 28) | | 19.03–23.03 | 23.03 | |
| | Слова с несколькими значениями | (1 час) | | | |
126 | 11 | Слова с несколькими значениями. (с.29-30) | | 26.03–30.03 | 26.03 | |
| | Слова, близкие и противоположные по значению | (2 часа) | | | |
127 | 12 | Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). (с.31-32) | | 26.03–30.03 | 27.03 | |
128 | 13 | Роль слов, близких и противоположных по значению, в речи. (с.33-34) Проверочный диктант. «Имена собственные и нарицательные» | | 26.03–30.03 | 28.03 | |
| | Группы слов | (4 часа) | | | |
129 | 14 | Знакомство с разными группами слов. (с.35-36) | | 26.03–30.03 | 29.03 | |
130 | 15 | Знакомство с разными группами слов. Слова – названия предметов. (с.37-38) | | 26.03–30.03 | 30.03 | |
131 | 16 | Знакомство с разными группами слов. Слова-признаки. (с.39-41) Словарный диктант. | | 9.04–13.04 | 9.04 | |
132 | 17 | Знакомство с разными группами слов. Слова-действия. (с.42-44) Проверочная работа «Группы слов» | | 9.04–13.04 | 10.04 | |
| | Звуки и буквы. Алфавит | (3 часа) | | | |
133 | 18 | Звуки и буквы. (с.45-47) | | 9.04–13.04 | 11.04 | |
134 | 19 | Звуки и буквы. (с.48-49) | | 9.04–13.04 | 12.04 | |
135 | 20 | Звуки и буквы. Алфавит. (с.50-51) Проверочная работа «Звуки и буквы. Алфавит» | | 9.04–13.04 | 13.04 | |
| | Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами | (3 часа) | | | |
136 | 21 | Гласные звуки. Обозначение их буквами. (с.52-55) | | 16.04–20.04 | 16.04 | |
137 | 22 | Согласные звуки. Обозначение их буквами. (с.56-58) | | 16.04–20.04 | 17.04 | |
138 | 23 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. (с.59-60) Проверочная работа «Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами» | | 16.04–20.04 | 18.04 | |
| | | (3 часа) | | | |
139 | 24 | Слоги. Деление слов на слоги. (с.61-63) | | 16.04–20.04 | 19.04 | |
140 | 25 | Слоги. Деление слов на слоги. (с.64-66) Р/р Сочинение о весне.(стр.65 упр.120) | | 16.04–20.04 | 20.04 | |
141 | 26. | Перенос слов. (с.67-70) Проверочная работа «Слоги. Перенос слов» | | 23.04–28.04 | 23.04 | |
| | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами | (4 часа) | | | |
142 | 27. | Ударение. (с.71-74). Словарный диктант. | | 23.04–28.04 | 24.04 | |
143 | 28. | Ударение. (с.75-76) | | 23.04–28.04 | 25.04 | |
144 | 29. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. (с.77-79) | | 23.04–28.04 | 26.04 | |
145 | 30. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. (с.77-79) | | 23.04–28.04 | 27.04 | |
| | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | (4 часа) | | | |
146 | 31. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. (с.80-82) | | 23.04–28.04 | 28.04 | |
147 | 32. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. (с.83-84) | | 30.04–4.05 | 1.05* | |
148 | 33. | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. (с.85-87) | | 30.04–4.05 | 2.05* | |
149 | 34. | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. (с.88-90) Проверочная работа «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме» | | 30.04–4.05 | 3.05 | |
| | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | (3 часа) | | | |
150 | 35. | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (с.91-93) Словарный диктант. | | 30.04–4.05 | 4.05 | |
151 | 36. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (с.94-96) Р/р. Изложение по вопросам.(упр.187) | | 7.05–11.05 | 7.05 | |
152 | 37. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (с.97-98). Проверочный диктант по теме «Шипящие согласные звуки» | | 7.05–11.05 | 8.05 | |
| | Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак | (3 часа) | | | |
153 | 38. | Разделительный мягкий знак. (с.99-100) | | 7.05–11.05 | 9.05* | |
154 | 39. | Разделительный мягкий знак. (с.101-102) Списывание.(упр.200) | | 7.05–11.05 | 10.05 | |
155 | 40. | Разделительный твердый знак. (с.103-105) Проверочная работа «Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак» | | 7.05–11.05 | 11.05 | |
| | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (4 часа) | (4 часа) | | | |
156 | 41. | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. (с.106-108) | | 14.05–18.05 | 14.05 | |
157 | 42. | Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. (с.109-111) Контрольный диктант «Проверка знаний учащихся за 1 класс» | | 14.05–18.05 | 15.05 | |
158 | 43. | Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. (с.109-111) | | 14.05–18.05 | 16.05 | |
159 | 44. | Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. | | 14.05–18.05 | 17.04 | |
| | От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения | (4 часа) | | | |
160 | 45. | Предложение. Отличие предложения от слова. (с.112-113) Проверочная работа «Знаки препинания в конце предложения» | | 14.05–18.05 | 18.05 | |
161 | 46. | Предложение. Отличие предложения от слова. (с.114-115) Словарный диктант. | | 21.05–25.05 | 21.05 | |
162 | 47. | Оформление предложения на письме. Знаки препинания в конце предложения. (с.116-119). Р/р. Изложение по вопросам.(упр.227) | | 21.05–25.05 | 22.05 | |
163 | 48. | Списывание текста. (упр. 232 с.119) | | 21.05–25.05 | 23.05 | |
| | От предложения к тексту | (2 часа) | | | |
164 | 49. | Текст как речевое произведение. Отличие предложения от текста. (с.120-121) | | 21.05–25.05 | 24.05 | |
165 | 50. | Составление текстов и предложений. (с.122-124) | | 21.05–25.05 | 25.05 | |
| | | | | | |
Приложение 1.
Контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
Михайлова С. Ю. Русский язык. Проверочные работы. 1 класс. М.: Просвещение, 2016
Михайлова С. Ю. Русский язык. Тесты. 1 класс. М.: Просвещение, 2016
Сычева Г.Н.Лучшие диктанты и грамматические задания по русскому языку. 1 класс. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016г.
№ | Тема | Цель | Контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов. |
1 | Диктант по теме «Имена собственные и нарицательные» | Цель: проверить умение писать с большой буквы фамилии, имена, отчества людей. | Сычева Г.Н.Лучшие диктанты и грамматические задания по русскому языку. 1 класс. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016г. |
2 | Диктант по теме «Шипящие согласные звуки». | Цель: проверить умение писать жи-ши; ча-ща;чу-щу;–чк-, -чн-, подчеркивать буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. | Сычева Г.Н.Лучшие диктанты и грамматические задания по русскому языку. 1 класс. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016г. |
3 | Контрольный диктант за год. (Обученность русскому языку). | Цель: обобщить и проверить знания, умения учащихся, полученные в течении учебного года. | Сычева Г.Н.Лучшие диктанты и грамматические задания по русскому языку. 1 класс. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016г. |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей начальных классов
от «24» августа 2017 г. № 1.
________________Л.А.Иванцова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ А.В.Новикова
« 25» августа 2017 года