СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса (учебникЛ.Я. Желтовская, О.Б.Калинина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса (учебникЛ.Я. Желтовская, О.Б.Калинина)»


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373).

  • ООП МОУ СОШ №29 (утверждена приказом № ____________ от ________________).

При составлении рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» учтены требования следующих документов:

  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов».

Целями изучения русского языка являются:

  • Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников.

  • Социокультурная цель включает формирование:

а) коммуникативной компетентности учащихся (развитие устной и письменной речи);

б)навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

  • Формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка во 2 классе решаются следующие задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

  • овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа;

  • формирование способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Приоритеты в формировании УУД на учебном предмете «Русский язык» отражены в 7 разделе рабочей программы.

Курс «Русский язык» имеет познавательно-коммуникативную направленность. В этом явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык. Следовательно, содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного воспитания.

Кроме того, содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания ООП реализуется за счет текстов упражнений и изложений нравственно-этической направленности, используемых для работы на уроках русского языка, а также надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет деятельности с конкретным предметным содержанием, за счет физкультминуток, тем по безопасности поведения, а также надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе русского языка. В данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Курсивом в тематическом и поурочном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих второй класс.

В соответствии с приказом МО и науки РФ от 14.09.87. № 552/17 «О выставлении отметок во втором классе четырёхлетней начальной школы» во 2 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков в 1 четверти без их оценки в баллах.


2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отражена в ООП МОУ СОШ №29


3.Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

На обучение учебному предмету «Русский язык» во 2 классе» отводится 4 часа в неделю (4•34=136 часов в год). Рабочая программа рассчитана на 136 часов.

Данное положение регламентировано:

  1. Положение приказа по МОУ СОШ №29 от 28.08.2015 г. за № 221 «О годовом календарном учебном графике МОУ СОШ №29 на 2015-2016 учебный год»

  2. Учебный план школа на 2015-2016 учебный год (приказ по МОУ СОШ №29 от 28.08.2015 г. за №220).



  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отражены в ООП МОУ СОШ №29


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Русский язык»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отражены в ООП МОУ СОШ №29

6. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержание учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отражено в ООП МОУ СОШ №29

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отражено в ООП МОУ СОШ №29

7.Тематическое планирование


раздела

Тема

Всего

часов

Из них

Характеристика деятельности учащихся

Формирование ИКТ-компетентности

Развитие речи

Учёт знаний

(тема)

О даре слова (введение)

5


Р.р. №1

К. Д. №1

Предъявлять основные учебные умения: читать, писать.

Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык».

Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Делать простые выводы.

Находить основную мысль читаемых текстов.

Сравнивать тексты, написанные разными стилями, узнавать образные слова.

Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов.

Осознавать различие и общность понятий «речь» и «язык».

Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения.

Слово и его строение (повторяем, изучаем)

22

3

Р.р. №2

Р.р.№3.

Р.р.№4

Р.р.№5

К.С,№ 1.

К.С.Д. №1.

К. Д. №2

П.Р. № 1


Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике. Выявлять и дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.

Моделировать схемы слов.

Соотносить количество звуков и букв в словах, устанавливать и объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.

Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Наблюдать над свойствами русского ударения, вслушиваться в мелодику слова, правильно произносить слова.

Осознавать роль создания письменности для развития общества.

Определять положение заданной буквы в алфавите.

Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов.

Читать схему о роли букв е, е, ю, я.

Осознавать условия выбора прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных.

Высказываться об увиденном, описывать.

Устанавливать основное правило и варианты его применения при записи слов разной слоговой структуры.

Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова.

Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице.

Моделировать звуковое и слоговое строение слова.

Выявлять условия выбора гласных после разных групп твердых и мягких согласных.

Осознавать несоответствие в языке между процессом оглушения и написания согласных на конце слов.

Вычленять главное действие в решении задачи по подбору проверочного слова.

Наводить справки в орфографическом словарике.

Группировать слова по их общим значениям.

«Читать» табличку и озвучивать ее содержание словесно.

Различать на слух набор слов, предложений и текст. Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов.

«Чувствовать» (языковое чутье) недочеты в речи.

Применять знания о правописании при записи слов.

Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга. Оценивать успешность своей работы в тренинге.

Осознавать суть орфографического действия

Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника.

Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно.

Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме.

Действовать по аналогии (сопоставление с содержанием мультфильма).


Слово и его значение.

11

1

Р.р.№5

Р.р.№6

Р.р. №7


К. Д. № 3 (ПА)


Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении.

Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений.

Использовать разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией.

Понимать тему, выявлять ключевые слова текста, выбирать запрашиваемый материал.

Осознавать наличие разных сторон значения слова. Уточнять значение слова в толковых словарях.

«Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов.

Наводить справки о значениях слов в толковом словаре.

Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов.

Группировать слова как части речи.

Выявлять общее и различное в частях речи.

Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки.

Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений.

Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам.

Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств.

Определять свои интересы и выбирать нужный проект.


Слово и его значимые части.

9



П.Р. № 2


Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков.

Различать группы родственных слов, слов с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.

Наблюдать над оттенками значений ( проявлять языковое «чутье»), вносимых в слова приставками и суффиксами, делать выводы.

Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове.

Изменять слова при связи слов в предложении.

Анализировать строение слова со стороны наличия в нем значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов.

Синтезировать: составлять слова с опорой на модели ( схемы). Группировать слова в соответствии с их составом.

Прогнозировать результат своей работы, выявлять затруднения и находить способы выхода из них.


Правописание слов

19

2

Р.р.№7

Р.р.№8

Р.р.№9


К.С. № 2.

К.С.Д. №2.

К,Д,№4

Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки.

Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы.

Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы.

Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи.

Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова.

Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм.

Находить ответ о написании слов в орфографическом и этимологическом словарях.

Дифференцировать применение правил при записи слов со схожими орфограммами.

Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приемы проверки согласных орфограмм в слове. Обосновывать ( устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове.

Работать с информацией научного текста ( правила): выявлять новые сведения, опираясь на известные.

Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове.

Использовать общие способы действий при решении разных орфографических задач.

Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы.

Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приемы проверки. Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определенного типа.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм ( памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях.

Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов.

Воспроизводить содержание текстов с опорой на план.

Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому.

Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе.

Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками.

Создавать собственное высказывание определенного жанра: поздравление с Новым годом.

Использовать нормы речевого этикета в тексте- поздравлении.

Редактировать тексты.

Выбирать проект и группу, распределять виды работ.


Тема текста

7

1

Р.р.№10

Р.р.№11


Осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи. Обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения. «Читать» схемы и знаки препинания.

Обобщать признаки предложения. Понимать основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с ними. Строить высказывания в объеме предложений. Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов.

Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям.

Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы.

Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы.

Добывать информацию о книге (понимать тему, содержание) из названия, оглавления.

Формулировать, высказывать мнения, сообщать о впечатлениях от прочитанного.

Читать и понимать историко-познавательные тексты.

Осуществлять систематизацию, хранение книг и их поиск в домашней библиотеке. Осуществлять поиск книги по каталогам.

Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах).

Собирать и отбирать материал для высказывания.

Корректировать (редактировать) написанное.

Проводить презентацию проекта.

Корректно вносить собственные замечания, предложения.


Правописание слов

33

4

Р.р. №12

Р.р. №13

Р.р. №14

П.Р. № 3

К.С. № 3.

К.С.Д. №3.

П.Р. № 4

К.Д.№5

Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой.

Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова.

Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре.

Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Использовать различные приемы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах.

Находить основание для группировки слов ( по лексическому значению, по наличию орфограмм).

Группировать слова по наличию в них двойных согласных.

Обращаться к орфографическому словарю с целью уточнения правописания слов.

Пробовать «перо» в составлении текста телеграммы.

Тренировать зрительную память и контролировать свои действия.

Находить основания для группировки слов.

«Читать» таблицы и дополнять недостающую информацию.

Применять правила в процессе исполнения работы.

Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи.

Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов.

Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнера, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму. Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слоговому, морфемному).

Использовать правила написания слов при записи по слуху.

Готовиться к воспроизведению текста по слуху на основе его зрительного восприятия.

Составлять тексты в жанре письма.

Выделять новые случаи, позиции обозначения твердых и мягких согласных звуков в середине слова.

Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме.

Дифференцировать варианты применения правил при решении орфографических задач.

Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова.

Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах.

Дифференцировать функции употребления мягкого знака.

Предъявлять результат. Осуществлять самоконтроль.


Части речи и их работа в предложении

23

2

Р.р. №15

Р.р. №16

Р.р.

№17

П.Р. № 5

К.Д.№6

Распознавать группы слов (части речи) по их отличительным признакам.

«Читать» и преобразовывать модели (схемы) предложений и высказывания.

Определять грамматические признаки имени существительного.

Систематизировать признаки имени существительного как части речи.

Группировать имена существительные по отнесенности к одушевленным и неодушевленным.

Наблюдать над вариантами значений существительных каждой группы.

Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр.

Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана.

Осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имен собственных.

Определять грамматические признаки имени прилагательного.

Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи.

Наблюдать над вариантами значений прилагательных.

Определять грамматические признаки глаголов.

Систематизировать признаки глагола как части речи.

Осмысленно подбирать глаголы при выражении мыслей и чувств.

Наблюдать над формами изменения частей речи по числам.

Делать вывод об общности данной формы у известных частей речи.

Осознавать роль в предложении слов-связок.

Синтезировать: составлять предложения с использованием слов- связок.

Осознавать способность слов- связок выражать оттенки значений.

Анализировать содержание текста из нескольких микротем.

Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста.

Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний.

Редактировать собственные и чужие тексты.

Осознавать свое место, роль, мотив в выбранном проекте.

Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности.


Язык и речь. Обобщение.

7


Р.р.

№18

К.С.Д.

№ 4.

Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения.

Применять полученные предметные умения при работе с текстом познавательного характера.



136

13

18

К.С.Д.

№ 4.

П.Р. № 5

К.Д.№6




Поурочное планирование


№урок

п\п

№урока по теме

Дата

Что пройдено

Формирование ИКТ-компетентности

Развитие речи.


Контрольные и проверочные работы


О даре слова (введение)(5 часов)



Вводный урок. Знакомство с учебником. Оформление, форзацы, оглавление. Слово как единица речи. Роль языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир.






Наш родной язык - русский.





Качества русского слова: образность, точность, меткость русского языка.





Слово, предложение, текст.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного 1 классе» (входная).



Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного 1 классе» (входная).


Устная народная речь и её особенности: ритмичность, напевность, мелодичность.

Р.р. №1Составление устных рассказов на основе воспоминаний о летнем отдыхе.


Р.р. Составление устных рассказов на основе воспоминаний о летнем отдыхе.



Слово и его строение (повторяем, изучаем).(22 часа)



Строение слова. Взаимосвязь в слове значения формы его выражения (звуковой, буквенной).





Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков / букв.





Алфавит, алфавитный порядок. Практическая значимость знания алфавита.

Повторение клавиатурного письма

(Клавиатурный тренажер)

ИКТ




Упражнения в запоминании порядка следования букв в алфавите, в расстановке слов по алфавиту, в использовании знания алфавита при работе со словарями.





Большая буква в словах, правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран).





Слоги. Ударение.





Перенос слов. Упражнения в сопоставлении количества слогов и вариантов переноса слов.

Контрольное списывание № 1.



Контрольное списывание № 1.


Согласные звуки и их обозначение на письме. Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме.

Знакомство с диктофоном

(Назначение устройства, включение и выключение)

ИКТ




Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных.





Упражнения в написании в словах

жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.





Обозначение парных звонких и глухих согласных. Упражнения на вставку букв по данным проверочным словам.





Гласные звуки и их обозначение на письме. Упражнения в выборе гласной по данным проверочным словам, подбор проверочных слов с опорой на образец.

Контрольный словарный диктант №1.



Контрольный словарный диктант №1.


Упражнения в написании слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением.





Обозначение парных звонких и глухих согласных. Упражнения в написании слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением.

Контрольный диктант №2 по теме «Обозначение согласных и гласных звуков»



Контрольный диктант №2 по теме «Обозначение согласных и гласных звуков»


Слова-названия предметов, признаков, действий.





Слово и предложение. Признаки предложения. Упражнения в составлении предложений. Связь слов с помощью предлогов.

Р.р. №2 Восстановление деформированного текста. Запись ответов на вопросы к тексту.


Р.р. №2 Восстановление деформированного текста. Запись ответов на вопросы к тексту.



Особенности строения текста (план-вопросник).

Р.р.№3. Упражнения в редактировании текста, в составлении предложений и текста на заданную тему.


Р.р.№3. Упражнения в редактировании текста, в составлении предложений и текста на заданную тему.



Предложение и текст. Признаки текста. Изложение авторского текста по готовому плану-вопроснику.

Р.р.№4 Обучающее изложение № 1 на основе зрительного восприятия текста по готовому плану-вопроснику. («До свидания, журавли» - стр. 56)


Р.р.№4 Обучающее изложение № 1 на основе зрительного восприятия текста по готовому плану-вопроснику.



Анализ изложения с точки зрения раскрытия содержания, речевого изложения, грамотности.

Возможности работы с диктофоном

(Понятие текстовой информации. Запись звука, микро-рассказа, микро-интервью)

ИКТ




Составление предложений на основе набора слов, схем.

Проверочная работа № 2 по теме: «Слово, предложение, текст».



Проверочная работа № 2 по теме: «Слово, предложение, текст».


Работа над ошибками проверочной работы с использованием упражнений из «Школы грамотеев».






Р.р.№5 Обучающее сочинение № 1 на основе ситуации, заданной кадрами из мультфильма «Дед Мороз и лето». (Стр. 57)


Р.р.№5 Обучающее сочинение № 1 на основе ситуации, заданной кадрами из мультфильма «Дед Мороз и лето».




Слово и его значение. (11 часов)



Анализ сочинения и работа над речевыми недочётами.

Язык, речь и общение.





Секреты русского слова. Использование слов при построении речи.





Правила этикета.

Итоговая контрольная работа . Диктант с грамматическим заданием №3 по теме «Слово, предложение, текст» (ПА)



Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 (ПА)


Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Ситуации приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Р.р.№5 Устные высказывания о просмотренных мультфильмах


Р.р.№5 Устные высказывания о просмотренных мультфильмах



Лексическое значение слова. Наблюдение над употреблением в речи многозначных слов.





Наблюдение над употреблением слов в переносном значении.





Закрепление особенностей значения русского слова: многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов.





Группы слов с общим значением как части речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.





Упражнения в группировке слов по частям речи, определение частей речи в составе предложений, различение однокоренных частей речи (бег - бегать). Составление словосочетаний и предложений по заданным в схемах названиям речи.

Извлечение информации записанной с помощью диктофона

ИКТ




Выборочный пересказ текста.

Р.р.№6 Работа по анализу и воспроизведению текста о загадках неба и чудесных превращениях облаков. (Стр. 78)


Р.р.№6 Работа по анализу и воспроизведению текста о загадках неба и чудесных превращениях облаков.



Сочинение по итогам наблюдений.

Р.р. №7Обучающее сочинение № 2. Составление загадок и стихов об облаках на основе личных наблюдений. (Стр. 79)


Р.р. №7Обучающее сочинение № 2. Составление загадок и стихов об облаках на основе личных наблюдений.



Слово и его значимые части. (9 часов)



Анализ сочинений. Корень слова. Однокоренные слова.





Упражнения в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов.





Упражнения в различении однокоренных слов и слов-синонимов. Исторический корень.





Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов в словах.





Приставка. Словообразовательная роль приставок в словах.





Упражнения в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.





Окончание как изменяемая часть слова.





Значение окончания (указание на части речи и их формы) и его роль в предложении. Практикум по анализу (разбору) слов с точки зрения его значащих частей – корня, суффикса, приставки, окончания. Работа с памятками по устному и графическому анализу слов.





Анализ слов по составу. Упражнения в разборе слов по составу.

Проверочная работа № 2 по теме: «Слово и его значимые части».




Проверочная работа № 2 по теме: «Слово и его значимые части».


Правописание слов. ( 19 часов)



Понятие об орфограмме. Слабая и сильная позиция звуков в словах. Обозначение звуков в слабых позициях буквами.

Работа над ошибками проверочной работы.

Перенос и прямой ввод информации в ПК с диктофона

ИКТ




Упражнения в решении орфографических задач (поиск звуков в слабых позициях и выбор букв для их обозначения). Работа по памятке.





Упражнения в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок).





Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов.





Упражнения в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного.





Проверка безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё.





Проверка безударных гласных в корне после шипящих.





Изложение по готовому плану. Упражнения в использовании разных способов и приёмов проверки орфограмм в корне слова.

Р.р.№7 Обучающее изложение № 2 на основе зрительного восприятия текста по готовому плану и опорным словам. (Стр.109, упр. 22)


Р.р.№7 Обучающее изложение № 2 на основе зрительного восприятия текста по готовому плану и опорным словам.



Анализ изложения и работа над ошибками.

Организация проектной деятельности по теме: «Как хорошо уметь грамотно писать».

Контрольный словарный диктант №2.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.



Контрольный словарный диктант №2.



Упражнения в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и её проверке.





Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.





Знакомство со способом проверки непроизносимых согласных в корне. Упражнение в нахождении слов с непроизносимыми согласными в корне слова.





Упражнения в нахождении «опасного звучания» в словах и проверке для выбора правильного написания.

Запись собственной устной речи в виде звукового файла

(Проба пера. Создание загадок и запись рабочих материалов на диктофон)

ИКТ




Упражнение в использовании разных способов и приёмов проверки орфограммы.





Систематизация знаний о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы.





Упражнение в нахождении в тексте слов с орфограммами.

Итоговая контрольная работа . Диктант с грамматическим заданием №4 по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова» (ПА)



Итоговая контрольная работа . Диктант с грамматическим заданием №4 по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова» (ПА)


Анализ контрольной работы и работа над допущенными ошибками.

Разные способы и приемы проверки орфограмм в корне слова, их использование в практической деятельности.





Р.р.№8 Обучающее изложение № 3 на основе зрительного восприятия текста по его заголовку, готовому плану, содержанию частей-ответов на вопросы (Стр.126, упр.1-2.)


Р.р.№8 Обучающее изложение № 3 на основе зрительного восприятия текста по его заголовку, готовому плану, содержанию частей-ответов на вопросы



Р.р.№9 Обучающее сочинение № 3. Составление поздравления с новогодним праздником на основе личного опыта. Структура, способы выражения, оформления поздравлений и пожеланий.


Р.р.№9 Обучающее сочинение № 3. Составление поздравления с новогодним праздником на основе личного опыта.





Тема текста.(7 часов)



Анализ и работа над ошибками сочинения.

Презентация проектов по теме: «Как хорошо уметь грамотно писать».

Слово в предложении. Предложение. Члены предложения.





Тема текста. Заголовок.

Имя папки. Ввод имени папки с клавиатуры, переименование.

ИКТ




Упражнения в сопоставлении похожих тем на стихотворных текстах о забавах детей зимой. Упражнения в выборе более точного заголовка текста.





Структура текста. Текст с двумя микротемами.





Основная мысль текста. Упражнения в озаглавливании текстов.





Р.р.№10 Сообщение о любимой прочитанной книге с помощью готового плана-вопросника.


Р.р.№10 Сообщение о любимой прочитанной книге с помощью готового плана-вопросника.



Р.р.№11 Обучающее сочинение № 4 о зимних забавах, историях на основе впечатлений во время зимних каникул.


Р.р.№11 Обучающее сочинение № 4 о зимних забавах, историях на основе впечатлений во время зимних каникул.





Правописание слов (33 часа).





Анализ творческих работ и работа над ошибками. Проверяемые орфограммы в корне слова. Правила записи слов. Повторение способов и приёмов проверки орфограмм в корне.





Упражнения в решении орфографических задач в словах. Графическое обоснование орфограмм и их проверки.

Р.р. №12 Обучающее изложение № 4 зрительного восприятия по готовому плану (Стр.21, упр. 18, 19)



Р.р. №12 Обучающее изложение № 4 зрительного восприятия по готовому плану



Упражнения в решении орфографических задач в словах. Графическое обоснование орфограмм и их проверки.

Проверочная работа № 3 по теме: «Правописание слов с проверяемыми орфограммами в корне».



Проверочная работа № 3 по теме: «Правописание слов с проверяемыми орфограммами в корне».


Анализ изложения и проверочной работы. Работа над устранением речевых недочетов изложения.

Непроверяемые орфограммы в корне слова.

Запись собственной устной речи в виде звукового файла

(Выбор и запись пословиц на диктофон)

ИКТ




Безударные гласные, не проверяемые ударением. Написание названия птиц.





Слова с труднопроверяемыми гласными. Упражнения в нахождении слов с труднопроверяемыми гласными.





Слова с непроверяемыми гласными.

Упражнения в написании слов с непроверяемыми гласными.





Непроверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные.





Непроверяемые звонкие и глухие согласные. Упражнения в написании слов иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными по темам: «Транспорт», «Туризм».





Двойные согласные в русских словах.





Перенос слов с двойными согласными.

Запись собственной устной речи в виде звукового файла

(Проба пера. Создание рассказа и запись рабочих материалов на диктофон)

ИКТ




Двойные согласные в словах иноязычного происхождения.





Упражнения в написании и употреблении слов с двойными согласными.

Контрольное списывание № 3.



Контрольное списывание № 3.


Упражнения в группировке слов по наличию в них двойных согласных.

Обобщение и предупредительный диктант по теме: « Проверяемые непроверяемые орфограммы в корне слова».





Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.

Контрольный словарный диктант№3.



Контрольный словарный диктант№3.


Упражнения в выборе гласных и согласных как проверяемых, так и непроверяемых.





Упражнения в выборе гласных и согласных как проверяемых, так и непроверяемых. Предупредительный диктант по теме урока.





Совершенствование орфографического навыка правописания проверяемых орфограмм в корне слова.

Проверочная работа № 4 по теме:

«Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова».



Проверочная работа № 4 по теме:

« Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова».


Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

Р.р. №13 Обучающее сочинение № 5 на основе личного опыта.

Первоначальный опыт работы со звуковыми файлами

(Работа с текстом сказки и придумывание реплик для героев в соответствии с общим сюжетом)

ИКТ

Р.р. №13 Обучающее сочинение № 5 на основе личного опыта.



Анализ и работа над ошибками сочинения.

Структура письма. Составление письма родным.

Р.р. №14 Составление текстов в жанре письма.


Р.р. №14 Составление текстов в жанре письма.



Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков.





Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков (закрепление).





Употребление гласных после непарных твёрдых шипящих согласных и буквы ц. Упражнения в написании слов с сочетаниями жи – ши.





Упражнения в написании гласных после мягких согласных (ча-ща, чу-щу).





Написание слов с сочетаниями чк, чн, нщ.





Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.





Обозначение на письме мягкости согласного [л,] с помощью мягкого знака как перед твёрдыми, так и перед мягкими согласными.

Итоговая контрольная работа . Диктант с грамматическим заданием №5 по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова» (ПА)



Итоговая контрольная работа . Диктант с грамматическим заданием №5 по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова» (ПА)


Разделительный мягкий знак.

Фиксация текстовой информации с использованием инструментов ИКТ

(Фиксация текстовой информации: свойства, описание опыта в электронной таблице)

ИКТ




Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком перед буквой и, в притяжательных прилагательных, в отчествах.





Наблюдение над употреблением разделительного мягкого знака перед буквой О в словах французского происхождения.





Упражнения в различении мягкого знака – показателя мягкости и разделительного. Выборочный диктант по теме урока.





Обобщение знаний о роли мягкого знака в словах.

Предупредительный диктант по теме урока.





Обобщение знаний о роли мягкого знака в словах. Практикум по слого- звуковому анализу (разбору) слов.





Части речи и их работа в предложении. ( 23 часа)



Общее значение частей речи. Имя существительное. Определение имён существительных среди других частей речи.





Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.





Наблюдения над одушевлёнными именами существительными - названиями людей (кем могу тебя называть), названиями животных (зверей, птиц, рыб, насекомых). Наблюдения над неодушевлёнными именами существительными - названиями вещей, растений, слов с обобщённым значением (мебель).





Наблюдения над неодушевлёнными именами существительными - названиями чувств, явлений природы.





Собственные имена существительные.





Имена, отчества, фамилии как имена собственные. Историческая роль отца в приобретении фамилии и отчества. Знакомство с понятием «Родословное дерево».





Географические названия как имена собственные. Упражнения в написании большой буквы в географических названиях.





Обобщение знаний об именах существительных.

Проверочная работа № 5 по теме: «Имя существительное».



Проверочная работа № 5 по теме: «Имя существительное».


Работа над ошибками проверочной работы.

Признаки имён прилагательных.





Полные и краткие формы имён прилагательных.





Р.р. №15 Использование имен прилагательных для характеристики человека (персонажа). Упражнения в написании родовых окончаний имён прилагательных.

Освоение лексики и орфографии родного языка средствами ИКТ

(Упорядочивание словарных слов с изучаемыми орфограммами)

ИКТ

Р.р. №15 Использование имен прилагательных для характеристики человека (персонажа).



Глагол. Признаки отличия глагола от других частей речи.





Грамматические признаки глаголов.





Родь глаголов в речи. Использование глаголов в переносном значении.





Изменение частей речи по числам.

Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием №6 на тему «Правописание гласных и согласных в корне» (административная за год).



Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием №6 на тему «Правописание гласных и согласных в корне» (административная за год).


Изменение имён существительных по числам. Упражнения в узнавании формы единственного и множественного числа имён существительных.





Предлоги и союзы – слова–связки. Служебная роль предлогов и союзов.





Смысловые оттенки предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов





Повторение об отличительных признаках синтаксических единиц – предложения, текста.





Углубление представлений о назначении («работе») частей речи при выражении мыслей и чувств.





Р.р.№17 Обучающее изложение № 5 слухового восприятия текста. Анализ языковых особенностей и строения текста («Золотой луг» М. Пришвин), запись его содержания по готовому плану на основе выписанных образных слов и выражений.


Р.р.№16 Обучающее изложение № 5 слухового восприятия текста.



Р.р.№18 Обучающее сочинение № 6 на основе собственных наблюдений. Подготовка к творческой работе по описанию одуванчика. Мини - сочинение о цветке.

Клавиатурное письмо

(Запись в таблицу автора и названия произведений)

ИКТ

Р.р.№17 Обучающее сочинение № 6 на основе собственных наблюдений.



Представление творческих работ обучающихся в классе. Коллективное оценивание сочинений-описаний.

Организация проектной деятельности по теме: Мастерская слова».





Язык и речь. Обобщение . (7 часов)



Речь. Слово. Предложение. Текст.





Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с мягким знаком. Звуко-буквенный анализ слов.

Контрольный словарный диктант № 4.



Контрольный словарный диктант № 4.


Части речи. Упражнения в разборе слов по составу.





Назначение языка в речи.





Р.р.№189Обучающее сочинение № 7 по рисунку и на основе личного опыта. Рассуждения о предстоящем летнем отдыхе.


Р.р.№18Обучающее сочинение № 7 по рисунку и на основе личного опыта.



Анализ творческих работ обучающихся. Работа над ошибками.

Итоговый урок в форме лингвистической игры «Путешествие в Ошибкоград».





Презентация проектов по теме: «Мастерская слова».


















8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект курса «Русский язык»


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы



№ п/п

Название пособия

Класс

Год издания

Издательство

Автор

Учебник «Русский язык».

2

2012

М.: Астрель

Л.Я. Желтовская

О.Б.Калинина

Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» в 2-х частях.

2

2015

М.: Астрель

Л.Я.Желтовская

О.Б.Калинина

Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012года №1067, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 года №26755).

Материально-техническое обеспечение программы

Учебные пособия:

  • Школьные орфографические словари;

  • Толковый словарь русского языка;

  • Орфоэпический словарь русского языка.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Таблицы: «Разбор слова по составу», «Звуко-буквенный разбор слова», «Проверка безударных гласных в корне», «Проверка парных согласных в корне», «Алфавит», «Письменные буквы русского алфавита» ( по методике В.Илюхиной), «Звуки и буквы», «Согласные звуки и буквы», звуко-буквенная лента;

  • Опорная цветовая таблица «Состав слова»;

  • Сигнальные карточки цветовые;

  • Сигнальные карточки буквенные;

  • Набор карточек «Словарные слова»;

  • Наборы предметных картинок, «Картинный словарь»;

  • Наборы сюжетных картинок для развития речи;

  • Репродукции картин известных художников для развития речи;

  • Индивидуальные маркерные доски;

  • Шкафы для хранения счетного и демонстрационного материала.

Электронно-программное обеспечение:

  • Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности ( компьютерные программы);

  • DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;

  • Электронные словари;

  • Презентации по русскому языку.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор, DVD-плееры, МР3-плееры;

  • Компьютер с учебным программным обеспечением;

  • Музыкальный центр;

  • Демонстрационный экран;

  • Демонстрационная доска для работы маркерами;

  • Цифровой фотоаппарат;

  • Сканер, ксерокс и цветной принтер;

Контрольный диктант №1 на тему «Повторение изученного 1 классе» (входная).

Цель: проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать под диктовку слова различной звуко-слоговой структуры, записывать предложение (раздельно писать слова в предложении, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; умение правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь.

Осы

Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.

Контрольные и проверочные работы за I четверть

Диктант

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание имен собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; умение переносить слова.

Вариант 1

ОСЕНЬ

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Весь день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Под елью в траве уснул ежик. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

Слова для справок: небо, пора, дует, скачут.

Грамматические задания

1. Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

2. Разделите для переноса слова: теплые, уснул.

Вариант 2

РОЩА

Оля Яшина и Юра Чудин жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Пёстрые дятлы стучали по дубу. Они искали себе пищу под корой. Ребята часто ходили гулять в рощу. С ними был пёс Рыжик.

Слова для справок: у рощи, пёстрые, себе.

Грамматические задания

1. Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

2. Укажите количество звуков и букв в словах: Юра, гулять.

Контрольное списывание

Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.

РЫБАЛКА

Чудесный летний день мальчики бегут на речку у воды шумят камыши волны тихо плещутся Боря Чайкин закинул удочки показались две большие щуки щуки хороши

Работа над предложением, текстом

1. Составьте текст обучающего изложения по вопросам.

ЛЕС

Летом лес был зеленый. Осенью березы стали желтыми. Осины покраснели. Маленький клен стал похож на букет цветов. Все листья у него разные: зеленые, желтые, красные, коричневые.

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был лес летом? (Зеленый.)

2. Какими стали осенью березы? (Желтыми.)

3. Что произошло с осинами? (Покраснели.)

4. На что похож маленький клен? (Букет цветов.)

5. Какие у него листья? (Зеленые, желтые, красные, коричневые.)

Слова для справок: у него.

2. Составьте 3–4 предложения на данную тему, используя опорные слова.

Поздняя осень

Осенью, льет, деревья, дождь, ветер, листья, птицы.

3. Дополните незаконченные предложения подходящими по смыслу словами.

В зарослях кустарника ... .

Под березкой ... .

На полянку ... .

2 четверть.

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умения применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака; умение переносить слова.

Вариант 1

ЗИМОЙ В ЛЕСУ

Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!

Слова для справок: падают, мелькнула.

Грамматические задания

1. Из четвертого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

ЗВЕРИ ЗИМОЙ

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

Слова для справок: кружит, берлога, залезла.

Грамматические задания

1. Выписать слова вьюга, птичьи и разделить их для переноса.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

ЗИМА НАСТАЛА

Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал снег. Шапками лёг он на ветки деревьев. Кругом лежат пушистые сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. Деревья стоят тихо.

1. К слову студёные записать близкое по значению.

СЛЕДЫ

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.
Однажды Никита и ребята заблудились в лесу. Вдруг Никита увидел след собаки.
По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!

Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Текст обучающего изложения по вопросам.

СНЕГОВИК

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома. Девочки сделали из угольков глаза, а из морковки – нос. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы плана

1. Какой снег шел весь день?
2. Что решили сделать дети?
3. Что сделали мальчики?
4. Что сделали девочки?
5. Какой получился снеговик?

2. Из слов каждой строчки составить предложение.

  • русский, хорош, зимой, лес

  • деревьями, под, сугробы, глубокие

  • в, шапках, снежных, пни, стоят

  • следы, на ковре, белом, зверей и птиц, появились

3. Составить и записать небольшой рассказ на следующую тему:

В ЛЕСУ ЗИМОЙ

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы



30