СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочке "Умники и умницы" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочке "Умники и умницы" 3 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

(МБОУ Калитвенская СОШ)





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Умники и умницы»

начальное общее образование 3 класс

Количество часов 68 ч

Учитель: Недвига Елена Владимировна









2016 г.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.:Просвещение, 2009г.

Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов. Серия «Умники и умницы» Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. 2011.

Методического пособия «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» Холодова О., Москва, 2011 г.


«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» Сенека, римский философ.

Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а других даже простая житейская задача ставит в тупик?

Как научиться правильно оценивать ситуацию и принимать верное решение? Когда этому учить детей, в какой форме?

Курс «Умники и умницы» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в выборе решения. Часть упражнений готовит учащихся к выполнению тестовых заданий, которые сегодня повсеместно используются в интеллектуальных конкурсах, экзаменационных работах, ГИА и ЕГЕ.

Явным достоинством программы является то, что задания увлекательны для детей. Благодаря частым переключения с одного вида деятельности на другой, работа представляется более насыщенной, динамичной и менее утомительной. Используя различные формы деятельности, такие как диспут, работа в малых группах, соревнования, «мозговой штурм», серьезная задача по развитию познавательных способностей приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, создает особый положительный эмоциональный фон, способствует развитию речи и коммуникативной сферы, снижает уровень школьной тревожности, способствует переносу ситуаций успеха на всю учебную деятельность и нормализации самооценки учащихся.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать три аспекта учебной цели: воспитывающий, познавательный и развивающий.

Место занятия внеурочной деятельности в учебном плане

Занятия интеллектуального клуба «Умники и умницы» в 3 классе проходят 2 раза в неделю и составляют 68 часов в год.









Планируемые результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем на основе диагностик по Асмолову А.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)



Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Структура занятия:

«Мозговая» гимнастика.

(Качание головой, «ушки», дыхание, вращение глазами).

Цель – улучшение деятельности мозга за счет активизации его структур и стимуляции мыслительных процессов.

Разминка.

(Загадки. Вопросы на сообразительность и быстроту реакции).

Цель - создание положительного эмоционального фона, включенности в работу, концентрации внимания на речи учителя, тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Логически поисковые задания (ребусы, кроссворды)

Веселая переменка. Пауза на развитие двигательной сферы и снижение мыслительного напряжения.

Цель – развитие умения ориентироваться в тексте задачи, любовь к логическим рассуждениям, самостоятельному и коллективному поиску нестандартных решений.

Календарно-тематическое планирование 3 класс


Дата прове

дения

Дата перено

са

Тема,

тип урока, форма проведения

1 четверть – 18 часов


1

02.09


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

05.09


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

3

09.09


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

4

12.09


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

5

16.09


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

6

19.09


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

7

23.09.


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

8

26.09


Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

9

30.10


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

10

03.10


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

11

07.10


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

12

10.10


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

13

14.10


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.


14

17.10


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

15

21.10


Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

16

24.10


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

17

28.10


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

18

07.11


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

2 четверть – 14 часов

19

11.11


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

20

14.11


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

21

18.11


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

22

21.11


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

23

25.11


Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

24

28.11


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

25

02.12


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

26

05.12


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

27

09.12


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

28

12.12


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

29

16.12


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

30

19.12


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

31

23.12


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

32

26.12


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

3 четверть – 21 час


33

09.01


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

34

13.01


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

35

16.01


Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

36

20.01


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

37

23.01


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

38

27.01


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

39

30.01


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

40

03.02


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

41

06.02


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

42

10.02


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

43

13.02


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

44

17.02


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

45

20.02


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

46

27.02


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

47

03.03


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

48

06.03


Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

49

10.03


Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

50

13.03


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

51

17.03


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

52

20.03


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

53

24.03


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

4 четверть – 15 часов


54

03.04


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

55

07.04


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

56

10.04


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

57

14.04


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

58

17.04


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

59

21.04


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

60

24.04


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

61

28.04


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

62

05.05


Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

63

08.05


Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

64

12.05


Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

65

15.05


Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

66

19.05


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

67

22.05


Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

68

26.05


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года