муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Калитвенская СОШ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
проектной деятельности
по научно-познавательному направлению
«Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»
начальное общее образование 3 класс
Количество часов 33ч
Учитель: Недвига Елена Владимировна
2016 г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Место занятия внеурочной деятельности в учебном плане
Занятия проектной деятельности по научно-познавательному направлению
«Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» в 3 классе проходят 1 раз в неделю и составляют 33 часа в год.
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» (7 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» (10 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
«Исследовательская практика» (12ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытия новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (4 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Планируемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- метод исследования: анкетирование, моделирование;
- основы работы с компьютером;
- что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
- способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
| Тема | Название проекта | Кол-во ч. | Деятельность, продукт деятельности | Дата прове дения | Дата пере носа |
1 | Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект! | Что такое проектная деятельность? | 1 | Усваивает понятия: проект, исследование, планирование, значение и важность проекта в любом виде человеческой деятельности. | 07.09 | |
2 | Как много интересного вокруг |
| 1 | Усваивает понятия: тема исследования, предмет исследования, объект исследования, цель проекта, задачи проекта. |
14.09 | |
3 4 | «В гостях у сказки» | «Наши любимые сказки» | 2 | Герои сказок в лепке, создание книжки- малышки, создание собственных сказок | 21.09 28.09 | |
5 | Источники информации. |
| 1 | Знакомится с понятием: источник информации, с видами источников информации: книгами, периодическими изданиями, Интернет и др. | 05.10
| |
6 7 | «Я в мире людей» | «Мои друзья» | 2 | Альбомы, рисунки + веселые истории, газета | 12.10 19.10
| |
8 | Библиотека. Словари. | | 1 | Знакомится с понятием «словари», с видами словарей, принципами работы с ними. |
26.10 | |
9 10 | «Ты и твоё здоровье» | «Я и моё тело» | 2 | Дневник «Я расту». | 09.11 16.11
| |
11 | Библиотека. Энциклопедии |
| 1 | Знакомится с понятием «энциклопедия», типами и видами энциклопедий, их структурой, алгоритмом поиска. | 23.11 | |
12 | Устное народное творчество | «Числа в пословицах и поговорках» | 1 | Пословицы в карточках. | 30.11 | |
13 | Библиотека. Справочники. |
| 1 | Знакомится с понятием «справочники», их видами и структурой, алгоритмом поиска. |
07.12
| |
14 15 | Мир животных и птиц | «Моё выдуманное животное» |
2 | Коллаж. Круглый стол «Суд над животными». | 14.12 21.12
| |
16 | Библиотека. Медиаресурсы. |
| 1 | Усваивает понятия: медиаресурсы, медиатека; знакомится с видами медиаресурсов, алгоритмом поиска. | 11.01 | |
17 | Времена года | «Осторожно, зима!» | 1 | Кормушка. Поделки. | 18.01
| |
18 | Интернет. |
| 1 | Усваивает понятия: сеть Интернет, поисковая система; знакомится с алгоритмом поиска, принципами безопасной работы в сети Интернет. |
25.01
| |
19 20
21 | Семья | «Традиции моей семьи» | 3 | Герб семьи. Подарок маме. | 01.02 08.02 15.02
| |
22 | Поиск в сети Интернет. | | 1 | Умеет находить информацию в поисковых системах |
22.02 | |
23 | Литературное чтение | «Мои первые стихи» | 1
| Книжка- малышка. Сборник наших стихов | 01.03
| |
24 | Библиотека нашего села. |
| 1 | Знакомится с сельской библиотекой, правилами использования фондов. | 15.03
| |
25 26 | Наследие | «Защитники Отечества» | 2 | Исторический альбом «Защитники Отечества». Экскурсия к памятнику. | 22.03 05.04 | |
27 28 | Хобби | «Мир наших увлечений» | 2 | Кроссворды. «Турнир смекалистых.» | 12.04 19.04 | |
29 30 | Анализ и систематизация полученной информации |
| 2 | Знакомится с алгоритмом анализа полученной информации, понятием «вторичный документ», правилами составления вторичного документа. | 26.04 03.05
| |
31 | Мир вокруг нас | «Моё имя»
| 1 | Словарик имен членов моей семьи. | 10.05
| |
32 | Культура выступления. |
| 1 | Знакомится с нормами и средствами выразительности литературного языка. | 17.05 | |
33 | Урок - выставка | Подведение итогов деятельности |
1
| Презентация лучших проектов | 24.05 | |
Банк информационно-коммуникационных ресурсов
для проведения занятий:
Белобородова О.Г., Шалашова Ж.А., Кулакова И.Н. Программа внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению в 1 – 4 классах «Школа исследованияг. Черемхово, Иркутская обл., интернет – ресурс.
М.В. Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс»,
2011 г.
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
Горячев А. В. «Организация проектной деятельности»
Сборники игр и упражнений для проведения тренингов.
Макет портфолио обучающегося.
Рекомендации для оформления исследовательских работ.
Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Используемая литература.
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь ников.Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
7. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)