СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 6 класс (ФГОС ООО)(базовый уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2012. Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015. Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год - 6 часов в неделю (204 часа в год). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 6 класс (ФГОС ООО)(базовый уровень)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом 29, тел. (8453) 95-06-50,engschool32@mail.ru



Согласована

Заместитель директора по УВР ___________ /_________________/



Утверждена

Директор школы

____________ /С.А. Рогачева/

Приказ от _____________ №______







Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 6 класс (ФГОС ООО)

(базовый уровень)





Автор-составитель рабочей программы:

Галичкина Ирина Владимировна,

высшая квалификационная категория













г. Энгельс, 2016 год




Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа: Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2012.

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год - 6 часов в неделю (204 часа в год).






















Планируемые предметные результаты освоения программы по русскому языку (знания, умения, навыки)

1) Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;


2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;


3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;


4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;


5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;


7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;


8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;


9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Содержание учебного предмета

Разделы и темы


Содержание

Количество часов

Всего

К/р

Пров.

и самост.

Слов. дикт.

Сочин.

Излож.

Списыв.

Уроки защиты проектов

1

Язык. Речь. Общение


Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.


3




2 уст.




2

Повторение изученного в 5 классе


Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.


13

1

3

1

1




3

Текст


Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.


7




3соч 2уст



1

4

Лексика. Культура речи


Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.


17

1

1


4уст

2


1

5

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.


5




1



1

6

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.


28

3

1

2

4соч 3уст



1

7

Морфология. Орфография. Культура речи


123








7.1

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.


25

1

2


2



1

7.2

Имя прилагательное


Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.


29

2

3

1

4соч 1уст

1


1

7.3

Имя числительное


Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».


15

1

1


1соч 1уст



1

7.4

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.


24

1

1


6




7.5

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.


30

1

4

1

3

1


1


Повторение

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.


8

2








Всего


204

13

16

5

38

4


7










Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Учебные действия

Дата

Коррек-тиров-ка

  1. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3 ч.)

1.1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1ч.

Осознание связи русского языка с культурой и историей России и мира. Осознание, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. Построение рассуждения, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание



1.2

Р.Р. Язык, речь, общение.

1ч.

Осознание роли языка, речи, общения в жизни человека. Определение разницы между выражением настроения и передачей точной информацией. Анализ стихотворения.



1.3

Р.Р. Ситуация общения.

1ч.

Определение компонентов ситуации общения. Анализ схемы. Характеристика диалогов по наличию компонентов речевой ситуации. высказывание и обоснование своего мнения. анализ стихотворения.



  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (13 ч.)

2.1

Фонетика. Орфоэпия.

1ч.

Активизация знаний в области фонетики и орфоэпии. Выполнение фонетического разбора слов. Устранение нарушения произносительных норм в словах. Деление слов на группы в зависимости от орфограмм: безударные гласные в корне слова, проверяемые согласные в корне слова, разделительные ъ и ь.



2.2

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Контрольный словарный диктант.

1ч.

Активизация знаний в области морфемики. Выполнение морфемного разбора слов. Работа с таблицами. Анализ стихотворения. Работа с текстами (выделение основной мысли текста, ответы на вопросы по тексту). Графическое выделение и объяснение орфограмм в приставках и корнях слов.



2.3

Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»

1ч.

Запись стихотворения под диктовку (упр. 26), подготовленный диктант (упр. 30). Тестовая работа (КИМы, тест 1).



2.4

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

1ч.

Активизация знаний в области морфологии. Выполнение морфологического разбора слов. Определение типа и стиля текста, его основной мысли. Графическое выделение и объяснение орфограмм в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.



2.5

Р.Р.Сочинение на тему «Интересная встреча»

1ч.

Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения.



2.6

Проверочная работа по теме «Части речи»

1ч.

Чтение и анализ сочинений. Тестовая работа (КИМы, тест 2).



2.7

Словосочетание.

1ч.

Активизация знаний в области синтаксиса (словосочетание и предложение). Находить, выделять, группировать и составлять словосочетания.



2.8

Простое предложение. Знаки препинания.

1ч.

Выполнение синтаксического разбора простого предложения. Списывать тексты, расставляя знаки препинания. Определение предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложений, предложений с обращениями.



2.9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1ч.

Устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составление сложных предложений по схемам. Различать сложные предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и. Расстановка знаков препинаний.



2.10

Прямая речь. Диалог.

1ч.

Активизация знаний в области синтаксиса (прямая речь и диалог). Запись предложений с прямой речью и составление их схем. Составление диалогов на заданную тему.



2.11

Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение»

1ч.

Чтение предложений с прямой речь из сказки Пушкина (упр. 57). Составление и запись диалога на выбранную тему (упр.59) – работа в парах. Тестовая работа (КИМы, тест 3).



2.12-2.13

Входной контроль (контрольный тест). Работа над ошибками

2 ч.

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Тестовая работа (КИМы, тест 4).



3. ТЕКСТ (7ч.)

3.1

Р/Р Текст, его особенности.

1ч.

Знать признаки текста. Характеристика текста по форме, виду и типу речи. работа с текстами ( озаглавить текст, расставить знаки препинания, устранить недочёты в выборе средств связи между предложениями).



3.2

Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1ч.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли. Смысловой цельности. Написание сочинения-описания.



3.3

Р/Р Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

1ч.

Анализ текста с точки зрения последовательности изложения. Определение роли начальных и конечных предложений текста. Выделение ключевых слов в текстах. Пересказ текста. Создание рассказа и описания картины, запись ключевых слов.



3.4

Р/Р Основные признаки текста.

1ч.

Придумывают сказку по одному из приведённых в упражнении начальных и конечных предложений.



3.5

Р/Р Сочинение-рассказ.

1ч.

Продолжают текст по данному началу. Написание сочинения-рассуждения.



3.6

Текст и стили речи.

1ч.

Выявление особенностей функциональных стилей речи. Определение стилей речи текстов упражнений. Тестовая работа (КИМы, тест 3- задание С1).



3.7

Официально-деловой стиль речи.

1ч.

Познакомиться с особенностями официально-делового стиля речи. Составление заявлений и объяснительной записки по образцу.



4. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (17 ч.)

4.1 - 4.2

Слово и его лексическое значение.

2ч.

Активизация знаний об основных понятиях лексикологии. Определение лексического значения слов, учитывая его при выборе орфограмм. Определение стиля, темы, основной мысли текста. Выделение в тексте многозначных слов и слов в переносном значении. Подбирают антонимы и синонимы к указанным словам в тексте.



4.3

Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»

1ч.

Обсуждение и запись значения слов, подобранных учащимися. Тестовая работа (КИМы, тест 5).



4.4

Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

1ч.

Анализ данных в учебнике материалов к сочинению по картине и её устное описание. Наблюдение и запись увиденного в форме материалов к сочинению.



4.5

Общеупотребительные слова.

1ч.

Выделение в речи общеупотребительных и необщеупотребительных слов; нахождение их в текстах.



4.6

Профессионализмы.

1ч.

Различать профессионализмы. Находить профессионализмы в текстах учебника и толковом словаре. Составлять предложения с профессионализмами. Определение сферы употребления профессионализмов.



4.7

Диалектизмы.

1ч.

Различать диалектизмы. Находить диалектизмы в текстах учебника и толковом словаре. Подбирать соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. написание сочинения-рассуждения.



4.8-4.9

Р/Р Сжатое изложение

2ч.

Написание сжатого изложения (упр. 119).



4.10-4.11

Исконно русские и заимствованные слова.

2ч.

Различать исконно русские и заимствованные слова, объясняя причины заимствования слов. Определение происхождения слов по этимологическому словарю. Замена заимствованных слов исконно русским при выполнении упражнения. Составление словосочетаний с заимствованиями.



4.12

Новые слова (неологизмы)

1ч.

Характеристика слов с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделение неологизмов, объясняя причины их появления, анализируя их использование в текстах разных стилей. Объяснение лексического значения приведённых в учебнике неологизмов.



4.13

Устаревшие слова.

1ч.

Выделение в речи устаревших слов как принадлежащих к пассивному запасу лексики. Определение значения устаревших слов при помощи толкового словаря. Выделение устаревших слов в художественном тексте.



4.14

Р/Р Словари.

1ч.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Запись примеров словарных статей.



4.15

Р/Р Семинар «Как это по-русски?»

1ч.

Выступления учащихся – итог индивидуальной исследовательской работы о группах слов, существущих в русском языке. Обсуждение.



4.16

Обобщающий урок по теме «Лексика»

1ч.

Ответы на контрольные вопросы и выполнение заданий по изученному разделу. Лексическая работа с текстом.



4.17

Контрольная работа по теме «Лексика»

1ч.

Тестовая работа (КИМы, тест 6 – задания А1-А3, В1, С1).



5. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч.)

5.1-5.2

Фразеологизмы.

2ч.

Осознание основных понятий фразеологии. Различение свободных сочетаний и фразеологизмов. Находить фразеологизмы в текстах упражнений и толковом словаре, составлять с ними предложения. Работа с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы



5.3

Р/Р Источники фразеологизмов.

1ч.

Осознание источников появления некоторых фразеологизмов. Составление предложений с фразеологизмами. Сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов.



5.4

Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».

1ч.

Ответы на контрольные вопросы и выполнение заданий по изученному разделу.



5.5

Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи»

1ч.

Тестовая работа (КИМы, тест 7).



6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28ч .)

6.1-6.2

Морфемика и словообразование.

2ч.

Активизация знаний об основных понятиях морфемики и словообразовании. Уметь выделять основы слов, корни, окончания, приставки, суффиксы. Группировать однокоренные слова. Составление небольших текстов на заданные темы. Составление словосочетаний с данными словами. Работа с текстами. Заполнение таблицы видов орфограмм.



6.3

Р/Р Описание помещения.

1ч.

Анализ текстов, содержащих описания помещений.



6.4-6.5

Основные способы образования слов в русском языке.

2ч.

Анализ слов с точки зрения способа их образования; различать способы словообразования. Оценивание основных выразительных средств словообразования. Установление смысловой и структурной связи однокоренных слов. Определение, от чего и с помощью чего образованы данные слова, способ образования. Составление цепочки однокоренных слов.



6.6

Практикум по словообразованию

1ч.

Построение словообразовательных гнезд. Выполнение упражнений 173,174 учебника и заданий в рабочей тетради.



6.7-6.8

Р/Р Этимология слов.

2ч.

Определять происхождение слов по этимологическому словарю. Устное выступление на тему истории того или иного слова.



6.9

Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование»

1ч.

Тестовая работа (КИМы, тест 8).



6.10-6.11

Р/Р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

2ч.

Систематизация материалов для написание сочинения и составление сложного плана. Написание сочинения (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы.



6.12

Буквы а и о в корнях -кос- -

- кас-.

1ч.

Усвоение правила написания букв а и о в корнях -кас- и -кос- Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Определение разных значений слов с корнями -кас- и -кос-.



6.13

Буквы а и о в корнях -гор- -

- гар-.

1ч.

Усвоение правила написания букв а и о в корнях -гор- и -гар- Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Составление словосочетаний с глаголами с изучаемым чередованием в корне.



6.14

Буквы а и о в корнях -зор- -

- зар-.

1ч.

Усвоение правила написания букв а и о в корнях -зор- и -зар- Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Составление и анализ таблицы. Рассказ по рисункам.



6.15

Буквы ы и и после приставок.

1ч.

Усвоение правила написания букв ы и и после приставок. Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом.



6.16-6.18

Гласные в приставках пре- и при-. Практикум по теме.

3ч.

Усвоение правила написания гласных в приставках пре- и при-. Анализ таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь изученным правилом. Определение способа образования слов. Отработка навыка работы со словарём. Анализ текстов с объяснением условий выбора орфограмм в них. Написание выборочного изложения по произведению художественного текста.



6.19

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1ч.

Усвоение понятия сложного слова и правила написания соединительных гласных о и е в сложных словах. Образование сложных слов от данных в упражнении слов. Объяснение условия выбора орфограмм в сложных словах.



6.20

Сложносокращённые слова. Диктант.

1ч.

Усвоение понятия сложносокращённого слова. Образование сложносокращённых слов и определение способа образования сложносокращенных слов данных упражнении; анализ рисунков. Написание диктанта.



6.21-6.22

Р/Р Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

2ч.

Анализ данных в учебнике материалов к сочинению по картине и её устное описание. Наблюдение и запись увиденного в форме материалов к сочинению. Написание сочинения.



6.23

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Контрольный словарный диктант.

1ч.

Выделение значимых частей слова и определение способа его образования. Выполнение письменного морфемного и словообразовательного разбора слов. Заполнение таблицы. Определение исходного слова в словообразовательной цепочке. Написание словарного диктанта.



6.24-6.25

Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

2ч.

Выделение значимых частей слова и определение способа его образования. Выполнение письменного морфемного и словообразовательного разбора слов. Заполнение таблицы. Определение исходного слова в словообразовательной цепочке. Написание словарного диктанта



6.26-6.27

Контрольные уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

2 ч.

Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием. Тестовая работа (КИМы, тест 10, кроме задания С1).



6.28

Анализ контрольной и тестовой работ





7. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (122 ч.)

7а. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (25 ч.)

7а. 1-3

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. Проверочная работа.

3ч.

Активизация знаний об имени существительном как о части речи. Выполнение морфологического разбора имени существительного. Нахождение имён собственных в текстах. Анализ и заполнение таблицы. Объяснение правописания окончаний существительных. Склонение существительных по падежам. Определение способа образования существительных. Проверочная работа по упр. 253.



7а.4

Разносклоняемые имена существительные.

1ч.

Распознавать разносклоняемые имена существительные. Заполнение таблицы. Склонение по падежам разносклоняемых имён существительных, составление с ними словосочетаний.



7а.5

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

1ч.

Усвоение правила употребления буквы е в безударном суффиксе -ен- существительных на –мя. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.



7а.6

Р/Р Русские имена

1ч.

Запись плана словарной статьи для словаря русских личных имён. Устное выступление о происхождении имён.



7а. 7-8

Несклоняемые имена существительные.


2ч.

Распознавать несклоняемые существительные. Составление словосочетаний с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах.



7а.9

Род несклоняемых имён существительных.

1ч.

Определение рода несклоняемых существительных. составление словосочетаний и предложений с несклоняемыми именами существительными. Описание своего родного края.



7а. 10

Имена существительные общего рода.

1ч.

Распознавать имена существительные общего рода; составление предложений с именами существительными общего рода и согласование их с другими частями речи.



7а. 11

Морфологический разбор имени существительного.

1ч.

Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного. Работа с текстом.



7а. 12

Р/Р Сочинение-описание впечатлений.

1ч.

Написание сочинения.



7а. 13

Проверочная работа по теме

1ч.

Тестовая работа (КИМы, тест 12).



7а. 14-15

Не с именами существительными.

2ч.

Усвоение правила написания не с именами существительными. Различать не- - приставку, не- - частицу и не- - часть корня. Работать с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания.



7а. 16-17

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

2ч.

Усвоение правила написания буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм.



7а. 18

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

1ч.

Усвоение правила написания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Замена слов однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.



7а. 19-20

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

2ч.

Усвоение правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Определение значений суффиксов в словах. Объяснение способов образования слов.



7а. 21

Проверочная работа по теме

1ч.

Тестовая работа (КИМы, тест 14).



7а. 22-24

Обобщающие уроки по теме «Имя существительное»

3ч.

Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление сложного плана устного сообщения об имени существительном. Устное выступление. Составление и заполнение таблицы. Морфологический разбор имён существительных. Тестовая работа (КИМы, тест 15).



7а. 25

Контрольная работа по теме

1 ч.

Написание контрольного диктанта с грамматическим заданием.



7б. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (29 ч.)

7б. 1-2

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

2ч.

Активизация знаний об имени прилагательном как части речи. Выполнение морфологического разбора прилагательного. Составление словосочетаний с именами прилагательными. Заполнение таблицы. Анализ орфограмм, относящихся к имени прилагательному.



7б. 3-4

Р/Р Описание природы.

2ч.

Характеристика текстов, содержащих описание природы. Определение основной мысли, структуры описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создание собственного описания.



7б. 5-7

Степени сравнения имён прилагательных.

3ч.

Правильное образование сравнительной и превосходной степени сравнения имён прилагательных. Выделение имён прилагательных в разных степенях сравнения как членов предложения. Выделение морфем в именах прилагательных в степенях сравнения. Сравнение различных объектов.



7б. 8

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1ч.

Характеристика имён прилагательных по значению. Видеть качественные прилагательные. Продолжение текста по данному началу, используя сложные прилагательные.



7б. 9

Р/Р Сочинение-описание местности

1ч.

Написание сочинения-описания природы, предварительно составив план.



7б. 10

Относительные прилагательные.

1ч.

Видеть относительные прилагательные в предложении и тексте. Анализ данных в учебнике относительных прилагательных, обозначающих разные признаки предмета. Работа с текстом.



7б. 11

Р.Р. Выборочное изложение

1ч.

Написание изложения по произведению художественной литературы (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский»).



7б. 12

Притяжательные прилагательные.

1ч.

Распознавать притяжательные прилагательные. Анализ текста. Обозначение условия выбора букв ь и ъ в именах прилагательных.



7б. 13

Морфологический разбор имени прилагательного.

1ч.

Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени прилагательного. Работа с текстом.



7б. 14

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1ч.

Задание 67 из рабочей тетради. Морфологический разбор имени прилагательного.Взаимопроверка. Тестовая работа (КИМы, тест 17 ).



7б. 15-16

Не с прилагательными.

2ч.

Усвоение правила написания не с именами прилагательными. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Различать не- - приставку, не- - частицу и не- - часть корня. Работать с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания.



7б. 17

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1ч.

Усвоение правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм.



7б. 18

Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

1ч.

Тестовая работа (КИМы, тест 18 ).



7б. 19-20

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Словарный диктант.

2ч.

Усвоение правила написания одной и двух букв н суффиксах прилагательных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Подбор к приведенным в учебнике существительным однокоренных прилагательных с изученной орфограммой. Образование от полных имён прилагательных кратких. Анализ таблицы. Устное описание предмета. написание контрольного словарного диктанта.



7б. 21

Р/Р Описание игрушки

1ч.

Написание сочинения – описание игрушки (по упр. 375)



7б. 22

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1ч.

Усвоение правила написания суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Заполнение таблицы.



7б. 23-24

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2ч.

Усвоение правила дефисного и слитного написания сложных прилагательных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Образование сложных прилагательных от данных в учебнике слов. Анализ отрывков из произведений художественной литературы.



7б. 25

Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных»

1ч.

Словарный диктант, морфологический и словообразовательный разборы прилагательного. Тестовая работа (КИМы, тест 19 ).



7б. 27-26

Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное».

Контрольный тест

2ч.

Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление и заполнение таблицы. Составление сложного плана устного сообщения об имени прилагательном. Устное выступление. Анализ текстов и отдельных слов текста. Составление и заполнение таблицы. Написание теста.



7б. 28

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

.


1ч.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.




7б. 29

Р/Р Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

1ч.

Устное публичное выступление о произведениях народного промысла по заданиям упр. 392, 393.



7в. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (15 ч.)

7в. 1

Имя числительное как часть речи.

1ч.

Анализ и характеристика общекатегориального значения, морфологических признаков и синтаксической роли имени числительного. Распознавать количественные и порядковые числительные. Составление предложений с числительными. Отработка навыков правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составление и написание расписки.



7в. 2

Простые и составные числительные.

1ч.

Распознавать простые и составные числительные. Различать сочетания, указывающих на точное и приблизительное количество предметов. Анализ числительных в тексте.



7в. 3

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1ч.

Усвоение правила написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Деление слов на группы согласно виду орфограмм. Определение стиля текста, замена в нём цифр словами.



7в. 4

Порядковые числительные.

1ч.

Распознавание порядковых числительных. Составление предложений и словосочетаний с порядковыми числительными. Анализ примеров объявлений. Составление и запись своего объявления.



7в. 5

Разряды количественных числительных.

1ч.

Определение разрядов количественных числительных. Заполнение таблицы. Работа с текстом упражнения.



7в. 6-7

Числительные, обозначающие целые числа.

2ч.

Правильно изменять по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначение падежей числительных в упражнениях. Замены цифр словами в упражнении.

Написание выборочного изложения по произведению художественной литературы.



7в. 8

Дробные числительные.

1ч.

Распознавать дробные числительные. Запись словами арифметических примеров. Составление рассказа по рисунку.



7в. 9

Собирательные числительные.

1ч.

Распознавать собирательные числительные. Составление словосочетаний и предложений с собирательными числительными. Анализ рисунков и составление по ним предложений. Замена цифр в предложениях собирательными числительными.



7в. 10

Р/Р Употребление числительных в речи

1ч.

Обсуждение особенностей употребления числительных в научном и публицистическом стилях речи.



7в. 11

Проверочная работа по теме «Имя числительное»

1ч.

Словарный диктант с грамматическим заданием. Тестовая работа (КИМы, тест 21)



7в. 12

Морфологический разбор имени числительного.

1ч.

Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени числительного.



7в. 13

Обобщающий урок по теме «Имя числительное».


1ч.

Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление сложного плана устного сообщения об имени числительном. Устное выступление. Анализ текстов с заменой чисел словами. Написание теста.



7в. 14

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

.


1ч.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания или контрольный тест (КИМы, тест 22)




7в. 15

Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!»

1ч.

Устное публичное выступление на тему «Береги природу!» (по упр. 432)



7г. МЕСТОИМЕНИЕ (24 ч.)

7г. 1

Местоимение как часть речи.

1ч.

Характеристика местоимения как части речи. Списывание предложений, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений.



7г. 2-3

Личные местоимения.

2ч.

Распознавать личные местоимения. Склонять личные местоимения по падежам. Составление словосочетаний с личными местоимениями. замена в предложениях имен существительных личными местоимениями. исправление ошибок в употреблении местоимений.



7г. 4

Возвратное местоимение себя.

1ч.

Распознавать возвратное местоимение себя. Определение падежей возвратного местоимения в текстах. Замена выделенных в тексте слов фразеологическими оборотами с местоимением себя. устранение недочётов в употреблении местоимений.



7г. 5

Р/Р Рассказ по рисункам «Как я однажды помогал маме»

1ч.

Анализ данных в учебнике материалов к сочинению по рисунку и его устное описание. Наблюдение и запись увиденного в форме материалов к сочинению. Написание рассказа по рисункам от 1-го лица.



7г. 6-7

Вопросительные местоимения и относительные местоимения.

2ч.

Распознавать вопросительные и относительные местоимения. Склонение вопросительных и относительных местоимений. Вставить пропущенные местоимения в предложения. Составление предложений с местоимениями. Определение морфологических ошибок в образовании форм глаголов и местоимений. Анализ текста.



7г. 8

Неопределенные местоимения.

1ч.

Распознавать неопределенные местоимения. Анализ таблицы. Составление предложений с неопределёнными местоимениями. Вставить пропущенные местоимения в текст. Определение способов образования неопределенных местоимений. Подбор однокоренных слов к словам с непроверяемыми орфограммами.



7г. 9-11

Отрицательные местоимения.

3ч.

Распознавать отрицательные местоимения. Определение способа образования отрицательных местоимений. Составление словосочетаний и предложений с местоимениями. Обозначение условий выбора не и ни и слитного и раздельного написания в отрицательных местоимениях.



7г. 12

Проверочная работа. Притяжательные местоимения.

1ч.

Проверочная работа по упр. 474. Распознавать притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений, определение их разряда. Замена существительных местоимениями в предложении. Устранение недочётов в употреблении притяжательных местоимений.



7г. 13-14

Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

2ч.

Написание сочинения-рассуждения на заданную тему, предварительно составив его план. Выделение в сочинении местоимений.



7г. 15

Указательные местоимения.

1ч.

Распознавание указательных местоимения, формирование умений склонять их по падежам.



7г. 16

Р/Р Текст и план текста

1ч.

Анализ текста. Повторение основных признаков текста, закрепление знаний о средствах связи предложений в тексте. Анализ различных планов текста. Составление на основе простого плана сложного.



7г. 17

Определительные местоимения.



1ч.

Распознавать определительные местоимения, определять их синтаксическую роль в предложениях. Анализ таблицы. Склонение словосочетаний с определительными местоимениями.



7г. 18

Р/Р Сочинение «Рассказ старого учебника»

1ч.

Написание сочинения на заданную тему (по упр.494). Повторение пунктуации при диалоге, прямой речи.



7г. 19

Местоимения и другие части речи.

1ч.

Выделение местоимение по признаку сходства с другими частями речи. Заполнение таблицы. Анализ пословиц, содержащих местоимения.



7г. 20

Морфологический разбор местоимения.

1ч.

Выполнение устного и письменного морфологического разбора местоимения.



7г. 21

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

1ч.

Анализ данных в учебнике материалов к сочинению по картине. Наблюдение и запись увиденного в форме материалов к сочинению. Написание сочинения.



7г. 22-23

Обобщающие уроки по теме «Местоимение».


2ч.

Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление сложного плана устного сообщения о местоимении. Устное выступление. Анализ текстов с заменой чисел словами. Написание теста.



7г. 24

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1ч.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания или тестовая работа (КИМы, тест 23).




7д. ГЛАГОЛ (30 ч.)

1-3

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

3ч.

Активизация знаний об глаголе как о части речи. Выполнение морфологического разбора глагола. Определение вида, спряжения глаголов при выполнении упражнений. Определение способа образования глаголов. Объяснение условий выбора гласных в окончаниях и в корнях с чередованием в глаголах. Составление сложного плана сообщения. Анализ роли глаголов в текстах. Подбор однокоренных глаголов к словам.



4

Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу

1ч.

Анализ данных в учебнике материалов к сочинению по рисунку и его устное описание. Наблюдение и запись увиденного в форме материалов к сочинению. Написание сочинения-рассказа на заданную тему.



5

Повторение: способы образования глаголов

1ч.

Повторение способов образования глаголов. Работа по заданиям упражений 520, 521.



6

Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

1ч.

Тестовая работа (КИМы, тест 24).




7

Разноспрягаемые глаголы.

1ч.

Распознавать разноспрягаемые глаголы. Указывать время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложении. спрягать изученные глаголы. Анализ таблицы. Составление и запись диалога на заданную тему. Анализ значений слов



8-10

Глаголы переходные и непереходные. Проверочная работа.

3ч.

Распознавать переходность и непереходность глаголов. Составление анализ словосочетаний с переходными и непереходными глаголами. Составление схемы предложения. Исправление ошибок в употреблении глаголов. Запись слов на тему «Стройка» и составление с ними предложений. Создание сочинения-рассказа по сюжетному рисунку в устной форме. Проверочная работа (по упр. 536).



11

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1ч.

Определение наклонений глаголов. распознавать глаголы в изъявительном наклонении. определение вида, времени у глаголов в изъявительном наклонении. Анализ текста.



12

Р/Р Изложение.

1ч.

Написание изложения по произведению художественной литературы.



13-14

Условное наклонение.

2ч.

Распознавать глаголы в условном наклонении. Определять способ образования условного наклонения. Анализ текста и характеристика глаголов в тексте. Составление текста на заданную тему и выделение глаголов в условном наклонении.



15-17

Повелительное наклонение.

3ч.

Распознавать глаголы в повелительном наклонении. Анализ таблицы, демонстрирующей способы образования глаголов в повелительном наклонении. Морфемный разбор глаголов в повелительном наклонении. Составление предложений с глаголами разных наклонений. Определение вида, времени и спряжения глаголов. Написание призывов к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении.



18

Р/Р Сочинение по рисункам.

1ч.

Анализ данных в учебнике материалов к сочинению по рисунку и его устное описание. Наблюдение и запись увиденного в форме материалов к сочинению. Написание сочинения-рассказа на заданную тему.



19-20

Употребление наклонений.

Контрольный словарный диктант.

2ч.

Правильно употреблять наклонения глаголов в речи. выражение просьбы, используя разные наклонения. Анализ стихотворения. Замена в тексте неопределённой формы глагола (инфинитива) формой повелительного наклонения. Обозначение вида и наклонения глаголов в тексте. Составление текста на заданную тему. Изменение наклонений глаголов. Составление рецепта. Написание контрольного словарного диктанта.



21

Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов»

1ч.

Подготовленный диктант по упр. 568.

Тестовая работа (КИМы, тест 24).




22-23

Безличные глаголы.

2ч.

Распознавать безличные глаголы. Употреблять безличные глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Составление предложений с безличными глаголами.



24

Морфологический разбор глагола.

1ч.

Выполнение устного и письменного морфологического разбора глагола.



25

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

1ч.

Анализ вступления и заключительной части рассказа на основе услышанного. Написание сочинения на основе услышанного от старших рассказа.



26

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1ч.

Усвоение правила «Правописание гласных в суффиксах глаголов». Выполнение упражнений, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Образование от данных глаголов разных форм времени, лица, наклонения. Составление словосочетаний с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица.



27

Проверочная работа по теме

1ч.

Выборочный диктант. Тестовая работа (КИМы, тест 26).



28-29

Обобщающие уроки по теме «Глагол»

2ч.

Правильно отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по изученному разделу. Составление сложного плана устного сообщения о глаголе. Устное выступление. Составление и заполнение таблицы. Распознавание глаголов в разных формах и наклонениях в упражнениях. Орфографический разбор стихотворения. Написание теста.



30

Контрольная работа по теме «Глагол»

1 ч.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания или словарный диктант и тестовая работа (КИМы, тест 27).




8. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ (8 ч.)

8.1

Разделы науки о языке. Орфография.

1ч.

Систематизировать знания о разделах науки о языке. Заполнение таблицы. Составление и запись сложного плана устного сообщения на тему «Разделы науки о языке». Повторение содержания изученных орфографических правил и алгоритмов их использования. Обозначение условий выбора орфограмм в упражнениях. Составление и заполнение таблицы. Запись примеров слов с заданными орфограммами.



8.2

Пунктуация.

1ч.

Повторение содержания изученных пунктуационных правил и алгоритмов их использования. Расстановка знаков препинания в текстах упражнений. написание сочинения на заданную тему.



8.3

Лексика и фразеология.

1ч.

Систематизация знаний о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеристика устаревших слов в отрывке из произведения художественной литературы. Определение стиля и основной мысли текста, выписать слова с орфограммами.



8.4

Словообразование.

1ч.

Систематизация знаний о словообразовании как разделе науки о языке. Подбор к словам форм и однокоренных слов. морфемный и словообразовательный анализ слов.



8.5

Морфология. Синтаксис

1ч.

Систематизация знаний о морфологии и синтаксисе как разделах науки о языке. Определение падежей именных частей речи. Работа с текстом.



8.6-8.7

Итоговый контроль)

2ч.

Выполнение теста или написание диктанта.



8.8

Подведение итогов года

1ч.




Приложение 1

Темы проектов


Глагол - самая живая часть речи.

Имена прилагательные в названиях местностей.

Имена прилагательные в названиях произведений.

Имена прилагательные в названиях растений.

Как интернет влияет на язык?

Мир школьных прозвищ.

Образование слов способом сложения.

Особенности языка СМС сообщений.

Происхождение и значение фамилий моих одноклассников.

Употребление числительных в текстах разных стилей.

Фразеологизмы с числовыми категориями.

Числительное семь в загадках, пословицах, поговорках и фразеологизмах.

Энциклопедия одного слова.

Эпитеты и их роль в текстах художественных произведений (на материале одного произведения).



Приложение 2

Н.В. Егорова КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
6 класс

к учебникам

• Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.;

• В. В. Бабайцевой и др.;

• М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.

От составителя

Пособие "Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 6 класса" написано к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение).

Актуальность данного издания несомненна; учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране.

Структура КИМов для 6 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит начать подготовку к экзамену уже с 6 класса. В конце книги приведены ответы на все задания.

Содержание пособия опирается на государственные образовательные стандарты и нормативно-методические материалы, соблюдает принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. КИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, а также с учетом Программы общеобразовательных учреждений по литературе (для 6 класса) (М.: Просвещение).

Кроме того, материалы пособия помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках; пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку, подготовке к ЕГЭ в 10–11 классах в качестве повторения пройденного материала.

Основные темы курса русского языка в 6 классе:

Русский язык - один из развитых языков мира.

Повторение изученного в 5 классе.

Лексика. Культура речи.

Фразеология. Культура речи.

Словообразование и орфография. Культура речи.

Морфология и орфография. Культура речи. (Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол).

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тематические тесты содержат 6–7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А - базовый (не менее 4 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В - более сложный (1–2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С - повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12–15 вопросов и заданий, также трех уровней сложности.

На выполнение тематических тестов отводится 7–15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания.

На выполнение итоговых тестов отводится 40–45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

Критерии оценки ответов

В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Ответы на задания части С в 6 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80 % от максимальной суммы баллов - оценка "5";

60–80 % - оценка "4";

40–60 % - оценка "3";

0–40 % - оценка "2".

Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.

Тест 1. Повторение изученного в 5 классе: фонетика, морфемика, орфография
Вариант 1

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

□ 1) лестница

□ 2) съёмка

□ 3) семья

□ 4) заяц

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 1) б..лкон, выр..сла

□ 2) т..жёлый, трен..р

□ 3) д..ван, пож..леть

□ 4) сл..варь, пом..ститься

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) ч..рный, крыж..вник

□ 2) про..ьба, расч..ртить

□ 3) об..езд, июл..ский

□ 4) г..тара, соб..рать

А4. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

□ 1) возница

□ 2) домовой

□ 3) подводный

□ 4) запад

В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки звонкие.

Мелка река, да круты берега.

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1. (Ответ должен быть полным.)

Вариант 2

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

□ 1) маяк

□ 2) пьеса

□ 3) праздник

□ 4) подъём

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 1) ар..мат, бл..стеть

□ 2) зв..нок, х..хотать

□ 3) гр..мадный, б..лельщик

□ 4) прил..жение, л..теть

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) плеч..м, ещ..

□ 2) ра..цвет, ра..даться

□ 3) стад..он, бл..стать

□ 4) ре..кость, маршру..

А4. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

□ 1) сделать

□ 2) ссора

□ 3) обидный

□ 4) полено

В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки глухие.

Невелика птичка, да коготок остёр.

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1. (Ответ должен быть полным.)

Тест 2. Повторение изученного в 5 классе: части речи
Вариант 1

А1. В каком ряду оба существительных относятся к 3-му склонению?

□ 1) выглянуть из-за тучи, жить в роскоши

□ 2) в узкой щели, помочь подруге

□ 3) средство от мозолей, нуждаться в помощи

□ 4) постричь волосы, любишь сладости

А2. В каком ряду оба глагола относятся к I спряжению?

□ 1) выскочу, перегореть

□ 2) найду, удержать

□ 3) собирать, нарисую

□ 4) вылечу, растаять

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) метк..м словом, в зимн..м уборе

□ 2) жале..м щенка, протира..т зеркало

□ 3) накле..м марку, постел..м скатерть

□ 4) ехать на трамва.., в письме Мари..

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?

□ 1) обжеч..ся, катаеш..ся

□ 2) начинает..ся, немощ..ный

□ 3) программа передач.., плащ..

□ 4) под..ём, вороб..и

В1. Напишите часть речи, которой выражено сказуемое в предложении.

Красна изба углами, а печь - пирогами.

С1. Напишите о роли пословиц в нашей жизни. (Ответ должен быть полным.)

Вариант 2

А1. В каком ряду оба существительных относятся к 3-му склонению?

□ 1) оказался в глуши, халат врача

□ 2) перестановка мебели, рисовать тушью

□ 3) решение задач, борьба с бедностью

□ 4) привлечь внимание, до новых встреч

А2. В каком ряду оба глагола относятся ко II спряжению?

□ 1) оставлю, прогнать

□ 2) выдержу, заниматься

□ 3) замру, выспаться

□ 4) рассеять, закреплю

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) о хорош..м дне, могуч..м ураганом

□ 2) выключ..шь телевизор, отража..тся в озере

□ 3) посмотр..м направо, запиш..м в блокнот

□ 4) краски осен.., история Итали..

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?

□ 1) мурав..и, об..яснить

□ 2) батон..чик, избежать неудач..

□ 3) поднят..ся, одеваеш..ся

□ 4) борщ.., лес дрему..

В1. Напишите часть речи, которой выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в предложении.

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

С1. Напишите о роли пословиц и поговорок в нашей жизни. (Ответ должен быть полным.)


Продолжение см. на http://profilib.com/chtenie/117511/nataliya-egorova-kontrolno-izmeritelnye-materialy-russkiy-yazyk-6-klass.php

20